Учебный модуль 13
Экономика, менеджмент
и маркетинг
библиотечно-информационной деятельности
Составители:
д-р пед. наук, проф. Л. А. Кожевникова, канд. пед.
наук Г. М. Вихрева
Цель:
формирование у слушателей курса представлений о методологии предмета изучения,
методах социально-экономического прогнозирования
библиотечной деятельности, инновационных процессах, происходящих в библиотечно-информационных учреждениях.
Категория слушателей:
слушатели Высших библиотечных курсов.
Срок
обучения: 28 часов.
Режим занятий: 4 часа в день.
Наименованиедисциплины |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практ. занятия |
|||
Экономика, менеджмент и маркетинг
библиотечно-информационной деятельности |
28 |
20 |
4 |
коллок- виум 4 |
Итого |
28 |
20 |
4 |
4 |
№ темы |
Наименование
|
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практ. |
||||
|
Введение |
0,5 |
0,5 |
|
|
1 |
Экономическое
пространство и экономический потенциал библиотек сибирских территорий |
1,5 |
1,5 |
|
|
2 |
Библиотечная экономика: сущностные
свойства и характеристики. Методы изучения экономической деятельности библиотек |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Библиотечные
ресурсы, библиотечный общественный продукт (услуга), их экономическая оценка.
Рынок библиотечных продуктов и услуг |
4 |
4 |
|
|
4 |
Экономика
библиотечного обслуживания. Платное библиотечное обслуживание; экономический
и этический аспекты |
2 |
2 |
|
|
5 |
Экономика управления библиотечной деятельностью, ее правовое
регулирование |
2 |
2 |
|
|
6 |
Необходимость инновационной
деятельности библиотек в контексте новой общественной реальности |
2 |
2 |
|
|
7 |
Сущность инновационных изменений в
библиотечном деле |
2 |
2 |
|
|
8 |
Современный библиотечный
менеджмент |
2 |
2 |
|
|
9 |
Маркетинговый
подход в библиотечной деятельности |
1 |
1 |
|
|
10 |
Цели и содержание стратегического
управления в библиотеках |
3 |
1 |
2 |
|
|
Итоговый контроль |
4 |
|
|
коллоквиум 4 |
|
Итого |
28 |
20 |
4 |
4 |
Введение
Курс помогает освоить систему терминов, овладеть
методологией предмета изучения, методами социально-экономического
прогнозирования библиотечной деятельности.
Курс предполагает изучение основных параметров библиотечной ситуации как фактора социально-экономического развития территории, формирование представления о роли и месте библиотек в структуре базовых социально-экономических процессов территорий; о сущности инновационной деятельности, ее специфике
применительно к библиотечному делу, о теоретических основах менеджмента и
маркетинга. Обучающиеся овладевают основными техниками маркетинговых исследований
и проектной деятельности.
Курс оказывает существенную помощь в освоении приемов и
правил
разработки адаптационного механизма библиотек к меняющимся реалиям.
Тема 1 Экономическое пространство и экономический
потенциал библиотек сибирских территорий
Место библиотеки в структуре базовых
социально-экономических процессов. Определение экономического пространства в
трудах отечественных ученых. Основные показатели качества библиотечного экономического пространства. Анализ связей хозяйствующих субъектов территорий. Внутреннее экономическое
пространство библиотеки, его основные параметры.
Тема 2 Библиотечная экономика: cущностные свойства
и
характеристики. Методы изучения экономической деятельности библиотек
Содержание, формы, законы развития библиотечной экономики,
субъект экономической деятельности. Внутрибиблиотечный хозрасчет и экономический
анализ как основные методы исследования теории библиотечной экономики и
организации библиотечного производства. Моделирование экономической деятельности
библиотеки.
Тема 3 Библиотечные
ресурсы и библиотечный общественный продукт (услуга), их экономическая оценка.
Рынок библиотечных продуктов и услуг
Основные
виды библиотечных ресурсов, механизм их поступления
в библиотеку. Библиотечный общественный продукт (услуга), его назначение, место в системе общественного
производства. Стоимостная оценка библиотечного продукта (услуги).
Сегментация информационно-библиотечного рынка территорий.
Тема 4 Экономика библиотечного
обслуживания. Платное библиотечное обслуживание: экономический и
этический аспекты
Социально-экономический аспект и культурный контекст
библиотечного обслуживания. Экономические интересы, экономическое
поведение, экономическая культура библиотечных специалистов и читателей –
участников экономической деятельности. Основные принципы платного библиотечного
обслуживания.
Тема 5 Экономика управления библиотечной
деятельностью, ее экономико-правовое регулирование
Сущность,
содержание, принципы, функции и формы управления библиотечной деятельностью.
Основные правовые документы, регулирующие экономические и социальные основы
библиотечного обслуживания.
Тема 6 Необходимость
инновационной деятельности библиотек в контексте новой общественной реальности
Особенности
современной общественной реальности. Концепция
устойчивого развития. Информация как фактор устойчивого развития. Библиотека –
информационное «ядро» региона и гарант доступа к информационным ресурсам.
Сущность понятий «новшества», «нововведение», «инновации».
Тема 7 Сущность инновационных изменений в
библиотечном деле
Специфика
инноваций в сфере библиотечной деятельности. История развития теории
библиотечной инноватики. Особенности и классификация библиотечных инноваций.
Тема 8 Современный библиотечный менеджмент
Теоретические основы менеджмента. Сущность и специфика
библиотечного менеджмента. Деятельность менеджера в библиотеках.
Тема 9 Маркетинговый подход в библиотечной
деятельности
Маркетинг
как современная концепция управления. Сущность и принципы маркетинга.
Особенности маркетинга в некоммерческом секторе. Специфика библиотечного
маркетинга. Маркетинговые исследования в библиотеках.
Тема 10 Цели и содержание стратегического управления
в библиотеке
Роль эффективного управления в осуществлении
инновационной деятельности библиотек. Понятие инновационной политики.
Постановки целей и задач библиотечной инновации. Инновационные идеи и их оценка.
Стратегический план и целевые программы. Инновационный проект как основа
внедрения новшества.
1.
Дайте характеристику основных параметров библиотечного экономического
пространства.
2.
Каковы сущностные свойства и характеристики библиотечной экономики, по каким
законам она развивается?
3. Назовите
и охарактеризуйте основные методы изучения экономики библиотечной деятельности.
4. Дайте определение библиотечным ресурсам как
экономической категории. Какова их роль в системе общественного производства?
5. Охарактеризуйте сущность библиотечного
общественного продукта (услуги). Из чего складывается их
экономическая оценка?
6. Назовите факторы, формирующие экономическое поведение
и экономическую культуру библиотечных специалистов и читателей.
7.
Охарактеризуйте основные взгляды общественных и зарубежных специалистов на
введение платного библиотечного обслуживания. Какие этические принципы не
должны нарушаться при предоставлении платных услуг?
8.
Сущность и содержание экономических методов управления библиотечным
производством.
9.
Правовое регулирование экономики библиотечной деятельности. Назовите основные
регламентирующие документы.
10.
Сформулируйте сущность понятий «новшества», «нововведение», «инновации».
Определите, в чем состоит особенность библиотечных инноваций.
11.
В чем сущность и специфика библиотечного менеджмента?
12.
Особенности деятельности менеджера в библиотеках?
13.
Назовите процедуры стратегического проектирования.
14. Объясните особенности маркетинга в некоммерческом секторе.
15. Назовите
виды библиотечной деятельности, в которых применяются маркетинговые
исследования.
16.
Сформулируйте основную концепцию маркетинга.
17.
Назовите принципы маркетинга.
18. В
чем состоит необходимость инновационных изменений в библиотечной деятельности?
19.
Какова специфика библиотечного маркетинга?
20.
Назовите основные виды библиотечных инноваций.
21.
Что такое инновационная политика?
22.
Назовите составляющие стратегического плана.
5
Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая
литература
Абрамова Л. В., Суслова И. М. Функции информационно-библиотечного
менеджмента : учеб. пособие. – М. : МГУКИ, 2007. – 146 с.
Армстронг М. Основы
менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов на/Д. : Феникс, 1998. –
512 с.
Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества
библиотеки : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия, 2007. – 264 с.
Бакленд М.
Модернизация библиотечного дела : манифест. – М. : ОГИ, 2000. – 268 с.
Басамыгина
И. Н. Микроэкономика
библиотечного дела : науч.-практ. пособие. –
М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – 160 с.
Басамыгина И. Н., Апанасенко А. А. Маркетинг как технология управления
современной библиотекой. – М. : Литера, 2009. – 126 с.
Библиотекарь
и читатель: основы современных взаимоотношений
: сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1997. – 210 с.
Библиотечный
менеджмент : дидакт. пособие для вузов и колледжей
культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой.
– М. : Профиздат, 2001. – 203 с.
Борхардт П.
Маркетинговая концепция для публичных библиотек // Маркетинг – современная
концепция управления библиотекой. – М., 1994. – С. 67–76.
Брежнева В.
В., Минкина В. А. Информационное
обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами
информации предприятий. – М. : Профессия, 2004. – 304 с. – То же [Электронный ресурс].
– URL:
http://www.twirpx.com/file/148559/, http://www.twirpx.com/file/191946/ (дата обращения 07.12.2010).
Брофи П. Оценка
деятельности библиотек. – М. : Омега-Л, 2009. – 357 с.
Ванеев А. Н.,
Мошкина Н. И. Библиотечный коллектив:
проблемы изучения и управления // Библиотековедение. – 1994. – № 5. – С. 96–105.
Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. – 2-е изд. – М. :
Гардарика, 1998. – 296 с.
Качанова Е. Ю.
Инновации в библиотеках. – СПб. : Профессия, 2003. –
317 с.
Клюев В.
К.
Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : (маркетинг в
системе управления библиотекой): учеб. пособие для вузов и колледжей
культуры и искусств. – 2-е изд., дораб. и доп.
– М. : МГУКИ, 2003. – 143 с.
Клюев В.
К.
Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки : учеб. пособие для
вузов культуры и искусства. – М. : МГУК, 1998. – 135 с.
Кожевникова
Л. А. Региональное библиотековедение: 100 вопросов и
ответов по экономике и методологии : учеб.-метод.
пособие. – Новосибирск : ГПНТБ, 2008. – 151 с.
Кожевникова Л.
А. Библиотека в структуре экономики региона : препринт
02-1. – Новоcибирск, 2002. – 32 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GPNTB/020_gpntb.pdf (дата
обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л.
А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах : учебно-метод. пособие. – Новосибирск, 2005. – 48 с. – То же [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn06.pdf
(дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л.
А. Экономика библиотечной деятельности : конспект лекций. –
Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1999 – 46 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/uchebniki/uchebn03.pdf
(дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова
Л. А. Экономика библиотечной деятельности : учебник. – Новосибирск, 2001. –
128 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/ekonomika/index.htm
(дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика
библиотечной деятельности: учебник. – Изд.
2-е, доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 200 с. – То же [Электронный
ресурс]. – URL:
http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn17.pdf
(дата обращения 05.12.2010).
Колесникова
М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
: учеб. для вузов. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с.
Концепция маркетинга для публичных
библиотек : пер. изд. / П. Борхард
[и др.]. – М. : БиблиоМаркет,
1993. – 143 с.
Меренкова
Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения:
некоммерческие фонды поддержки библиотек. – М. : Литера, 2009. – 173 с.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. – М. : Дело, 1994. – 702 с.
Мильнер Б. З. Теория организаций : курс лекций. – М. : Инфра-М, 1998. – 335
с.
Мурашко О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек. – М.
: Литера, 2008. – 139 с.
Паршукова Г. Б.
Маркетинговые основания в библиотечной деятельности : учеб. пособие. –
Новосибирск, 2005. – 151 с. – То же [Электронный
ресурс]. – URL:
http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn08.pdf (дата
обращения 12.12.2010).
Паршукова Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки:
(конспект лекций для библ. специалистов) / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2002. –
74 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/Strategiya/index.htm (дата обращения
05.12.2010).
Паршукова Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности :
учеб. пособие. – Новосибирск, 2004. – 187 с.
– То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn10.pdf
(дата обращения
05.12.2010).
Полл Р.,
Бокхорст П. Измерение качества деятельности библиотек : пер. с англ. – М.
: Пашков дом, 2008. – 314 с.
Профиль библиотечного менеджера: тесты
компетентности : учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств.
– Самара : СГАКИ, 2008. – 111 с.
Романов П.
С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент : науч.-метод. пособие. – М. :
Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с.
Столяров
Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
как единая научная специальность : полн. курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе кандидат. минимума. –
Орел : Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 266 с.
Столяров
Ю. Н. Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение как единая научная специальность :
хрестоматия для аспирантов и соискателей. Ч. 1. – Орел : ОГИИК. – 2010. – 329 с.
Столяров
Ю. Н. Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение как единая научная специальность :
хрестоматия для аспирантов и соискателей. Ч. 2. – Орел : ОГИИК.– 2010. – 314 с.
Суслова И. М. Библиотека в системе некоммерческого
маркетинга : учеб.-метод. пособие. – М. : Профиздат, 2003. – 159 с..
Суслова
И. М. Значение
стратегического менеджмента в управлении
информационно-библиотечной деятельностью [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom7/disk/54.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Суслова И.
М.
Практический
маркетинг в библиотеках : учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея, 2005. – 143 с.
Суслова И. М., Злотникова З. И. Проектная
деятельность библиотек : науч.-практ. пособие. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 175
с.
Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент
библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств.
– СПб. : Профессия, 2009. – 600 с.
Учебно-методический комплекс ГПНТБ СО РАН «Высшие библиотечные
курсы». Раздел: Экономика, менеджмент, маркетинг библиотечно-информационной
деятельности [Электронный ресурс].
Уэйнганд Д.
Э. Управление современной публичной библиотекой:
стратегия развития. – М. : Рудомино, 1997. – 132 с. – То же
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/191955/
(дата обращения 06.12.2010).
Фенелонов Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной
дисциплины // Библиотечное дело – XXI век. – 2004. –
№ 1. – С. 6–15. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=98
(дата обращения 06.12.2010).
Фенелонов
Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления. – М. : Пашков
дом, 2008.– 263 с.
Чуприна Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной
практике : науч.-практ. пособие. – М. : Либерея, 2004. –
117 с.
Дополнительная
литература
Руководство
для небольшихъ библіотекъ. Съ рисунками, образцами
бланковъ и алфавитным указателемъ. – 2-е перераб. и знач. доп. изд. /
Моск. гор. нар. ун-тъ им. А. Л. Шанявскаго. – М., 1917. – 238 с. – То же
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/228867/ (дата
обращения 05.12.2010).
Литература, поступившая в 2012-2013 гг.
Библиотечно-информационная деятельность : сборник заданий и метод.
рекомендаций для специальности 071201 "Библиотечно-информационная
деятельность" / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; [редкол.: О. В.
Жуликова (отв. ред.) и др.]. - Тамбов : Изд-во ТГУ. - Вып. 2 :
Специальные дисциплины. - 2010. - 396 с. (Раздел <Менеджер информационных
ресурсов. СД.Ф.04 Экономика библиотечно-информационной деятельности>)
Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации
(для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления
подготовки 071900) / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб.
гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е.Б. Артемьева, Н.С. Мурашова. - Новосибирск, 2011.
- 172 с.
Инновационно-методическая
работа библиотеки
[Электронный ресурс] : учеб. комплекс для системы повышения квалификации. -
Тамбов : [б. и.], 2010. - Загл. с этикетки диска. - Б. ц.
Клюев, Владимир Константинович. Ресурсное обеспечение библиотек на
основе государственного и муниципального заказа : научно-методическое пособие /
В. К. Клюев, О. Ф. Бойкова. - Москва : Литера, 2010. - 89 с. : ил, формы; 20. -
(Современная библиотека ; вып. 61).
Колесникова М.Н. Управленческая деятельность в библиотеке: рабочая программа
и учебно-методические материалы по курсу функциональной специализации / М. Н.
Колесникова // Современное библиотечно-информационное образование : учеб.
тетради. - СПб., 2010. - Вып. 10. -
С. 174-198
Матвеева, Ирина Юрьевна. Библиотечная инноватика : учеб.
пособие: [для 1-го курса по направлению 071200 "Библиотечно-информ.
ресурсы"] / И. Ю. Матвеева. - Челябинск : ЧГАКИ, 2010. - 127 с.
Менеджмент библиотеки: как планировать и вести
переговоры с партнерами / Гос. публич. науч.-техн. б-ка России ; [авт.-сост. Е.
М. Ястребова]. - Москва : ГПНТБ, 2009. - 151 с.
Меньщикова, Светлана Павловна. Современные критерии и показатели
оценки качества библиотечной деятельности : [практ. пособие] / С. П.
Меньщикова. - Москва : Информ. центр сотрудничества "Литера", 2009. -
112 с.;
Редькина, Н. С. ИТ-стратегия библиотеки : науч.
пособие / Н. С. Редькина. - М. : "Литера", 2012. - 240 с.
Редькина, Наталья Степановна. Стратегическое
развитие информационных технологий в библиотеке [Текст] / Н. С. Редькина ; Гос.
публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; науч. ред. Б. С.
Елепов. - Новосибирск, 2012. - 224 с.
Ринчинова, Юлия
Сергеевна. Стратегическое
управление библиотекой : программа и метод. рекомендации для 5 курса заоч. отд.
по направлению подготовки 071900.62 "Библиотечно-информац.
деятельность". Профиль "Универсальный" / Ю. С. Ринчинова ;
Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств, Ин-т информ. технологий, экономики и
упр., каф. библ.-информ. ресурсов. - Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2012. - 16 с.
Романов, Петр Сергеевич. Экономика и управление
библиотечно-информационной деятельностью за рубежом / П. С. Романов; под общ.
ред. Позднякова В.Г. ; Рос. акад. с.-х., Центр. науч. с.-х. б-ка. - М. : ЦНСХБ
Россельхозакадемии, 2010. - 357 с.
Современные тенденции в библиотечном менеджменте
[Электронный ресурс] : учеб. комплекс для системы повышения квалификации. -
Тамбов : [б. и.], 2010. - Загл. с этикетки диска.
Суслова, Ираида
Марковна. Информационно-библиотечный
менеджмент: психологические аспекты : учебное пособие / И. М. Суслова. -
Санкт-Петербург : Профессия, 2012. - 237 с.
Таращенко, А. А. Инноватика для практиков :
(методическое пособие) / А. А. Таращенко ; Томская обл. универсальная науч.
б-ка им. А. С. Пушкина. - Томск : Ветер, 2012. - 89 с.
Матвеева, Ирина Юрьевна. Инновационный менеджмент: от
идеи до реализации : научно-практическое пособие / И. Ю. Матвеева. - Москва :
Литера, 2011. - 149 с. - (Современная библиотека ; вып. 84).
Стрелкова-Зыль, Ирина
Борисовна. Кадровые
ресурсы библиотек: теория и практика управления развитием : научно-практическое
пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. - Москва : Литера, 2011. - 236 с. -
(Современная библиотека).
Чудинова, Вера Петровна. Измерение ценности и критерии
эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт : научно-практическое
пособие / В. П. Чудинова. - Москва : Литера, 2011. - 256 с. - (Современная
библиотека).
Булычева, А. А. Проектная деятельность библиотек
Мордовии [Электронный ресурс] :
программа курса и метод. рекомендации: учеб. изд. / А. А. Булычева. - Саранск :
[б. и.], 2012. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.
Нормирование труда в библиотеке : методические
рекомендации / Рос. гос. б-ка ; [сост.: Г. А. Новикова и др.]. - Москва :
Пашков дом, 2013. - 74, [1] с. - (Библиотека библиотекаря)
Литература 2014 г.
Экономика, менеджмент, маркетинг
библиотечно-информационной деятельности
Лекция 1. Инновационные
технологии в библиотечной деятельности.
Лекция 2. Социальные
технологии в библиотеках.
Лекция 3. Технологии
современного менеджмента.
Лекция 5. Стратегическое
проектирование как форма управления
библиотекой.
Лекция 6. Маркетинговое
основание библиотечной деятельности.
© 1998-2015 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
|