Программные области
С. Содействие экологически безопасному удалению и обработке отходов
Основа для деятельности
21.27. Некоторое количество отходов остается даже в случае,
когда их образование сведено к минимуму. Все удаляемые отходы даже после
их обработки оказывают некоторое остаточное воздействие на окружающую
среду. В связи с этим существуют возможности для улучшения практики обработки
и удаления отходов, например, путем недопущения сброса осадка сточных
вод в море. В развивающихся странах эта проблема носит более серьезный
характер: той или иной обработке подвергается менее 10 процентов городских
отходов, и лишь незначительная часть операций по обработке более или менее
отвечает приемлемому стандарту качества. Вопросу обработки и удаления
фекалий следует уделять приоритетное внимание с учетом опасности, которую
они могут представлять для здоровья человека.
Цели
21.28. Цель в этой области заключается в обеспечении обработки
и удаления все более значительной доли образующихся отходов на безопасной
основе.
21.29. Правительствам в соответствии с их возможностями
и имеющимися у них ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных
Наций и другими соответствующими организациями, при необходимости, следует:
a) к 2000 году разработать критерии качества
в отношении обработки и удаления отходов, определить цели и установить
нормы, основанные на характере и аккумулирующей способности окружающей
среды, в которую поступают такие отходы;
b) к 2000 году создать потенциал, достаточный для
осуществления мониторинга воздействия, оказываемого связанным с отходами
загрязнением, и проведения регулярного контроля, включая, при необходимости,
эпидемиологический контроль;
c) обеспечить, чтобы в промышленно развитых странах
к 1995 году и в развивающихся странах к 2005 году по крайней мере 50
процентов всех сточных и канализационных вод и твердых отходов подвергалось
обработке или удалялось в соответствии с национальными или международными
руководящими принципами в отношении качества окружающей среды и здоровья
человека;
d) к 2025 году удалять все сточные и канализационные
воды и твердые отходы в соответствии с национальными или международными
руководящими принципами в отношении качества окружающей среды.
Деятельность
а) Вопросы управления
21.30. Правительствам, учреждениям и неправительственным
организациям вместе с предприятиями и в сотрудничестве с соответствующими
организациями системы Организации Объединенных Наций следует начать осуществлять
программы с целью совершенствования методов борьбы со связанным с отходами
загрязнением. Эти программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых
или планируемых мероприятиях и должны быть направлены на:
a) создание и укрепление национального потенциала
для обработки и безопасного удаления отходов;
b) пересмотр и реформу национальной политики в
области обработки и удаления отходов в целях обеспечения контроля за
связанным с отходами загрязнением;
c) поощрение стран к поиску таких методов удаления
отходов на их суверенной территории и в как можно большей близости к
источнику их образования, которые совместимы с принципами экологически
безопасного и эффективного удаления отходов. В ряде стран производится
трансграничная перевозка отходов с целью обеспечения их экологически
безопасного и эффективного удаления. Такая перевозка осуществляется
при соблюдении соответствующих конвенций, в том числе конвенций, которые
охватывают области, не находящиеся под национальной юрисдикцией;
d) разработку планов в области обработки и удаления
фекалий, уделяя при этом должное внимание разработке и применению соответствующих
технологий и выделению ресурсов для их осуществления.
b) Данные и информация
21.31. Двумя важнейшими элементами, имеющими чрезвычайно
большое значение для борьбы со связанным с отходами загрязнением, являются
установление стандартов и мониторинг. Ниже приводятся конкретные мероприятия,
которые могли бы быть осуществлены в этом направлении такими международными
органами, как Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам
(Хабитат), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде
и Всемирная организация здравоохранения:
a) сбор и анализ научных данных о воздействии
связанного с отходами загрязнения на окружающую среду с целью выработки
и распространения рекомендуемых научных критериев и руководящих принципов
экологически безопасного удаления твердых отходов;
b) рекомендация в отношении установления национальных
и, в соответствующих случаях, местных норм качества окружающей среды,
основанных на научных критериях и руководящих принципах;
c) включение в программы технического сотрудничества
и соглашения положений об оборудовании для проведения мониторинга и
необходимой для его использования подготовке кадров;
d) создание информационного координационного центра,
располагающего на региональном, национальном и местном уровнях обширными
сетями по сбору и распространению информации по всем аспектам обработки
и удаления отходов, включая их безопасное удаление.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
21.32. Государствам на основе двустороннего и многостороннего
сотрудничества, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и
других соответствующих международных организаций, при необходимости, следует:
a) определить, разработать и согласовать методологии
и принципы безопасного с точки зрения окружающей среды и здоровья человека
удаления отходов;
b) изучать происходящие изменения и следить за
ними, а также распространять информацию об эффективности методов и подходов
к безопасному удалению отходов, а также о способах обеспечения их применения
в странах.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
21.33. Программы по безопасному удалению отходов имеют значение
как для развитых, так и для развивающихся стран. В развитых странах основная
задача состоит в усовершенствовании установок в целях удовлетворения более
высоких критериев качества окружающей среды, в то время как в развивающихся
странах главная цель — это осуществление значительных капиталовложений
в строительство новых очистных сооружений.
21.34. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программной области в развивающихся странах составит около 15 млрд.
долл. США, включая примерно 3,4 млрд. долл. США, предоставляемых международным
сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит
лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе
любое предоставление средств на коммерческих условиях, будут зависеть,
помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении
которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
21.35. Выработка научных принципов и проведение исследований
по различным аспектам борьбы со связанным с отходами загрязнением имеет
чрезвычайно большое значение для достижения целей этой программы. Правительствам,
муниципалитетам и местным органам управления в сотрудничестве с международным
сообществом следует:
a) подготовить руководящие принципы и технические
доклады по таким вопросам, как увязка планирования землепользования в
населенных пунктах с удалением отходов, критерии и стандарты качества
окружающей среды, возможные варианты обработки и безопасного удаления
отходов, обработка промышленных отходов и операция по захоронению отходов;
b) провести исследования по таким важным вопросам,
как дешевые, не требующие сложного обслуживания системы очистки сточных
вод; возможные варианты безопасного удаления осадка сточных вод; обработка
промышленных отходов и ненаукоемкие экологически безопасные варианты
удаления отходов;
c) обеспечить в соответствии с условиями и положениями
главы 34
(Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание
потенциала) передачу технологии процессов обработки промышленных отходов
через двусторонние и многосторонние программы технического сотрудничества
и в сотрудничестве с деловыми и промышленными кругами, включая, при
необходимости, крупные и транснациональные корпорации;
d) уделять основное внимание модернизации, эксплуатации
и обслуживанию существующих сооружений и оказывать техническую помощь
в деле совершенствования практики и методов обслуживания с последующим
проектированием и строительством сооружений по обработке отходов;
e) разработать программы, обеспечивающие максимальное
разделение источников, а также безопасное удаление опасных компонентов
городских твердых отходов;
f) обеспечить осуществление капиталовложений и
создание объектов по сбору отходов с одновременным предоставлением услуг
в области водоснабжения и аналогичными параллельными капиталовложениями
и созданием объектов по обработке отходов.
с) Развитие людских ресурсов
21.36. Для совершенствования нынешней практики обработки
и удаления отходов, с тем чтобы она включала механизмы, обеспечивающие
безопасные сбор и удаление отходов, необходимо принять меры с целью организации
подготовки кадров. Правительствам в сотрудничестве с международными организациями
следует осуществить следующие общие мероприятия:
a) организовать в централизованном порядке и
без отрыва от производства подготовку по вопросам борьбы с загрязнением,
а также в области технологий обработки и удаления отходов и эксплуатации
и обслуживания инфраструктуры удаления отходов. Следует создать программы
по обмену специалистами между странами;
b) организовать необходимую подготовку по вопросам
мониторинга воздействия, оказываемого связанным с отходами загрязнением,
и обеспечения борьбы с ним.
d) Создание потенциала
21.37. Проведение административных реформ и создание потенциала
чрезвычайно необходимы, для того чтобы страны могли проводить количественную
оценку воздействия, связанного с отходами загрязнения, и принимать меры
по борьбе с ним. Мероприятия для достижения этой цели должны включать:
a) создание и укрепление независимых органов
по контролю за состоянием окружающей среды на национальном и местном уровнях.
Международным организациям и донорам следует оказывать помощь, необходимую
для повышения квалификации соответствующих специалистов, и предоставлять
оборудование;
b) предоставление учреждениям по борьбе с загрязнением
необходимых юридических полномочий и финансовых ресурсов для эффективного
осуществления ими своих функций.
|