25 февраля, 2013
28 февраля 2012 г. состоялось два заседания диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций при Федеральном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.
Диссертация Дусина А. В. «Переводная военная книга в России (1918–1941 гг.)» (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки), научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Лютов Сергей Николаевич).
Официальные оппоненты: Кузнецов Иван Семёнович – доктор исторических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», профессор кафедры отечественной истории; Вишнякова Наталья Владимировна – кандидат исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы.
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова», г. Москва.
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
– предложены оригинальные суждения, базирующиеся на междисциплинарном подходе к изучению переводной книги: с одной стороны, это распространенный элемент межкультурной коммуникации, с другой – подсистема категории «военная книга»;
– уточнена трактовка понятия «переводная военная книга» как подсистемы категории «военная книга», специфика которой заключается в функции обмена информацией о достижениях военной науки и практики в рамках межкультурной коммуникации;
– подтверждена закономерность возрастания востребованности в переводных военных изданиях в условиях смены принципов военного строительства и проведения военных реформ;
– установлена взаимосвязь между тематическими предпочтениями в выпуске переводных военных изданий и приоритетами военной политики советского государства, выразившаяся, во-первых, в активизации выпуска переводных военных книг для преодоления военно-технического отставания в условиях военно-политической и экономической изоляции, во-вторых, в изменившемся составе читателей за счёт притока на командные должности в армии выходцев из пролетарских и крестьянских кругов, в-третьих, в жестком влиянии политической конъюнктуры на выбор иностранных трудов для перевода;
– выявлено и обосновано разделение переводных военных книг, издававшихся в рассматриваемый период, на два типа (по отношению к оригиналу), а именно: переводы с оригинальных книг (непосредственные) и составленные с переводов, сделанных ранее с оригиналов в других странах (опосредованные);
– составлен уточнённый перечень изданных в 1918–1941 гг. переводных военных книг, включающий более 650 наименований, выполнен статистический и тематический анализ этого массива изданий.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
– доказана сущностная специфика переводной военной книги как способа заимствования средствами книжного дела наиболее значимой и перспективной информации военного назначения, отражающей достижения иностранной военной науки и практики;
– результативно использован комплекс общенаучных методов (статистический, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный, сравнительно-исторический), а также методов, применяемых в историко-книговедческих исследованиях (функциональный, библиографический) и исследованиях смежных наук (психологический метод лингвистики, критический подход межкультурной коммуникации) применительно к проблематике диссертации;
– установлены признаки, отличающие переводную военную книгу в массиве книжных изданий, в том числе: иностранная военная терминология, большое количество сокращенных обозначений и рисунков технического характера, справочно-пояснительный аппарат, комментарии и примечания, терминологические и переводческие словари, списки условных обозначений и сокращений;
– изучены основные факторы, определившие необходимость выпуска переводной военной книги в первые десятилетия советского военного строительства, в числе которых: строительство новой армии на новых организационных принципах в условиях военно-политической и экономической изоляции, значительное военно-техническое отставание молодого советского государства от западных держав, отсутствие современного опыта развития военной науки и практики, уровень образования командного состава Красной армии.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике:
– выявленные материалы будут востребованы исследователями, изучающими переводческую проблематику в историческом ракурсе;
– полученные результаты исследования применяются в преподавании учебных курсов при подготовке по специальности 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» по направлению 022900 «Перевод и переводоведение» в отдельных дисциплинах исторического профиля в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте), г. Новосибирск.
Оценка достоверности результатов исследования выявила:
– исследование базируется на использовании значительного количества архивных материалов и сведений из опубликованных библиографических источников;
– теоретические суждения согласуются с положениями фундаментальных исследований по истории книги, военной истории, теории межкультурной коммуникации;
– результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, соотносятся с концептуальными положениями и научными наработками других наук в рамках междисциплинарного подхода;
– результаты исследования процесса выпуска переводных военных изданий 1918–1941 гг. согласуются с имеющимися результатами изысканий военно-издательской практики тех лет;
– использованные современные методики сбора и обработки исходной информации, включая Интернет, позволили выявить дополнительно издания, не включенные в библиографические указатели, а методики статистических группировок – способствовали разностороннему анализу выявленных материалов в соответствии с задачами исследования.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии в получении исходных данных, их систематизации и апробации результатов исследования. Автором лично выполнен статистический и тематический анализ выявленного массива переводных военных книг, изданных в изученный период. Результаты исследования отражены в семи публикациях, из которых три – в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.
Диссертация Макеевой О. В. «Механизмы адаптации публичных библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения» (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), научные руководители: доктор педагогических наук, профессор Кожевникова Лариса Анатольевна, канд. экономических наук, доцент Гузнер Сало Семёнович).
Официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор; заслуженный деятель науки РФ, академик Международной Академии наук высшей школы; Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (КемГУКИ), директор (г. Кемерово); Цукерблат Дмитрий Миронович – кандидат педагогических наук; Федеральное государственного бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заместитель директора по библиотечной работе (г. Новосибирск).
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» (г. Санкт-Петербург).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
· разработаны концептуальная модель механизмов адаптации библиотек, модели механизмов адаптации трех видов (основанных на деятельностно-функциональных, структурных и инновационных изменениях в деятельности библиотек);
· предложен методический инструментарий, позволяющий публичным библиотекам оперативно реагировать на динамично изменяющиеся условия внешней среды, учитывая два объективных фактора: виды социокультурных практик населения и специфику региона, в котором это население проживает;
· доказаны зависимость адаптивных процессов публичных библиотек от специфики регионов, целесообразность применения статистического анализа при проведении библиотековедческих исследований в части разработки методики изучения макропоказателей внешней среды и определения их воздействия на деятельность библиотеки;
· расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения новых понятий и терминов на основе использования положений теории адаптации, применяемых в других науках. Сформулированы определения понятий «адаптация библиотеки» и «механизм адаптации библиотеки», в которых отражена взаимосвязь библиотеки с социокультурными практиками населения.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
· доказаны положения, вносящие вклад в расширение представлений об изучаемом явлении, расширяющие границы применимости полученных результатов;
· применительно к проблематике диссертации результативно (эффективно, то есть с получением обладающих новизной результатов) использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе численных методов (статистического анализа, в частности корреляционно-регрессионного);
· изложены положения, имеющие существенное влияние при изучении проблем адаптации библиотек, факторов и условий, взаимодействующие в адаптивных процессах;
· раскрыты несоответствия и проблемные области в адаптивных процессах библиотек;
· выявлено и охарактеризовано влияние региональных особенностей на протекание процессов адаптации библиотек во внешней среде и на формирование социокультурных практик населения;
· проведена модернизация существующих в библиотековедении математических и статистических методов, обеспечивающих получение новых результатов по теме диссертации, за счет расширения предметной области применения.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:
· определены минимальные наборы адаптивных норм механизмов адаптации, разработаны их модели, позволяющие библиотекам наиболее эффективно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды;
· создана система практических рекомендаций, имеющих методическое значение для центральных библиотек регионов Российской Федерации (РФ), ведущих разработки стратегий адаптации к условиям внешней среды, планирующих развитие библиотек отдельных субъектов РФ;
· представлены рекомендации по обоснованию выбора и разработке эффективных стратегий адаптации библиотек Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с учетом специфики этих регионов, а также предложения по дальнейшему совершенствованию нормативных показателей размещения библиотечной сети и критериев эффективности деятельности библиотек с учетом специфики регионов.
Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:
· результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть использованы другими исследователями для изучения процессов адаптации библиотек;
· теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется с опубликованными экспериментальными данными по теме диссертации и по смежным отраслям; данные, полученные автором, соотносятся со сведениями, полученными ранее по рассматриваемой тематике;
· установлено качественное совпадение авторских результатов с результатами, представленными в независимых источниках по данной тематике, в тех случаях, когда такое сравнение является обоснованным;
· использованы современные методики сбора и обработки исходной информации, представлены научно обоснованные совокупности анализируемых показателей и объектов (единиц) наблюдения.
Личный вклад соискателя состоит в:
· непосредственном участии соискателя в получении исходных данных и личном участии в апробации результатов исследования;
· обработке и интерпретации теоретических эмпирических данных, выполненных лично автором;
подготовке двенадцати публикаций, две из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.
На обоих заседаниях 28 февраля 2012 г. голосование прошло единогласно, диссертационный совет принял решение присудить А. В. Дусину ученую степень кандидата исторических наук, О. В. Макеевой – ученую степень кандидата педагогических наук.
Поздравляем соискателей с успешной защитой кандидатских диссертаций!
5 марта 2012 г. в диссертационном совете при Федеральном бюджетном учреждении науки Институте истории Сибирского отделения Российской академии наук состоялась защита диссертации старшего научного сотрудника лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН Чернышовой Надежды Константиновны на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Тема диссертации – «Почитание святителя Иннокентия иркутского в духовной культуре России: книжная и рукописная традиция (1805–1919 гг.)». Официальными оппонентами выступили доктора исторических наук, профессора М. В. Шиловский (НГУ), Ф. Г. Мосин (Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б. Н. Ельцина), А. В. Дулов (Иркутский государственный университет). Ведущей организацией явился Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону). Голосование прошло единогласно («за» проголосовали 14 из 14 присутствовавших членов диссовета).
Поздравляем соискателя с успешной защитой докторской диссертации!
Канд. пед. наук Артемьева Е. Б., ученый секретарь диссертационного совета при ГПНТБ СО РАН
23 и 24 мая 2012 г. состоялись заседания диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.
Диссертация Огановой О. А. «Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки» (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Кожевникова Лариса Анатольевна; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы (г. Новосибирск).
Официальные оппоненты: Дрешер Юлия Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан, директор (г. Казань); Павлова Лия Павловна – кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заведующий лабораторией электронных ресурсов (г. Новосибирск).
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), (г. Москва).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
· разработана концептуальная модель развития совокупного потенциала академических библиотек, позволяющая библиотекам расширить информационное обеспечение научных исследований Уральского региона;
· расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения уточненного понятия «совокупный потенциал академических библиотек» на основе использования определений «потенциал», применяемых в других науках. Определены структурные параметры совокупного потенциала академических библиотек (научный (интеллектуальный), ресурсный, инновационный и социокультурный, экономический потенциал, включающий материально-техническую базу, документные, информационные, технологические и трудовые ресурсы), которые отражают взаимосвязь всех видов ресурсов с возможностями инфраструктуры;
· доказана зависимость воздействия на формирование совокупного потенциала академических библиотек как факторов экономической ситуации в институте и Отделении Российской академии наук (РАН), так и факторов внешнего пространства и структуры общественного производства территории;
· установлено, что для оптимизации своей деятельности академические библиотеки нуждаются в усилении и укреплении информационной и сервисной функций, преобразования и модификации которых особенно ощутимы для пользователей.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
· впервые определена реальная роль и место академических библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных процессов Уральского региона, что позволяет создать механизм согласованных коллективных действий библиотечного сообщества с учетом развития науки;
· доказаны положения, расширяющие научные представления о том, что характеристики совокупного потенциала академических библиотек определяются как основными целями деятельности академической библиотеки, так и спецификой трансформаций науки;
· определены этапы периодизации развития Центральной научной библиотеки и сети академических библиотек Уральского отделения РАН (УрО РАН): эволюционный экстенсивный (1932 – 1990 гг.), динамичный интенсивный (1991 – 1997 гг.) и современный инновационный (1998 – по настоящее время);
· применительно к проблематике диссертации результативно (эффективно, то есть с получением обладающих новизной результатов) использован комплекс методологических подходов (системный, социально-экономический и региональный) и методов (терминологический, логико-методологический, экономический и факторный анализ, мониторинг и диагностика, системный анализ, контент-анализ, SWOT-анализ);
· изучены причинно-следственные связи между развитием территории, трансформацией науки и конфигурацией совокупного потенциала академических библиотек.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:
· материалы диссертационного исследования могут найти применение в системе академических библиотек различных территорий;
· выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для органов управления УрО РАН при принятии обоснованных решений финансирования академических библиотек;
· созданная в ЦНБ УрО РАН нормативно-правовая система документации может быть использована для многоцелевого применения при определении конфигурации совокупного потенциала научных библиотек;
· разработанные критерии оценки совокупного потенциала академических библиотек являются базовой основой для разработки эффективной стратегии их деятельности, для координации и взаимодействия всех типов научных библиотек Уральского региона.
Значение работы для педагогических наук связано с тем, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, в рамках преподавания дисциплин библиотековедческого профиля, а именно: «Библиотековедение», «Региональное библиотековедение», «Библиотечный менеджмент» и «Экономика библиотечной деятельности».
Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:
· результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть использованы другими исследователями для изучения процессов развития совокупного потенциала других библиотек;
· теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется с опубликованными экспериментальными показателями по теме диссертации и по смежным отраслям науки; результаты, полученные автором, соотносятся со сведениями, полученными ранее по рассматриваемой тематике;
· установлено качественное совпадение авторских результатов с результатами, представленными в независимых источниках по данной тематике, в тех случаях, когда такое сравнение является обоснованным;
· использованы современные методики сбора и обработки исходной информации, представлены научно обоснованные совокупности анализируемых показателей и объектов (единиц) наблюдения.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии соискателя в получении исходных данных и апробации результатов исследования; обработке и интерпретации теоретических и эмпирических данных; подготовке двадцати четырех публикаций, четыре из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.
Диссертация Рябцевой Л. Н. «Информационное обучение пользователей как условие развития образовательной функции библиотеки» (05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Гендина Наталья Ивановна; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (КемГУКИ), Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы, директор (г. Кемерово).
Официальные оппоненты: Мазурицкий Александр Михайлович – доктор педагогических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения (г. Москва); Геллер Инесса Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет», доцент кафедры социально-массовых коммуникаций (г. Новосибирск).
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (г. Краснодар).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
· разработан теоретически обоснованный подход к трактовке образовательной функции библиотеки в информационном обществе на рубеже XX–XXI вв.;
· раскрыты возможности адаптации как продуктивно работающего средства применительно к задачам организации информационной подготовки учащейся молодежи в библиотеке;
· предложен алгоритм адаптации учебной программы «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки, обеспечивающий организацию информационного обучения и верификацию исходной учебной программы применительно к специфике конкретного учебного заведения и типу библиотеки; выявлены организационно-методические особенности проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки;
· доказана целесообразность применения концептуального аппарата теории адаптации к решению задач библиотековедческого исследования в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы библиотек;
· введены рабочие определения понятий «информационное обучение», «информационное просвещение», дополнено определение понятия «образовательная функция библиотеки»;
· проведена адаптация учебной программы курса «Основы информационной культуры личности».
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
· доказаны положения, расширяющие теоретические представления о влиянии информационно-коммуникационных технологий, модернизации системы образования, реализации целенаправленного информационного обучения на изменение образовательной функции библиотек в эпоху информационного общества. Выявлена возможность расширения и развития образовательной функции библиотеки за счет интеграции как традиционного предоставления ресурсов библиотек для системы образования, организации информационного просвещения, так и планомерного и систематического информационного обучения пользователей в условиях библиотеки;
· используемый автором подход, интегрирующий достижения теории адаптации и дидактики, позволил расширить представление о междисциплинарных связях библиотековедения, что отражает интегративные тенденции в развитии современного научного знания;
· применительно к проблематике диссертации результативно (с получением обладающих новизной результатов) использован комплекс методологических подходов, включая научно-исторический, культурологический, системный, деятельностный, технологический подходы, и следующих методов: количественный анализ документального потока публикаций, формализованный (аспектный) анализ публикаций, метод терминологического анализа, социологические методы (анкетирование, наблюдение), педагогический эксперимент;
· изложены аргументы, касающиеся теоретического обоснования и разработки научно-обоснованной методики организации информационного обучения в условиях библиотеки;
· раскрыты проблемы отечественной и зарубежной практики организации информационного обучения в условиях библиотеки: проведенный анализ публикаций показал доминирование эмпирического подхода и отсутствие научно обоснованных концепций организации информационной подготовки пользователей библиотеки как целостного педагогического процесса, преобладание разрозненных библиотечных уроков и других форм информационного просветительства (экскурсии, выставки и т. п.);
· изучены причинно-следственные связи между уровнем информационной подготовки пользователей и созданием моделей информационного обслуживания различных категорий пользователей в условиях развития электронных ресурсов и электронных библиотек; выявлена трансформация профессии библиотекаря, составной частью которой стало информационное обучение пользователей, преподавание информационной грамотности и основ информационной культуры личности, усиление роли библиотекаря в образовательном процессе.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:
· разработан и с 2009 г. внедрен в учебный процесс ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж учебный курс «Основы информационной культуры личности» – для студентов, обучающихся по специальностям «Физическая культура», «Социальная педагогика», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; выявлена совокупность факторов, влияющих на адаптацию учебной программы курса «Основы информационной культуры личности», внедряемого в условиях библиотеки;
· определены пределы и перспективы использования теории на практике: материалы диссертации могут быть востребованы работниками библиотек, преподавателями вузов, обеспечивающих подготовку библиотечных кадров; исследование имеет методическое значение и может стать руководством по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеках образовательных учреждений; материалы исследования могут быть использованы в системе высшего образования, в дисциплинах профессионального цикла для подготовки специалистов по направлению «071900 Библиотечно-информационная деятельность», а также в системе повышения квалификации работников библиотек;
· созданы теоретически обоснованные информационные модели адаптации инвариантной и вариативной части учебного курса «Основы информационной культуры личности»;
· представлены перспективы дальнейших исследований, направленных на развитие предлагаемой автором диссертации идеи развития образовательной функции за счет системного, целенаправленного информационного обучения пользователей в условиях библиотеки.
Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:
· теория построена на использовании в работе положений, изложенных в трудах ведущих специалистов по библиотековедению, философии, культурологии, концепции формирования информационной культуры личности; на применении комплекса методов, обеспечивающих анализ развития образовательной функции библиотеки под влиянием информационно-коммуникационных технологий и изменения парадигмы образования;
· идея информационного обучения в условиях библиотеки базируется на анализе документального потока авторефератов диссертаций, монографий и статей, отражающих теорию и практику информационного обучения в библиотеке, а также научных публикаций, раскрывающих сущность теории адаптации. Проанализирован опыт библиотек по организации информационной подготовки пользователей, выявлены достоинства и недостатки информационного обучения в условиях библиотеки;
· использованы результаты сопоставительного анализа тематики библиотечных уроков, используемых в практике отечественных библиотек, с программой целостного курса «Основы информационной культуры личности»;
· установлено противоречие между образовательным потенциалом библиотек и степенью его практической реализации, которое проявляется в отсутствии научно-обоснованного подхода к информационному обучению в условиях информационного общества;
· использован педагогический эксперимент для проверки возможности внедрения разработанного алгоритма адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к условиям библиотеки.
Личный вклад соискателя состоит в вычленении документального потока по библиотековедению, междисциплинарному направлению по «информационной культуре» и теории адаптации; постановке педагогического эксперимента и теоретического осмысления образовательной функции библиотеки в условиях вхождения в информационное общество; в апробации результатов исследования в ходе научных конференций и семинаров; подготовке одиннадцати публикаций по выполненной работе, три из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК; разработке обучающих материалов для библиотекарей системы начального и среднего профессионального образования Кемеровской области: по теме «Информационная культура библиотекаря», «Формирование информационной культуры педагогов и обучающихся в условиях библиотек учреждений профобразования» (г. Кемерово, 2009 г., г. Кемерово, 2011 г.).
Диссертация Плешаковой М. А. «Визуальный ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования» (05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Лаврик Ольга Львовна; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заместитель директора по научной работе (г. Новосибирск).
Официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор; Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», директор (г. Кемерово). Захаров Виктор Павлович – кандидат филологических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры математической лингвистики филологического факультета и кафедры социального анализа и математических методов в социологии социологического факультета (г. Санкт-Петербург).
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (г. Москва).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
· разработаны принципы формирования визуального ряда библиотечного сайта как знаковой системы;
· использован понятийный аппарат семиотики: понятие о знаке и видах знаков, что позволило выявить особенности использования на сайтах научных библиотек разновидностей знаков для визуального выражения информационно-библиотечных понятий;
· доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система в настоящее время находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией. Его развитие будет происходить по мере разработки общепринятой структуры сайтов научных библиотек;
· уточнены основные термины, обозначающие элементы визуального ряда библиотечных сайтов: «значок», «пиктограмма» и «иллюстрация»; установлено, что они находятся в отношении соподчинения. Терминологический ряд дополнен родовым и обобщающим для них термином – «визуальный образ»;
· получены, обобщены и систематизированы новые эмпирические данные – массив визуальных образов, отражающих актуальные разделы сайтов научных библиотек, которые характеризуют современный уровень развития визуального ряда сайтов.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
· раскрыто функциональное назначение визуального ряда сайтов научных библиотек, в том числе выделены специфические функции для сайтов такого назначения;
· получен научный результат, касающийся теории лингвистического обеспечения библиотечно-информационной технологии, – установлено, что иерархические классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД) непригодны для перспективного формирования логической структуры библиотечного сайта;
· применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе структурно-семиотического (для анализа способов выражения актуальных понятий и выявления устоявшихся визуальных образов для определенных понятий) и классификационного анализа (для систематизации разделов и подразделов, используемых на сайтах научных библиотек и построения классификационных схем);
· установлена тенденция в формировании визуального ряда на сайтах научных библиотек, которая проявляется в количественных и качественных характеристиках визуальных образов, используемых на сайтах научных библиотек;
· доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек может обладать свойствами, характерными для знаковых систем: 1) возможность перечислить все знаки системы; 2) наличие базисного знака; 3) возможность включения в его структуру синтаксических и логических знаков.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:
· на основе классификационного подхода структурирован материал, отражающий семантическое наполнение сайтов научных библиотек, что позволяет моделировать структуру контента библиотечных сайтов;
· выработанные принципы формирования визуального ряда на библиотечных сайтах могут быть использованы библиотеками для организации деятельности по формированию и модернизации визуального ряда сайтов;
· разработана и внедрена модель визуального ряда мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН, которая может быть использована другими библиотеками;
· материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных планов, программ, учебно-методических пособий по курсу «Информационные технологии» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров в области библиотечно-информационной деятельности.
Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:
· результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть использованы другими исследователями для изучения визуального ряда сайтов;
· теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется с опубликованными экспериментальными данными в смежных отраслях;
· выводы, полученные в исследовании, основаны на анализе визуального материала 422 сайтов научных библиотек; репрезентативной выборке данных анкетирования и экспертных оценок;
· использованы современные методики сбора и обработки исходной информации, представлены научно обоснованные совокупности анализируемых показателей и объектов.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии соискателя в сборе исходных данных, их систематизации и анализе; выявлении нового источника пополнения и актуализации лексики современных ИПЯ посредством сравнения актуальных библиотечно-информационных терминов и понятий, отражаемых на сайтах научных библиотек, с алфавитно-предметными указателями иерархических классификаций (УДК, ББК, ГРНТИ и т. д.); использовании подхода в изучении визуального ряда (визуальной информации) сайтов научных библиотек, заключающегося в его неотрывном рассмотрении от семантического наполнения (вербальной информации); рассмотрении визуального ряда сайтов научных библиотек как особой знаковой системы, которая обладает свойствами невербального ИПЯ; апробации результатов исследования при разработке визуальной модели мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН; подготовке девяти публикаций, две из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.
Диссертация Савиновой Т. Н. «Библиотеки в контексте социокультурного пространства трансграничного региона (на примере Оренбургской губернии) 1865–1919 гг. » (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки).
Научный руководитель: доктор исторических наук Посадсков Александр Леонидович; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный сотрудник лаборатории книговедения (г. Новосибирск).
Официальные оппоненты: Косых Евгений Николаевич – доктор исторических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет», профессор кафедры истории России и политологии (г. Томск). Сергеева Елена Фаритовна – кандидат исторических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», начальник управления (г. Кемерово).
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» (г. Барнаул).
Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
· разработана оригинальная периодизация истории библиотечного дела XIX – начала XX в. в трансграничном регионе, каковым являлась Оренбургская губерния; определено, что первым периодом в развитии региональных библиотек явились 1865–1905 гг., когда в результате реформ произошло массовое открытие большинства школьных, народных и общественных библиотек, сложилась структура их типо-видового разнообразия. Следующий период – 1906–1913 гг. – ознаменован, в первую очередь, воздействием Первой русской революции, отразившимся, в том числе, и на развитии культуры. В Оренбургской губернии в это время создаются библиотеки просветительных обществ и национальные (в основном татарские); осуществляется значительное пополнение фондов местными периодическими изданиями, в том числе и на восточных языках, возрастает интерес к печатному слову. В третий период, время военного кризиса 1914–1919 гг., библиотеки стали информационными, культурными и образовательными центрами, прежде всего в сельской местности. Состоялся переход к осознанию библиотечной деятельности как профессии, получила дальнейшее развитие краеведческая библиография, начинают формироваться, пока только в рамках ведомств, региональные библиотечные сети;
· установлено, что общедоступные библиотеки Оренбургского региона мало чем отличались от аналогичных библиотек других губерний России, имея только некоторые особенности, связанные с социокультурным развитием пространства; специальные библиотеки имели больше региональных особенностей, чем общедоступные, так как их организация зависела от специфики территории, уровня существовавшего образовательного, культурного, научного потенциала;
· приведена классификация библиотек российской провинции на примере Оренбургского региона в конце XIX – начале XX в., выстроенная на основе регламентации книжного фонда общероссийскими и местными законодательно-правовыми документами, корпуса учредителей, состава фондов и читательского назначения; основой для создания типо-видовой структуры библиотек Оренбургской губернии 1865–1919 гг. послужили теоретические разработки М. Ю. Матвеева для народных библиотек в дореволюционной России (вторая половина XIX – начало XX века), интерпретированные автором диссертации применительно ко всем типам и видам провинциальных библиотек;
· подтверждена взаимосвязь между развитием библиотек трансграничного региона и наличием в нём различных этнических, конфессиональных, сословных и других групп населения (казачество, организованные и стихийные переселенцы, мусульманские народы, старообрядцы, сектанты).
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
· доказано положение о единстве тенденций развития библиотечного дела восточных регионов России (в частности, Оренбургской губернии) как в предреволюционные годы, так и в условиях Гражданской войны 1918–1919 гг., когда социокультурный потенциал региона позволил продолжать развитие библиотечного дела. Частая смена власти в регионе тормозила, но не прекращала деятельности по совершенствованию работы библиотек, что даёт право утверждать, что к этому времени библиотечное дело в регионе заняло прочное место в культурном строительстве;
· использован и результативно применён комплекс общенаучных методов историко-книжного исследования, включающий локализацию «функционального культурного региона», историко-сравнительный, историко-генетический, историко-типологический, статистический методы, а также специальные методы, применяемые в библиотековедческих и книговедческих исследованиях;
· изложены тенденции, характерные для развития типо-видовой структуры библиотечного дела трансграничного региона России в XIX – начале XX в.: количественное преобладание общедоступных библиотек (в том числе народно-школьных, общественных организаций и земских), возникших в конце XIX в.; сознательное и планомерное расширение круга станичных библиотек Оренбургского казачьего войска с перспективой создания локальной «казачьей» библиотечной сети; создание после 1905 г. национальных библиотек для нерусских этнических групп, с преобладанием татарских; постепенное расширение функций библиотек образовательных учреждений, которые в конце XIX в. начали действовать как общественные, обеспечивая удовлетворение читательских потребностей всех жителей региона;
· установлена различная степень влияния на социокультурные процессы провинциального региона деятельности специальных библиотек (церковных, войсковых, учрежденческих);
· определены основные факторы, негативно влиявшие на эффективность социальной роли библиотек научных обществ, обладавших крупными и ценными книжными фондами и являвшихся инициаторами составления региональных библиографических пособий. Среди них: ограниченное финансирование, отсутствие профессиональных библиотекарей, собственных помещений (и соответственно – ограниченность количества читателей), слабая организация самого библиотечного обслуживания науки.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть использованы в исследовательской и образовательной деятельности:
· выявленные материалы будут востребованы исследователями, изучающими историю книжной культуры и библиотечного дела в регионах России; они могут служить основой для создания обобщающих трудов по истории книжного и библиотечного дела;
· полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных материалов по дисциплине «История библиотечного дела России» и спецкурса «Библиотечное краеведение» в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»; при создании баз данных по истории провинциальных библиотек; формировании музейных экспозиций по истории книги и библиотек региона.
Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:
· исследование основывается на использовании большого количества архивных материалов, сведений из периодической печати изучаемой эпохи, опубликованных и неопубликованных библиографических источников, то есть имеет под собой значительную документальную базу;
· теоретические суждения согласуются с положениями фундаментальных исследований по истории книги и библиотечного дела, истории российской культуры, теории социокультурных процессов;
· результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, соответствуют данным смежных наук, их концептуальным положениям и подходам;
· результаты исследования верифицируются с данными других исследований по истории книжной культуры и библиотечного дела регионов России; совпадение принципиальных оценок подтверждает достоверность выводов работы;
· современные методы анализа и подходы, использованные при интерпретации данных, позволили выявить объективную картину исторической действительности и дать аргументированное объяснение изучаемым процессам.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном поиске и выявлении исходных данных, их изучении, систематизации, научной интерпретации и апробации. Автором лично проведён источниковедческий, статистический и фактографический анализ первичных данных, сформулированы обобщения и выводы. Результаты исследований отражены в восемнадцати публикациях, из которых три – в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.
Диссертационный совет принял решение присудить О. А. Огановой, Л. Н. Рябцевой, М. А. Плешаковой – ученую степень кандидата педагогических наук, Т. Н. Савиновой – ученую степень кандидата исторических наук.
Поздравляем соискателей с успешной защитой кандидатских диссертаций!
Канд. ист. наук О. Н. Альшевская, с. н. с. лаборатории книговедения, технический секретарь диссертационного совета при ГПНТБ СО РАН