Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН

Стратегическое проектирование деятельности библиотеки

 Паршукова Г.Б.

Оглавление

Глава 1. Проектная деятельность

Глава 2. Системотехническая деятельность

Глава 3. Социотехническое проектирование

Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы

Глава 7. Библиотековедческий анализ

Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа

Глава 4. Стратегическое проектирование

4.3. Реализация стратегии управления

Конкретная реализация стратегического проекта требует долгосрочных и краткосрочных проектов, программ, политики, правил. 

В нашей научной литературе по управлению данная проблема не рассматривалась, поэтому, подобные разделы в научной и учебной литературе сегодня отсутствуют. 

Если отталкиваться от классической теории менеджмента М. Мескона [46] то, реализация стратегического проекта, должна предусматривать решение следующих проблем: 

Разработку тактики реализации; 

Выработку определенной политики; 

Разработку процедуры; 

Определение правил для решения конкретных ситуаций; 

Формирование бюджета; 

Процедуру управления по целям.

Реализация стратегического проекта во многом зависит от разработанных целей и предоставляет неограниченную свободу действий в решении поставленных задач, в зависимости от принятых на «вооружение» тактики, политики, процедуры и правил. Отсюда следует, что разработка стратегии реализации предполагает разработку политики, которая согласуется с общей стратегией и является ее составной частью (краткосрочная стратегия). 

Политика представляет собой систему руководства по принятию решений для достижения поставленных перед организацией задач и целей, которые формируются (разрабатываются) после разработки долгосрочных и других видов проектов. 

Она формируется, как правило, на длительную перспективу. Иначе говоря, политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения и т.д.).

Политика, как бы детально она ни была разработана, не может охватить всю гамму вопросов по реализации намеченных целей. Поэтому менеджеры верхнего уровня управления разрабатывают методические и практические подходы (процедуры) по решению конкретно возникающих ситуаций с целью предотвращения нежелательных тенденций в процессе управления. 

По своей сути процедура представляет собой запрограммированное решение с учетом опыта решения задач в прошлом. 

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации. 

Правило проектирования – это соответствие вопроса и ответа.

Реализация стратегического проекта побуждает библиотекарей не только разрабатывать тактику, политику, процедуры, но и определенные правила игры, так как они позволяют решать вопросы в строго определенной ситуации и отличаются от процедур своей направленностью и ограничениями по отношению к руководителям среднего и низшего уровней управления библиотекой. 

При реализации процедур, правил и проектных заданий возникают определенные противоречия, а в отдельных случаях ограничение действий работников приводит к нежелательным последствиям. 

Управление реализацией стратегического проекта - это организация четкой системы контроля за ходом его выполнения. Среди множества методов, можно выделить два главных: проектирование по целям и бюджеты. 

Известно, что выполнение стратегического проекта побуждает менеджеров разрабатывать эффективные методы распределения имеющихся ресурсов в зависимости от поставленных целей. Для конкретизации имеющихся ресурсов необходимо разрабатывать (проектировать) бюджеты

Бюджет представляет собой инструмент распределения ресурсов в количественном и качественном аспектах для достижения поставленных целей, который формируется в виде отдельного документа. 

По мнению М. Мескона [46], бюджет и прочие его разработки должны осуществляться в четыре этапа: 

регулирование целей предприятия с учетом прогнозируемого объема деятельности (для библиотек это - объемы библиотечного фонда, количество читателей, количественные показатели библиотечных услуг и продуктов); 

разработка оперативных смет в зависимости от конечных сроков реализации; 

проверка и анализ проекта и предложений по бюджету, распределение бюджета по структурным подразделениям; 

разработка бюджета в целом с постатейным учетом наличия ресурсов.

Продолжим                                                                  Назад

 
 
Автор:  gb@spsl.nsc.ru
Последнее обновление: 01 ноября 2002