Вы находитесь здесь:
Еще раз о научной школе в библиотечно-информационной науке
Т. В. Захарчук
Библиосфера. — 2015. — № 2. — С. 22-17.
Аннотация
В статье показано изменение отношения в научном сообществе к научной школе в связи с появившимися программами поддержки научных школ и включением школ в перечень критериев аттестации вузов и исследовательских институтов. Особое внимание уделено библиотечно-информационной науке.
Говорится о существовании двух центров по изучению проблем формирования и развития научных школ в библиотечно-информационной науке, которые сложились в Новосибирске и Санкт-Петербурге.
Подчеркивается, что для характеристики научных школ важно отказаться от понимания научной школы как коллектива ученых, работающих в одном научном подразделении; не считать представителями на-учной школы всех, кто защитил диссертацию под руководством того или иного ученого; принять положение о том, что научная школа не вечна (школы возникают и умирают, на их месте возникают новые).
Отмечается, что для определения наличия научной школы необходимо разработать критерии, которые в науках библиотечно-информационного цикла могут быть смягчены по сравнению с общепринятыми
в силу относительной молодости наук, узости профессионального сообщества и т. п. Именно такие критерии, принятые профессиональным сообществом, и могут стать фундаментом для дальнейшего изучения научных школ в библиотечно-информационной науке.
Ключевые слова: научная школа в науках библиотечно-информационного цикла, лидер научной школы,
исследовательская программа научной школы, традиции научной школы.
Литература
- Александров Д. А. Научные школы как социальные сети // Академические научные школы Санкт-Петербурга. К 275-летию Академии наук. — СПб., 1998. — С. 11-18.
- Бахтина Е. В. Территориальные и пространственные границы научно-педагогической школы // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 12. — С. 279-281.
- Воверене О. И., Вилкина О. П., Рингайтите Д. А. Идентификация научных школ в библиотековедении, библиографоведении и информатике // Научные и технические библиотеки СССР. — 1989. — № 2. — С. 11-18.
- Гейденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. — М. : Наука, 1980. — 567 с.
- Дежина И. Г., Киселева В. В. Тенденции развития научных школ в современной России. — М. : ИЭПП, 2009. — 164 с.
- Залгаллер В. А. Об этапах развития научной школы // Академические научные школы Санкт-Петербурга. К 275-летию Академии наук. — СПб., 1998. — С. 90-91.
- Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении: проблемы формирования и идентификации. — СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2013. — 240 с.
- К вопросу о научных школах в библиотековедении / А. Н. Ванеев [и др.] // Библиосфера. — 2014. — № 4. — С. 3-12.
- Кожевникова Л. А. Библиотековедческие научные школы: методы анализа и диагностики // Библиосфера. — 2014. — № 1. — С. 22-25.
- Кожевникова Л. А. Научные школы в библиотековедении и библиографоведении как фактор прогресса российского библиотечного сообщества (подходы, методы, модели) // Гуманитарные науки Сибири. — 2013. — № 3. — С. 70-75.
- Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Научные школы книговедческого и библиотечно-информационного профиля: признаки идентификации // Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 12. — C. 45-54.
- Макеева О. В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса // Библиотековедение. — 2014. — № 3. — С. 23–29.
- Мягков Г. П. О специфике научной школы в системе гуманитарного знания // Гуманитарное знание в системах политики и культуры. — Казань, 2000. — С. 114–118.
- Окон Е. Б. Нужна ли научная школа в эпоху перемен? — URL: http://mncipi.narod.ru/n034.htm (дата обращения: 05.12.2014).
- Орлов В. В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библиотечное дело — 2013 : материалы XVIII междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2013 г.). — М., 2013. — Ч. 1. — С. 79–82.
- Столяров Ю. Н. Юбилейное заседание общетеоретической секции // Научные и технические библиотеки. — 2012. — № 1. — С. 5-14.
- Шабалина М. В. Книговедение: опыт региональных изысканий : учеб.-метод. пособие. — М. : Либерея-Бибинформ, 2006. -160 с.
- Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. — М., 1977. — С. 7-96.