Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН

Стратегическое проектирование деятельности библиотеки

 Паршукова Г.Б.

Оглавление

Глава 1. Проектная деятельность

Глава 2. Системотехническая деятельность

Глава 3. Социотехническое проектирование

Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы

Глава 7. Библиотековедческий анализ

Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

5.1 Миссия библиотеки

Эффективность работы требует, чтобы миссия, цели и задачи рассматривались вкупе. Если не определена миссия, то цели и задачи могут «повиснуть в воздухе», а провозглашенная миссия без разработки целей и задач останется пустым звуком. При определении миссии любой организации учитываются ее природа и цели.

Этот тезис справедлив и подходит и для некоммерческого сектора, то есть для такой организации как библиотека, которая также должна отстоять свое существование в постоянно меняющейся среде.

При описании миссии необходима ссылка на будущее, однако основное внимание должно уделяться настоящему. Хотя не существует единого рецепта, помогающего сформулировать миссию организации, так как каждая из них имеет свои особенности (даже те, что находятся в одном и том же окружении), все-таки вполне реально найти черты, характерные для всех. Описывая миссию, следует:

определить, что из себя представляет организация и к чему стремится в будущем;

быть достаточно лаконичным, чтобы избежать спекулятивных утверждений, но в то же время достаточно красноречивым, чтобы отметить созидательные начала в организации;

точно охарактеризовать организацию, чтобы стало ясно, чем она отличается от других;

составить описание так, чтобы можно было судить о настоящем и будущем организации;

подобрать ясные и точные выражения, чтобы миссия была понятна всем сотрудникам.

Таким образом, правильно сформулированное определение миссии организации указывает, в каком направлении будет происходить ее развитие. Выбор правильного направления — ключевой момент, так как развитие, осуществляемое по ложно выбранному пути, более опасно, чем топтание на месте. Однако следует отметить, что многие организации не формулируют определение своей миссии. Основная причина заключается в том, что ответ на главный вопрос, «чем мы занимаемся?/какова наша цель?» вызывает глубокие разногласия среди администрации, что, в свою очередь, приводит к конфликтам в работе. Поэтому при выработке определения миссии следует учитывать человеческий фактор. 

В создавшейся ситуации возникает очень важный вопрос, которым, как правило, пренебрегают. Что известно администрации о сотрудниках? Чем они дышат, во что верят? Сформулированное описание миссии будет сведено к ряду пустых, банальных выражений, если идеи, заключенные в нем, не найдут поддержки среди тех, кто должен воплощать их в жизнь. 

Миссия не должна иметь форму приказа или команды, спущенной сверху. Ее ясное понимание возможно лишь в случае широкого обсуждения, в котором принимают участие все сотрудники. Конечно, в больших организациях сделать это труднее, но проблема может быть решена, если обсуждения перенести в отделы, где вырабатывается коллективное мнение.

Очень часто в крупных научных библиотеках с развитым технологическим циклом и узкой специализацией подразделений сталкиваешься с некоторой узостью подхода сотрудников к пониманию целей деятельности библиотеки. Упрощая, можно сказать, что, комплектатор видит цель библиотеки в собрании книжного фонда; работник книгохранения - в сохранении фонда; библиограф - в создании библиографических указателей и только работник пункта выдачи понимает миссию библиотеки как обслуживание читателей.

На основании сформулированной миссии вырабатываются цели и задачи. Очень часто эти термины воспринимаются как синонимы, но все-таки следует признать, что они не взаимозаменяемы; понятие «цель» — шире. Вначале ставится цель, а затем для ее достижения решается ряд задач.

Цели делятся на три основные группы: производственные, управления ресурсами и административные. Производственные цели служат для того, чтобы определить, кому какие услуги предоставлять и какую продукцию производить. Цели управления ресурсами имеют отношение к производимой продукции и предоставляемым услугам, к образованию и средствам, используемым для предоставления продукции/услуг и, что особенно важно, к людям, участвующим в процессе. Административные цели ставятся для решения организационных вопросов и для осуществления различного рода связей. Образно говоря, цель — это предназначение, а задача — веха на пути к намеченной цели.

При проектировании любой деятельности, очевидно, надо исходить из того, для чего предназначена библиотека, в чем состоит ее «миссия» в инфраструктуре информационных ресурсов региона или ведомства, библиотечной сети или системы. Например, основная миссия национальной библиотеки – мемориальная - собирание и хранение изданной на территории государства литературы. Миссия публичной библиотеки – рекреационная – обеспечение и восстановление трудового потенциала населения.

В наиболее общих терминах стратегический проект - средство обеспечения выполнения фирмой, а в нашем случае библиотекой, своей миссии. 

Сформулировать миссию конкретной библиотеки - наиболее важное решение для ее учредителей и администрации. 

Изменение миссии фактически означает закрытие прежней библиотеки и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. 

Миссия - стержень библиотеки, наиболее устойчивая часть ее организма (отметим, что библиотека это скорее живой организм, а не бездушная мертвая машина!).

 

Продолжим                                                                  Назад

 

 
Автор:  gb@spsl.nsc.ru
Последнее обновление: 19 декабря 2002