Вы находитесь здесь:
Экономическая категория «библиотечная услуга» в понятийном аппарате библиотековедения
Д. М. Цукерблат
Библиосфера. — 2014. — № 3. — С. 83-89
Аннотация
Рассмотрены принципиальные вопросы установления экономической категории «библиотечная услуга» в профессиональном библиотечном понятийном аппарате. Анализируются материалы ведущихся дискуссий о влиянии социальных и культурных факторов на развитие экономики и роли библиотек в удовлетворении информационных потребностей науки, образования и бизнеса. Определены первостепенные задачи взаимодействия субъектов в процессе предоставления библиотечных услуг – содействие формированию знаний у потребителей и развитие личности.
Ключевые слова: библиотечные процессы, библиотечное обслуживание, виртуальное обслуживание,
классификация библиотечных услуг, рынок библиотечных услуг и продуктов, потребности пользователя, результативность деятельности библиотек.
Литература
1. Осипова И. П. Библиотечные услуги: современное состояние, проблемы, региональный опыт // Библиотечное дело – XXI век: науч. практ. сб. / Рос. гос.
б-ка. – М., 2010. – Вып. 2(20). – С. 81–113.
2. Фенелонов Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины // Библиотечное дело. – 2004. – № 1. – С. 6–14.
3. Кожевникова Л. А. Проблема экономики библиотечного дела на современном этапе // Библиотечное
дело – XXI век. – М., 2010. – Вып. 2. – С. 170–184.
4. Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. – 7-е изд., доп. – М., 2007. – 1472 с.
5. Тюнюкова Е. В., Самойлова Е. В. Современные под-ходы к организации маркетинга в сфере библиотечных услуг // Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг : науч.-практ. конф., Новосибирск, 15–16 февр. 2006 г. – Новосибирск, 2006. – С. 352–355.
6. Самойлова Е. В. Формирование комплекса маркетинговых коммуникаций для сферы библиотечных услуг : автореф. дис. … канд. экон. наук. – Новосибирск, 2007. – 16 с.
7. ГОСТ 7. 0-99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Тер¬мины и определения. – Изд. офиц. – М. : Изд-во стандартов, 1999. – IV, 23 с.
8. Цукерблат Д. М. Библиотека: сфера обслуживания или развития науки, образования и культуры? // Библиосфера. – 2012. – № 2. – С. 99–102.
9. Столяров Ю. Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания : учеб. пособие. – М., 1982. – С. 16.
10. Юдина И. Г., Лаврик О. Л. Информационная функция библиотек: теория и современная практика // Библиосфера. – 2008. – № 4. – С. 37–42.
11. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие. – СПб. : Профессия, 2006. – 342 с.
12. Кожевникова Л. А. Методология регионального библиотековедения: проблемы и перспективы / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, 2012. – 144 с.
13. Дворкина М. Я. Библиотека: сфера образования, на¬уки, культуры, интеллектуального и культурно-досугового обслуживания // Библиосфера. – 2013. – № 1. – C. 83–84.
14. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия : пер. с англ. – 4-е изд. – М. : Вильямс, 2005. – 997 с.
15. Бугаков В. П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 2. – С. 106–111.