В ГПНТБ СО РАН состоялась третья встреча из цикла «Поэтическая Сибирь»
В Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН состоялся очередной праздник поэзии. Свои стихи читали член Союза писателей Кристина Кармалита и организатор фестиваля экспериментальной поэзии «Experiences» Антон Метельков. Встречу украсили поэтическо-музыкальные видеоклипы, выступление филолога Елены Баклановой и редактора журнала «Сибирские огни» поэта Станислава Михайлова. Он напомнил собравшимся, что организатором цикла был Виктор Iванiв (Виктор Иванов), новосибирский поэт, переводчик, прозаик и ученый, трагически погибший в феврале этого года. Встреча завершилась мини-концертом поэта-песенника Андрея Бессонова. Впереди новые встречи из цикла «Поэтическая Сибирь» в ГПНТБ СО РАН, каждую последнюю субботу месяца. Специально для нашего сайта поэт Антон Метельков написал этот необычный по авторской подаче «репортаж от третьего лица».
Метельков и Кармалита ходят по морю туда
28 марта в ГПНТБ СО РАН в рамках фестиваля «Сибирская книга» прошла третья встреча из нового цикла «Поэтическая Сибирь». С самого начала на внимательное и бережное восприятие поэзии публику настроила филолог Елена Бакланова. Краткими импрессионистскими штрихами она охарактеризовала поэтику выступающих авторов. Лоскутные, мозаичные, витражные строчки Антона Метелькова показались ей похожими на монтажный стол современного кинематографиста. Неизбежный уклон такого рода творчества в постмодернизм отсылает, в свою очередь, и к множественным слоям фольклора, и к документалистике, и к текстам самых современных авторов. Стихи Кристины Кармалиты Елена Бакланова, напротив, нашла строго структурированными. В них она увидела четкую горизонталь («я – ты») и вертикаль («земное – небесное»), образующие своим пересечением крест.
Ведущим вечера был редактор журнала «Сибирские огни» поэт Станислав Михайлов. Со своей редакторской позиции он также представил участников, а затем рассказал о недавней творческой поездке авторского коллектива «Огней» в Хакасию. Как можно было убедиться чуть позже, эта поездка ни для Антона, ни для Кристины не прошла бесследно, а отразилась – хоть и весьма причудливо – в их свежих стихах. Думается – да что там, абсолютно бесспорно – что такая практика «творческих командировок» является крайне полезной для открытой писательской души.
В результате жеребьевки Кристине выпало выступать первой. Как призналась сама поэтесса, в какой-то момент ее манера письма резко изменилась, произошел невиданный скачок такой силы, что теперь она предпочитает читать стихи, написанные в последние два-три года.
Чтение Кристины прекрасно ритмизирововано в рамках сквозного действия – от начала и до конца выступления. Такое чтение напоминает покачивание на волнах в меняющемся море. Но покачивание не всегда мерное. Раз – и тебя ослепило солнце, два – и у тебя уже полный рот соленой воды. Крест, о котором говорила Елена Бакланова, всплыл в памяти каким-то необыкновенным оптическим прибором (возможно, перископом) – то выхватывающим человеческие фигуры, то их рукава или сапоги, то фрагменты окружающей обстановки. Такие волнообразные, взволнованные скачки приводят к необыкновенным, даже пугающим находкам: когда, например, ты лежишь в гамаке… и повестка в руке.
Чтобы зрители, слушатели и читатели смогли немножко прийти в себя и воспринять второго участника вечера, был сделан небольшой перерыв на показ видеопоэтических роликов Кристины Кармалиты из цикла «Руки – ноги – голова».
Затем Станислав Михайлов представил Антона Метелькова, рассказав о совместно ими изобретенном жанре «стихи по SMS». Короткие сообщения, которыми обмениваются пользователи мобильных телефонов, как правило, подразумевают какой-либо ответ собеседника. И если таким сообщением оказывается стихотворение, то это может спровоцировать целый шквал стихов – с порой неуловимыми ассоциативными связями, перекличками, аллюзиями, что Антон и Станислав тут же и продемонстрировали.
Чтение Антона также во многом подтвердило догадки Елены Алексеевны – и о мозаичности стихов Метелькова, и об их текстоцентричности, и о весомом элементе постмодернизма. Мозаичность проявилась уже в самой компоновке выступления: тексты из готовящейся к печати книги Антона Метелькова «Футляр», будучи извлеченными из-под обложки, застыли в самых непредсказуемых и изысканных сочетаниях. Застыли на секунду, подобно Бутчу Кэссиди и Санденсу Киду перед финальными титрами, и понеслись вскачь по головам. И все это – в сопровождении авторских комментариев.
В завершение вечера поэт и музыкант Андрей Бессонов исполнил несколько песен на стихи выступавших авторов и на свои собственные.
Фото Вячеслава Ковалевича