ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА в 2008 году
25 февраля, 2013
Диссертационный совет К 003.004.01 утвержден при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), г. Новосибирск, приказом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11. 2007 г. № 2249-1706; о внесении изменений – № 1484-227/1706.
Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки; педагогические науки).
В 2008 г. диссертационным советом К 003.004.01 проведено 6 заседаний, из них 4 – по защите кандидатских диссертаций.
На заседания диссертационного совета было вынесено 4 диссертационных исследования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).
Диссертационные работы в области библиотековедения,
библиографоведения и книговедения (педагогические науки)
Диссертационное исследование Гушул Ю. В. «Возникновение и развитие библиографических служб областных универсальных научных библиотек: 1918–1961 гг. (на материале Уральского региона)» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Моргенштерн Исаак Гершенович – профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности в ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск; официальные оппоненты: Леликова Наталья Константиновна – гражданин РФ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом библиографии и краеведения ФГУ «Российская национальная библиотека», г. Санкт-Петербург; Свирюкова Вера Григорьевна – гражданин РФ, кандидат педагогических наук, заведующий справочно-библиографическим отделом Учреждения Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – ФГУ «Российская государственная библиотека») воссоздаёт организационную эволюцию библиографических служб, включённых в процессы гражданской истории России, а также обосновывает региональные тенденции и отличительные черты их создания.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Дана научно обоснованная периодизация организационного становления библиографических служб областных библиотек Урала в 1918–1961 гг.
2. Выявлена компонентная структура организационных форм библиографических служб областных библиотек Урала в процессе их эволюции.
3. Доказано, что отличительной для библиографических служб ОУНБ Урала является обусловленность их становления крайне динамичным промышленным развитием региона.
4. Выявлены источники изучения проблемы, введены в научный оборот документы, заполняющие белые пятна в истории региональной и отечественной библиографии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые воссоздана картина эволюции организационных форм библиографических служб областных библиотек Урала в контексте событий гражданской истории, во взаимосвязи с внешней и внутренней средой функционирования. Аргументированы архивными документами их отличительные особенности, к каковым отнесены первый в стране опыт: создания самостоятельной библиографической службы в провинциальной библиотеке; выделения в ней штатной единицы библиографа; разработки организационно-распорядительной документации справочно-библиографического отдела специалистом с высшим библиотечным образованием. Установлено, что организационная форма библиографической службы эволюционирует от стихийного распределения функциональных обязанностей через несамостоятельный справочный стол / уголок в составе какого-либо отдела, через элитарный в библиотеке библиографический отдел к собственно библиографической службе, состоящей из головного библиографического отдела и штатных единиц библиографов в каждом отделе библиотеки. Качественное изменение организационной формы обусловлено усложнением процессов библиографической деятельности, информационных потребностей специалистов, требующих предоставления библиографической информации. Оно требует сознательных, планомерных действий организационного характера и всемерной государственной поддержки на всех управленческих уровнях, в том числе, через систему высшего государственного образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования обобщенного опыта развития библиографических служб Урала преподавателями гуманитарных факультетов вузов при разработке учебных курсов по истории региона, культуры и библиографии (региональный компонент), общему библиографоведению (раздел организация и управление), библиографической и краеведческой деятельности библиотек, а также при подготовке материалов справочного характера – путеводителей, летописей библиотек, энциклопедий.
Фактографический материал, представленный в диссертации, используется при подготовке специалистов в области библиотечно-информационной деятельности в Челябинской государственной академии культуры и искусств в дисциплинах профессионального и специального циклов – «Общее библиографоведение», «История библиографии», «Аннотирование и реферирование», «История Урала»; входит в создаваемую базу данных персоналий по представлению социального портрета специалиста-библиографа.
Широкий круг выявленных источников, рекомендации по их выявлению, сформированная структура работы могут быть реализованы при проведении исследований по сходной проблеме в других регионах страны и являться моделью для конечного представления результатов. Материалы диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий в вузах и средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Диссертационное исследование Крупницкого Д. В. «Чтение старшеклассников и роль школьной библиотеки в его организации в современных социокультурных условиях» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Кожевникова Лариса Анатольевна – работает главным научным сотрудником в Учреждении Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Зверев Владимир Александрович – гражданин РФ, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, руководитель лаборатории исторического образования и региональной истории Института истории, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» г. Новосибирск; Вихрева Галина Михайловна – гражданин РФ, кандидат педагогических наук, заведующий отделом периодики Учреждения Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – ГУК «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)») направлено на решение важной научной задачи по совершенствованию работы школьных библиотек на основе изучения чтения учащихся общеобразовательных учреждений.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Установлено, что для формирования читательских интересов особенно важен период учебы в старших классах, поскольку в 15–17 лет определяется характер, мировоззрение школьника, происходит развитие его духовных запросов.
2. Проанализировано состояние библиотечных ресурсов школьных библиотек и определено их соответствие читательским потребностям учеников-старшеклассников и педагогов.
3. Конкретизированы представления о репертуаре чтения старшеклассников и их родителей, педагогов в современных социокультурных условиях.
4. Изучена практика работы библиотек по формированию читательских интересов старшеклассников и определены приемы работы библиотеки общеобразовательного учреждения по повышению информационной культуры родителей и учителей.
5. Определена роль педагогической и семейной среды в формировании познавательной и читательской деятельности учащихся старших классов.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что на основе результатов изучения репертуара чтения старшеклассников установлено, что составной частью их информационно-культурного пространства является деловое чтение, позволяющее отделять факты от интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах. В структуре чтения старшеклассников присутствует также досуговое чтение, которое носит развлекательный характер. Установлено, что формирование читательских интересов старшеклассников зависит от влияния педагогической и семейной среды, которая создает ценностные ориентиры и дает психологическую установку на чтение. Большую роль выполняют школьные библиотеки, организующие чтение. Доказано, что наиболее перспективной моделью школьных библиотек является библиотечно-информационный центр (БИЦ), который в настоящее время активно внедряется в общеобразовательных учреждениях. БИЦ располагает фондом традиционных документов и медиаресурсов, позволяет читателям осуществлять поиск информации в Интернете. Библиотекарь может самостоятельно проводить консультации по работе с ресурсами, обучать педагогов и учащихся старших классов работе с электронными учебниками и другими электронными ресурсами. Эта модель является переходной, и будет сохраняться в нынешних экономических условиях достаточно долго.
Диссертация расширяет и углубляет библиотековедческие знания и представления о репертуаре и читательских предпочтениях старшеклассников, о роли школьных библиотек в свете меняющихся задач образования и библиотечной деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы при формировании личности старшеклассника как читателя в общеобразовательном учреждении. Разработанные в процессе исследования рекомендации по взаимодействию школьной библиотеки с педагогами и родителями в целях организации чтения старшеклассников внедрены в деятельность ряда общеобразовательных средних школ г. Новосибирска, о чем свидетельствуют акты внедрения. Выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для руководителей общеобразовательных учреждений. Методика изучения репертуара чтения старшеклассников, предложения и рекомендации по организации работы библиотеки общеобразовательного учреждения по повышению информационной культуры родителей и учителей могут быть использованы при проведении библиотечных уроков в школах и рекомендованы руководителям образовательных учреждений.
Диссертационное Мохначевой Ю. В. «Информационное обеспечение научных исследований академическими библиотеками с использованием библиометрических методов» (научный руководитель – доктор педагогических наук Лаврик Ольга Львовна – работает заместителем директора по научной работе в Учреждении Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Елизаров Александр Михайлович – гражданин РФ, доктор физико-математических наук, профессор, директор НИИ математики и механики им. Н. Г. Чеботарева ГОУ ВПО Казанского государственного университета, г. Казань; Свирюкова Вера Григорьевна – гражданин РФ, кандидат педагогических наук, заведующий справочно-библиографическим отделом Учреждения Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – Учреждение Российской академии наук Институт научной информации по общественным наукам РАН, г. Москва) направлено на решение важной научно-практической задачи по применению библиотеками библиометрических методов в информационном обеспечении научных исследований.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. Установлено, что потребность в библиометрической информации (БИ) эволюционирует от потребности в библиографической информации и выступает по отношению к ней как вторичная. Она становится постоянной, что позволяет библиотекам перейти от библиографического обслуживания в режиме «запрос-ответ» к информационному обеспечению на основе постоянно действующих запросов.
2. Доказано, что библиотеки и информационные центры могут сами инициировать предоставление такой информации пользователям в различных режимах.
3. Разработан комплекс методик, основанных на применении библио-метрических методов, направленных на изучение основных информационных потребностей пользователей, а также на удовлетворение их потребностей в БИ.
4. Разработан алгоритм нормирования цитируемости публикаций на основе ввода коэффициента N, позволяющий сравнивать публикации не по суммарной цитируемости, а по уровню цитируемости вне зависимости от тематики и года издания статьи.
5. Разработан алгоритм нормирования импакт-факторов изданий на основе коэффициента K, позволяющий сравнивать рейтинги изданий вне зависимости от их тематической принадлежности.
6. Представлена обобщенная функционально-структурная модель подсистемы информационного обеспечения НИР и некоторых библиотечных процессов на основе библиометрических исследований.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые разработана методика оценки значимости публикаций на основе ввода коэффициентов нормирования N и K. Выявлена зависимость качественного уровня научных публикаций от степени международного участия по такому критерию как индекс цитируемости. Доказана эффективность применения в библиотеках метода цитатного анализа в процессе отбора актуальной информации для информирования специалистов по постоянно действующим запросам.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что охарактеризована потребность в библиометрической информации с точки зрения её (потребности) эволюционирования, формирующих факторов, структуры. Определены и охарактеризованы основные группы пользователей БИ – ученые (исследователи и администраторы) и информационно-библиотечные работники. Разработана модель подсистемы информационного обеспечения НИР на основе библиометрических методов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут служить типовой моделью в деятельности любой научной библиотеки для построения стратегии информационного обеспечения пользователей по различным запросам, а также для выработки стратегии комплектования фондов библиотек. Разработанные методики по оценке значимости научных публикаций могут применяться при проведении научно-оценочных процедур в различных научно-исследовательских институтах и вузах. Их применение позволяет сравнивать между собой публикации и периодические издания по таким индикаторам как индекс цитируемости и импакт-фактор вне зависимости от их научно-тематической направленности. Результаты исследования внедрены в Библиотеке по естественным наукам РАН. Педагогическая сущность исследования состоит в том, что материалы диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Диссертационное исследование Стукаловой А. А. «Корпорация как форма профессионального сотрудничества библиотек» (научный руководитель – доктор педагогических наук Лаврик Ольга Львовна – работает заместителем директора Учреждения Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты: Кожевникова Лариса Анатольевна – гражданин РФ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела научно-исследовательской и методической работы Учреждения Российской академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; Карауш Александр Сергеевич – гражданин РФ, кандидат технических наук, директор Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска, г. Томск; ведущая организация – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань), направлено на решение важной научной задачи по разработке системы индикаторов, позволяющих определить потенциал библиотечной корпорации и перспективные направления ее деятельности.
Наиболее существенные научные результаты исследования:
1. На основе терминологического анализа, изучения документальных источников и анализа практического опыта различных современных библиотечных объединений выявлена специфика современных форм сотрудничества библиотек и разработаны основания для их классификации: цель общественной деятельности, срок действия, юридический статус и финансовая деятельность, характер членства, объединяемые ресурсы, территориальный охват, профиль, организационно-правовые формы учреждений-участников.
2. Дано определение библиотечной корпорации и представлены основания для её классификации. Доказано, что библиотечная корпорация – это действующая на постоянной основе форма сотрудничества коллективных членов (учреждений различных организационно-правовых форм), объединяющая их интеллектуальные и / или информационные ресурсы для решения специальных профессиональных задач, где могут оказываться платные услуги, и которая может действовать на международном, национальном и региональном уровнях. Основаниями для классификации библиотечных корпораций могут служить: создаваемый продукт, оказываемые услуги, вид объединяемых ресурсов, юридический статус и финансовая деятельность, территориальный охват, организационно-правовые формы учреждений-участников.
3. Установлены основные современные направления деятельности библиотечных корпораций (формирование корпоративных информационных ресурсов, обслуживание пользователей на их основе, предоставление возможности заимствования записей, развитие межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, организация мероприятий по повышению квалификации библиотечных и информационных специалистов, сотрудничество с другими организациями и корпорациями), определены социологические, финансовые, организационно-правовые, программно-технологические и технические параметры их эффективного функционирования.
4. Разработана и применена система индикаторов для определения потенциала деятельности библиотечных корпораций.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что впервые обобщены и конкретизированы научные представления о специфике деятельности альянсов, ассоциаций, консорциумов, корпораций, обществ, партнерств, союзов в области библиотечного дела. Выявлено, что библиотечная корпорация, впервые рассмотренная как социальная система, обладает рядом её свойств.
Применение разработанной системы социологической, финансовой, организационно-правовой, программно-технологической и технической групп индикаторов позволяет установить эффективность работы библиотечных корпораций и определять их потенциал.
Практическая значимость диссертационного исследования:
1. Предложенная классификация библиотечных форм сотрудничества может быть использована как основа для проектирования их деятельности.
2. Результаты упорядочения понятийного аппарата по библиотечным объединениям могут быть применены в разработке технологических документов.
3. Разработанная система индикаторов для определения потенциала деятельности библиотечных корпораций может служить для оценки и оптимизации деятельности существующих и создания новых библиотечных корпораций.
Материалы исследования могут быть использованы руководителями библиотек и специалистами, которые включены в различного рода партнерские проекты, профессиональные библиотечные объединения. Для повышения эффективности своей деятельности любая библиотечная корпорация может оценить свой потенциал на основе предлагаемых индикаторов и определить, в каком направлении необходимо работать для его повышения. Результаты исследования внедрены в практику работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. Материалы диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий при подготовке кадров в вузах по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования, в практике научно-методической работы библиотек.
Все диссертации соответствуют п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» и являются завершенными, самостоятельными научно-квалификационными работой, в которых содержится решение научной задач, имеющих существенное значение для современного книговедения и культурологии. Работы отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям ВАК РФ, а авторы заслуживают присуждения ученой степени кандидата исторических наук по специальности 05.25.03 – «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
В 2009 г. диссертационный совет К 003.004.01 планирует провести не менее 2 защит кандидатских диссертаций по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки) и 2 защит кандидатских диссертаций по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки).
ДАННЫЕ О РАССМОТРЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЯХ НА
СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК
Шифр
специальности
05.25.03
Отрасль науки
Отрасль науки
Педагогические науки
Работы, снятые с рассмотрения по заявлениям соискателей
С положительным решением по итогам защиты 4/1
В том числе из других организаций 2/0
С отрицательным решением по итогам защиты
В том числе из других организаций
Дано дополнительных заключений
Находятся на рассмотрении на 1 января 2009 г. 2/1
2/1 (Исторические науки)
Председатель
диссертационного совета
д-р техн. наук Елепов Б. С.
Ученый секретарь
диссертационного совета
канд. пед. наук Артемьева Е. Б.