Вы находитесь здесь:
К вопросу о научных школах в библиотековедении
А. Н. Ванеев, В. С. Крейденко, В. А. Бородина, М. Н. Колесникова, В. В. Орлов
Библиосфера. — 2014. — № 4. — С. 3-12.
Аннотация
Ученые кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета куль-туры и искусств (СПбГУКИ) высказывают точки зрения на проблему изучения и определения библиотековедческих научных школ (НШ). Сегодня нет общепринятых методов исследования и описания НШ как социокультурного ин-ститута, нет единой стратегии их развития в библиотековедении, отсутствует единство мнений о том, какой смысл следует вкладывать в само понятие «научная школа». Оно многовариантно, и пока невозможно свести его к единому унифицированному определению.
В библиотековедении реально существуют различные НШ, в основе построения которых лежат различные признаки (чаще их совокупность). Анализ признаков позволяет утверждать, что эта совокупность определяет конкретную НШ.
Одним из признаков предложено считать территориальный, объединяющий в единую НШ содружество ученых, веду¬щих научные исследования в рамках определенной территории (региона, города, научного городка и т. п.). Недостаточно убедительно распространенное предложение считать НШ лишь неформальное объединение ученых, никак не связанных и не зависимых от административной деятельности учителя. Не менее спорно предложение считать учениками лишь тех ученых, которые смогли защитить диссертации, так как некоторым аспирантам помешали это сделать бытовые и житейские обстоятельства. Сомнительно и стремление соотнести НШ с числом диссертаций,
защищенных под руководством конкретного ученого, так как число аспирантов далеко не всегда зависит от него, а, например, может определяться планом приема в аспирантуру.
К тому же, важнее для НШ не количество учеников, а что нового в исследуемую проблему они внесли. Тематика диссертаций тоже не всегда укладывается в рамки одной проблемы. Такое явление довольно типично для библиоте¬коведения и отражает сосредоточенность ведущих библиотековедов на исследовании не одной, а одновременно
нескольких научных проблем. Расширение кругозора научных интересов ученого обогащает научно-теоретическую базу библиотековедения, а попытки «привязать» НШ только к одному направлению, табуирование эволюции исследовательской программы школы рано или поздно приведет ее к стагнации с вытекающими последствиями.
Расширение круга научных интересов ученого в процессе его профессиональной деятельности естественно. Этот факт дает дополнительные аргументы в пользу понимания временнóй «подвижности» понятия «научной школы», возможности отнесения одного исследователя на разных этапах его пути к разным школам, интеграции подходов нескольких школ в работах одного ученого, особенно для изучения сложных, многомерных явлений.
Несмотря на имеющиеся исследования о НШ в библиотечно-информационной сфере, ясности в вопросе отграничения одной школы от другой нет. На библиотечно-информационных факультетах существуют три базовых направления по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», по которым защищаются диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук. В рамках трех базовых направлений идут ответвления научных дисциплин на основе взаимопересечения этих наук. Но анализ в историческом аспекте становления и развития библиотечно-информационной сферы деятельности показывает «пикирование» отдельных ученых, исследовательских коллективов на научные проблемы, ранее как бы закрепленные за конкретными кафедрами, «вторжение» на смежные территории и их «захват». Этому способствуют реорганизация и переименование кафедр, переструктурирование учебных планов.
Объективность и честность в изучении НШ важна для того, чтобы не было «спекуляций» на школах и их идентификации, безапелляционных утверждений, что у одного ученого есть школа, а у другого – нет. Многое, в силу деликатности проблемы, остается недосказанным, намеренно обойденным и даже искаженным в процессе интерпретации заслуг конкретной научной школы. Осмысление и описание НШ на основе разных подходов – наиболее продуктивный путь к разработке этой проблемы науковедения.
В порядке постановки вопроса можно обозначить исследовательские коллективы, имеющие признаки НШ, возникшие на кафедре библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ЛГИК)
в советское время и в дальнейшем продолжившие свое развитие: НШ работы с читателями В.Ф. Сахарова, ныне – научная школа библиотечно-информационного обслуживания под руководством профессоров Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) В. С. Крейденко и В. А. Бородиной, каждый из которых ведет определенное направление в рамках школы; НШ общего библиотековедения профессора А. Н. Ва-неева. Требует специального изучения вопрос о научных школах библиотековедов Г. Г. Фирсова и Б. Ю. Эйдельмана.
Высказано мнение, что целесообразнее называть НШ не по научным направлениям или проблемам, а использовать имена их основоположников и лидеров – «научная школа Л. Б. Хавкиной», «научная школа Ю. В. Григорьева», «научная школа В. Ф. Сахарова», «научная школа Ю. Н. Столярова» и т. д.
Ключевые слова: научная библиотековедческая школа, проблемы исследования и определения.
Литература
1. Бородина В. А. Мои психологические университеты // Петерб. библ. шк. – 2002. – № 2. – С. 13–18.
2. Бородина В. А. 35 лет прошли как день… К юби-
лею кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ // Библ. дело. – 2013. – № 20. – С. 30–34.
3. Бородина В. А. Библиотечно-информационное образование: петербургская (Сахаровская) школа работы с читателями // Сахаровские чтения : сб. ст. по мате-риалам III междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Пе¬тербург, 20–21 янв. 2012 г.). – СПб., 2012. – С. 7–21.
4. Ванеев А. Н. Научная школа В. Ф. Сахарова // Первые Сахаровские чтения : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Санкт-Петербург, 12 нояб. 2008 г.). – Санкт-Петербург , 2008. – С. 76–81.
5. Ванеев А. Н. Общее библиотековедение в научной работе и преподавании на кафедре библиотековедения и теории чтения // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 4. – С. 20–23.
6. Ванеев А. Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотек : исслед., материалы, докл. – СПб., 2004. – Вып. 5. – С. 21–34.
7. Ванеев А. Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотечного дела и библиотековедения. – СПб., 2013. – С. 94–109.
8. Воверене О. И., Вилкина О. П., Рингайтите Д. А. Идентификация научных школ в библиотековедении, библиографоведении и информатике // Науч.
и техн. б-ки. – 1989. – № 2. – С. 11–18.
9. Заостровская Е. А. Научные школы К. И. Абрамова и А. Н. Ванеева в области библиотековедения // Библиотечное дело-2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры : Скворцовские чтения : материалы Девятнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 23–24 апр. 2014 г.). – Ч. 1. – М., 2014. – С. 43–47.
10. Захарчук Т. В. Научная школа в библиотековедении как объект идентификации ученых // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 4. – С. 24–27.
11. Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении: проблемы формирования и идентификации. – СПб. : СПбГУКИ, 2013. – 240 с.
12. Кожевникова Л. А. Библиотековедческие научные школы: методы анализа и диагностики // Библиосфера. – 2014. – № 1. – С. 22–25.
13. Колесникова М. Н., Бахтина Е. В. К вопросу о границах научной школы (в порядке дискуссии) // Библиосфера. – 2014. – № 1. – С. 19–21.
14. Колесникова М. Н., Мокшанова Е. В. Проблемы управления библиотечным делом как предмет диссертационных исследований // Библиотечное дело-2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере куль¬туры : Скворцовские чтения : материалы Девятнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 23–24 апр. 2014 г.). – Ч. 2. – М., 2014. – С. 66–69.
15. Мокшанова Е. В. «Птенцы гнезда» Ванеева: к 35-летию научной школы ученого // Библиотечное дело. – 2013. – № 20. – С. 42–44.
16. Орлов В. В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования : Скворцовские чтения : материалы Восемнадцатой между-нар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2013 г.). – Ч. 1. – М., 2013. – С. 79–82.
17. Сальникова Л. И. История библиотечного дела и ис¬тория библиотековедения в структуре библиотечной науки // Библиотечное дело-2013 : библиотечно-ин¬формационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования : Скворцовские чтения : материалы Восемнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2013 г.). – Ч. 1. – М., 2013. – С. 94–96.
18. Скворцов В. В. Исследование истории отечественной библиотековедческой мысли // Библиотечное дело-2004 : всеобщая доступность информации : материалы Девятой междунар. науч. конф. (Москва, 22–24 апр. 2004 г.). – М., 2004. – URL: http://libconfs. narod.ru (дата обращения: 15.06.2014).