Отчет диссертационного совета за 2012 г.
25 февраля, 2013
В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ
К 003.004.01 при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук в 2012 г.
Действующий диссертационный совет К 003.004.01 утвержден при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), г. Новосибирск, приказом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации 08.10.2009, приказ № 2059-2087. Специальности, по которым разрешено принимать диссертации к защите, 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», отрасли: педагогические науки; исторические науки.
В 2012 г. было проведено 6 заседаний по защите кандидатских диссертаций.
Диссертационные работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения (педагогические науки)
Диссертация Макеевой О. В. «Механизмы адаптации публичных библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения». Научные руководители: доктор пед. наук, проф. Кожевникова Л. А., ГПНТБ СО РАН, главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы; канд. эконом. наук, доцент Гузнер С. С., Сибирский государственный университет путей сообщения, профессор кафедры мировой экономики и туризма (г. Новосибирск); официальные оппоненты: Гендина Н. И. – доктор пед. наук, проф., Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, директор; Цукерблат Д. М. – канд. пед. наук, ГПНТБ СО РАН, зам. директора по библиотечной работе; ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработаны: концептуальная модель механизмов адаптации библиотек, модели механизмов адаптации трех видов (основанных на деятельностно-функциональных, структурных и инновационных изменениях в деятельности библиотек); предложен методический инструментарий, позволяющий публичным библиотекам оперативно реагировать на динамично изменяющиеся условия внешней среды, учитывая два объективных фактора: виды социокультурных практик населения и специфику региона, в котором население проживает; доказаны: зависимость адаптивных процессов публичных библиотек от специфики регионов, целесообразность применения статистического анализа при проведении библиотековедческих исследований в части разработки методики изучения макропоказателей внешней среды и определения их воздействия на деятельность библиотеки; расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения новых понятий и терминов на основе использования положений теории адаптации, применяемых в других науках. Сформулированы определения понятий «адаптация библиотеки» и «механизм адаптации библиотеки», в которых отражена взаимосвязь библиотеки с социокультурными практиками населения.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказаны положения, вносящие вклад в расширение представлений об изучаемом явлении, расширяющие границы применимости полученных результатов; результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе численных методов (статистического анализа, в частности корреляционно-регрессионного); изложены положения, имеющие существенное значение при изучении проблем адаптации библиотек, факторов и условий, взаимодействующих в адаптивных процессах; раскрыты несоответствия и проблемные области в адаптивных процессах библиотек; выявлено и охарактеризовано влияние региональных особенностей на протекание процессов адаптации библиотек во внешней среде и на формирование социокультурных практик населения; проведена модернизация существующих в библиотековедении математических и статистических методов, обеспечивающих получение новых результатов по теме диссертации, за счет расширения предметной области применения.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: определены минимальные наборы адаптивных норм механизмов адаптации, разработаны их модели, позволяющие библиотекам наиболее эффективно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды; создана система практических рекомендаций, имеющих методическое значение для центральных библиотек регионов Российской Федерации, осуществляющих разработку стратегий адаптации к условиям внешней среды, планирующих развитие библиотек отдельных субъектов РФ; представлены рекомендации по обоснованию выбора и разработке эффективных стратегий адаптации библиотек Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с учетом специфики этих регионов, а также даны предложения по дальнейшему совершенствованию нормативных показателей размещения библиотечной сети и критериев эффективности деятельности библиотек с учетом специфики регионов.
Диссертация Огановой О. А. «Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Кожевникова Л. А., ГПНТБ СО РАН, главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы; официальные оппоненты: Дрешер Ю. Н. – доктор пед. наук, проф., Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан, директор (г. Казань); Павлова Л. П. – канд. пед. наук, ГПНТБ СО РАН, зав. лабораторией электронных ресурсов; ведущая организация: Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (г. Москва).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработана концептуальная модель развития совокупного потенциала академических библиотек, позволяющая библиотекам расширить информационное обеспечение научных исследований Уральского региона; расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения уточненного понятия «совокупный потенциал академических библиотек» на основе использования определений «потенциал», применяемых в других науках. Определены структурные параметры совокупного потенциала академических библиотек (научный (интеллектуальный), ресурсный, инновационный и социокультурный, экономический, включающий материально-техническую базу, документные, информационные, технологические и трудовые ресурсы), которые отражают взаимосвязь всех видов ресурсов с инфраструктурой; доказана зависимость воздействия на формирование совокупного потенциала академических библиотек как факторов экономической ситуации в научно-исследовательском институте и Отделении Российской академии наук (РАН), так и факторов внешнего пространства и структуры общественного производства территории; установлено, что для оптимизации своей деятельности академические библиотеки нуждаются в усилении и укреплении информационной и сервисной функций.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: впервые определена роль и место академических библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных процессов Уральского региона, что позволяет создать механизм согласованных действий учреждений библиотечного сообщества с учетом развития науки; доказаны положения, расширяющие научные представления о том, что характеристики совокупного потенциала академических библиотек определяются как основными целями деятельности библиотек, так и спецификой трансформаций науки; определены этапы периодизации развития Центральной научной библиотеки и сети библиотек Уральского отделения РАН (УрО РАН): эволюционный экстенсивный (1932–1990), динамичный интенсивный (1991–1997) и современный инновационный (с 1998 г. по настоящее время); применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс методологических подходов (системный, социально-экономический и региональный) и методов (терминологический, логико-методологический, экономический и факторный анализ, мониторинг и диагностика, системный анализ, контент-анализ, SWOT-анализ); изучены причинно-следственные связи между развитием территории, трансформацией науки и конфигурацией совокупного потенциала академических библиотек.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: материалы диссертационного исследования могут найти применение в системе академических библиотек различных территорий; выводы и предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для органов управления УрО РАН при принятии обоснованных решений финансирования академических библиотек; созданная в ЦНБ УрО РАН нормативно-правовая система документации может быть использована для многоцелевого применения при определении конфигурации совокупного потенциала научных библиотек; разработанные критерии оценки совокупного потенциала академических библиотек являются основой для разработки эффективной стратегии их деятельности, для координации и взаимодействия всех типов научных библиотек Уральского региона.
Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, в рамках преподавания дисциплин: «Библиотековедение», «Региональное библиотековедение», «Библиотечный менеджмент» и «Экономика библиотечной деятельности».
Диссертация Рябцевой Л. Н. «Информационное обучение пользователей как условие развития образовательной функции библиотеки». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Гендина Н. И., Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств; официальные оппоненты: Мазурицкий А. М. – доктор пед. наук, проф., Московский государственный университет культуры и искусств, зав. кафедрой библиотековедения и книговедения; Геллер И. С. – канд. пед. наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, доцент кафедры социально-массовых коммуникаций; ведущая организация: Краснодарский государственный университет культуры и искусств.
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработан теоретически обоснованный подход к трактовке образовательной функции библиотеки в информационном обществе на рубеже XX–XXI вв.; раскрыты возможности адаптации как продуктивно работающего средства применительно к задачам организации информационной подготовки учащейся молодежи в библиотеке; предложен алгоритм адаптации учебной программы «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки, обеспечивающий организацию информационного обучения и верификацию исходной учебной программы к специфике конкретного учебного заведения и типу библиотеки; выявлены организационно-методические особенности проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки; доказана целесообразность применения концептуального аппарата теории адаптации к решению задач библиотековедческого исследования в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы библиотек; введены рабочие определения понятий «информационное обучение», «информационное просвещение», дополнено определение понятия «образовательная функция библиотеки».
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказаны положения, расширяющие теоретические представления о влиянии информационно-коммуникационных технологий, модернизации системы образования, реализации целенаправленного информационного обучения на изменение образовательной функции библиотек в эпоху информационного общества. Выявлена возможность расширения и развития образовательной функции библиотеки за счет интеграции как традиционного предоставления ресурсов библиотек для системы образования, организации информационного просвещения, так и планомерного и систематического информационного обучения пользователей в условиях библиотеки; используемый автором подход, интегрирующий достижения теории адаптации и дидактики, позволил расширить представление о междисциплинарных связях библиотековедения, что отражает интегративные тенденции в развитии современного научного знания; результативно использован комплекс методологических подходов, включая научно-исторический, культурологический, системный, деятельностный, технологический подходы, и следующих методов: количественный анализ документального потока публикаций, формализованный (аспектный) анализ публикаций, метод терминологического анализа, социологические методы (анкетирование, наблюдение), педагогический эксперимент; изложены аргументы, касающиеся теоретического обоснования и разработки научно-обоснованной методики организации информационного обучения в условиях библиотеки; раскрыты проблемы отечественной и зарубежной практики организации информационного обучения в условиях библиотеки: проведенный анализ публикаций показал доминирование эмпирического подхода и отсутствие научно обоснованных концепций организации информационной подготовки пользователей библиотеки как целостного педагогического процесса, преобладание разрозненных библиотечных уроков и других форм информационного просветительства (экскурсии, выставки и т. п.); изучены причинно-следственные связи между уровнем информационной подготовки пользователей и созданием моделей информационного обслуживания различных категорий пользователей в условиях развития электронных ресурсов и библиотек; выявлена трансформация профессии библиотекаря, составной частью которой становится информационное обучение пользователей, преподавание информационной грамотности и основ информационной культуры личности.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: разработан и с 2009 г. внедрен в учебный процесс Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа курс «Основы информационной культуры личности»; выявлена совокупность факторов, влияющих на адаптацию учебной программы курса «Основы информационной культуры личности», внедряемого в условиях библиотеки; определены пределы и перспективы использования теории на практике: материалы диссертации могут быть востребованы работниками библиотек, преподавателями вузов, обеспечивающих подготовку библиотечных кадров; исследование имеет методическое значение и может стать руководством по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеках образовательных учреждений; материалы исследования могут быть использованы в системе высшего образования, в дисциплинах профессионального цикла для подготовки специалистов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», а также в системе повышения квалификации работников библиотек; созданы теоретически обоснованные информационные модели адаптации инвариантной и вариативной части учебного курса «Основы информационной культуры личности»; представлены перспективы дальнейших исследований, направленных на развитие предлагаемой автором диссертации идеи развития образовательной функции за счет системного, целенаправленного информационного обучения пользователей в условиях библиотеки.
Диссертация Плешаковой М. А. «Визуальный ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Лаврик О. Л., ГПНТБ СО РАН, зам. директора по научной работе; официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор пед. наук, проф., Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, директор; Захаров В. П. – канд. филол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры математической лингвистики и кафедры социального анализа и математических методов в социологии; ведущая организация: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (г. Москва).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработаны принципы формирования визуального ряда библиотечного сайта как знаковой системы; использован понятийный аппарат семиотики: понятие о знаке и видах знаков, что позволило выявить особенности использования на сайтах научных библиотек разновидностей знаков для визуального выражения информационно-библиотечных понятий; доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система в настоящее время находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией. Его развитие будет происходить по мере разработки общепринятой структуры сайтов научных библиотек; уточнены основные термины, обозначающие элементы визуального ряда библиотечных сайтов: «значок», «пиктограмма» и «иллюстрация»; установлено, что они находятся в отношении соподчинения. Терминологический ряд дополнен родовым и обобщающим для них термином – «визуальный образ»; получены, обобщены и систематизированы новые эмпирические данные.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: раскрыто функциональное назначение визуального ряда сайтов научных библиотек, в том числе выделены специфические функции для сайтов такого назначения; получен научный результат, касающийся теории лингвистического обеспечения библиотечно-информационной технологии, установлено, что иерархические классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД) непригодны для перспективного формирования логической структуры библиотечного сайта; результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе структурно-семиотического (для анализа способов выражения актуальных понятий и выявления устоявшихся визуальных образов для определенных понятий) и классификационного анализа (для систематизации разделов и подразделов, используемых на сайтах научных библиотек и построения классификационных схем); установлена тенденция в формировании визуального ряда на сайтах научных библиотек, которая проявляется в количественных и качественных характеристиках визуальных образов.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: на основе классификационного подхода структурирован материал, отражающий семантическое наполнение сайтов научных библиотек, что позволяет моделировать структуру контента библиотечных сайтов; выработанные принципы формирования визуального ряда на библиотечных сайтах могут быть использованы для организации деятельности по формированию и модернизации сайтов; разработана и внедрена модель визуального ряда мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН, которая может быть использована другими библиотеками; материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных планов, программ, учебно-методических пособий по курсу «Информационные технологии» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров в области библиотечно-информационной деятельности.
Диссертационные работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения (исторические науки)
Диссертация Дусина А. В. «Переводная военная книга в России (1918–1941 гг.)». Научный руководитель: доктор ист. наук, проф. Лютов С. Н., ГПНТБ СО РАН, зав. лабораторией книговедения; официальные оппоненты: Кузнецов И. С. – доктор ист. наук, проф., Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, профессор кафедры отечественной истории; Вишнякова Н. В. – канд. ист. наук, ГПНТБ СО РАН, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы; ведущая организация: Московский государственный университет печати.
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: предложены оригинальные суждения, базирующиеся на междисциплинарном подходе к изучению переводной книги: с одной стороны, это распространенный элемент межкультурной коммуникации, с другой – подсистема категории «военная книга»; уточнена трактовка понятия «переводная военная книга» как подсистема категории «военная книга», специфика которой заключается в функции обмена информацией о достижениях военной науки и практики в рамках межкультурной коммуникации; подтверждена закономерность возрастания востребованности в переводных военных изданиях в условиях смены принципов военного строительства и проведения военных реформ; установлена взаимосвязь между тематическими предпочтениями в выпуске переводных военных изданий и приоритетами военной политики советского государства, выразившаяся, во-первых, в активизации выпуска переводных военных книг для преодоления военно-технического отставания в условиях военно-политической и экономической изоляции, во-вторых, в изменившемся составе читателей за счет притока на командные должности в армии выходцев из пролетарских и крестьянских кругов, в-третьих, в жестком влиянии политической конъюнктуры на выбор иностранных трудов для перевода; выявлено и обосновано разделение переводных военных книг, издававшихся в рассматриваемый период, на два типа (по отношению к оригиналу), а именно: переводы с оригинальных книг (непосредственные) и составленные с переводов, сделанных ранее с оригиналов в других странах (опосредованные); составлен уточненный перечень изданных в 1918–1941 гг. переводных военных книг, включающий более 650 наименований, выполнен статистический и тематический анализ этого массива изданий.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказана сущностная специфика переводной военной книги как способа заимствования средствами книжного дела наиболее значимой и перспективной информации военного назначения, отражающей достижения иностранной военной науки и практики; результативно использован комплекс общенаучных методов (статистический, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный, сравнительно-исторический), а также методов, применяемых в историко-книговедческих исследованиях (функциональный, библиографический) и исследованиях смежных наук (психологический метод лингвистики, критический подход межкультурной коммуникации) применительно к проблематике диссертации; установлены признаки, отличающие переводную военную книгу в массиве книжных изданий, в том числе: иностранная военная терминология, большое количество сокращенных обозначений и рисунков технического характера, справочно-пояснительный аппарат, комментарии и примечания, терминологические и переводческие словари, списки условных обозначений и сокращений; изучены основные факторы, определившие необходимость выпуска переводной военной книги в первые десятилетия советского военного строительства, в числе которых: строительство армии на новых организационных принципах в условиях военно-политической и экономической изоляции, значительное военно-техническое отставание молодого советского государства от западных держав, отсутствие современного опыта развития военной науки и практики, уровень образования командного состава Красной армии.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике: выявленные материалы будут востребованы исследователями, изучающими переводческую проблематику в историческом ракурсе; полученные результаты исследования применяются в преподавании учебных курсов при подготовке по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» по направлению «Перевод и переводоведение» в отдельных дисциплинах исторического профиля в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте).
Диссертация Савиновой Т. Н. «Библиотеки в контексте социокультурного пространства трансграничного региона (на примере Оренбургской губернии) 1865–1919 гг. ». Научный руководитель: доктор ист. наук Посадсков А. Л., ГПНТБ СО РАН, главный научный сотрудник лаборатории книговедения; официальные оппоненты: Косых Е. Н. – доктор ист. наук, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, профессор кафедры истории России и политологии; Сергеева Е. Ф. – канд. ист. наук, доцент, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, начальник управления; ведущая организация: Алтайская государственная академия культуры и искусств (г. Барнаул).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработана оригинальная периодизация истории библиотечного дела XIX – начала XX в. в трансграничном регионе, каковым являлась Оренбургская губерния; определено, что первым периодом в развитии региональных библиотек явились 1865–1905 гг., когда в результате реформ произошло массовое открытие большинства школьных, народных и общественных библиотек, сложилась структура их типо-видового разнообразия. Второй период – 1906–1913 гг. – ознаменован, в первую очередь, воздействием Первой русской революции, отразившимся, в том числе, и на развитии культуры. В Оренбургской губернии в это время создаются библиотеки просветительных обществ и национальные (в основном татарские); осуществляется значительное пополнение фондов местными периодическими изданиями, в том числе на восточных языках, возрастает интерес к печатному слову. В третий период, время военного кризиса 1914–1919 гг., библиотеки стали информационными, культурными и образовательными центрами, прежде всего в сельской местности. Состоялся переход к осознанию библиотечной деятельности как профессии, получила дальнейшее развитие краеведческая библиография, начинают формироваться региональные библиотечные сети; установлено, что общедоступные библиотеки Оренбургского региона мало чем отличались от аналогичных библиотек других губерний России, имея только некоторые особенности, связанные с социокультурным развитием пространства; специальные библиотеки имели больше региональных особенностей, чем общедоступные, так как их организация зависела от специфики территории, уровня существовавшего образовательного, культурного, научного потенциала; приведена классификация библиотек российской провинции на примере Оренбургского региона в конце XIX – начале XX в.; подтверждена взаимосвязь между развитием библиотек трансграничного региона и наличием в нем различных этнических, конфессиональных, сословных и других групп населения (казачество, организованные и стихийные переселенцы, старообрядцы, сектанты).
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказано положение о единстве тенденций развития библиотечного дела восточных регионов России (в частности, Оренбургской губернии) как в предреволюционные годы, так и во время Гражданской войны 1918–1919 гг., когда социокультурный потенциал региона позволил продолжать развитие библиотечного дела. Частая смена власти в регионе тормозила, но не прекращала деятельности по совершенствованию работы библиотек, что дает право утверждать, что к этому времени библиотечное дело в регионе заняло прочное место в культурном строительстве; использован и результативно применен комплекс общенаучных методов историко-книжного исследования, включающий локализацию «функционального культурного региона», историко-сравнительный, историко-генетический, историко-типологический, статистический методы, а также специальные методы, применяемые в библиотековедческих и книговедческих исследованиях; изложены тенденции, характерные для развития типо-видовой структуры библиотечного дела трансграничного региона России в XIX – начале XX в.: количественное преобладание общедоступных библиотек (в том числе народно-школьных, общественных организаций и земских), возникших в конце XIX в.; сознательное и планомерное расширение круга станичных библиотек Оренбургского казачьего войска с перспективой создания локальной «казачьей» библиотечной сети; создание после 1905 г. национальных библиотек для нерусских этнических групп, с преобладанием татарских; постепенное расширение функций библиотек образовательных учреждений, которые в конце XIX в. начали действовать как общественные, обеспечивая удовлетворение читательских потребностей всех жителей региона; установлена различная степень влияния на социокультурные процессы провинциального региона деятельности специальных библиотек (церковных, войсковых); определены основные факторы, негативно влиявшие на эффективность социальной роли библиотек научных обществ, обладавших крупными и ценными книжными фондами и являвшихся инициаторами составления региональных библиографических пособий.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть востребованы исследователями, изучающими историю книжной культуры и библиотечного дела в регионах России; могут служить основой для создания обобщающих трудов по истории книжного и библиотечного дела; полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных материалов по дисциплине «История библиотечного дела России» и спецкурса «Библиотечное краеведение» в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»; при создании баз данных по истории провинциальных библиотек; формировании музейных экспозиций по истории книги и библиотек региона.
Таким образом, в диссертационном совете в отчетном году защитили кандидатские диссертации шесть сотрудников научных библиотек и гуманитарных факультетов высших учебных заведений Сибирского и Уральского федеральных округов, все диссертации утверждены ВАК.
В октябре 2012 г. Совет по защите кандидатских диссертаций по библиотековедению, библиографоведению и книговедению при ГПНТБ СО РАН прекратил свою работу в связи с оптимизацией деятельности диссертационных советов, осуществляемой в стране. Действовал же он на протяжении 17 лет, начиная с 1996 г., и был единственным, принимающим к защите работы по названной специальности, на территории сибирско-дальневосточного региона. За время его деятельности было защищено 92 кандидатских диссертации (табл. 1, 2). Соискателями ученой степени кандидата наук на протяжении всех лет являлись сотрудники научных библиотек разных ведомств, вузов, осуществляющих подготовку профильных специалистов, из городов Сибири, Дальнего Востока и Урала: Абакана, Барнаула, Новосибирска, Омска, Томска, Красноярска, Кызыла, Читы, Биробиджана, Благовещенска, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Якутска, а также Тобольска, Тюмени, Уфы, Челябинска, Ханты-Мансийска. Защищали здесь диссертации и представители учреждений Москвы.
Таблица 1
Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН, по отраслям науки (1996–2012 гг.)
Отрасль науки
Количество специалистов
Исторические
36
Педагогические
54
Технические
2
Итого
92
Таблица 2
Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН (1996–2012 гг.)
Ведомство, учреждение
Количество специалистов
Российская Академия наук, Сибирское отделение Российской академии наук (научные библиотеки, информационные центры)
37
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (вузы культуры и искусств, научные библиотеки)
29
Министерство науки и образования (вузы, в т. ч. научные библиотеки вузов)
12
Другие ведомства (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, др.) (вузы)
14
Итого
92
В настоящее время ГПНТБ СО РАН ведет работу по созданию объединенного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени доктора наук по специальности: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (отрасли: педагогические науки, исторические науки). Хочется надеяться на положительный результат в решении такой важной проблемы.