Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН

Стратегическое проектирование деятельности библиотеки

 Паршукова Г.Б.

Оглавление

Глава 1. Проектная деятельность

Глава 2. Системотехническая деятельность

Глава 3. Социотехническое проектирование

Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы

Глава 7. Библиотековедческий анализ

Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

5.4. Конкретные задания

Рассмотрим, например, приведенную выше задачу провести маркетинговое исследование рынка информационных услуг. Прежде всего необходимо добавить срок выполнения, например, в течение 2 лет. Тогда задача становится конкретным заданием, для выполнения которого необходим дальнейший анализ. 

Прежде всего, анализ причин по которым тормозится ввод в номенклатуру новых услуг, основанных на электронных технологиях? Некоторые причины очевидны – не все сотрудники владеют компьютерными инструментами и технологиями, поэтому они не в состоянии не только сами разработать новые информационные услуги, но психологически не готовы к выполнению уже разработанных. Для исключения психологического фактора необходимо обучить сотрудников компьютерным технологиям, морально и материально стимулируя технологическую разработку новых услуг (можно через систему внутренних грантов и трендов). Можно задать и встречный вопрос - а надо ли разрабатывать новые информационные услуги? Для крупной научной библиотеки положительный ответ очевиден, поскольку такая библиотека обслуживает информационные потребности современного и высококвалифицированного контингента читателей. Несомненно, что библиотечно-библиографические и информационные услуги должны соответствовать уровню информационных потребностей, которые динамично развиваются как в отраслевой составляющей, типо-видовой структуре актуального документопотока, так и в части ассортимента требуемых услуг и продуктов. 

Если же читателями небольшой публичной библиотеки являются жители микрорайона, приходящие в библиотеку за книгами для досугового чтения, то, очевидно, имеет смысл пожертвовать модой на внедрение НИТ ради, например, экономии материальных ресурсов (можно потратить больше средств на комплектование фонда или повышения уюта и комфортности внутреннего интерьера библиотеки). 

Если в качестве задачи было указано - обеспечить наличие не менее 5 % - докторов наук и 20 % - кандидатов наук в составе сотрудников крупной научной библиотеки, то для того чтобы превратить эту задачу в набор конкретных заданий, необходимо проанализировать состав персонала на настоящий момент, спрогнозировать его естественное изменение (в результате выхода на пенсию сотрудников старших возрастов, перехода на другую работу иных сотрудников и др.), оценить возможности повышения профессионального уровня (защиты диссертаций) для конкретных сотрудников, а также возможности привлечения нового персонала. После этого можно будет спроектировать активную кадровую политику и оценить ее результаты по повышению профессионального уровня персонала. 

Достижима ли вообще поставленная задача? 

А если достижима то, в какие сроки?

 После такого анализа  (ответов на поставленные самим себе вопросы) должен быть утвержден конкретный проект мероприятий. Вышеупомянутый анализ может быть проведен на основе анализа научно-методических документов данной библиотеки, которые в библиотеках России традиционно являют достаточно стройную систему.

 

Продолжим                                                                  Назад

 
 
Автор:  gb@spsl.nsc.ru
Последнее обновление: 19 декабря 2002