Государственная
публичная
научно-техническая
библиотека Стратегическое проектирование деятельности библиотеки |
Глава 1. Проектная деятельность Глава 2. Системотехническая деятельность Глава 3. Социотехническое проектирование Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования Глава 5. Пирамида стратегического проекта Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы Глава 7. Библиотековедческий анализ Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа |
Глава 4. Стратегическое проектирование.4.2. Формулировка стратегииМиссия, цели, задачи позволяют ответить на вопрос «где мы хотим быть?» стратегия имеет дело с ответом на вопрос «как мы достигнем этого?», то есть объясняет, каким образом решить задачи, чтобы выполнить поставленные цели. Стратегия должна заполнить лакуну, существующую между имеющимся положением вещей и тем, которое мы хотим достичь. Выбор стратегии зависит от природы бреши. И. Ансофф [4, 5] разработал форму для отражения вариантов стратегии, отобранных в результате анализа альтернатив. Хотя форме Ансоффа уже больше 30 лет, она по-прежнему служит моделью, как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Например: Библиотека может развиваться в двух направлениях:
в этом случае речь идет о четырех вариантах при выборе стратегии:
Если отталкиваться от классической теории менеджмента М. Мескона [46] то, реализация стратегического проекта, должна предусматривать решение следующих проблем:
Реализация стратегического проекта во многом зависит от разработанных целей и предоставляет неограниченную свободу действий в решении поставленных задач, в зависимости от принятых на «вооружение» тактики, политики, процедуры и правил. Отсюда следует, что разработка стратегии реализации предполагает разработку политики, которая согласуется с общей стратегией и является ее составной частью (краткосрочная стратегия).
Она формируется, как правило, на длительную перспективу. Иначе говоря, политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения и т.д.). Политика, как бы детально она ни была разработана, не может охватить всю гамму вопросов по реализации намеченных целей. Поэтому менеджеры верхнего уровня управления разрабатывают методические и практические подходы (процедуры) по решению конкретно возникающих ситуаций с целью предотвращения нежелательных тенденций в процессе управления. По своей сути процедура представляет собой запрограммированное решение с учетом опыта решения задач в прошлом.
Реализация стратегического проекта побуждает библиотекарей не только разрабатывать тактику, политику, процедуры, но и определенные правила игры, так как они позволяют решать вопросы в строго определенной ситуации и отличаются от процедур своей направленностью и ограничениями по отношению к руководителям среднего и низшего уровней управления библиотекой. При реализации процедур, правил и проектных заданий возникают определенные противоречия, а в отдельных случаях ограничение действий работников приводит к нежелательным последствиям. Выполнение стратегического проекта побуждает разрабатывать эффективные методы распределения имеющихся ресурсов в зависимости от поставленных целей. Для конкретизации имеющихся ресурсов необходимо разрабатывать (проектировать) бюджеты. Бюджет представляет собой инструмент распределения ресурсов в количественном и качественном аспектах для достижения поставленных целей, который формируется в виде отдельного документа. По мнению М. Мескона [46], бюджет и прочие его разработки должны осуществляться в четыре этапа:
|
Автор: gb@spsl.nsc.ru
|