Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН

Стратегическое проектирование деятельности библиотеки

 Паршукова Г.Б.

Оглавление

Глава 1. Проектная деятельность

Глава 2. Системотехническая деятельность

Глава 3. Социотехническое проектирование

Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы

Глава 7. Библиотековедческий анализ

Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа

Глава 4. Стратегическое проектирование

4.2. Формулировка стратегии

Миссия, цели, задачи позволяют ответить на вопрос «где мы хотим быть?» стратегия имеет дело с ответом на вопрос «как мы достигнем этого?», то есть объясняет, каким образом решить задачи, чтобы выполнить поставленные цели. Стратегия должна заполнить лакуну, существующую между имеющимся положением вещей и тем, которое мы хотим достичь.

Выбор стратегии зависит от природы бреши. И. Ансофф [4, 5] разработал форму для отражения вариантов стратегии, отобранных в результате анализа альтернатив. Хотя форме Ансоффа уже больше 30 лет, она по-прежнему служит моделью, как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. 

Например:

Библиотека может развиваться в двух направлениях: 

  1. изменяя выпускаемые библиотечно-библиографические продукты / оказываемые библиотечные и информационные услуги;

  2. изменяя обслуживаемый контингент читателей,  

в этом случае речь идет о четырех вариантах при выборе стратегии:

проникновение на рынок библиотечных продуктов и услуг;

развитие рынка библиотечных продуктов и услуг;

развитие продукции (интеллектуальное, технологическое), иначе говоря совершенствование содержательной интеллектуальной части и технологическая эволюция;

диверсификация в рамках основной миссии библиотеки как общественного института по использованию книги, документальных источников информации

Если отталкиваться от классической теории менеджмента М. Мескона [46] то, реализация стратегического проекта, должна предусматривать решение следующих проблем: 

Разработку тактики реализации; 

Выработку определенной политики; 

Разработку процедуры; 

Определение правил для решения конкретных ситуаций; 

Формирование бюджета; 

Процедуру управления по целям.

Реализация стратегического проекта во многом зависит от разработанных целей и предоставляет неограниченную свободу действий в решении поставленных задач, в зависимости от принятых на «вооружение» тактики, политики, процедуры и правил. Отсюда следует, что разработка стратегии реализации предполагает разработку политики, которая согласуется с общей стратегией и является ее составной частью (краткосрочная стратегия). 

Политика представляет собой систему руководства по принятию решений для достижения поставленных перед организацией задач и целей, которые формируются (разрабатываются) после разработки долгосрочных и других видов проектов. 

Она формируется, как правило, на длительную перспективу. Иначе говоря, политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения и т.д.).

Политика, как бы детально она ни была разработана, не может охватить всю гамму вопросов по реализации намеченных целей. Поэтому менеджеры верхнего уровня управления разрабатывают методические и практические подходы (процедуры) по решению конкретно возникающих ситуаций с целью предотвращения нежелательных тенденций в процессе управления. 

По своей сути процедура представляет собой запрограммированное решение с учетом опыта решения задач в прошлом. 

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации. 
Правило проектирования – это соответствие вопроса и ответа.

Реализация стратегического проекта побуждает библиотекарей не только разрабатывать тактику, политику, процедуры, но и определенные правила игры, так как они позволяют решать вопросы в строго определенной ситуации и отличаются от процедур своей направленностью и ограничениями по отношению к руководителям среднего и низшего уровней управления библиотекой. 

При реализации процедур, правил и проектных заданий возникают определенные противоречия, а в отдельных случаях ограничение действий работников приводит к нежелательным последствиям. 

Выполнение стратегического проекта побуждает разрабатывать эффективные методы распределения имеющихся ресурсов в зависимости от поставленных целей. Для конкретизации имеющихся ресурсов необходимо разрабатывать (проектировать) бюджеты. 

Бюджет представляет собой инструмент распределения ресурсов в количественном и качественном аспектах для достижения поставленных целей, который формируется в виде отдельного документа. 

По мнению М. Мескона [46], бюджет и прочие его разработки должны осуществляться в четыре этапа: 

 регулирование целей предприятия с учетом прогнозируемого объема деятельности (для библиотек это - объемы библиотечного фонда, количество читателей, количественные показатели библиотечных услуг и продуктов); 

 разработка оперативных смет в зависимости от конечных сроков реализации; 

проверка и анализ проекта и предложений по бюджету, распределение бюджета по структурным подразделениям; 

 разработка бюджета в целом с постатейным учетом наличия ресурсов.

 

Продолжим                                                                  Назад

 

 
Автор:  gb@spsl.nsc.ru
Последнее обновление: 01 ноября 2002