В Диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН. 2007 г.
25 февраля, 2013
Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки; педагогические науки).
На заседания диссертационного совета было вынесено 12 диссертационных исследований: 5 диссертационных исследований по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки) и 7 диссертационных исследований по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).
Диссертационные работы в области библиотековедения,
библиографоведения и книговедения (исторические науки)
Диссертационное исследование О. П. Журавлевой «Становление книжного дела в Еврейской автономной области (конец 1920-х – начало 1960-х гг.)» (научные руководители – доктор исторических наук, профессор Пайчадзе Сергей Антонович – главный научный сотрудник лаборатории книговедения; кандидат исторических наук, доцент Лизунова Ирина Владимировна – старший научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН; официальные оппоненты: Зверев Владимир Александрович – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, руководитель лаборатории исторического образования и региональной истории Института истории, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»; Сергеева Елена Фаритовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, музееведения и краеведения Кемеровского государственного университета культуры и искусств, ведущая организация – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) «Хабаровский государственный институт искусств и культуры») направлено на решение важной научно-практической задачи, связанной с комплексным исследованием процессов становления и функционирования книжного дела в ЕАО в контексте общеисторического развития страны.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Доказано, что становление книжного дела в Еврейской автономной области обусловлено в первую очередь целенаправленной государственной политикой.
2. Установлено, что эволюция книжного дела в ЕАО определялась как общероссийскими тенденциями, так и местными особенностями: развитие книгоиздания характеризовалось переходом от исключительно ведомственных издающих организаций на начальном этапе становления области к созданию государственного книжного издательства; формированием местного книжного репертуара; созданием полиграфической базы для выпуска книг и периодических изданий на русском и еврейском языках; развитие книготорговли представляло собой процесс перехода от разрозненных книготорговых точек к единой системе книготорговых предприятий на территории ЕАО; важной составляющей книгораспространения являлось создание и непрерывное развитие библиотечной сети.
3. Обосновано, что период конца 1920-х – начала 1960-х гг. стал первым опытом формирования книжного дела на территории, ранее не включенной в ареал книжной культуры страны.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена значительным источниковедческим фундаментом: книгами, брошюрами, периодическими изданиями, выходившими в свет в исследуемый период; законодательными, делопроизводственными и статистическими документами, использованием совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования. Основные положения работы изложены и аргументированы в 14 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней, в учебном процессе.
Научная новизна и теоретическая значимость определяется вкладом автора в разработку истории книжного дела в ЕАО как части отечественного книговедения. Впервые в отечественной практике книговедения изучены процессы становления и развития книгоиздания, книжной торговли и библиотечного строительства на территории Еврейской автономной области. На основе использования широкого круга разнообразных источников положено начало комплексному изучению истории книжного дела ЕАО.
Новизна работы определяется большим массивом источников, введенных в научный оборот. Благодаря их использованию впервые были рассмотрены политические и социально-экономические условия формирования книжного дела в ЕАО, выявлена роль государства в этом процессе. Раскрыто значение еврейских международных организаций в осуществлении на Дальнем Востоке Биробиджанского проекта, проекта земледельческого переселения евреев из так называемой «черты оседлости», что оказало свое влияние на процесс создания, распространения и использования произведений печати на русском языке и идише.
Практическая значимость работы. Результаты исследования являются важным источником информации для историков, книговедов, библиотековедов, культурологов, краеведов и др. Воссозданный книжный репертуар может стать основанием для разработки планов переиздания наиболее значимых работ прошлого времени. По рекомендации автора исследования в 2004 г., к 70-летнему юбилею ЕАО, был возобновлен выпуск литературного альманаха «Биробиджан» на русском языке. В 2007 г. по заказу Правительства области запланировано издание монографии «Книжное дело в Еврейской автономной области (конец 1920-х – начало 1960‑х гг.)».
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Материалы могут быть использованы при разработке учебных курсов, подготовке учебно-методических пособий по истории регионального книговедения, истории библиотечного дела Сибири и Дальнего Востока в вузах, осуществляющих подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Не следует исключать возможности использования материалов работы при осуществлении комплексного изучения истории еврейской книги в России в целом и истории развития культуры ЕАО, в частности.
Диссертационное исследование Ю. С. Прониной «Книжное дело Сибири в завершающий период советской истории. 1985–1991 гг.» (научный руководитель – доктор исторических наук Посадсков Александр Леонидович – заведующий лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН; официальные оппоненты: Борзенков Алексей Георгиевич – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Новосибирского государственного университета; Козлов Сергей Васильевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры политических наук и технологий Сибирской академии государственной службы, г. Новосибирск; ведущая организация – Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск) является самостоятельной научно-исследовательской работой, в которой решена актуальная научная задача – комплексное изучение книжного дела Сибири в условиях «перестройки» в контексте общеисторического развития России.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
• выявлено, что в период «перестройки» в сфере книжной культуры такие явления, как создание альтернативных негосударственных структур, диверсификация книжного репертуара, коммерциализация деятельности государственных издательств, происходили в Сибири с некоторым запозданием. Данные тенденции проявились в полной мере в 1989–1991 гг.;
• доказано, что Сибирь являлась одним из очагов «неформальной» (независимой) печати. На протяжении 1988–1991 гг. здесь выходило около 100 названий подобных изданий;
• определено, что динамика выпуска печатной продукции в Сибири носила крайне противоречивый характер; возникли «ножницы» между числом названий литературы и ее тиражами;
• установлено, что Сибирь оставалась центром издания литературы на родных языках населявших ее народов, однако с ходом «перестройки» эта деятельность в Сибири сокращалась, что было вызвано особыми экономическими трудностями, невыгодностью этой литературы для национальных издательств;
• показано, что в результате процессов, протекавших в книжной культуре Сибири под воздействием «перестройки», была ликвидирована идеологическая монополия КПСС, упразднена цензура, сняты экономические и политические ограничения.
Достоверность исследования обусловлена широким кругом источников; использованием для изучения проблемы общенаучных и специальных книговедческих методов. Основные положения исследования изложены в 11 публикациях и выступлениях на международных, всероссийских, региональных научных конференциях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые проведено комплексное изучение книжного дела Сибири в условиях «перестройки» в контексте общеисторического развития России. Развитие книжной культуры Сибири рассматривается в тесной связи с социально-экономическими процессами. Выявлены основные тенденции и закономерности книгоиздания и книгораспространения в Сибирском регионе. Проанализирована деятельность государственных и альтернативных (кооперативных и общественных) издательств, их печатная продукция. Рассмотрены пути, формы и методы распространения книжной продукции. Исследование опирается на ранее не изученные архивные документы, материалы периодической печати.
Исследование вносит определенный вклад в разработку проблем регионального книжного дела во второй половине 80-х гг. XX в. Данная работа помогает более глубокому осознанию основных закономерностей и особенностей функционирования институтов книжного дела в их тесной взаимосвязи с конкретно-историческими явлениями. Впервые на основе обширной и разнообразной источниковой базы определены основные этапы, тенденции книгоиздания, книгораспространения и библиотечного дела Сибири в 1985–1991 гг. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории книгоиздания и книжной торговли Сибири и по истории книжного дела России в целом.
Практическая значимость исследования. Исследование позволило выявить проблемы выпуска, распространения и использования книги в Сибири в 1985–1991 гг., воссоздать общую картину истории книжного дела в регионе. Материалы диссертации использованы при подготовке коллективной монографии «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» (т. 5; 1963–1991 гг.), изданной в ГПНТБ СО РАН (2006). Обобщенные в приложениях статистические данные могут быть привлечены в качестве справочного материала при проведении исследований по региональному книжному делу.
Рекомендации об использовании результатов исследования. Результаты проведенного исследования могут быть реализованы при написании лекционных курсов и спецкурсов, при подготовке учебных пособий по истории отечественного книжного дела, особенно в региональном аспекте для студентов гуманитарных вузов. Материалы диссертации будут полезны для преподавателей истории, культурологии, книговедения, истории библиотечного дела, работников учреждений культуры.
Диссертационное исследование Б. А. Шураева «Издательская деятельность вузов Министерства внутренних дел России в конце XX – начале XXI в.» (научные руководители: доктор исторических наук, профессор Пайчадзе Сергей Антонович – главный научный сотрудник лаборатории книговедения; кандидат исторических наук Вишнякова Наталья Владимировна – заведующий редакционно-издательским отделом ГПНТБ СО РАН; официальные оппоненты: Кузнецов Иван Семенович – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Новосибирского государственного университета, г. Новосибирск; Потапов Михаил Григорьевич – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой правоведения Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск; ведущая организация – ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск) направлено на решение важной научно-практической задачи комплексного изучения современной системы вузовского книгоиздания МВД России, структуры издательского репертуара как результата функционирования этой системы.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Показано, что в МВД России в рассматриваемый период была реорганизована система вузовского книгоиздания, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структур, объединенных в системное, целостное образование, обеспечивающее выпуск печатной продукции в интересах ведомства и ведомственных вузов. Выявлены структура издательской системы и ее функционирование.
2. Изучена издательская практика образовательных учреждений МВД, выявлены ее отличительные особенности подготовки, выпуска и распространения вузовских изданий, их использования в учебном процессе и в практической деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
3. Проведен анализ тематического репертуара вузовских учебных и научных изданий Показано, что социальный заказ на подготовку кадров определял основные направления кадровой политики МВД, их реализацию в программах обучения, тематике, а, следовательно, и в содержании вузовских учебных и научных изданий.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена широкой источниковой базой; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 8 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней, в учебном процессе.
Научная новизна исследования обеспечивается тем, что в диссертации впервые представлены и уточнены некоторые принципиально важные моменты из истории становления и развития современной системы ведомственного книгоиздания, определены перспективные направления совершенствования вузовской издательской практики. В работе впервые освещены вопросы организации вузовского книгоиздания МВД России, выявлены ведомственные особенности вузовской издательской практики. В научный оборот введены не использовавшиеся ранее источники, на основе изучения которых проведен количественный и качественный анализ вузовской издательской продукции, выявлены ее характерные особенности; определены тематические направления, целевое и читательское назначение печатной продукции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование позволяет раскрыть закономерности, принципы и тенденции ведомственной вузовской издательской практики в контексте учебного и научного книгоиздания, наметить перспективы ее развития и предложить пути совершенствования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе предложения и выводы дополняют и развивают существующие требования к издательской работе вузов, способствуют формированию научного подхода к редакционно-издательской деятельности вузов МВД России.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Результаты диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам реализации современных требований к издательской деятельности высших учебных заведений МВД России с учетом потребностей вузов и органов внутренних дел; в качестве научно-методической базы при подготовке ведомственной учебной и научной литературы для высших учебных заведений; при создании организационно-методических документов, имеющих актуальное значение для издательской деятельности высших учебных заведений МВД России.
Диссертационное исследование С. Ю. Дутова «Военное книгоиздание и книгораспространение в России в XVIII веке» (научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Лютов Сергей Николаевич – главный научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Куприянова Татьяна Георгиевна – доктор исторических наук, профессор кафедры книговедения и пропаганды книги Московского государственного университета печати, г. Москва; Панченко Анатолий Михайлович – кандидат исторических наук, начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Новосибирского высшего военного командного училища (военного института) Министерства обороны РФ, г. Новосибирск; ведущая организация: Федеральное государственное учреждение «Российская национальная библиотека» (РНБ), г. Санкт-Петербург) является самостоятельной научно-исследовательской работой, в которой решена актуальная научная задача – изучение влияния исторических условий, социально-экономических, военно-политических и культурных факторов на процесс формирования отраслевого книжного массива в контексте эволюции отечественного книжного дела.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
– воссоздана исторически достоверная картина выпуска и распространения рукописных и печатных военных книг в XVIII в. и определены основные тенденции перспективного развития военно-книжного дела в России;
– выполнен статистический и тематический анализ репертуара печатной военной книги, установлены закономерности и особенности формирования отраслевого книжного массива в различные исторические периоды XVIII в.;
– обобщен опыт первых российских типографий по выпуску военных изданий, проанализированы предпосылки и условия формирования ведомственной полиграфической базы, выявлены особенности деятельности военных типографий по производству и реализации печатной продукции;
– определена специфика сосуществования рукописных и печатных военных книг в условиях расширения книгоиздательской практики;
– изучены специфика и масштабы военно-переводческой деятельности в XVIII в., определено ее влияние на авторское творчество представителей российской военной школы.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена опорой на обобщающие теоретические положения и подходы к изучению истории военной книги, а также использованием общенаучных методов (исторический, источниковедческий, методы сравнительного и системного анализа) и специальных – функционального, библиографического, типографского. Достоверность результатов подтверждается достаточностью и надежностью использованных источников (архивных сведений; изданий XVIII в., сохранившихся в крупных научных библиотеках; библиографических указателей), обеспечивающих проверяемость сведений, а также обширной эмпирической базой, основу которой составляют уточненные перечни рукописных и печатных военных книг XVIII в. Выводы подкреплены фактическим материалом, отражающим основные тенденции развития военного книгоиздания и книгораспространения в исследованный период. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 8 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней.
Научная новизна диссертации. Предпринятое исследование восполняет пробел, существовавший в изучении истории русской военной книги. В диссертации определены ценностные ориентиры, обусловившие востребованность книги в интересах развития военного дела, обозначены основные периоды, отличающиеся своеобразием объективных и субъективных подходов к организации выпуска и использования военных изданий в практике воинской деятельности. Впервые исследованы проблемы формирования ведомственной полиграфической базы, сохраняющегося значения рукописных военных сочинений в условиях расширения военно-издательской деятельности, специфики военно-переводческой деятельности и ее влияния на формирование национальных авторских кадров.
Теоретическая значимость диссертации определяется системным подходом к изучению вопросов становления военного книгоиздания и книгораспространения в России в XVIII в. с учетом меняющихся социально-экономических и военно-политических условий. Авторская концепция базируется на совокупности аргументов, доказывающих, что становление военного книгоиздания и книгораспространения в России заняло вековой отрезок истории, в рамках которого шел сложный и противоречивый процесс формирования национальной военной книги как значимого социально-культурного явления.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования обобщенного опыта истории русской военной книги XVIII в. в лекционных и специальных курсах по истории книги и книжного дела, при подготовке учебных пособий по военной истории. Материалы исследования в части, касающейся взаимодействия государственных, ведомственных и частных структур в вопросах выпуска и распространения военной книги, являются актуальным историческим опытом для решения данной проблемы в современных условиях. Приложение диссертации, включающее перечень военных печатных изданий XVIII в., может составить самостоятельный раздел отраслевой библиографии.
Рекомендации об использовании результатов исследования. Результаты диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных работ в области книговедения, отечественной истории, военной истории, культурологии. Обобщенные статистические сведения применимы в качестве справочного материала для историко-книговедческих исследований.
Диссертационное исследование Т. А. Кибардиной «Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII – первой половины XIX века» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Дергачева-Скоп Елена Ивановна – заведующий кафедрой древних литератур и литературного источниковедения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Зуев Андрей Сергеевич – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, г. Новосибирск; Вишнякова Наталья Владимировна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы, заведующий редакционно-издательским отделом ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры и искусств», г. Тюмень) направлено на решение важной научно-практической задачи по реконструкции «состоявшегося» круга чтения русского образованного общества и выявлению динамики социокультурного статуса чтения на основе мемуарного источника.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Реконструирован фактический круг чтения современников XVIII – первой половины XIX в.
2. Прослежена динамика круга чтения в пределах отдельных групп читателей, дифференцированных по гендерному, возрастному, социально-сословному и географическому критериям.
3. Выявлены особенности отношения общества (в лице мемуаристов) к книге и чтению в XVIII – первой половине XIX в., определяемые как просветительские.
4. Сформулирован вывод о постепенном формировании единой системы чтения к середине XIX в. для читателей из аристократической среды, представителей среднего дворянства и разночинцев.
5. Установлено, что способы прочтения (совместные чтения и чтение индивидуальное) в различных субкультурных нишах имели общие черты и были генетически связаны с древнерусской традицией и идеалистическими концепциями европейского просвещения.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена изучением большого массива мемуарных источников; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования (комплексного книговедческого, историко-культурного и историко-литературного подходов, сравнительного, исторического и системно-социологического анализа, функционального метода и частных книговедческих методик, связанных с описанием различных групп читателей, способов книгораспространения и книгопотребления, типологии и социологии чтения), с помощью которых из мемуаров XVIII – первой половины XIX в. были извлечены, систематизированы и обобщены разноаспектные материалы, характеризующие систему отношений «книга – читатель». Основные положения исследования изложены и аргументированы в 4 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней.
Научная новизна исследования. Изучение мемуарных материалов в целом позволило рассмотреть читателя как неотъемлемую (формирующую и формируемую) составляющую общественной жизни. Различные аспекты бытования книги, типы читателей и формы чтения, зафиксированные в отечественной мемуарной литературе, позволяют говорить об этом периоде как особом просветительском этапе книжной и читательской культуры русского общества. Впервые через личностное восприятие мемуаристов прослежена динамика отношений «читатель – книга», как единой системы в русском обществе XVIII – первой половины XIX в. Установлено, что круг чтения различных категорий читателей был довольно замкнутым (особенно аристократии); интеграция круга чтения аристократов, представителей среднего дворянства и других сословий осуществлялась благодаря образовательным учреждениям. Процесс, начавшийся с утверждения чтения как важного факта автобиографии человека на рубеже 1720–1730 гг., сопровождался сменой книжного репертуара от десятилетия к десятилетию, появлением новых групп читателей из непривилегированных сословий (к середине XIX в. устанавливается единый подход к системе чтения для всех групп читателей образованного русского общества), развитием системы книгораспространения (формирование библиотек, создание образовательных учреждений). Завершение этого процесса относится к середине XIX в., когда мемуарист-читатель осознает само чтение в качестве основы своего существования в обществе. В ходе исследования фрагментарно реконструирован фактический круг чтения различных категорий читателей.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии книговедческой методологии, основывающейся на комплексном подходе к изучению многоаспектного мемуарного материала о книге и читателе, что обеспечило целостное изучение разноаспектных проблем чтения в русском образованном обществе XVIII – первой половины XIX в.
Практическая значимость. Материалы диссертации используются при подготовке лекционных курсов по истории культуры и литературы (мемуаристика), книговедению для студентов вузов и слушателей учреждений системы дополнительного профессионального образования.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Упоминания о книгах, извлечённые из мемуаров и представленные в Приложении к диссертации, при тщательной сверке с книгоиздательскими каталогами и другими видами книговедческих источников, могут быть использованы для реконструкции наиболее полного круга чтения различных типов читателей и общества в целом XVIII – первой половины XIX в. Предложенный в диссертации комплексный подход к изучению книги и читателя на базе мемуарного источника может найти применение в частных историко-книговедческих исследованиях: по истории книги, чтения, библиотечного дела. Материалы работы могут быть использованы в научных исследованиях по истории отечественной культуры и литературы (мемуаристика), социологии литературы, истории журналистики и истории образования, культурологии, а также при подготовке учебных программ, учебно-методических пособий по книговедению, истории отечественной культуры для студентов гуманитарных факультетов университетов и учреждений системы дополнительного профессионального образования.
Все диссертации соответствуют п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» и являются завершенными, самостоятельными научно-квалификационными работой, в которых содержится решение научной задач, имеющих существенное значение для современного книговедения и культурологии. Работы отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям ВАК РФ, а авторы заслуживают присуждения ученой степени кандидата исторических наук по специальности 05.25.03 – «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
Диссертационные работы в области библиотековедения,
библиографоведения и книговедения (педагогические науки)
Диссертационное исследование Т. Н. Мельниковой «Экономические ресурсы сельскохозяйственных библиотек регионально-отраслевого научного комплекса» (научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент Гузнер Сало Семенович – профессор кафедры «Мировая экономика и туризм» Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск; научный консультант – доктор педагогических наук, профессор Кожевникова Лариса Анатольевна – ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово; Геллер Инесса Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-массовых коммуникаций Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск; ведущая организация – Государственное научное учреждение Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии) г. Новосибирск) направлено на решение важной научно-практической задачи совершенствования управления экономическими ресурсами сельскохозяйственных библиотек в условиях реформирования сельскохозяйственной науки и агропромышленного комплекса (АПК) Сибири.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Выявлены тенденции и основные факторы становления и развития регионально-отраслевого научного комплекса и определено их влияние на формирование сети сельскохозяйственных библиотек региона, позволившие сделать вывод о взаимосвязи развития сельскохозяйственных библиотек с историческими этапами создания и развития НИУ СО РАСХН.
2. Проведен анализ динамики показателей экономического потенциала ресурсного обеспечения сельскохозяйственных библиотек во взаимосвязи с особенностями территориального размещения и развития сельскохозяйственных научных учреждений, позволивший сделать вывод о неравномерности их развития.
3. Оценены возможности использования экономических ресурсов Центральной сельскохозяйственной библиотеки Сибирского отделения Россельхозакадемии (ЦНСХБ СО РАСХН) при действующих механизмах распределения финансовых средств в целях комплексного развития потенциала сети сельскохозяйственных библиотек.
4. Разработана система предоставления продуктов и услуг в сети сельскохозяйственных библиотек в зависимости от территориального размещения и уровня развития систем доступа к удаленным ресурсам центральной библиотеки региона.
5. Исследованы инновационные направления деятельности ЦНСХБ СО РАСХН и разработана концептуальная модель управления экономическими ресурсами сети сельскохозяйственных библиотек как основа совершенствования информационного обеспечения АПК Сибири и фактора их устойчивого развития.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена широкой эмпирической базой; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования (системного подхода, сравнительного, исторического, статистического, экономического и факторного анализа, мониторинга), проведением анализа материалов текущей библиотечной и экономической статистики, планово-отчетной документации научно-исследовательских учреждений (НИУ) и сельскохозяйственных библиотек СО РАСХН, нормативно-правовой и технологической документации, результатов социологических исследований, с помощью чего были собраны и обработаны различного рода эмпирические данные, характеризующие уровень и тенденции развития экономических ресурсов сельскохозяйственных библиотек СО РАСХН. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 8 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование продолжает актуальную тему изучения экономического ресурсного потенциала библиотек применительно к специфике библиотек регионально-отраслевого научного комплекса сельскохозяйственного профиля. Выявленный аспект неравномерности состояния и развития экономических ресурсов библиотек региона имеет значение для определения перспектив развития информационной деятельности в НИУ, расширяет границы взаимодействия с ЦНСХБ СО РАСХН. Впервые предложена концептуальная модель управления экономическими ресурсами сельскохозяйственных библиотек, которая может представлять интерес для библиотек других отраслевых комплексов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке методических рекомендаций по использованию ресурсов сельскохозяйственных библиотек, мотивации деятельности персонала при создании системы нормативных и технологических документов для библиотек сети и в целях принятия обоснованных управленческих решений.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Проанализированный опыт инновационной деятельности ЦНСХБ СО РАСХН, как подход к совершенствованию управления экономическими ресурсами библиотек, предложения и рекомендации могут быть использованы руководителями библиотечных и научно-исследовательских учреждений и органов управления субъектов Федерации для принятия стратегических решений и выработки политики финансирования и развития библиотек, определения нормативов их ресурсного обеспечения. Материалы диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Диссертационное исследование О. В. Кулевой «Формирование информационной структуры сайта библиотеки как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде» (научные руководители – доктор педагогических наук, доцент Лаврик Ольга Львовна – заместитель директора по научной работе ГПНТБ СО РАН; кандидат педагогических наук, доцент Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной библиографии ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Пилко Ирина Семеновна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово; Баженов Сергей Романович – кандидат технических наук, заведующий отделом автоматизированных систем ГПНТБ СО РАН; ведущая организация – Федеральное государственное образовательное учреждение ВПО «Cанкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», г. Санкт-Петербург) направлено на решение важной научно-практической задачи по исследованию и теоретическому осмыслению формирования библиотечной веб-среды в целом и сайта, в частности, в контексте развития интернет-пространства.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
– определено, что структура электронного информационного пространства состоит из трех составляющих: информационной, коммуникативной и технологической;
– установлено, что библиотечная веб-среда в структуре электронного информационного пространства является элементом информационной базы;
– дано определение понятия «библиотечная веб-среда» с учетом ее внутренней и внешней дифференциации;
– определен уровень развития библиотечной веб-среды на основе экстраполирования характеристик библиотечной среды реальных территорий;
– проведен сопоставительный анализ традиционных и электронных средств и каналов коммуникации, который показал, что в электронной среде средства коммуникации значительно разнообразнее, чем в традиционной;
– суммирован опыт структурирования информации на сайтах библиотек и библиотечных объединений и установлено, что вся совокупность информации в основном делится на несколько групп – информация о библиотеке, предоставляемые ресурсы, основные направления деятельности, сервисы;
– разработана обобщенная модель информационной структуры для сайтов библиотек, ассоциаций и корпоративных систем, состоящая из двух блоков: информационной структуры и сервисов.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена широкой многоаспектной источниковой базой; использованием для сбора и обработки полученных данных общенаучных и специальных библиотековедческих методов, адекватных цели и задачам исследования; выбором конструктивной позиции – теории научных коммуникаций. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 11 публикациях и выступлениях на международных, всероссийских, региональных научных конференциях.
Научная новизна исследования. Впервые разработана обобщенная модель информационной структуры для сайтов библиотек, ассоциаций и корпоративных библиотечных систем. В ее основе – деятельностный признак, пользовательское назначение и предоставляемые ресурсы. Она включает два блока: 1) информационную структуру, являющуюся ресурсной составляющей сайта, ориентированной на определенную целевую аудиторию; 2) сервисы электронной коммуникации (электронную почту, гостевую книгу, электронные телеконференции, семинары, форумы и т.д.).
Теоретическая значимость исследования заключается в установлении места библиотечной веб-среды в структуре электронного информационного пространства. Выявленный ее дуальный характер (внешняя среда, являющаяся частью пространства Интернета, состоящая из сайтов и порталов отдельных библиотек, библиотечных объединений; внутренняя среда, являющаяся сайтом конкретной библиотеки, обеспечивающим доступ к информационно-библиотечным ресурсам, а также сервисам и службам, свойственным Интернету, с определенным образом структурированной информацией, ориентированной на две группы пользователей: читателей и библиотечных специалистов) и сформулированные требования являются теоретической основой для структурирования информации на сайтах библиотек, ассоциаций и корпоративных библиотечных систем.
Практическая значимость исследования состоит в том, что созданная обобщенная модель информационной структуры сайта библиотеки может служить прототипом проекта при создании и / или корректировке сайтов. Опыт проведения мониторинга ресурсов Интернета использован при разработке курса практических и лабораторных занятий по дисциплинам: «Информатика» и «Информационные технологии» – для студентов, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в Новосибирском государственном педагогическом университете.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Материалы диссертации могут найти применение при подготовке учебно-методических пособий по курсу «Информатика», «Информационные технологии» для студентов вузов культуры и искусств, гуманитарных факультетов других профессиональных учебных заведений, а также слушателей системы дополнительного профессионального образования, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Основные требования, принципы структурирования информации на сайтах, изложенные в диссертации, могут быть рекомендованы для оптимизации деятельности библиотечно-информационных учреждений в веб-среде.
Диссертационное исследование Е. В. Зеленцовой «Оптимизация деятельности вузовской библиотеки в условиях образовательного пространства удаленного региона» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной библиографии ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Качанова Елена Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры, г. Хабаровск; Подкорытова Наталья Ивановна – кандидат педагогических наук, заведующий отделом комплектования отечественной литературой ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; ведущая организация: Государственное учреждение культуры «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)», г. Якутск) направлено на решение важной научно-практической задачи, связанной с проектированием деятельности библиотечного сообщества Амурской области в целях удовлетворения информационных потребностей субъектов образования.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Изучено социально-экономическое положение удаленного региона и установлено его влияние на образовательное пространство Амурской области и информационно-библиотечную инфраструктуру, на базе чего исследована тематика объективных информационных потребностей, определены их динамика, характер и цели обращения к литературе потребителей информации г. Благовещенска (областного центра Амурской области);
2. Выявлены особенности информационных потребностей субъектов образовательного пространства в условиях специфики региона; установлены информационные потребности пользователей библиотек вузов и научно-исследовательских институтов в контексте их образовательной деятельности;
3. Оценен уровень специальной и общенаучной подготовки библиотечных специалистов, необходимый для удовлетворения информационных потребностей субъектов образования выделенной территории;
4. Определена роль библиотек университетов и научно-исследовательских институтов в информационном обеспечении научно-педагогической деятельности контингента высшего учебного заведения и научно-исследовательского института (на примере г. Благовещенска), исходя из чего спроектирована стратегия развития библиотечного сообщества (в рамках методического объединения вузовских библиотек Амурской области).
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена широкой экспериментальной базой; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования: общенаучных (социологических, статистических, сравнительного и системного анализа, информационного моделирования, ситуационного подхода) и специальных библиотековедческих (библиографического анализа и библиотечной регионалистики), с помощью которых были выявлены и обоснованы параметры образовательного пространства удаленного региона и его информационно-библиотечной среды в целях удовлетворения информационных потребностей субъектов образования. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 18 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней, в учебном процессе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые обобщены и конкретизированы научные представления о специфике деятельности библиотек вузов и научно-исследовательских учреждений удаленного региона и специфике информационных потребностей субъектов научно-образовательного комплекса. Определено, что специфика информационного поведения субъектов образования заключается в диффузии научных и образовательных информационных потребностей, обусловленной единством кадрового состава научных учреждений и преподавательского контингента вузов. Преодоление дискриминационных аспектов в информационно-библиотечном обеспечении субъектов образования основывается на взаимодействии информационно-библиотечных учреждений территории. Корпоративность библиотечной инфраструктуры удаленного региона является необходимым условием для формирования компенсационных качеств в удовлетворении информационных потребностей пользователей библиотек всех уровней.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно позволило выявить и обосновать параметры образовательного пространства удаленного региона и его информационно-библиотечной среды в целях консолидации библиотечного сообщества в рамках методического объединения вузовских библиотек территории для удовлетворения информационных потребностей субъектов образования. Результаты исследования использованы при разработке учебно-методических материалов по курсу «Информационная культура» для студентов 1 курса всех специальностей в Дальневосточном государственном аграрном университете.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Материалы исследования могут найти применение при разработке учебно-методических комплексов по курсу «Региональное библиотековедение» для студентов вузов, обучающихся по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность»; программ обучения в системе дополнительного профессионального образования и в практике научно-методической работы библиотек вузов.
Диссертация В. М. Подчернина «Основные направления деятельности библиотечно-информационной аналитической службы при коммерциализации научных разработок» (научный руководитель – кандидат педагогических наук Цукерблат Дмитрий Миронович – заместитель директора по библиотечной работе ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Джурабаев Кахраман Турсунович – доктор экономических наук, профессор кафедры управления факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск; Паршукова Галина Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом научной библиографии ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – Всероссийская патентно-техническая библиотека Федерального института промышленной собственности (ВПТБ ФИПС), г. Москва) является самостоятельной научно-исследовательской работой, в которой рассмотрена актуальная научная задача информационного обеспечения процесса коммерциализации научных разработок на предпроектной стадии и в процессе его реализации.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
– изучена информационная специфика организационных форм коммерциализации научных разработок и выявлено, что она заключается в структуре необходимых ситуативных знаний;
– обосновано, что традиционная функциональная модель информационного обслуживания учёных и специалистов не адекватна современным рыночным отношениям и требует реорганизации по процессному принципу информационного обеспечения научной разработки при её коммерциализации;
– определено, что информационное обслуживание учёных и специалистов по линейному принципу «от идеи к товарному продукту» не работает в современных рыночных отношениях. Требуется информационное обеспечение потребностей рынка на основе изучения и анализа среды с дальнейшим переносом активности на информационное обеспечение отдельного инновационного проекта;
– выявлено, что современные библиотечно-информационные аналитические службы кроме обычных методов информационного обслуживания, могут и должны активно задействовать методы конкурентной разведки, как наиболее действенные в современных рыночных конкурентных условиях.
Степень достоверности и обоснованность научных результатов обусловлена широкой многоаспектной источниковой базой; использованием для сбора и обработки полученных данных общенаучных и специальных библиотековедческих методов, адекватных цели и задачам исследования; выбором конструктивной позиции – теории научных коммуникаций. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 14 публикациях и выступлениях на международных, всероссийских, региональных научных конференциях.
Научной новизной диссертационного исследования является разработка концептуальных подходов к деятельности информационно-библиотечных служб научных учреждений в связи с изменением статуса и места научных организаций в современной конкурентной рыночной экономике, что во многом модифицировало ролевые функции информационных подразделений. В отличие от классического понимания сервисной формы деятельности информационных подразделений, информационные службы современной науки в условиях коммерциализации научных разработок рассматриваются как службы, действующие в активном режиме.
Теоретическая значимость выполненной работы определяется междисциплинарным характером исследования и пониманием новых оснований для построения систем информационного обеспечения потребностей рынка в новых научных разработках.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана и предложена для внедрения структура новой аналитической службы, которая по возможности максимально задействует весь информационный потенциал команды инновационного научного проекта при его реализации за счёт реализации принципов системности организации службы, комплексности информационного обеспечения и комплементарности её сотрудников;
2. Разработаны рекомендации для руководства научных организаций по структурному формированию и комплектации библиотечно-информационных аналитических служб специалистами необходимого профиля деятельности;
3. Накоплен и изучен опыт материального стимулирования сотрудников библиотечно-информационных аналитических служб при их включении в процесс реализации инновационных проектов;
4. Предложенная структура библиотечно-информационной службы позволяет усилить информационную составляющую инновационных проектов, существенно «разгружает» учёных и специалистов, повышает мотивацию информационных работников, что положительно влияет на качество выполняемой работы.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Разработанная структура библиотечно-информационной аналитической службы может быть рекомендована научной организации любой организационно-правовой формы вследствие высокой гибкости, комплексности решаемых вопросов и комплементарности сотрудников. Предложенные рекомендации по реорганизации существующих библиотечно-информационных служб могут быть использованы при подготовке курса лекций для студентов, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
Диссертационное исследование Бобровой Е. И. «Информационно-коммуникационные технологии в библиотеке вуза» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Пилко Ирина Соломоновна – заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово; официальные оппоненты: Бовтенко Марина Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент, директор информационной службы Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск; Редькина Наталья Степановна – кандидат педагогических наук, заведующий научно-технологическим отделом ГПНТБ СО РАН г. Новосибирск; ведущая организация – ФГОУ ВПО «Томский государственный университет» (ТГУ), г. Томск) направлено на решение важной научно-практической задачи по выявлению основных тенденций развития, теоретическому обоснованию перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в вузовских библиотеках.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Уточнено понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).
2. Выявлена компонентная структура информационно-коммуникационных технологий и исследовано применение структурных компонентов ИКТ в деятельности библиотеки вуза.
3. Разработана технологическая модель библиотеки высшего учебного заведения на платформе информационно-коммуникационных технологий.
4. Проведен анализ способов и задач формирования информационно-коммуникационных компетенций библиотечного персонала
и пользователей вузовских библиотек.
5. Создана модель подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства в условиях применения ИКТ.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования – системного подхода, статистического и социологического анализа; анализа нормативно-правовой и технологической документации, с помощью которых были собраны и обработаны различного рода эмпирические данные, характеризующие уровень и тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в библиотеках вузов. Достоверность выводов и научных положений диссертации подтверждается тем, что в ходе исследования проанализированы основные профильные публикации, создана основательная база по данным мониторинга 54 библиотек вузов Западно-Сибирского региона по использованию ИКТ.
Основные положения исследования изложены и аргументированы в 14 публикациях и выступлениях на научных конференциях различного уровня.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Диссертантом определено, что в широком значении информационно-коммуникационные технологии – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов в целях оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных в целях поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Обосновано, что компонентная структура ИКТ в технологической модели вузовской библиотеки включает технические (аппаратные, коммуникационные) и программные средства, информационные и кадровые ресурсы, нормативную базу, а также информационные продукты и услуги, которые представлены на информационном рынке. Установлено, что в условиях внедрения ИКТ в библиотеке вуза сохраняется содержание производственных библиотечных процессов (комплектования, обработки, обслуживания и других), но изменяются алгоритмы их реализации. Таким образом, обеспечивается преемственность в применении традиционных, автоматизированных и информационно-коммуникационных технологий.
Впервые предложена модель подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства в условиях применения информационно-коммуникационных технологий и обоснованы перспективы технологического развития библиотек вузов в условиях создания единого информационно-образовательного пространства. Применение ИКТ ориентирует на потребность включения в модель подсистемы нормативно-методического обеспечения новых регламентов работы, пристального внимания к повышению уровня информационной компетентности библиотечного персонала и пользователей, стратегического планирования, внедрения системы менеджмента качества для совершенствования подсистемы управления и контроля качества работы библиотеки вуза.
Практическая значимость исследования. Внедренные в практику технологическая модель библиотеки вуза, модель нормативно-методического обеспечения позволят совершенствовать управление деятельностью библиотек в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. В библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств под руководством автора генерируются зарегистрированные в «Информрегистре» базы данных («Публикации преподавателей», «История вуза», «Дипломные работы студентов»); осуществляется автоматизация внутрибиблиотечных процессов, открыт доступ к электронному каталогу на веб-сайте библиотеки; разработан «Путеводитель по электронным ресурсам библиотеки», создан «Сводный каталог: издания на CD-ROM в библиотеках гг. Кемерово, Новокузнецк.
Материалы исследования используются в учебном процессе Кемеровского государственного университета культуры и искусств при подготовке специалистов в области библиотечно-информационной деятельности – в дисциплинах профессионального и специального циклов – «Введение в компьютерные технологии», «Справочно-поисковый аппарат», «Информатика».
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Технологическая модель библиотеки вуза и модель нормативно-методического обеспечения могут быть применены для совершенствования деятельности библиотек вузов на платформе ИКТ. Предложения и рекомендации могут быть использованы руководителями библиотек вузов для принятия управленческих и стратегических решений, выработки политики финансирования и развития библиотек, определения нормативов их ресурсного обеспечения.
Педагогическая сущность исследования. Материалы диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Диссертационное исследование Н. В. Крук «Mодель современной школьной библиотеки» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной библиографии ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Кожевникова Лариса Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; Стародубова Галина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово; ведущая организация – ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», г. Улан-Удэ) направлено на решение важной научно-практической задачи исследования и теоретического осмысления моделирования информационно-образовательной среды школьной библиотеки.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Установлены и конкретизированы представления о специфике и социальной значимости деятельности школьных библиотек в условиях современных социально-экономических трансформаций.
2. Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности школьных библиотек на основе изучения материалов паспортизации школьных библиотек Центрального района г. Новосибирска.
3. Установлены ожидания читателей в результате исследования чтения современных школьников, определены возможности школьных библиотек.
4. Построена медиальная модель современной школьной библиотеки, определены параметры ее успешного функционирования.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена широкой эмпирической базой, характеризующей уровень и тенденции развития школьных библиотек Центрального района г. Новосибирска; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования (системного подхода, сравнительного, статистического, социологического); проведением анализа материалов текущей библиотечной статистики, паспортов школьных библиотек, результатов социологических исследований (традиционное анкетирование). Основные положения исследования изложены и аргументированы в 9 научных публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях международного и регионального уровней.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в формировании информационно-компетентной личности: обучение учащихся овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно освоению навыков работы с любой информацией, т. е. формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Уточнены понятия «образовательная среда» как система условий формирования личности, «модель» как средство познания; введено понятие «медиальная модель» как информационно-образовательная среда, объединяющая идею коммуникации ресурсов и процессов библиотеки.
Выявлена специфика и определена социальная значимость деятельности библиотек образовательных учреждений в условиях современных социально-экономических трансформаций. Школьная библиотека рассматривается как информационно-библиотечная среда, систематизирующая имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающая открытый доступ к информации, формирующая информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющая комфортные условия для их самостоятельной работы. Определено, что более полному удовлетворению информационных потребностей и интересов обучающихся способствует социальное партнерство муниципальных и школьных библиотек, позволяющее создать единое информационно-образовательное пространство.
Впервые предложена медиальная модель современной школьной библиотеки, как модель информационно-образовательной среды, функционирующая на основе коммуникации ресурсов и процессов, обладающая совокупностью свойств: гармоничным сочетанием традиционных и электронных носителей информации, внедрением новых информационных технологий; наличием современной системы поиска информации; возможностью удовлетворения информационных потребностей пользователей в соответствии с гендерными психологическими особенностями, обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения, развития творческих способностей школьников, их информационных умений и навыков.
Конечным результатом функционирования модели библиотеки общеобразовательного учреждения определен показатель качества образования – формирование ключевых компетенций пользователей школьной библиотеки: учащихся и педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в диссертации выводы и предложенные рекомендации по использованию библиотечно-информационных ресурсов школьных библиотек, организации библиотечного обслуживания детей и подростков могут быть использованы органами управления образованием при разработке модельных стандартов деятельности школьных библиотек. Материалы работы могут быть применены в процессе преподавания ряда дисциплин библиотековедческого профиля в колледжах и вузах, осуществляющих подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Опыт инновационной деятельности библиотечно-информационного центра муниципального образовательного учреждения гимназия № 1 (г. Новосибирск), предложенная методика обследования школьных библиотек может быть рекомендована библиотекам общеобразовательных учреждений при анализе состава фондов, материально-технического оснащения, уровня развития и использования в учебном процессе справочно-поискового аппарата библиотеки, состояния кадрового потенциала.
Диссертационное исследование И. Н. Чуриковой «Формирование компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Паршукова Галина Борисовна –заведующий отделом научной библиографии ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Яроцкий Александр Петрович – доцент кафедры «Информационные системы в экономике» Алтайского государственного технического университета, г. Барнаул; официальные оппоненты: Бобров Леонид Куприянович – доктор технических наук, профессор кафедры экономический информатики, проректор по международным связям Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск; Федотова Ольга Павловна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск; ведущая организация: ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово) направлено на решение важной научно-практической задачи совершенствования подготовки библиотекаря-профессионала в части формирования компьютерной компетентности в условиях разработки образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Обоснованы необходимость и целесообразность создания модели компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста.
2. Проведен анализ социальной группы – библиотекари – с точки зрения теории стратификации, что позволило системно рассмотреть формирование компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста.
3. Конкретизированы общетеоретические представления о формировании компьютерной компетентности библиотекаря-профессионала в условиях перехода библиотек на автоматизированную (контролирующую) технологию.
4. Уточнены понятия «компетентность библиотечного специалиста» и «компьютерная компетентность библиотечного специалиста».
5. Разработана модель компьютерной компетентности современного библиотекаря.
Степень достоверности и обоснованности научных результатов обусловлена широкой эмпирической базой, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования (системный, источниковедческий, понятийный анализ, моделирование, библиографический поиск, экспертный опрос, психологические методики, анкетирование, математическая статистика, педагогическое наблюдение). Сопоставительный теоретико-эмпирический анализ проблем формирования компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста, изучение опубликованных материалов проводились по нескольким направлениям: моделирование библиотечной деятельности, автоматизация библиотечных процессов, библиотечное образование, компетентностный подход в педагогике, проблемы информационной грамотности и культуры, овладение компьютерной техникой библиотечными специалистами, формирование компьютерной компетентности. Основные положения исследования изложены и аргументированы в 8 публикациях и выступлениях на научных конференциях разных уровней.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ходе работы установлено, что дуальный характер компьютерной деятельности библиотекаря-профессионала в рамках компьютерных технологий требует специфических компетенций библиотекарей на стыке ключевых компетенций личности и профессиональной компетентности. Особенность компьютерной компетентности библиотечного специалиста выражается в содержании процедурных знаний современной компьютерной техники, основной акцент которых делается на знание системы автоматизации библиотечно-информационных процессов. Впервые предложена концептуальная модель формирования компьютерной компетентности библиотекарей, которая включает в себя: библиотечного специалиста (как субъекта овладения компьютерной техникой); компьютерную технику (как объект данного вида деятельности и как средство овладения); условия взаимодействия субъекта и объекта; цель, мотивы, методы овладения компьютерной техникой библиотечным специалистом. Элементная модель компьютерной компетентности включает две взаимосвязанные подсистемы: компетентность в области аппаратного обеспечения и компетентность в области программного обеспечения. Каждая из подсистем имеет четыре уровня: знания-знакомства; знания-копии; знания-действия и знания-трансформации. Доказано, что компьютерной компетентности библиотечного специалиста как открытому системному объекту присуще взаимодействие с другими компетентностными системами личности: коммуникативной, социальной, профессиональной. С этой позиции ряд внешних факторов – уровень развития информационных технологий и компьютерной техники, экономическая среда, конкурентное поле, профессиональное сообщество, состояние информатизации системы высшего профессионального образования, уровень информационной подготовки в системе общего среднего образования – влияют на компьютерную компетентность современного библиотечного специалиста.
Практическая значимость работы:
1. На базе созданной модели компьютерной компетентности разработан, апробирован и внедрен метод формирования навыков использования систем автоматизации библиотечных процессов библиотекарями-профессионалами средствами редактора «Visual Basic».
2. Разработана, апробирована и внедрена педагогическая технология подготовки библиотекарей к созданию и использованию статистических данных библиотечных процессов в среде MS Office Excel.
3. Обобщен педагогический опыт автора по реализации навыков использования систем автоматизации библиотечных процессов в процессе подготовки студентов на факультете информационных ресурсов и дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств.
4. Созданы и используются в учебном процессе на факультете информационных ресурсов и дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств авторские программы по курсам «Информатика», «Технические средства библиотечно-информационной деятельности», «Эргономика», «Сетевые технологии».
Рекомендации об использовании результатов диссертации. Проанализированный опыт подготовки библиотечных специалистов, как подход к повышению эффективности процесса формирования компьютерной компетентности библиотекаря-профессионала, предложения и рекомендации могут быть использованы руководителями библиотек при организации обучающих мероприятий в области применения компьютерных технологий. Материалы исследования могут быть востребованы при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Все диссертации соответствуют п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» и являются завершенными, самостоятельными научно-квалификационными работой, в которых содержится решение научной задач, имеющих существенное значение для современного библиотековедения, библиографоведения. Работы отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям ВАК РФ, а авторы заслуживают присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 – «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
Таким образом, в диссертационном совете в отчетном году защитили диссертации сотрудники научных библиотек, гуманитарных факультетов высших учебных заведений Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
16 ноября 2007 г. Президиумом ВАК утвержден новый состав диссертационного совета.
В 2008 г. диссертационный совет К 003.004.01 планирует провести не менее 3 защит кандидатских диссертаций по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки) и 3 защит кандидатских диссертаций по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки).