Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения РАН

Стратегическое проектирование деятельности библиотеки

 Паршукова Г.Б.

Оглавление

Глава 1. Проектная деятельность

Глава 2. Системотехническая деятельность

Глава 3. Социотехническое проектирование

Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования

Глава 5. Пирамида стратегического проекта

Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы

Глава 7. Библиотековедческий анализ

Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа

Глава 3. Cоциотехническое проектирование

3.1. Проектирование библиотечной деятельности

В  проектировании библиотечной деятельности это информационное и библиотечное пространство региона или территории, другие социальные потребности жителей (образовательные, культурные и др.). Размещение элементов социокультурной инфраструктуры остаются вне поля зрения библиотекаря в момент разработки той или иной схемы обслуживания. Перед ним предстает лишь совокупность фондов, пунктов выдачи и т.д. И весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким библиотечно-библиографическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования существуют в реальности, а первые – нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их социальную адаптацию. Здесь вступают в силу социальные и психологические аспекты, не регистрируемые с точки зрения библиотековедческой позиции, которая была основана лишь на знаниях библиотековедения и библиографии. Поэтому представители библиотековедческих дисциплин должны искать опору в общем системном подходе, из которого можно черпать основные понятия и представления. Однако чаще всего библиотечные работники и специалисты не находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном виде и сами вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины.

Проектирование библиотечной деятельности является более развитой формой проектирования, поскольку библиотекарь - проектант выполняет сразу несколько профессиональных функций:

Выступает как исследователь, действующий в соответствии с нормами научно-теоретической деятельности;

Выполняет функции библиотекаря-проектировщика и методиста, рассматривая продукт своей деятельности как проект.

Эта двуликость профессиональных ролей стирает грани между исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях библиотекарь выполняет лишь вспомогательные функции эксперта в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи. 

Кроме того, в сферу проектирования попадает организация процесса проектирования библиотечной деятельности. 

Поскольку сама организационная структура становится предметом осмысления, моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования [71]. 

Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы "наука – практика – производство" и распространяется на самые разнообразные виды социальной практики, например, на обучение, обслуживание и т.д. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

 

 Продолжим                                                               Назад

 

 
Автор:  gb@spsl.nsc.ru
Последнее обновление: 19 декабря 2002