Вы находитесь здесь:
Формирование профессиональных компетенций будущих информационно-библиотечных специалистов в условиях изменения номенклатуры направлений подготовки высшего образования (на примере англоязычной подготовки)
Н. В. Лопатина, М. А. Романюк
Библиосфера. — 2015. — № 1. — С. 53-57.
Аннотация:
Рассматривается гармонизация информационно-библиотечного образования и новой номенклатуры на-правлений профессиональной подготовки, утвержденной приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 («Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»). Эта тема связана с одной из наиболее острых и актуальных теоретических проблем современного библиотековедения – определения сущности библиотечной профессии. Цель авторов – показать, что место библиотечной профессии в данном перечне определяется содержанием и направленностью высшего образования в этой области, его компетентностных ориентиров.
Обозначены лакуны подготовки библиотекаря в системе культурологического образования и сложности формирования системного представления о едином информационном пространстве. Раскрыты комплекс научно-библиографических, науковедческих и наукометрических компетенций, профессиональная готовность к работе с отдельными видами информационных ресурсов и категориями пользователей, профессиональное владение арсеналом современных технологий информационно-библиотечного обслуживания.
Особое внимание уделено англоязычной подготовке будущего библиотекаря в вузе. Доказывается, что он должен овладеть иностранным языком не только на уровне общекультурных и профессиональных компетенций, достаточных для общения на профессиональные темы. Помимо этого важно обладать способностью к профессиональной деятельности с информационными ресурсами, осуществлять основные информационные процессы на иностранных языках. Развивается идея формирования новых компетенций, обусловленных расширением традиционного понимания библиотеки, преодолением локальности фонда возможностями и востребованностью удаленного доступа, открытием фондов российских библиотек и информационных центров для зарубежных читателей.
Практическим результатом проведенного исследования выступают формы и методы англоязычной подготовки будущих библиотекарей как информационных специалистов.
Ключевые слова: высшее образование, теория профессионального образования, «Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования», информационно-библиотечная деятельность,
информационно-библиотечное образование, профессия, профессиональная структура общества, библиотекарь, содержание обучения, методика обучения, организационно-педагогические условия, иностранный язык в вузе, английский язык в вузе, англоязычные компетенции специалиста.
Литература
1. Берестова Т. Ф. Статус наук документально-коммуникационного цикла в общей системе знаний. Материалы «круглого стола» // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 29–31.
2. Гиляревский Р. С. О Номенклатуре специальностей научных работников // Научная и техническая информация. Сер. 1. – 2006. – № 11. – С. 56–57.
3. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М. : ФАИР, 2009. – 256 с.
4. Информационно-аналитическая деятельность : сб. программ. – М. : МГУКИ, 2005. – 86 с.
5. Леонов В. П. Библиотечная профессия в контексте двух культур: между Гутенбергом и Интернетом. – URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_ uid=59 (дата обращения 08.09.2014).
6. Лопатина Н. В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 1. – С. 160–167.
7. Лопатина Н. В. Информационные специалисты: социология управления / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М. : Акад. проект, 2006. – 203 с.
8. Мелентьева Ю. П. Высшее библиотечное образова-ние. Поиск новой концепции и необратимость перемен // Библиотечное дело–2001. Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве : материалы междунар. науч. конф. – М., 2001. – Ч. 2. – С. 335.
9. Отраслевое библиографоведение : программа курса для студентов библ. фак. / cост. Н. А. Сляднева. – М. : МГУКИ, 1990. – 16 с.
10. Полтавская Е. И. Об обосновании места библиотековедения в Номенклатуре специальностей научных работников // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2009. – № 1. – С. 6–14.
11. Столяров Ю. Н. «Документальная информация» в государственной Номенклатуре специальностей научных работников // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 11. – С. 5–13 ; 2012. – № 1. – С. 121–130 ; № 3. – С. 12–19.
12. Чачко А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации. – 2-е издание. – Киев : Наукова Думка, 1986. – 191 с.