25 февраля, 2013
Диссертационное исследование Е. А. Бухтияровой (преподаватель Омского государственного университета) «Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка» (научный руководитель – канд. пед. наук З. В. Руссак) направлено на решение научно-практической задачи, связанной с теоретическим обоснованием процесса взаимодействия библиотеки и семьи в формировании читателя-ребенка и разработкой модели оптимизации этого процесса.
Впервые с точки зрения системного подхода воссоздана целостная картина взаимодействия библиотеки и семьи в целях формирования ребенка-читателя; разработана модель библиотеки семейного чтения; создана «Матрица составления программ чтения», использование которой позволит библиотекарям наиболее эффективно создавать программы семейного чтения. Внедрение программ в практику работы усиливает влияние библиотеки на процесс организации родителями чтения в семье.
Материалы используются при чтении спецкурса «Библиотечное обслуживание» в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского; могут найти применение при подготовке учебно-методических материалов по курсу «Библиотеки семейного чтения» для студентов вузов культуры по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» и гуманитарных факультетов других профессиональных учебных заведений.
Диссертационное исследование И. Ю. Красильниковой (зав. отделом МБА ГПНТБ СО РАН) «Межбиблиотечный абонемент и доставка документов в информационно-библиотечной системе Российской академии наук» (научный руководитель – канд. пед. наук Д. М. Цукерблат) направлено на выявление основных тенденций развития, теоретическое обоснование перспективных направлений в обслуживании и разработку концептуальной модели системы МБА и ДД библиотек Российской академии наук. Впервые диссертантом установлена периодизация исторического развития МБА и ДД библиотек РАН, обобщены условия и характерные особенности в деятельности данного направления обслуживания читателей. Определены принципы организации обслуживания по МБА и ДД библиотек РАН в традиционной и электронной среде. Разработана концептуальная модель системы МБА и ДД. Отдельные контуры и блоки модели легли в основу организации обслуживания по МБА и ДД в ГПНТБ СО РАН. Собранные материалы могут найти применение при подготовке учебно-методических пособий по курсу «Библиотечное обслуживание» для студентов вузов культуры и искусств, гуманитарных факультетов университетов по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», программ обучения в системе дополнительного профессионального образования и в научно-методической работе.
Диссертационное исследование Л. Б. Шевченко (научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН) «Исследование и разработка современной информационной базы для научных исследований в области экологии» (научный руководитель – д-р пед. наук О. Л. Лаврик) направлено на построение модели организационной структуры информационной базы для экологических и природоохранных исследований на основе интернет-технологий. Диссертантом впервые изучены сущностные свойства, формы, видовая структура современных информационных ресурсов по экологии и охране окружающей среды; обосновано понятие «информационное сопровождение в электронной среде»; разработана лингвистическая основа (структура фасетов) информационной базы для научных исследований по экологии; разработана блочная модель организационной структуры информационной базы. На основе предложенной модели создана «Эколоция» – навигатор информационных ресурсов по охране окружающей среды и экологии для электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН. Данная модель пригодна для организации информационных ресурсов по экологии в любой организации по любому из экологических и природоохранных направлений и для любых целей – научных, просветительских и т. п. Собранные материалы легли в основу аналитического обзора серии «Экология» – «Информационные ресурсы по экологии».
Диссертационное исследование Н. Н. Шабуровой (зав. научной библиотекой Объединенного Института физики полупроводников СО РАН) «Моделирование системы информационного обеспечения современных форм научных исследований в академическом научно-исследовательском институте» (научный руководитель – д-р пед. наук О. Л. Лаврик) направлено на решение важной научно-практической задачи по модернизации существующей системы информационного обеспечения современных организационных форм научных исследований в академическом НИИ на основе внедрения новых форм и методов предоставления информации и формирования ресурсной базы.
В ходе исследования впервые определено, что тематико-видовая структура ситуативных знаний, требующаяся для информационного обеспечения современных организационных форм исследований в области естественных наук, включает социально-экономическую и общественно-политическую информацию, а также патентно-лицензионную, методологическую, конъюнктурную, нормативно-техническую, рекламную информацию. Предпочтительными являются методы предоставления информации в режимах избирательного распространения информации, оперативного сигнального информирования, формами – библиографические обзоры, статистические сводки и дайджесты. Обосновано, что архитектура информационной базы для информационного обеспечения новых организационных форм научных исследований включает четыре уровня: I уровень – библиотека, предоставляющая главным образом системные знания; II – центральная библиотека ЦБС и библиотеки НИИ и ее сети; III – информационные центры, электронные библиотеки, научные организации и издательства, предоставляющие удаленный доступ к своим ресурсам; IV – библиотеки мира, предоставляющие по системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов только ситуативные знания.
Модель предусматривает информационное обеспечение отдельно каждой из основных современных организационных форм НИР в рамках коллективных и индивидуальных грантов, федеральных целевых научно-технических программ, интеграционных проектов, договоров с хозяйствующими организациями и международных контрактов.
Практическая значимость работы состоит в том, что исследование развивает актуальную тему формирования системы фондов для информационного обеспечения науки и показывает направление деятельности не только академической библиотеки по формированию информационной базы, но и фонда центральной библиотеки сети; поднимает вопрос о необходимости изменения работы библиотеки с тематико-типологическим планом комплектования и дает необходимые для успешного продвижения ресурсов к пользователю сведения о форматных (традиционный / электронный) предпочтениях ученых.
Теоретические и практические выводы апробированы в масштабах академической библиотеки естественно-научного направления в целях проверки и корректировки организационно-методических решений и могут явиться инструментом при определении критериев формирования системы фондов и подходов к информационному обеспечению современных научных исследований.
Диссертационное исследование Л. Ю. Даниловой (ученый секретарь Дальневосточной государственной научной библиотеки) «Тенденции развития библиотечных ресурсов федерального округа в контексте системных трансформаций социума» (научный руководитель – канд. пед. наук Е. Б. Артемьева) направлено на определение тенденций развития ресурсов общедоступных публичных библиотек федеральных округов (ФО) в контексте системных трансформаций общества.
Впервые обобщены и конкретизированы научные представления о библиотечных ресурсах федерального округа как системной категории; проведен комплексный анализ тенденций развития библиотечных ресурсов (БР) в Дальневосточном ФО в 1990–2005 гг. и выявлены факторы их детерминации; разработана модель организации БР, установлены основные параметры ее функционирования. Результаты могут быть использованы при разработке моделей развития БР в удаленных территориях, проведении мониторинговых исследований. Методика изучения БР используется в деятельности Дальневосточной государственной научной библиотеки. Разработанные показатели обеспеченности населения документными ресурсами и сформированная база статистических данных о деятельности общедоступных библиотек ДВФО могут быть использованы для выработки управленческих решений в области региональной культурной политики. Материалы могут найти применение при подготовке учебно-методических материалов по курсу «Региональное библиотековедение» в вузах и учреждениях дополнительного профессионального обучения по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность».
Ученый секретарь диссертационного совета ГПНТБ СО РАН Артемьева Е.Б.