Учебный модуль 7
Библиотечное обслуживание
Составитель канд. пед.
наук Т. В. Дергилёва.
Цель: cформировать у слушателей представления о системе библиотечно-информационного
обслуживания и его основных формах.
Категория
слушателей: слушатели Высших библиотечных курсов.
Срок обучения: 12 часов.
Режим
занятий: 4 часа в день.
Наименование
дисциплины |
Всего |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практ. |
|||
Библиотечное
обслуживание |
12 |
11 |
|
тест 1 |
№ темы |
Наименование
темы |
Всего |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практ.,
лаб., семинар. |
||||
|
Введение |
1 |
1 |
|
|
1 |
Библиотечное обслуживание:
теоретико-технологический аспект |
3 |
3 |
|
|
1.1 |
Субъекты обслуживания: библиотекарь
и пользователь библиотеки |
1 |
1 |
|
|
1.2 |
Система, формы и методы библиотечного
обслуживания. Классификация библиотечных услуг |
1 |
1 |
|
|
1.3 |
Организация
библиотечного обслуживания в современной библиотеке. Стационарные и внестационарные
формы библиотечного обслуживания |
1 |
1 |
|
|
2 |
Социальнообоснованные приоритетные
направления библиотечного обслуживания |
4 |
4 |
|
|
2.1 |
В помощь непрерывному образованию |
1 |
1 |
|
|
2.2 |
Правовая социализация личности |
1 |
1 |
|
|
2.3 |
Библиотечное
обслуживание пользователей с особыми потребностями |
2 |
2 |
|
|
3 |
Социально-психологические аспекты
взаимодействия читателя и библиотекаря; библиотечное общение |
2 |
2 |
|
|
3.1 |
Основные функции, формы и виды библиотечного общения. Барьеры
библиотечного общения |
1 |
1 |
|
|
3.2 |
Квалитология
и квалиметрия библиотечного общения |
1 |
1 |
|
|
4 |
Эффективность библиотечного обслуживания |
1 |
1 |
|
|
4.1 |
Показатели
и методы определения эффективности библиотечного обслуживания |
1 |
1 |
|
|
|
Итоговый контроль |
1 |
|
|
тест 1 |
|
Итого |
12 |
11 |
|
1 |
Цель и задачи курса. Курс состоит из ряда тем,
рассматривающих: библиотечное обслуживание в системе «библиотека» и
в контексте общественного разделения труда;
общественные потребности в библиотечном обслуживании; цели, структуру,
свойства системы; способы ее адаптации к среде. Субъекты обслуживания – библиотекарь
и пользователь: изучается их взаимодействие в процессе обслуживания. Значитальное внимание уделяется социально-обоснованным
приоритетным направлениям и внестационарным формам обслуживания.
1.1 Субъекты обслуживания: библиотекарь и
пользователь библиотеки
Субъекты обслуживания: библиотекарь и пользователь
библиотеки. Теория библиотечного обслуживания, терминология. Общая
характеристика системы библиотечного обслуживания, библиотекарь и пользователь
библиотеки как субъекты обслуживания, их взаимодействие. Библиотечный запрос,
библиотечная услуга, ресурсы библиотечного обслуживания. Учетно-технологические
документы. Отказы и их предупреждение. Библиотечное обслуживание в контексте
среды.
Обслуживание читателей – основные направления, формы
и методы
работы. Индивидуальное обслуживание читателей в библиотеке. Групповое и
фронтальное обслуживание читателей в библиотеке. Система обслуживания читателей
по тематическим комплексам. Система межбиблиотечного абонемента.
Социально-психологические аспекты взаимодействия читателя и библиотекаря, библиотечное
общение.
1.3 Организация
библиотечного обслуживания в современной библиотеке. Стационарные и
внестационарные формы библиотечного обслуживания
Абонемент как основной отдел
библиотечного обслуживания. Виды абонементов. Читальные залы их виды.
Подразделения библиотечного обслуживания «некнижными носителями»: медиатека, артотека, диатека, видеотека. Внестационарные формы
библиотечного обслуживания. Библиотечные
пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы внестационарного библиотечного
обслуживания: библиобусы, книгоношество.
Электронная библиотека как
новая форма организации библиотечного
обслуживания. Типология электронных библиотек. Правовая основа электронного
библиотечного обслуживания. Этика работы в электронном пространстве
корпоративного и индивидуального пользователя.
Тема 2 Социально-обоснованные
приоритетные направления библиотечного обслуживания
2.1 В
помощь непрерывному образованию
Формы и типы
непрерывного образования, получаемые лицами после завершения традиционного
образования, рассчитанного на потребности граждан всех возрастов, любой
социальной принадлежности, любого уровня предварительной подготовки.
2.2 Правовая социализация личности
Создание
системы обеспечения свободного доступа к правовой информации для всего
населения. История создания публичных центров правовой информации в России,
основные направления работы.
2.3
Библиотечное обслуживание пользователей с
особыми потребностями
Задача
библиотечного обслуживания в создании культурной среды, развивающей личность
через книгу и чтение. Приоритетные направления деятельности детских библиотек.
Модели деятельности юношеских библиотек, мотивы чтения юношества.
Библиотечное обслуживание пользователей с
ограниченными возможностями. Значение
подготовки библиотечного персонала к библиотечному обслуживанию данных
читательских категорий.
Тема 3 Социально-психологические
аспекты взаимодействия читателя и библиотекаря; библиотечное общение
3.1 Основные
функции, формы и виды библиотечного общения. Барьеры библиотечного общения
Виды
общения между библиотекарями; библиотекарем и читателем (пользователем), самими
читателями. Средства общения. Основные проблемы библиотечного общения. Роль
эмоций, психолого-педагогического такта и личностных качеств библиотекаря и читателя
в процессе библиотечного общения. Барьеры библиотечного общения. Библиотечная конфликтология. Конфликты и причины
их возникновения. Способы разрешения конфликтов.
3.2 Квалитология и квалиметрия
библиотечного общения
Квалитология
– наука о качестве, а квалиметрия – научная дисциплина, изучающая измерение
качества библиотечного обслуживания. Качество библиотечного общения. Нормы
профессиональной этики и имидж библиотекаря. Теории межличностных
взаимоотношений.
Тема 4 Эффективность
библиотечного обслуживания
4.1 Показатели и методы определения
эффективности библиотечного обслуживания
Критерии и показатели
эффективности индивидуального библиотечного обслуживания. Показатели
эффективности фронтального и группового библиотечного обслуживания.
Методы определения
эффективности библиотечного обслуживания.
1. Библиотечное обслуживание: цели, задачи, принципы, основное содержание.
2.
Основные теоретические концепции
библиотечного обслуживания.
3.
Законодательная база
библиотечного обслуживания в России.
4. Культура чтения и информационная культура: понятие, структура,
содержание.
5. Информационная
культура личности как интегральный показатель читательского развития.
6. Основные характеристики библиотекаря как профессионала
и личности (по данным российских и зарубежных исследований).
7. Место
библиотечной профессии в психологической классификации профессий. Понятие
профессиограммы.
8.
Индивидуальное библиотечное
обслуживание: цели и задачи.
9. Принципы
предоставления услуг библиотечного обслуживания. Номенклатура библиотечных
услуг.
10. Обслуживание различных категорий читателей в
библиотеках различного типа: содержание, методика, организация.
11. Массовое
библиотечное обслуживание как средство расширения влияния библиотеки.
Современные массовые формы библиотечного обслуживания.
12. Организация библиотечного обслуживания в
современной библиотеке. Структурные подразделения библиотечного обслуживания.
13. Организация
внестационарного библиотечного обслуживания в России.
14. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание. Правовая
основа виртуального библиотечного обслуживания.
15. Этика работы в электронном пространстве корпоративного
и индивидуального пользователя.
5 Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая
литература (основная)
Азарова
В. А.
Обслуживание читателей: техника профессионального поведения. – Самара, 1998. – 146 с.
Алтухова Г.
А.
Профессиональная этика библиотекаря : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. –
М. : Изд-во МГУКИ, 2000. – 112 с.
Аскарова В. Я. Динамика концепции российского читателя (конец
X – начало XXI вв.). – СПб., 2003. – 426 с.
Библиотечная
этика в странах мира / сост.: В. Р.
Фирсов, И. А. Трушина.
– СПб. : РНБ, 2002. – 156 с.
Библиотечное обслуживание: теория и методика : учебник / ред. А. Я. Айзенберг. – М. : Изд-во МГУКИ : Либерея, 1996. –
200 с.
Бородина В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие. – М.
: Либерея, 2004. – 168 с.
Волкова В. Н. Книга и чтение
на пересечении эпох и культур: из века XIX
в век XXI (сибирские наблюдения). – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2009. – 358 с.
Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных
учреждениях : учеб.-метод. пособие. – М., 2002. – 337 с.
Глухов В. А., Лаврик О. Л. Электронная доставка документов : учебник
[Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2000.– URL: http://www.spsl.nsc.ru/lisa/index.htm (дата
обращения 01.11.2010).
Дергилева, Татьяна Владиславовна.
Библиотечное обслуживание : Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 052700 - "Библиотечно-информационная деятельность" / Т. В. Дергилева ; рец. Б. С. Елепов ; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск), Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. - 136 с. - Б. ц.
Аннотация: Предлагаются учебно-методический план, учебные программы по дисциплине "Библиотечное обслуживание" федерального компонента цикла дисциплине "Библиотечное обслуживание" федерального компонента цикластавлены текстовые задания по курсу. Для студентов и преподавателей дневной и заочной формы обучения в вузах по специальности 052700 - "Библиотечно-информационная деятельность"
Полный текст http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn20.pdf
Дворкина
М. Я. Библиотечное
обслуживание как система : учеб. пособие. – М., 1992. – 162 с.
Дворкина М.
Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность :
лекции. – М. : Профиздат, 2001. – 47 с.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект.
– М., 1993. – 249 с.
Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и
особенности развития в традиционной и электронной среде. – М. : ФАИР, 2009. – 254 с. – То
же [Электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/148373/ (дата обращения
17.11.2010).
Дворкина
М. Я. Информационное
обслуживание: социокультурный подход. – М. : Профиздат, 2001. – 112 с. – То же [Электронный
ресурс] – URL: http://www.library.ru/1/kb/books/dvorkina/ (дата
обращения 17.12.2010).
Дергилёва Т. В.
Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук (организационно-методический аспект) : учеб. пособие.- Новосибирск, 2003. - 128 с. URL:
doc/Dergileva.doc
Домаренко Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ,
2006. – 80 с.
Дулатова А. Н., Зиновьева
Н. Б. Информационная культура личности : учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ,
2007. – 176 с.
Езова С. А.
Библиотечное общение : учеб.-метод. пособие. – Улан-Удэ : Изд.-полиграф. комплекс
ВСГАКИ, 2008. – 124 с.
Езова С. А. Библиотечное общение как
феномен исследования. – М. :
Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с.
Езова С. А. Грани
библиотечного общения : учеб.-метод. пособие. – М. : Профиздат, 2002. – 160 с.
Информационно-библиотечная культура : учеб.-метод. пособие. – Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. нефтегазового
ун-та, 2009. – 115 с.
Информационно-библиотечная сфера : междунар. акты и
рекомендации. – М. : Либерея, 2001. – 187 с.
Кодекс профессиональной этики российского
библиотекаря : принят конф. Рос. библ. ассоц. (4-я ежегод. сес.) 22 апр.
Кузьмин Е. И., Фирсов В. Р.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек в зарубежных странах. –
М. : Либерея, 2003. – 211 с.
Лаврик О. Л., Глухов В. А. Организация службы электронной доставки документов в
библиотеке (для курса «Интернет в библиотеке»). – Новосибирск : НГОНБ,
2000. – 26 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/uchebniki/edd.pdf
(дата обращения 17.11.2010).
Леонов В. П.
Пространство библиотеки. Библиотечная симфония. – М. : Наука, 2003. – 121 с.
Мейжис И. А.
Социально-психологические основы библиотечного обслуживания : учеб. пособие. –
Николаев, 1994. – 191 с.
Мелентьева
Ю. П. Библиотека
и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс
социализации личности. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999. – 160 с.
Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учебник. – М. : ФАИР, 2006. – 251 с. – То же [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/279939/ (дата обращения 17.11.2010).
Мелентьева
Ю. П. Публичные центры правовой информации: новые
возможности библиотечного обслуживания. – М. : ГРАНД, 2004. – 86 с.
Мелентьева
Ю. П.
Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы. – М. : Либерея, 2003. –
91 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/books/village_lib/
(дата обращения 17.12.2010).
Мелентьева
Ю. П.
Социологические исследования чтения российского крестьянства (XIX–XX вв.) //
Крестьяноведение. Теория. История. Современность. – М., 1999. – Вып. 3. –
С. 254–272.
Мелентьева
Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся
мире. – М. : Наука, 2007. – 355 с.
Михнова И. Б. Библиотека как информационный центр
для населения: проблемы и их решения : практ. пособие. – М. :
Либерея, 2000. – 128 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/books/libinfocenter/ (дата
обращения 17.12.2010).
Мобильное библиотечное обслуживание http://www.libmobile.ru/kibo/publications
Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособие.
– М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – 120 с.
Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН. Основные документы, регламентирующие обслуживание читателей и абонентов. – 2-е изд., перераб. и доп. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. – 108 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GPNTB/047_gpntb.pdf
(дата обращения 07.12.2010).
Организационно-управленческая документация ЦКО. Ч. 4. Межбиблиотечный абонемент / сост. И. Ю. Красильникова. – 2-е изд. перераб. и
доп.– Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2002.
– 124 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GPNTB/026_gpntb.doc
(дата обращения 07.12.2010).
Повесьма
Е. К. Основы информационной культуры : учеб. пособие
для вузов. – Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2008. – 247 с.
Публичные библиотеки в зарубежных странах. – СПб., 2003. – 112
с.
Работа
с читателями : учебник /
ред. В. Ф. Сахаров, И. М. Цареградский. – М. : Совет. Россия, 1961. – 239
с.
Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей
публике : избранное. В 2 т. Т. 1. – М., 1975. – С. 33–104.
Самарин А.
Ю.
Читатель в России во второй половине XVIII века. – М. : Изд-во МГУП,
2000. – 287 с.
Столяров
Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая
научная специальность : полн. курс лекций для
аспирантов и соискателей по типовой программе кандидат. минимума. – Орел :
Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 266 с.
Столяров
Ю. Н. Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение как единая научная специальность :
хрестоматия для аспирантов и соискателей. Ч. 1. – Орел : ОГИИК. – 2010. – 329 с.
Столяров
Ю. Н. Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение как единая научная специальность :
хрестоматия для аспирантов и соискателей. Ч. 2. – Орел : ОГИИК. – 2010. – 314 с.
Учебно-методический комплекс ГПНТБ
СО РАН «Высшие библиотечные курсы». Раздел:
Библиотечное обслуживание [Электронный
ресурс].
Фенелонов Е. А. Библиотечное районирование как основа организации системы обслуживания населения
муниципальными библиотеками : (науч.-практ. пособие). – М. : Пашков дом, 2010.
– 205 с.
Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными
возможностями : материалы в помощь б-кам, обслуживающим инвалидов. – М., 2002.
– 197 с.
Шапошников
А. Е.
История чтения и читателя в России (IX–XX вв.) : учеб. справ. пособие для
б-к всех систем и ведомств. – М. : Либерея, 2001. – 80 с.
Шапошников
А. Е.
Социология чтения: история и современность : лекция. – М. : МГУКИ, 2001. – 31
с.
Дополнительная
литература
Александрийский Манифест о библиотеках.
Информационное Общество в действии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla08.pdf (дата обращения 17.11.2010).
Алтухова Г. А.
Профессиональная этика библиотекаря : учеб. пособие.
– 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во МГУКИ, 2000. – 112 с.
Алтухова Г. А. Речевая культура библиотекаря
: учеб. пособие. – М. : Профиздат, 2001. – 96 с.
Арский Ю. М. Координация развития государственной системы
научно-технической информации Российской Федерации // Информационно-библиотечное
обеспечение науки. Проблемы интеграции информационных ресурсов : материалы
конф. – М., 2000. – C. 11–16.
Артеменко, З. В., Завадская Ж. Е. Азбука форм
воспитательной работы : справочник. – М. : Новое изд-во, 2001. – 315 с.
Ахмадова Ю.
А. Система
менеджмента качества библиотеки : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия,
2007. – 264 с.
Бабонина О. Паблик рилейшнз. Что и как?
// Библиотека. – 2000. – № 4. – C. 86–87.
Бакленд М. Реконструкция (перестройка)
библиотечного обслуживания. – М., 1996. – 129 с.
Беспалов В. М. Психология чтения. – М. :
МГУКИ, 2007. – 198 с.
Библиотека и чтение: проблемы и исследования. – СПб.,
1995. –
260 с.
Библиотекарь
и читатель: профессиональный тренинг / Рос. нац. б-ка ; сост.: М. И. Губанова
[и др.]. – СПб., 1995. – 86 с.
Библиотекарь и читатель: современные основы
взаимоотношений : сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1997. – 209 с. – То же [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GPNTB/002_gpntb.pdf
(дата обращения 17.11.2010).
Библиотерапия: задачи, подходы, методы /
сост. О. Л. Кабачек. – М., 2001. – 127 с.
Библиотечная этика в странах мира / сост.:
В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. – СПб. : РНБ, 2002. – 156 с.
Библиотечное
обслуживание на рубеже XXI века: проблемы и перспективы : материалы
науч.-практ. конф. / ред. Т. В. Соколова. – СПб., 2002. – 136 с.
Библиотечное обслуживание полиэтнического населения региона:
культурная компетентность библиотекаря : справ. пособие / Рос. нац. б-ка ;
сост. Л. Д. Данильянц, В. С. Крейденко. – СПб. : РНБ, 2009. – 166 с.
Блок-схемы на основные технологические циклы ГПНТБ СО РАН. Ч. 1.
Обслуживание читателей и абонентов / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. сост.: М. Ю.
Дунин-Барковская, О. В. Кулёва. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2009. –
176 с.
Богданова Е. Л. Информационный маркетинг : учеб. пособие. – СПб. : Альфа,
2000. – 174 с.
Бородина В. А. Квалитология и квалиметрия
библиотечного общения // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 10. – С. 47–50.
Бородина
В. А. Развитие
речевой деятельности библиотекаря-библиографа
// Инновации в информационно-библиотечной деятельности и подготовке
кадров. – Улан-Удэ, 2002. – С. 126–131.
Бородина В.
А., Бородин С. М. Акмеология
информационной культуры личности: стратегия развития. – СПб. : АкадемПринт,
2001. – 36 с.
Бутенко И.
А.
Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. – М. : Наука,
1997. – 132 с.
Ванеев А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. – СПб., 2001. – 128 с.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. –
СПб. :
ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.
Васильев И. Г., Илле М. Е., Раввинский Д. К. Социологические исследования в библиотеках : практ. пособие. –
СПб. : Профессия, 2001. – 176 с.
Виноградова
Ю. Ю.
Библиотечный коллектив как социальная подсистема [Электронный ресурс]. – URL:
http://libconfs.narod.ru/1998/5s/5s_p7.htm (дата
обращения 17.11.2010).
Володин Б.
Ф.
Научная библиотека в контексте научной, образовательной
и культурной политики. Исторический опыт Германии. – СПб., 2002. – 96 с.
Воропаев А. Н., Столяров А. А. Читатель и книга. Проблемы чтения в развитых зарубежных странах // Изв.
вузов. Проблемы полиграфии и издат. дела. – 2005. – № 4. – С. 89–99.
Глухов В. А., Лаврик О. Л. Развитие электронной доставки документов в библиотеках
России // 275 лет на службе науке: библиотеки и институты информации в системе
РАН. – М., 2000. – C. 192–204.
Горбунова Н. К. Image
making (Создание имиджа) библиотеки [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.omgtu.ru/Data/Pages/341
/Gorbunova.doc (дата
обращения 17.11.2010).
Губина Л. В., Потехина Н. Ф., Шуминова И. О. Деловое
общение в библиотечном коллективе : практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ,
2009. – 86 с.
Гуляева С. Л. Престижная реклама в структуре маркетинговой деятельности
современной библиотеки // Социокультурные проекты : материалы Всерос. конф. –
М., 2001. – C. 25–30.
Диянская Г.
П.
Интегрированное библиотечное обслуживание инвалидов по зрению : лекция. – М.,
1999. – 39 с.
Диянская Г. П. Принцип
равных возможностей в тифло-библиотековедении. – М., 1998. – 344 с.
Домаренко Е. В.
Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие. – М. :
Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.
Доморацкий В. П., Белоколенко М. В. Наглядность
в работе библиотеки: системный подход : метод. пособие. – М. : Либерея, 1999. –
56 с.
Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: полный курс : учеб. пособие. –
Казань : ФАИР, 2007. – 558 с.
Дрешер Ю. Н.
Информационное обеспечение ученых и специалистов
: учеб.-метод. пособие. – СПб. : Профессия, 2008. – 462 с.
Дынченко Л. Ф. Психология
и библиотекарь : учеб.-практ. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – 144 с.
Елисина Е. Ю. Автоматизированное обслуживание пользователей в Российской государственной библиотеке: состояние и перспективы //
Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения : материалы конф. – СПб., 2000. – C. 9–12.
Еманова Ю. Г. Миссия библиотеки и реклама:
точки соприкосновения // Медицинские
библиотеки на рубеже тысячелетий : сб. материалов науч.-практ. конф. –
Казань, 2000. – C. 159–171.
Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой
деятельности библиотеки : учеб.-метод.
пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 239 с.
Збаровская Н. В. Выставочная
деятельность публичных библиотек : учеб. пособие. – СПб. : Профессия,
2004. – 224 с.
Зиновьева Н.
Б. Информационная
культура личности : учеб. пособие. – Краснодар, 1996. –136 с.
Информационно-библиотечная сфера : междунар. акты и рек.
:
сб. справ.-норматив. и рекоменд. материалов.
– М. : Либерея, 2001. – 187 с.
Казаринова И.
Н. Библиотерапия : учеб. практ. пособие. – Изд. 2-е, испр.
и доп. – СПб. : Береста, 2007. – 127 с.
Калёнов Н. Е. Новые технологии в
информационном обеспечении ученых и их
взаимодействие с традиционными формами информирования
// Информационно-библиотечное обеспечение науки. Проблемы интеграции
информационных ресурсов : материалы конф. – М., 1998. – C. 87–92.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М., 2004. – 199 с.
Климов Е. А.
Основы психологии : учеб. для
студентов вузов непсихол. специальностей. – М. : Культура и спорт, 1997. – 295
с.
Колин К. К. Россия на
пути в информационное общество // Библиотековедение. – 2000. – № 3. – C. 32–39.
Коряковцева
Н. А.
Техники информационно-библиотечной работы : учеб.-практ. пособие. – М. :
Либерея, 2004.– 135 с.
Красильникова И. Ю. Межбиблиотечный абонемент и доставка документов в
информационно-библиотечной системе Российской академии наук. – Новосибирск,
2009. – 349 с.
Лаврик О. Л. Академическая библиотека в современной информационной
среде. – Новосибирск, 2003. – 250 с. – То же Электронный
ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GPNTB/024_gpntb.pdf
(дата обращения
07.12.2010).
Лаврик О. Л., Елепов Б. С. Миссия научной библиотеки в решении задач устойчивого развития //
Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона. – Новосибирск,
1997. – С. 3–8.
Леонов В. П. Судьба
библиотеки в России : роман-исследование. – СПб. : Изд-во БАН, 2000. – 415
с.
Леонов В. П. Библиотечный синдром : записки
директора БАН. – СПб. : Облик, 1996. – 629 с.
Линден
И. Л. Первый
инструмент оценки качества библиотечного обслуживания
– SERVQAL / LİBQUAL // Науч. и техн.
б-ки. – 2008. –
№ 4. – С. 45–54.
Ловкова Т. Б. Библиотека
как центр досуга : учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 101
с.
Матлина С. Г.
Привлекательная библиотека, или Что может реклама : практ. пособие. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М. : Либерея, 2000. – 127 с.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html дата обращения 17.11.2010).
Мультикультурное
библиотечное дело: обслуживание многонационального и многоязычного читателя :
междунар. рук. : публ. ИФЛА 59. Секция обслуживания мультикультур. населения /
Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 1999. – 132 с.
Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации
по ее реализации / Межрегион. центр библ.
сотрудничества ; сост.: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М. :
Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. – 479 с.
Недашковская Т. А. Организация видеотек и медиатек во Франции // Библиотеки за рубежом. – М., 2001. – С.
56–73.
Паблик рилейшнз в культуре
библиотек / ГПНТБ России ; сост.
Е. М. Ястребова. – М. : ГПНТБ России, 2001. – 31 с.
Павлова А. С. Современный взгляд на ценности семейного чтения // Чтение как ценность у детей и взрослых:
конфликт или диалог? – СПб., 2006. – С. 40–47.
Перегоедова Н. В
Организация и методика библиографического информирования : конспект лекций. Новосибирск, 1999. 22 с. URL:
doc/uchebn02.pdf
Посталовский
И. З. Тренировка
интенсивного слушания. – Одесса : Рекламсервис, 1999. – С. 10–12 ; 82–84.
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Как
обеспечить присутствие языка в киберпространстве? – М. : Межрегион. центр библ.
сотрудничества, 2007. – 64 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/251039/ (дата
обращения 17.11.2010).
Публичные библиотеки в зарубежных странах. – СПб.,
2003. – 112 с.
Равен
Д.
Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М. :
Когито-центр, 2002. – 395 с.
Рубакин
Н. А. Психология
читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. – М.,
1977. – 264 с.
Сибирский
региональный центр непрерывного образования [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/p_index.html (дата
обращения 17.11.2010).
Силеманова Е. Реклама не роскошь, а средство продвижения // Библиотека.
– 2000. – № 4. – С. 14–16. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=24 (дата обращения 17.12.2010).
Соглашение о
создании системы межбиблиотечного абонемента государств
– участников СНГ // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. – 2000. – № 1. – C.
9–12.
Состояние информационной работы по культуре
и искусству в универсальных научных библиотеках Российской Федерации :
(обзор) / сост.: А. В. Горбунова [и др.]. – М. : РГБ, 2009. – 76 с.
Справочник библиотекаря : справ. изд. / Брежнева В. В. [и др.]. – Изд. 4-е, перераб. и доп. –
СПб. : Профессия, 2010. – 640 с.
Стефановская
Н. А.
Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции. – Тамбов : Першин Р.
В., 2007. – 143 с.
Тараненко Л. Г.
Информационное обеспечение потребностей региона : учеб. пособие. – Кемерово :
КемГУКИ, 2008. – 272 с.
Факты и цифры в
деятельности межбиблиотечного абонемента и
доставки документов библиотек Российской академии наук : справ. пособие / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб.
отд-ния Рос. акад. наук ; сост. И. Ю. Красильникова. –
Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. – 115 с.
Хайфуллина Р. Как оформить выставку // Библиотека. – 2000. – № 1. –
C. 70–71.
Чачко А. С. Маркетинговый подход как катализатор трансформации современной
библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 9. – C. 55–60. – То же
[Электронный ресурс]. – URL:
http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/9/f09_06.html (дата обращения 07.12.2010).
Что
мы читаем? Какие мы? : сб. науч. тр. – СПб., 1993–1999. – Вып. 1. – 1993. –
180 с. ; Вып. 2. Чтение библиотекарей. – 1996. – 132 с. ; Вып. 3. Библиотеки
и чтение. – 1999. – 192 с.
Шуминова И.
О., Коленко Л. В. Библиотечный коллектив: гендерный ракурс. –
М. : Либерея, 2010. – 80 с.
Ястребова Е.
М. Паблик
рилейшнз для библиотек // Библиография. – 2000. – № 1. – C. 43–48.
Новая литература,
поступившая в
Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации
(для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления
подготовки 071900) / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб.
гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е.Б. Артемьева, Н.С. Мурашова. - Новосибирск, 2011.
- 172 с.
Библиотечно-библиографическое
и информационное
обслуживание : (методическое пособие) / Рос. науч.-техн. пром. б-ка ; [ред. Г.
Б. Ткаченко]. - Москва : [б. и.], 2011. - 85 с.
Брежнева,
Валентина Владимировна. Информационное обслуживание : учебное пособие [ по направлению
подготовки 071900 "Библиотечно-информационная деятельность"] / В. В.
Брежнева, Р. С. Гиляревский ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.
: Профессия, 2012. - 365 с. - (Библиотека).
Дворкина,
Маргарита Яковлевна.
Библиотечная среда: теория и организация : [научно-практическое пособие] / М.
Я. Дворкина. - Москва : Литера, 2009. - 93 с. : ил. - (Современная библиотека ;
вып. 62)
Мелентьева,
Юлия Петровна. Чтение:
явление, процесс, деятельность / Ю. П. Мелентьева. - Москва : Наука, 2010. -
180 с. - (Книжная культура в мировом социуме : теория, история, практика).
Боброва,
Елена Ивановна. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза
/ Е. И. Боброва ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : Изд-во
КемГУКИ, 2010. - 155 с.
Восприятие
и воздействие
информации : учебно-методическое пособие / [сост.: Ю. Н. Дрешер, В. Л. Дрешер].
- Казань : Медицина, 2009. - 40 с.
Груздева,
Марина Леонидовна. Концепция
формирования информационной культуры студентов вуза / М. Л. Груздева ; М-во
образования и науки Рос. Федерации, Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. - Нижний
Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2011. - 267 с.
Елисина,
Елена Юрьевна. Электронные
услуги библиотек : [электронные документы как ресурсная база обслуживания,
формы обслуживания электронными документами, услуги, предоставляемые
библиотеками в электронной среде] / Е. Ю. Елисина. - Санкт-Петербург :
Профессия, 2010. - 302 c. - (Библиотека).
Информационные
ресурсы в
помощь самостоятельной работе студентам-педагогам : учеб.-метод. пособие / О.
Р. Арутюнова [и др.]. - Москва : МГПУ, 2010. - 110 с.
Коряковцева,
Нина Александровна.
Чтение и образование в информационном обществе : [учебное пособие] / Н.А.
Коряковцева, В.А. Фокеев. - Москва : Литера, 2009. - 207 с.; 20. - (Современная
библиотека ; вып. 49).
Мангуэль,
Альберто. История
чтения / А. Мангуэль. - Екатеринбург : У-Фактория, печ. 2007. - 381 с. - Пер.
изд. : A history of reading / A. Manguel.
Мировой
рынок информационной
продукции и услуг : учебно-методическое пособие / [сост. Ю. Н. Дрешер, В. Л.
Дрешер]. - Казань : Медицина, 2009. - 35 с.
Пранцова,
Галина Васильевна. Современные
стратегии чтения и понимания текста : учеб. пособие / Г. В. Пранцова, Е. С.
Романичева ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, Моск. гуманитар. пед.
ин-т. - Москва ; Пенза : МГПИ, 2011. - 335 с.
Рахманалиев,
Рустан. Философия
и социология книги и чтения / Рустан Рахманалиев. - Москва : Прогресс ; Бишкек
: Туркестан, 2011. - 651 с.
Светловская,
Наталия Николаевна. Теоретические
основы читательской подготовки и практика читательской деятельности : учебное
пособие по курсу "Теория литературы и практика читательской
деятельности": ОПП 03.12.00 "Педагогика и методика начального
образования" / Н. Н. Светловская ; Департамент образования г. Москвы,
Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии образования, Фак. начальных
кл. - Москва : МГПУ, 2009. - 272 с.
Семеновкер,
Борис Арьевич. Эволюция
информационной деятельности. Рукописная информация / Б. А. Семеновкер; Рос.
гос. б-ка. - Москва : Пашков дом. - Ч. 2. - 2011. - 333 с.
Формирование
и использование
информационных ресурсов : учебно-методическое пособие / [сост.: Ю. Н. Дрешер,
В. Л. Дрешер]. - Казань : Медицина, 2009. - 55 с.
Чтение
детей и
взрослых: качество чтения : сб. ст. и учеб.-метод. материалов / Ком. по
образованию Правительства Санкт-Петербурга, С.-Петерб. акад. последиплом. пед.
образования ; [ред.-сост. Т. Г. Браже, Т. И. Полякова]. - Санкт-Петербург :
СПбАППО, 2009. - 175 с.
Шокин,
Юрий Иванович. Проблемы
поиска информации / Ю. И. Шокин, А. М. Федотов, В. Б. Барахнин ; Рос. акад.
наук, Сиб. отд-ние, Ин-т вычислит. технологий; отв. ред. О. Л. Жижимов. -
Новосибирск : Наука, 2010. - 197 с.
Якимчук,
Роман Павлович. Информационно-библиотечное
обслуживание специалистов здравоохранения : этапы становления и развития:
моногр. / Р. П. Якимчук. - Уфа : Изд-во Уфим. фил. МГГУ, 2009. - 155 с.
Информационно-библиографическая культура пользователя :
практикум / Сиб. гос. ун-т путей сообщ. ; [отв. ред. Л. В. Виберг]. - 2-е изд., перераб. - Новосибирск : Изд-во Сибирского гос. ун-та путей сообщения, 2012. - 74 с.
Выставка:
какой ей быть?
Многообразие тем, разнообразие форм : научно-практическое пособие / [сост. Т.
Е. Наместникова]. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2011. - 159 с. - (Библиотекарь
и время. XXI век ; вып. N 134).
Руководство
для публичных
библиотек России по обслуживанию молодежи : принято Конференцией Российской
библиотечной ассоциации, XVII ежегодная сессия, 17 мая 2012 года, Пермь /
Российская библиотечная ассоциация. - Санкт-Петербург : Российская национальная
библиотека, 2012. - 48 с.
Библиотечно-информационное
обслуживание дислектиков: рекомендации ИФЛА : реферативный перевод / Рос. гос. б-ка для
слепых ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. - Москва : РГБС, 2012. - 45, [2] с.
Бородина,
Валентина Александровна. Информационное обслуживание: описание, таблицы, схемы : спецкурс
для методиста / В. А. Бородина. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. - 79 с. -
(Библиотекарь и время. XXI век ; n 144)
Ловкова,
Татьяна Борисовна. Живое
слово в публичной библиотеке / Т. Б. Ловкова. - Санкт-Петербург :
Нестор-История, 2013. - 136 с. (Устные
формы пропаганды)
Литература 2014 г.
Библиотечно-информацонное обслуживание
Андреева,
Ольга Владимировна. Методы
и формы пропаганды чтения в России: история и современность / О. В. Андреева. -
Москва : Бук Чембэр Интернэшнл, 2013. - 216 с. - (Библиотека Российской книжной
палаты : методические материалы и рекомендации ; вып. 9)
Фирсова,
Татьяна Геннадьевна. Основы
культуры чтения : учеб. пособие для студентов-бакалавров, по направлениям
050100 "Педагогическое образование" и 050400
"Психолого-педагогическое образование" / Т. Г. Фирсова ; Сарат. гос.
ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. - 87 с.
Читатель
XXI века-кто
он? : [сборник / сост. Бубнов А. Н.]. - Москва : Куна, 2013. - 466 с. [Представлены
фрагменты опубликованных в разное время и в разных странах статей выдающихся
мастеров слова, афоризмы и цитаты о чтении и читателях]
Волкова,
Евгения Алексеевна. Трансформация
чтения студенческой молодежи : монография / Волкова Е. А. - Краснодар : Южный
ин-т менеджмента, 2013. - 155 с.
Воробьева,
Т. Л. Психология и
социология чтения [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. Л.
Воробьева. - Томск : [б. и.], 2011. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с
этикетки диска
Обеспечение
качества информационно-библиотечного обслуживания : пособие для руководителей библиотек / Рос.
нац. б-ка, Рос. библ. ассоц. ; [сост.: Т. В. Кузнецова и др.]. -
Санкт-Петербург : РНБ, 2013. - 174 с.
Матвеева, Елена Олеговна. Библиотека и социономия :
учебное пособие / Е. О. Матвеева ; Центр. универс. науч. б-ка им. Н. А.
Некрасова. - Москва : ЦУНБ, 2013. - 114 с.
Технология подготовки электронной выставки [Электронный ресурс] :
методические рекомендации. - Кемерово : [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск
(DVD-ROM). - Загл. с этикетки диска
Работа зарубежных библиотек с мультикультурным населением :
справочное пособие / Рос. гос. б-ка, НИО библиотековедения ; [составитель И. В.
Чаднова]. - Москва : Пашков дом, 2014. - 120, [2] с.
Лекция 1. Библиотечное
обслуживание как система.
Лекция 2. Организация
и методика библиографического информирования.
© 1998-2015 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |