ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК

Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития

Глава 21

Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод


Программные области

В. Максимизация экологически безопасного повторного использования и рециркуляции отходов

Основа для деятельности

21.16. Истощение возможностей традиционных мест удаления отходов, ужесточение мер экологического контроля, регулирующих удаление отходов, а также увеличение объема более стойких отходов обусловили быстрый рост расходов на операции по удалению отходов. К концу этого десятилетия расходы на эти цели могут возрасти в два или три раза. Некоторые применяемые в настоящее время методы удаления отходов представляют собой угрозу для окружающей среды. По мере изменений в экономике операций по удалению отходов рециркуляция отходов и рекуперация ресурсов приобретают все большее значение с точки зрения экономической эффективности. В рамках будущих программ по обработке и удалению отходов следует максимально использовать такие методы контроля над отходами, которые основаны на эффективном использовании ресурсов. Такие мероприятия должны осуществляться одновременно с программами общественного просвещения. При разработке программ рециркуляции важно выявить рынки для продукции, произведенной из утилизированных материалов.

Цели

21.17. Цели в этой области заключаются в следующем:

    a) обеспечивать укрепление и расширение национальных систем утилизации и вторичной переработки отходов;

    b) разработать в рамках системы Организации Объединенных Наций типовую внутреннюю программу утилизации и вторичной переработки всех видов отходов, в том числе бумаги;

    c) обеспечить подготовку информации, разработку методов и соответствующих директивных документов для оказания содействия в целях создания и внедрения систем утилизации и вторичной переработки отходов.

21.18. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, при необходимости, следует:

    a) содействовать созданию к 2000 году достаточного финансового и технологического потенциала на региональном, национальном и местном уровнях для осуществления политики и мероприятий в области утилизации и повторного использования отходов;

    b) к 2000 году во всех промышленно развитых странах и к 2010 году во всех развивающихся странах ввести национальные программы, содержащие, по мере возможности, показатели по эффективной утилизации и повторному использованию отходов.

Деятельность

а) Вопросы управления

21.19. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям, включая потребительские, женские и молодежные организации, в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций следует начать осуществление программ с целью расширения и повышения эффективности повторного использования и рециркуляции отходов. Эти программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и должны быть направлены на:

    a) создание и укрепление национального потенциала с целью утилизации и повторного использования постоянно возрастающего объема отходов;

    b) пересмотр и реформу национальной политики в области отходов с целью создания стимулов для утилизации и повторного использования отходов;

    c) разработку и осуществление национальных планов в области обработки и удаления отходов, которые бы основывались на концепции утилизации и повторного использования отходов и обеспечивали ее применение на практике;

    d) изменение существующих норм или требований к поставляемой продукции с целью избежания дискриминации в отношении продуктов рециркуляции с учетом экономии энергоресурсов и сырьевых материалов;

    e) разработку программ общественного просвещения и информирования в интересах пропаганды использования продуктов рециркуляции.

b) Данные и информация

21.20. Для выявления перспективных социально приемлемых и экономически эффективных форм рециркуляции отходов, отвечающих условиям каждой страны, необходимы информация и исследования. Например, национальные правительства и местные органы власти в сотрудничестве с учреждениями системы Организации Объединенных Наций и другими международными организациями могут осуществить следующие мероприятия в этом направлении:

    a) провести обширный обзор различных вариантов и методов повторного использования и рециркуляции всех видов городских твердых отходов. Политика в области утилизации и повторного использования должна стать неотъемлемым компонентом национальных и муниципальных программ в области обработки и удаления отходов;

    b) провести оценку масштабов и практики операций по утилизации и повторному использованию отходов, осуществляемых в настоящее время, и определить пути расширения и обеспечения этих операций;

    c) расширить финансирование научно-исследовательских экспериментальных программ с целью проверки различных вариантов утилизации и повторного использования, включая использование небольших районных комплексов по рециркуляции, производство компоста, орошение очищенными сточными водами и получение энергии из отходов;

    d) разработать руководящие принципы и наилучшие практические методы утилизации и повторного использования отходов;

    e) активизировать усилия в области сбора, анализа и распространения среди основных целевых групп соответствующей информации по связанным с отходами вопросам. Для осуществления новаторских научно-исследовательских проектов по методам рециркуляции могли бы быть выделены специальные субсидии, которые бы предоставлялись на конкурентной основе;

    f) выявить потенциальные рынки для продуктов рециркуляции.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

21.21. Государствам на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других соответствующих международных организаций, при необходимости, следует:

    a) проводить периодический обзор вопросов, связанных с масштабами утилизации и повторного использования отходов странами;

    b) проводить анализ эффективности методов и подходов к утилизации и повторному использованию отходов и изучать способы расширения их применения в странах;

    c) пересматривать и обновлять международные руководящие принципы в области безопасного повторного использования отходов;

    d) разработать соответствующие программы, направленные на содействие предприятиям по утилизации и повторному использованию отходов в небольших общинах в развивающихся странах.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

21.22. Секретариат Конференции подсчитал, что, если выделять на осуществление программ в области безопасной утилизации отходов сумму, равную 1 проценту расходов муниципальных органов в связи с удалением отходов, это позволит получить ресурсы в объеме 8 млрд. долл. США. По оценкам секретариата, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области в развивающихся странах составит около 850 млн. долл. США, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, предлагаемых международными учреждениями и утверждаемых их руководящими органами.

b) Научно-технические средства

21.23. Расширению рециркуляции и повторного использования отходов могла бы способствовать передача технологии следующими способами:

    a) включением вопросов передачи технологий рециркуляции, в частности оборудования для повторного использования пластмасс, резины и бумаги, в двусторонние и многосторонние программы технического сотрудничества и оказания помощи;

    b) совершенствованием и улучшением существующих технологий, особенно технологий, разработанных на местах, и содействием их передаче в рамках осуществляемых региональных и межрегиональных программ технической помощи;

    c) содействием передаче технологии повторного использования и рециркуляции отходов.

21.24. Существуют различные способы стимулирования утилизации и повторного использования отходов. Страны могли бы рассмотреть следующие варианты действий с целью стимулирования промышленности, учреждений, коммерческих организаций и отдельных лиц к рециркуляции отходов, а не их удалению:

    a) поощрять местные и муниципальные органы управления, рециркулирующие максимальную часть образующихся отходов;

    b) оказывать техническую помощь в деле осуществления неофициальных операций по утилизации и повторному использованию отходов;

    c) применять экономические и нормативные средства, включая налоговые льготы для обеспечения соблюдения принципа, который состоит в том, что расходы по удалению отходов несут источники их образования;

    d) создать правовые и экономические условия, способствующие осуществлению капиталовложений в деятельность по утилизации и повторному использованию отходов;

    e) внедрить специальные механизмы, например системы внесения/возмещения залоговой стоимости, в качестве стимулов, обеспечивающих утилизацию и повторное использование;

    f) содействовать организации отдельного сбора рециркулируемых бытовых отходов;

    g) создать стимулы, способствующие расширению торговли технологически рециркулируемыми отходами;

    h) поощрять там, где это практически осуществимо, использование пригодных для рециркуляции материалов, в частности для изготовления упаковки;

    i) поощрять развитие рынков рециркулированных товаров путем создания соответствующих программ.

с) Развитие людских ресурсов

21.25. Для переориентации нынешней практики обработки и удаления отходов, с тем чтобы она включала операции по повторному использованию и рециркуляции отходов, потребуется подготовка кадров. Правительствам в сотрудничестве с международными и региональными организациями системы Организации Объединенных Наций следует осуществить следующие общие мероприятия:

    a) включить подготовку по вопросам утилизации и повторного использования отходов в программы подготовки без отрыва от производства, которая должна стать неотъемлемым компонентом программ технического сотрудничества в области управления городским хозяйством и развития инфраструктуры;

    b) расширить программы подготовки по вопросам водоснабжения и санитарии, с тем чтобы они включали вопросы, связанные с методами утилизации и повторного использования отходов и политикой в этой области;

    c) включить вопросы, касающиеся преимуществ утилизации и повторного использования отходов, а также обязанностей граждан в этой области, в школьные учебные программы и соответствующие общеобразовательные курсы;

    d) в сотрудничестве с местными и муниципальными органами управления поощрять создание программ для неправительственных организаций, общинных, женских, молодежных организаций и групп по интересам в целях обеспечения поддержки населением деятельности в области утилизации и повторного использования отходов путем проведения целенаправленных кампаний на уровне общин.

d) Создание потенциала

21.26. В рамках деятельности по созданию потенциала для обеспечения расширения утилизации и повторного использования отходов основное внимание следует уделять следующим вопросам:

    a) обеспечению осуществления национальной политики и созданию механизмов, стимулирующих обработку и удаление отходов;

    b) оказанию помощи местным и муниципальным органам управления в деле обеспечения поддержки населением деятельности по утилизации и повторному использованию отходов путем привлечения неофициального сектора к операциям по утилизации и повторному использованию отходов и разработки планов в области обработки и удаления отходов, учитывающих методы рекуперации ресурсов.

 


Повестка дня на XXI век
Йоханнесбургский саммит 2002 года
Главная страница ООН