Вы находитесь здесь:
Письменная коммуникация и трансформация традиционного общественного сознания
И. А. Вальдман
Библиосфера. — 2015. — № 4. — С.9-12.
Аннотация:
Выявлены особенности письменной коммуникации в традиционных обществах. Письменная коммуникация рассматривается в рамках специфики традиционного общественного сознания, обусловливающего социальную саморегуляцию посредством сакрализации всех существенных аспектов жизни общества. Показывается, что историческая трансформация традиционного общественного сознания представляет собой процесс десакрализации, прежде всего, как разрушение исключительности определенных норм поведения и форм деятельности в качестве единственных условий для выживания и благополучия об-щества. Развитие письменной коммуникации приводит к появлению феномена книги, становящейся средством социальной институционализации смыслов, что противопоставляет одну часть социального, нормативного смысла другой, которая тоже оказывается, таким образом, более выделенной и может быть закреплена в других книгах. Институционализация отдельных собраний книг в рамках библиотек содействует усилению десакрализирующего значения письменной коммуникации.
Ключевые слова: письменная коммуникация, традиционное общественное сознание, сакральное, десакрализация.
Литература
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. – СПб. : Наука, 1993. – 240 с.
2. Бельская Ю. В. Аксиологические основания концептуализации модели человека в экономической теории // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 4, т. 3. – С. 198–201.
3. Вальдман И. А. Социокультурная рефлексия свободы: политогенез и культурно-историческая память // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 131–136.
4. Вальдман И. А. Традиционное общественное сознание и социальная коммуникация // Идеи и идеалы. – 2014. – Т. 1, № 4. – С. 123–129.
5. Вальдман И. А. Политогенез и трансформация традиционного общественного сознания // Идеи и идеалы. – 2015. – Т. 2, № 1. – С. 30–40.
6. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. – М. : Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1990. – 247 с.