Вы находитесь здесь:
Проекты и отчеты НИР
Основная информация
В соответствии с Уставом ГПНТБ СО РАН проводит научные исследования по следующим направлениям:
• сохранение и изучение историко-культурного наследия: выявление, систематизация, научное описание, реставрация и консервация, сохранение документального научного и культурного наследия Сибири и Дальнего Востока;
• исследование истории, современного состояния и тенденций развития книжной культуры Сибири и Дальнего Востока;
• исследование инфраструктуры научных коммуникаций, ее истории и перспектив развития в условиях цифровой трансформации, в том числе в целях оптимизации процессов библиотечно-информационного сопровождения научных исследований;
• исследование и развитие программно-технологических основ библиотечно-информационной деятельности, создание информационно-библиотечных ресурсов;
• наукометрический анализ трендов и перспектив развития мировой и российской сферы исследований и разработок, разработка и адаптация методов оценки результативности научных исследований, анализ зависимости результативности российских ученых от институциональных факторов и национальной научной политики, сопоставление с мировой практикой;
• анализ информационного поведения, информационной и цифровой грамотности научных и научно-педагогических работников, роль в результативности и качестве научных исследований, разработка методов и программ развития компетенций;
• исследование роли и места научно-технических библиотек в развитии информационной инфраструктуры поддержки научных исследований, открытой и гражданской науки.
Проекты НИР на 2022–2026 гг.
Научная библиотека региона в условиях меняющейся научно-образовательной среды
Руководитель – д-р пед. наук Елена Борисовна Артемьева
Целью исследования является разработка модели адаптации деятельности научных библиотек региона к современной системе коммуникаций и новым методам распространения научных публикаций в контексте системных трансформаций общества, предполагающей изменение: парадигмы деятельности библиотек по формированию фондов научной литературы в условиях меняющегося научного книжного потока; системы обслуживания ученых и специалистов научно-образовательного комплекса библиотечно-информационными ресурсами с учетом модификаций читательских предпочтений и практик пользователей библиотек; концепции взаимодействия научных библиотек; системы профессионального развития специалистов библиотечно-информационной отрасли, занимающихся доведением информации до читателя. Комплексное исследование среды, в которой функционируют научные библиотеки, осуществляется на основе современных культурологических, социально-философских и историко-антропологических представлений о факторах социально-культурной динамики и месте культурной детерминации в этом процессе.
Депозитарий книжных памятников Сибири и Дальнего Востока: выявление, система цифрового хранения и организации доступа для исследования
Руководитель – канд. филол. наук Андрей Юрьевич Бородихин
Цель проекта – обеспечение доступности к научно достоверной и максимально полной информации о хранящихся в сибирском и дальневосточном регионах книжных памятниках в процессе их выявления и изучения. Важным научным результатом достижения цели проекта станет введение в научный оборот новых памятников и целых коллекций книжной, четьей и полемической литературы, старообрядческого или официально-церковного происхождения. Новизна предлагаемого подхода заключается еще и в том, что в научный обиход, в исследовательскую среду вводятся книжные памятники, не являющиеся экземплярами государственного хранения. Основными результатами реализации целей и задач проекта будут подготовленные на предшествующих этапах научные описания (каталоги) книжных памятников древнерусской традиции, книг гражданской печати, связанных бытованием с Сибирью иностранных изданий XV-XVII вв. Все это должно лечь в основу разработанных в рамках проекта Сводных каталогов каждого из обозначенных книжных комплексов.
Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом
Руководитель – д-р пед. наук, проф. Ольга Львовна Лаврик
Цель проекта – определение современного состояния и тенденций развития коммуникаций российской науки с обществом. Основными научными результатами станут разработка терминологического ряда, метрик и критериев эффективности взаимодействия НИИ с обществом, оценка отношения науки к коммуникативной деятельности и общественности к науке, и динамика ее изменения под воздействием различных мероприятий, разработка теоретико-методологических обоснований направлений библиотечно-библиографической деятельности как канала взаимодействия науки и общества.
Трансформация книжной культуры в социальных коммуникациях XIX–XXI вв.
Руководитель – д-р ист. наук Ирина Владимировна Лизунова
Цель исследования – выявление и анализ специфики трансформации книжной культуры в социальных коммуникациях XIX–XXI вв. Научно-исследовательский проект посвящен проблемам трансформации книжной культуры в период с XIX по XXI в. в социальных коммуникациях. Анализ эволюции книжной культуры России позволит выявить специфику и тенденции ее развития в условиях модификации социальных коммуникаций в различные исторические периоды, определить направления изменения ее важнейших институтов: книгоиздания, книгораспространения, библиотек и чтения. Книжная культура никогда не существовала в отрыве от общества и, с одной стороны, отражала в себе доминирующие способы социального взаимодействия, с другой – обуславливала своими коммуникативными возможностями и ограничениями специфику социальных взаимодействий того или иного периода. В связи с этим предполагается изучение книжной культуры в ее включенности в социальные коммуникации, обеспечивающие социальные взаимодействия на различных этапах в XIX–XXI вв. и выявление социокультурных последствий ее трансформации.
Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки
Руководитель – д-р пед. наук Наталья Степановна Редькина
Целью исследования является построение модели функционирования научной библиотеки, способствующей созданию эффективной информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки открытой науки, управления научным контентом, обеспечения открытого доступа к информации и данным, предоставления высококачественных информационных услуг в жизненном цикле исследований на основе анализа международного опыта, перспектив развития открытой науки в России, систематизации уже имеющихся и новых инструментов и их опытной эксплуатации в рамках сотрудничества с научными коллективами, занимающимися исследованиями в области гуманитарных и общественных наук.
Эго-документы по истории Великой Отечественной войны и других военных конфликтов ХХ века из архивохранилищ востока России: проблемы выявления, атрибуции и публикации
Руководитель – д-р ист. наук, проф. Александр Леонидович Посадсков
Целью исследования является выявление, систематизация, атрибутирование, описание, историко-текстологический анализ, оценка информационного и общественного потенциала и, в конечном счете, – подготовка к использованию в виде издательского продукта неопубликованных эго-документов (воспоминаний, дневников, эпистолярных комплексов), охватывающих события вооруженных конфликтов ХХ в. (Великая Отечественная война, Первая мировая война, Гражданская война), отложившихся в архивохранилищах Сибири и Дальнего Востока. Реализация проекта позволит уточнить картину развития и эволюции исторического сознания населения Сибири и Дальнего Востока, детализировать специфику восприятия исторических событий различными социальными слоями в контексте изучаемой эпохи. Исследование выводит региональную историко-книжную науку на более конкретное понимание проблем формирования российского патриотизма, исторической памяти и национальной идентичности, основанное на анализе местных, ранее неизвестных источников. Предусмотрено решение некоторых проблем различения исторической памяти, исторической мифологии и исторической фальсификации, рассмотренных на материалах местных эго-документов. Одной из ведущих тем исследования является определение исторической достоверности вновь открытых источников. В связи с этим предполагается историко-биографическое изучение личности авторов неопубликованных мемуаров, дневников, литературных произведений.