Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН

Стратегическое проектирование деятельности библиотеки

 Паршукова Г.Б.

Оглавление

Глава 1. Проектная деятельность

Глава 2. Системотехническая деятельность

Глава 3. Социотехническое проектирование

Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы

Глава 7. Библиотековедческий анализ

Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа

Глава 1. Проектная деятельность. Общие подходы

Проектирование объединяет общую направленность на реальные объекты, а не на деятельность. Если познание ориентировано на получение истинного знания об объекте, как о чем-то существующем "до" и независимо "от" работы исследователя, то проектирование, напротив, имеет целью внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. В этом смысле их различие подобно различию отражения и творчества.

Если реализация проекта вносит изменения в объективную часть жизненного мира, то реализация программ вызывает к жизни какую-то деятельность (или процесс, ее замещающий). В частности, проектные программы организуют процессы выработки и организационно-технологической реализации проектов сложных, комплексных объектов. Напротив, системы программирования (например, выпуска продукции и ее сбыта, вычислительного процесса или сценариев извлечения информации из заданной среды) часто становятся объектом проектирования.

Принципиальной для проектирования является его ориентация на реализацию проекта в материальных, технологических и организационных условиях. Даже в тех случаях, когда фактически реализация не осуществляется или не предполагается в проектах, ориентированных на игровые, учебные или методологические цели, реализуемость является априорной предпосылкой проектного сознания. Поэтому проекты принято оценивать как на фактическую реализуемость, так и на принципиальную реалистичность. Этим проект отличается от утопий, авторы которых решают задачи образной реализации духовно значимых ценностей, возможностей существования, еще не проигранных в реальной жизни; или от самоценного художественного творчества, выражающего те или иные состояния человеческой жизни, внутреннего мира человека, наполняющие его предчувствия, ощущения, скрытые желания. С искусством и утопией проектирование связывает свойственная им всем ускоренность в области надежд и упований, самоценных благ, память о которых составляет достигнутую развитость человека (и человечества), а надежда на воплощение которых - основу его аффирмативности, то есть положительной утвердительности и исторического оптимизма.

В области проектирования, имеющего дело с пространственными, образными, технологическими реальностями, особо важна положительная ценностная интонация проектирования, поскольку проектировать - это, значит, разрабатывать целенаправленные действия. Изначально нацеливать свою деятельность тем более, стратегического характера на отрицание или разрушение бессмысленно. Если для утопического сознания анти- и контрутопии имеют значение не меньшее, чем утопии жизнестроительные, то в проектировании роль таких апофатических построений принципиально ограничена вспомогательными областями (критики, педагогики, методологии и т.д.).

Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления. Это привело также к развитию новых форм проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности. 

 

Продолжим                                                             Назад

 

 
Автор:  gb@spsl.nsc.ru
Последнее обновление: 01 ноября 2002