Государственная
публичная
научно-техническая
библиотека Стратегическое проектирование деятельности библиотеки |
Глава 1. Проектная деятельность Глава 2. Системотехническая деятельность Глава 3. Социотехническое проектирование Глава 4. Сущность и задачи стратегического проектирования Глава 5. Пирамида стратегического проекта Глава 6. Стратегическое проектирование и человеческие ресурсы Глава 7. Библиотековедческий анализ Глава 8. Принятие решений на основе библиотековедческого анализа |
Глава 3. Cоциотехническое проектирование3.1. Проектирование библиотечной деятельностиВ проектировании библиотечной деятельности это информационное и библиотечное пространство региона или территории, другие социальные потребности жителей (образовательные, культурные и др.). Размещение элементов социокультурной инфраструктуры остаются вне поля зрения библиотекаря в момент разработки той или иной схемы обслуживания. Перед ним предстает лишь совокупность фондов, пунктов выдачи и т.д. И весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким библиотечно-библиографическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования существуют в реальности, а первые – нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их социальную адаптацию. Здесь вступают в силу социальные и психологические аспекты, не регистрируемые с точки зрения библиотековедческой позиции, которая была основана лишь на знаниях библиотековедения и библиографии. Поэтому представители библиотековедческих дисциплин должны искать опору в общем системном подходе, из которого можно черпать основные понятия и представления. Однако чаще всего библиотечные работники и специалисты не находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном виде и сами вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины. Проектирование библиотечной деятельности является более развитой формой проектирования, поскольку библиотекарь - проектант выполняет сразу несколько профессиональных функций:
Эта двуликость профессиональных ролей стирает грани между исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях библиотекарь выполняет лишь вспомогательные функции эксперта в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи. Кроме того, в сферу проектирования попадает организация процесса проектирования библиотечной деятельности. Поскольку сама организационная структура становится предметом осмысления, моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования [71]. Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы "наука – практика – производство" и распространяется на самые разнообразные виды социальной практики, например, на обучение, обслуживание и т.д. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.
|
Автор: gb@spsl.nsc.ru
|