Вы находитесь здесь:
Учебный модуль 9
Экономика, менеджмент и маркетинг
библиотечно-информационной деятельности
Составители: д-р пед. наук, проф. Л. А. Кожевникова, канд. пед. наук Г. М. Вихрева
Цель: формирование у слушателей курса представлений о методологии предмета изучения, методах социально-экономического прогнозирования библиотечной деятельности, инновационных процессах, происходящих в библиотечно-информационных учреждениях.
Категория слушателей: слушатели Высших библиотечных курсов.
Срок обучения: 28 часов.
Режим занятий: 4 часа в день.
Содержание учебного модуля
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Содержание курса
- Контрольные вопросы
- Учебно-методическое обеспечение курса
- Мультимедийные лекции
- Лекторы
Наименование дисциплины | Всего часов |
В том числе | Форма контроля | |
---|---|---|---|---|
лекции | практ. занятия | |||
Экономика, менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности | 28 | 20 | 4 | коллоквиум 4 |
№ темы | Наименование дисциплины | Всего часов |
В том числе | Форма контроля | |
---|---|---|---|---|---|
лекции | практ. занятия | ||||
Введение | 0,5 | 0,5 | |||
1 | Экономическое пространство и экономический потенциал библиотек сибирских территорий | 1,5 | 1,5 | ||
2 | Библиотечная экономика: сущностные свойства и характеристики. Методы изучения экономической деятельности библиотек | 2 | 2 | 2 | |
3 | Библиотечные ресурсы, библиотечный общественный продукт (услуга), их экономическая оценка. Рынок библиотечных продуктов и услуг | 4 | 4 | ||
4 | Экономика библиотечного обслуживания. Платное библиотечное обслуживание; экономический и этический аспекты | 2 | 2 | ||
5 | Экономика управления библиотечной деятельностью, ее правовое регулирование | 2 | 2 | ||
6 | Необходимость инновационной деятельности библиотек в контексте новой общественной реальности | 2 | 2 | ||
7 | Сущность инновационных изменений в библиотечном деле | 2 | 2 | ||
8 | Современный библиотечный менеджмент | 2 | 2 | ||
9 | Маркетинговый подход в библиотечной деятельности | 1 | 1 | ||
10 | Цели и содержание стратегического управления в библиотеках | 3 | 1 | 2 | |
Итоговый контроль | 4 | коллоквиум 4 |
|||
Итого | 28 | 20 | 4 | 4 |
Введение
Курс помогает освоить систему терминов, овладеть методологией предмета изучения, методами социально-экономического прогнозирования библиотечной деятельности.
Курс предполагает изучение основных параметров библиотечной ситуации как фактора социально-экономического развития территории, формирование представления о роли и месте библиотек в структуре базовых социально-экономических процессов территорий; о сущности инновационной деятельности, ее специфике применительно к библиотечному делу, о теоретических основах менеджмента и маркетинга. Обучающиеся овладевают основными техниками маркетинговых исследований и проектной деятельности.
Курс оказывает существенную помощь в освоении приемов и правил разработки адаптационного механизма библиотек к меняющимся реалиям.
Тема 1 Экономическое пространство и экономический потенциал библиотек сибирских территорий
Место библиотеки в структуре базовых социально-экономических процессов. Определение экономического пространства в трудах отечественных ученых. Основные показатели качества библиотечного экономического пространства. Анализ связей хозяйствующих субъектов территорий. Внутреннее экономическое пространство библиотеки, его основные параметры.
Тема 2 Библиотечная экономика: cущностные свойства и характеристики. Методы изучения экономической деятельности библиотек
Содержание, формы, законы развития библиотечной экономики, субъект экономической деятельности. Внутрибиблиотечный хозрасчет и экономический анализ как основные методы исследования теории библиотечной экономики и организации библиотечного производства. Моделирование экономической деятельности библиотеки.
Тема 3 Библиотечные ресурсы и библиотечный общественный продукт (услуга), их экономическая оценка. Рынок библиотечных продуктов и услуг
Основные виды библиотечных ресурсов, механизм их поступления в библиотеку. Библиотечный общественный продукт (услуга), его назначение, место в системе общественного производства. Стоимостная оценка библиотечного продукта (услуги). Сегментация информационно-библиотечного рынка территорий.
Тема 4 Экономика библиотечного обслуживания. Платное библиотечное обслуживание: экономический и этический аспекты
Социально-экономический аспект и культурный контекст библиотечного обслуживания. Экономические интересы, экономическое поведение, экономическая культура библиотечных специалистов и читателей – участников экономической деятельности. Основные принципы платного библиотечного обслуживания.
Тема 5 Экономика управления библиотечной деятельностью, ее экономико-правовое регулирование
Сущность, содержание, принципы, функции и формы управления библиотечной деятельностью. Основные правовые документы, регулирующие экономические и социальные основы библиотечного обслуживания.
Тема 6 Необходимость инновационной деятельности библиотек в контексте новой общественной реальности
Особенности современной общественной реальности. Концепция устойчивого развития. Информация как фактор устойчивого развития. Библиотека – информационное «ядро» региона и гарант доступа к информационным ресурсам. Сущность понятий «новшества», «нововведение», «инновации».
Тема 7 Сущность инновационных изменений в библиотечном деле
Специфика инноваций в сфере библиотечной деятельности. История развития теории библиотечной инноватики. Особенности и классификация библиотечных инноваций.
Тема 8 Современный библиотечный менеджмент
Теоретические основы менеджмента. Сущность и специфика библиотечного менеджмента. Деятельность менеджера в библиотеках.
Тема 9 Маркетинговый подход в библиотечной деятельности
Маркетинг как современная концепция управления. Сущность и принципы маркетинга. Особенности маркетинга в некоммерческом секторе. Специфика библиотечного маркетинга. Маркетинговые исследования в библиотеках.
Тема 10 Цели и содержание стратегического управления в библиотеке
Роль эффективного управления в осуществлении инновационной деятельности библиотек. Понятие инновационной политики. Постановки целей и задач библиотечной инновации. Инновационные идеи и их оценка. Стратегический план и целевые программы. Инновационный проект как основа внедрения новшества.
- Дайте характеристику основных параметров библиотечного экономического пространства.
- Каковы сущностные свойства и характеристики библиотечной экономики, по каким законам она развивается?
- Назовите и охарактеризуйте основные методы изучения экономики библиотечной деятельности.
- Дайте определение библиотечным ресурсам как экономической категории. Какова их роль в системе общественного производства?
- Охарактеризуйте сущность библиотечного общественного продукта (услуги). Из чего складывается их экономическая оценка?
- Назовите факторы, формирующие экономическое поведение и экономическую культуру библиотечных специалистов и читателей.
- Охарактеризуйте основные взгляды общественных и зарубежных специалистов на введение платного библиотечного обслуживания. Какие этические принципы не должны нарушаться при предоставлении платных услуг?
- Сущность и содержание экономических методов управления библиотечным производством.
- Правовое регулирование экономики библиотечной деятельности. Назовите основные регламентирующие документы.
- Сформулируйте сущность понятий «новшества», «нововведение», «инновации». Определите, в чем состоит особенность библиотечных инноваций.
- В чем сущность и специфика библиотечного менеджмента?
- Особенности деятельности менеджера в библиотеках?
- Назовите процедуры стратегического проектирования.
- Объясните особенности маркетинга в некоммерческом секторе.
- Назовите виды библиотечной деятельности, в которых применяются маркетинговые исследования.
- Сформулируйте основную концепцию маркетинга.
- Назовите принципы маркетинга.
- В чем состоит необходимость инновационных изменений в библиотечной деятельности?
- Какова специфика библиотечного маркетинга?
- Назовите основные виды библиотечных инноваций.
- Что такое инновационная политика?
- Назовите составляющие стратегического плана.
5 Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Абрамова Л. В., Суслова И. М. Функции информационно-библиотечного менеджмента : учеб. пособие. – М. : МГУКИ, 2007. – 146 с.
Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов на/Д. : Феникс, 1998. – 512 с.
Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия, 2007. – 264 с.
Бакленд М. Модернизация библиотечного дела : манифест. – М. : ОГИ, 2000. – 268 с.
Басамыгина И. Н. Микроэкономика библиотечного дела : науч.-практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – 160 с.
Басамыгина И. Н., Апанасенко А. А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой. – М. : Литера, 2009. – 126 с.
Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений : сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1997. – 210 с.
Библиотечный менеджмент : дидакт. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой. – М. : Профиздат, 2001. – 203 с.
Борхардт П. Маркетинговая концепция для публичных библиотек // Маркетинг – современная концепция управления библиотекой. – М., 1994. – С. 67–76.
Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. – М. : Профессия, 2004. – 304 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/148559/, http://www.twirpx.com/file/191946/ (дата обращения 07.12.2010).
Брофи П. Оценка деятельности библиотек. – М. : Омега-Л, 2009. – 357 с.
Ванеев А. Н., Мошкина Н. И. Библиотечный коллектив: проблемы изучения и управления // Библиотековедение. – 1994. – № 5. – С. 96–105.
Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. – 2-е изд. – М. : Гардарика, 1998. – 296 с.
Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб. : Профессия, 2003. – 317 с.
Клюев В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : (маркетинг в системе управления библиотекой): учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : МГУКИ, 2003. – 143 с.
Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки : учеб. пособие для вузов культуры и искусства. – М. : МГУК, 1998. – 135 с.
Кожевникова Л. А. Региональное библиотековедение: 100 вопросов и ответов по экономике и методологии : учеб.-метод. пособие. – Новосибирск : ГПНТБ, 2008. – 151 с.
Кожевникова Л. А. Библиотека в структуре экономики региона : препринт 02-1. – Новоcибирск, 2002. – 32 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GPNTB/020_gpntb.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах : учебно-метод. пособие. – Новосибирск, 2005. – 48 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn06.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности : конспект лекций. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1999 – 46 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/uchebniki/uchebn03.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности : учебник. – Новосибирск, 2001. – 128 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/ekonomika/index.htm (дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник. – Изд. 2-е, доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 200 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn17.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с.
Концепция маркетинга для публичных библиотек : пер. изд. / П. Борхард [и др.]. – М. : БиблиоМаркет, 1993. – 143 с.
Меренкова Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки библиотек. – М. : Литера, 2009. – 173 с.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М. : Дело, 1994. – 702 с.
Мильнер Б. З. Теория организаций : курс лекций. – М. : Инфра-М, 1998. – 335 с.
Мурашко О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек. – М. : Литера, 2008. – 139 с.
Паршукова Г. Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности : учеб. пособие. – Новосибирск, 2005. – 151 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn08.pdf (дата обращения 12.12.2010).
Паршукова Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки: (конспект лекций для библ. специалистов) / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – 74 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/Strategiya/index.htm (дата обращения 05.12.2010).
Паршукова Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности : учеб. пособие. – Новосибирск, 2004. – 187 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn10.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Полл Р., Бокхорст П. Измерение качества деятельности библиотек : пер. с англ. – М. : Пашков дом, 2008. – 314 с.
Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности : учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара : СГАКИ, 2008. – 111 с.
Романов П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент : науч.-метод. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с.
Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : полн. курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе кандидат. минимума. – Орел : Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 266 с.
Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : хрестоматия для аспирантов и соискателей. Ч. 1. – Орел : ОГИИК. – 2010. – 329 с.
Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : хрестоматия для аспирантов и соискателей. Ч. 2. – Орел : ОГИИК.– 2010. – 314 с.
Суслова И. М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга : учеб.-метод. пособие. – М. : Профиздат, 2003. – 159 с.
Суслова И. М. Значение стратегического менеджмента в управлении информационно-библиотечной деятельностью [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom7/disk/54.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках : учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея, 2005. – 143 с.
Суслова И. М., Злотникова З. И. Проектная деятельность библиотек : науч.-практ. пособие. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 175 с.
Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств. – СПб. : Профессия, 2009. – 600 с.
Учебно-методический комплекс ГПНТБ СО РАН «Высшие библиотечные курсы». Раздел: Экономика, менеджмент, маркетинг библиотечно-информационной деятельности [Электронный ресурс].
Уэйнганд Д. Э. Управление современной публичной библиотекой: стратегия развития. – М. : Рудомино, 1997. – 132 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/191955/ (дата обращения 06.12.2010).
Фенелонов Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины // Библиотечное дело – XXI век. – 2004. – № 1. – С. 6–15. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=98 (дата обращения 06.12.2010).
Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления. – М. : Пашков дом, 2008.– 263 с.
Чуприна Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике : науч.-практ. пособие. – М. : Либерея, 2004. – 117 с.
Дополнительная литература
Руководство для небольшихъ библіотекъ. Съ рисунками, образцами бланковъ и алфавитным указателемъ. – 2-е перераб. и знач. доп. изд. / Моск. гор. нар. ун-тъ им. А. Л. Шанявскаго. – М., 1917. – 238 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/228867/ (дата обращения 05.12.2010).
Литература, поступившая в 2012-2013 гг.
Библиотечно-информационная деятельность : сборник заданий и метод. рекомендаций для специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; [редкол.: О. В. Жуликова (отв. ред.) и др.]. — Тамбов : Изд-во ТГУ. — Вып. 2 : Специальные дисциплины. — 2010. — 396 с. (Раздел <Менеджер информационных ресурсов. СД.Ф.04 Экономика библиотечно-информационной деятельности>)
Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб. гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е.Б. Артемьева, Н.С. Мурашова. — Новосибирск, 2011. — 172 с.
Инновационно-методическая работа библиотеки [Электронный ресурс] : учеб. комплекс для системы повышения квалификации. — Тамбов : [б. и.], 2010. — Загл. с этикетки диска. — Б. ц.
Клюев, Владимир Константинович. Ресурсное обеспечение библиотек на основе государственного и муниципального заказа : научно-методическое пособие / В. К. Клюев, О. Ф. Бойкова. — Москва : Литера, 2010. — 89 с. : ил, формы; 20. — (Современная библиотека ; вып. 61).
Колесникова М.Н. Управленческая деятельность в библиотеке: рабочая программа и учебно-методические материалы по курсу функциональной специализации / М. Н. Колесникова // Современное библиотечно-информационное образование : учеб. тетради. — СПб., 2010. — Вып. 10. — С. 174-198
Матвеева, Ирина Юрьевна. Библиотечная инноватика : учеб. пособие: [для 1-го курса по направлению 071200 «Библиотечно-информ. ресурсы»] / И. Ю. Матвеева. — Челябинск : ЧГАКИ, 2010. — 127 с.
Менеджмент библиотеки: как планировать и вести переговоры с партнерами / Гос. публич. науч.-техн. б-ка России ; [авт.-сост. Е. М. Ястребова]. — Москва : ГПНТБ, 2009. — 151 с.
Меньщикова, Светлана Павловна. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности : [практ. пособие] / С. П. Меньщикова. — Москва : Информ. центр сотрудничества «Литера», 2009. — 112 с.; 20 см. — (Современная библиотека ; вып. 48).
Редькина, Н. С. ИТ-стратегия библиотеки : науч. пособие / Н. С. Редькина. — М. : «Литера», 2012. — 240 с.
Редькина, Наталья Степановна. Стратегическое развитие информационных технологий в библиотеке [Текст] / Н. С. Редькина ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; науч. ред. Б. С. Елепов. — Новосибирск, 2012. — 224 с.
Ринчинова, Юлия Сергеевна. Стратегическое управление библиотекой : программа и метод. рекомендации для 5 курса заоч. отд. по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информац. деятельность». Профиль «Универсальный» / Ю. С. Ринчинова ; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств, Ин-т информ. технологий, экономики и упр., каф. библ.-информ. ресурсов. — Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2012. — 16 с.
Романов, Петр Сергеевич. Экономика и управление библиотечно-информационной деятельностью за рубежом / П. С. Романов; под общ. ред. Позднякова В.Г. ; Рос. акад. с.-х., Центр. науч. с.-х. б-ка. — М. : ЦНСХБ Россельхозакадемии, 2010. — 357 с.
Современные тенденции в библиотечном менеджменте [Электронный ресурс] : учеб. комплекс для системы повышения квалификации. — Тамбов : [б. и.], 2010. — Загл. с этикетки диска.
Суслова, Ираида Марковна. Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты : учебное пособие / И. М. Суслова. — Санкт-Петербург : Профессия, 2012. — 237 с.
Таращенко, А. А. Инноватика для практиков : (методическое пособие) / А. А. Таращенко ; Томская обл. универсальная науч. б-ка им. А. С. Пушкина. — Томск : Ветер, 2012. — 89 с.
Матвеева, Ирина Юрьевна. Инновационный менеджмент: от идеи до реализации : научно-практическое пособие / И. Ю. Матвеева. — Москва : Литера, 2011. — 149 с. — (Современная библиотека ; вып. 84).
Стрелкова-Зыль, Ирина Борисовна. Кадровые ресурсы библиотек: теория и практика управления развитием : научно-практическое пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. — Москва : Литера, 2011. — 236 с. — (Современная библиотека).
Чудинова, Вера Петровна. Измерение ценности и критерии эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт : научно-практическое пособие / В. П. Чудинова. — Москва : Литера, 2011. — 256 с. — (Современная библиотека).
Булычева, А. А. Проектная деятельность библиотек Мордовии [Электронный ресурс] : программа курса и метод. рекомендации: учеб. изд. / А. А. Булычева. — Саранск : [б. и.], 2012. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.
Нормирование труда в библиотеке : методические рекомендации / Рос. гос. б-ка ; [сост.: Г. А. Новикова и др.]. — Москва : Пашков дом, 2013. — 74, [1] с. — (Библиотека библиотекаря)
Литература 2014 г.
Экономика, менеджмент, маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Суслова, И. М. Функциональные технологии информационно-библиотечного менеджмента : учебное пособие / И. М. Суслова, Л. А. Абрамова. — Санкт-Петербург : Профессия, 2014. — 280 с. — (Библиотека).
Фенелонов, Евгений Алексеевич. Власть и библиотека, или Когда чиновники во благо : аналитические заметки управленца / Е. А. Фенелонов. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. — 295 с. — (Библиотекарь и время. XXI век)
Стефановская, Наталия Александровна. Управление библиотечным делом = Management of librarianship : учеб. пособие по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»] / Н. А. Стефановская ; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов : Изд-во ТГУ, 2013. — 135 с.
Гусева, Евгения Николаевна. Оценка инновационной деятельности библиотек: методы и подходы / Е. Н. Гусева ; Рос. гос. б-ка. — Москва : Пашков дом, 2013. — 82, [1] с. — (Библиотека библиотекаря)
Слаутина, Надежда Михайловна. Основы маркетинга : учеб. пособие по направлению 071800 «Социально-культурная деят-ть» / Н. М. Слаутина ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, Ин-т социал.-культур. технологий, каф. упр. социал. сферой. — Новосибирск : Сибпринт, 2013. — 68 с.
Управление библиотечным делом : учеб. пособие для направления 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность», бакалавриат / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, библ.-информ. фак., каф. библиотековедения и теории чтения ; [сост. Чурашева О. Л.]. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. — 78 с.
Лопатина, Ольга Александровна. Экономика библиотечно-информационной деятельности : учеб.-метод. пособие / О. А. Лопатина ; М-во культуры Рос. Федерации, Хабар. гос. ин-т искусств и культуры, каф. книговедения и библ.-информ. деятельности. — Хабаровск : ХГИИК, 2013. — 229 с.
Информационный менеджмент : учебное пособие / Баранская М. Ф., Буракова И. С., Баранов Р. Д. [и др.]. — Пятигорск : РИА-КМВ, 2014. — 171 с.
Редькина, Наталья Степановна. Технологический менеджмент в системе управления библиотекой / Н. С. Редькина ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка, Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2014. — 416 с.