Вы находитесь здесь:
Неоинституциональный подход как теоретико-методологическая основа изучения библиотечной профессии
Н. В. Лопатина
Библиосфера. — 2015. — № 2. — С. 28-32.
Аннотация
Статья посвящена поиску новых теоретико-методологических инструментов изучения позиции библиотечной профессии в современном обществе. В качестве альтернативы структурно-функциональному
и традиционному социально-институциональному подходам в библиотековедении предлагается неоинституциональный подход и анализ библиотечной профессии как современного социального института.
Доказывается, что воспроизводство библиотеки как социального института в современных условиях – это результат квалифицированной деятельности представителей библиотечной профессии, а структура библиотечных практик создается в зоне взаимодействия смыслов, норм и власти. Не структура влияет на библиотекаря, а библиотекарь как актор способен взаимодействовать со структурой или противодействовать ей, при этом воспроизводятся социальные отношения, обладающие актуальными характеристиками.
Показано, каким образом ряд современных проблем библиотечного дела обусловлен противоречием между структурой, воспроизводящей библиотеку только в качестве института материальной культуры, и библиотекарем – актором, владеющим и традициями, и идеями, убеждениями, теориями нового со-держания.
Для изучения позиций библиотечной профессии в профессиональной структуре современного общества применяется специфический инструмент – дифференциация субъектов социального действия. На стыке неоинституционального и полисистемного подходов можно выделить минимум три пары «сильно¬ресурсных – слаборесурсных субъектов», определяющие содержание современных библиотечных практик: распределение статусов в рамках цепочки «библиотекарь – массовый актор», дифференциацию профессионального сообщества с точки зрения статусно-ролевых различий, изучение соотношения сил в рамках всей информационной инфраструктуры общества.
Ключевые слова: библиотекарь, библиотека, социально-институциональный подход, библиотечная профессия, неоинституциональный подход, информатизация, информационное общество.
Литература
1. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / под ред. Т. Парсонса. – М. : Прогресс, 1972. – 392 с.
2. Лопатина Н. В. Теоретико-методологические основания управления информатизацией в России : авто-реф. дис. … д-ра соц. наук. – М., 2008. – URL: http://www.isras.ru/files/File/Avtoreferat/Avtoreferat_LopatinaN.pdf (дата обращения: 05.09.2014).
3. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт. – Минск, 2002. – 374 с.
4. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М. : Акад. проект, 2000. – 880 с.
5. Полтавская Е. И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт? : практ. пособие. – М., 2009. – 176 с.
6. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. – М. : Книга, 1981. – 255 с.
7. Столяров Ю. Н. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. – 1999. – № 7/12. – С. 20–33.
8. Фирсов В. Р. Библиотека как социальный институт. Теоретико-методологические аспекты повышения ее роли в развитом социалистическом обществе : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1984. – 15 с.
9. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и ин-формационная среда // Научно-техническая информация. Серия 2. – 1976. – № 1. – С. 3–6.
10. Ядов В. А. Современная социологическая теория как концептуальная база исследований российских трансформаций. – СПб., 2009. – 138 с.