Программные области
В. Максимизация экологически безопасного повторного использования и
рециркуляции отходов
Основа для деятельности
21.16. Истощение возможностей традиционных мест удаления
отходов, ужесточение мер экологического контроля, регулирующих удаление
отходов, а также увеличение объема более стойких отходов обусловили быстрый
рост расходов на операции по удалению отходов. К концу этого десятилетия
расходы на эти цели могут возрасти в два или три раза. Некоторые применяемые
в настоящее время методы удаления отходов представляют собой угрозу для
окружающей среды. По мере изменений в экономике операций по удалению отходов
рециркуляция отходов и рекуперация ресурсов приобретают все большее значение
с точки зрения экономической эффективности. В рамках будущих программ
по обработке и удалению отходов следует максимально использовать такие
методы контроля над отходами, которые основаны на эффективном использовании
ресурсов. Такие мероприятия должны осуществляться одновременно с программами
общественного просвещения. При разработке программ рециркуляции важно
выявить рынки для продукции, произведенной из утилизированных материалов.
Цели
21.17. Цели в этой области заключаются в следующем:
a) обеспечивать укрепление и расширение национальных
систем утилизации и вторичной переработки отходов;
b) разработать в рамках системы Организации Объединенных
Наций типовую внутреннюю программу утилизации и вторичной переработки
всех видов отходов, в том числе бумаги;
c) обеспечить подготовку информации, разработку
методов и соответствующих директивных документов для оказания содействия
в целях создания и внедрения систем утилизации и вторичной переработки
отходов.
21.18. Правительствам в соответствии с их возможностями
и имеющимися у них ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных
Наций и другими соответствующими организациями, при необходимости, следует:
a) содействовать созданию к 2000 году достаточного
финансового и технологического потенциала на региональном, национальном
и местном уровнях для осуществления политики и мероприятий в области утилизации
и повторного использования отходов;
b) к 2000 году во всех промышленно развитых странах
и к 2010 году во всех развивающихся странах ввести национальные программы,
содержащие, по мере возможности, показатели по эффективной утилизации
и повторному использованию отходов.
Деятельность
а) Вопросы управления
21.19. Правительствам, учреждениям и неправительственным
организациям, включая потребительские, женские и молодежные организации,
в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации
Объединенных Наций следует начать осуществление программ с целью расширения
и повышения эффективности повторного использования и рециркуляции отходов.
Эти программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых или
планируемых мероприятиях и должны быть направлены на:
a) создание и укрепление национального потенциала
с целью утилизации и повторного использования постоянно возрастающего
объема отходов;
b) пересмотр и реформу национальной политики в
области отходов с целью создания стимулов для утилизации и повторного
использования отходов;
c) разработку и осуществление национальных планов
в области обработки и удаления отходов, которые бы основывались на концепции
утилизации и повторного использования отходов и обеспечивали ее применение
на практике;
d) изменение существующих норм или требований к
поставляемой продукции с целью избежания дискриминации в отношении продуктов
рециркуляции с учетом экономии энергоресурсов и сырьевых материалов;
e) разработку программ общественного просвещения
и информирования в интересах пропаганды использования продуктов рециркуляции.
b) Данные и информация
21.20. Для выявления перспективных социально приемлемых
и экономически эффективных форм рециркуляции отходов, отвечающих условиям
каждой страны, необходимы информация и исследования. Например, национальные
правительства и местные органы власти в сотрудничестве с учреждениями
системы Организации Объединенных Наций и другими международными организациями
могут осуществить следующие мероприятия в этом направлении:
a) провести обширный обзор различных вариантов
и методов повторного использования и рециркуляции всех видов городских
твердых отходов. Политика в области утилизации и повторного использования
должна стать неотъемлемым компонентом национальных и муниципальных программ
в области обработки и удаления отходов;
b) провести оценку масштабов и практики операций
по утилизации и повторному использованию отходов, осуществляемых в настоящее
время, и определить пути расширения и обеспечения этих операций;
c) расширить финансирование научно-исследовательских
экспериментальных программ с целью проверки различных вариантов утилизации
и повторного использования, включая использование небольших районных
комплексов по рециркуляции, производство компоста, орошение очищенными
сточными водами и получение энергии из отходов;
d) разработать руководящие принципы и наилучшие
практические методы утилизации и повторного использования отходов;
e) активизировать усилия в области сбора, анализа
и распространения среди основных целевых групп соответствующей информации
по связанным с отходами вопросам. Для осуществления новаторских научно-исследовательских
проектов по методам рециркуляции могли бы быть выделены специальные
субсидии, которые бы предоставлялись на конкурентной основе;
f) выявить потенциальные рынки для продуктов
рециркуляции.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
21.21. Государствам на основе двустороннего и многостороннего
сотрудничества, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и
других соответствующих международных организаций, при необходимости, следует:
a) проводить периодический обзор вопросов, связанных
с масштабами утилизации и повторного использования отходов странами;
b) проводить анализ эффективности методов и подходов
к утилизации и повторному использованию отходов и изучать способы расширения
их применения в странах;
c) пересматривать и обновлять международные руководящие
принципы в области безопасного повторного использования отходов;
d) разработать соответствующие программы, направленные
на содействие предприятиям по утилизации и повторному использованию
отходов в небольших общинах в развивающихся странах.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
21.22. Секретариат Конференции подсчитал, что, если выделять
на осуществление программ в области безопасной утилизации отходов сумму,
равную 1 проценту расходов муниципальных органов в связи с удалением отходов,
это позволит получить ресурсы в объеме 8 млрд. долл. США. По оценкам секретариата,
среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий
в рамках этой программной области в развивающихся странах составит около
850 млн. долл. США, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе.
Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих
условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,
предлагаемых международными учреждениями и утверждаемых их руководящими
органами.
b) Научно-технические средства
21.23. Расширению рециркуляции и повторного использования
отходов могла бы способствовать передача технологии следующими способами:
a) включением вопросов передачи технологий рециркуляции,
в частности оборудования для повторного использования пластмасс, резины
и бумаги, в двусторонние и многосторонние программы технического сотрудничества
и оказания помощи;
b) совершенствованием и улучшением существующих
технологий, особенно технологий, разработанных на местах, и содействием
их передаче в рамках осуществляемых региональных и межрегиональных программ
технической помощи;
c) содействием передаче технологии повторного использования
и рециркуляции отходов.
21.24. Существуют различные способы стимулирования утилизации
и повторного использования отходов. Страны могли бы рассмотреть следующие
варианты действий с целью стимулирования промышленности, учреждений, коммерческих
организаций и отдельных лиц к рециркуляции отходов, а не их удалению:
a) поощрять местные и муниципальные органы управления,
рециркулирующие максимальную часть образующихся отходов;
b) оказывать техническую помощь в деле осуществления
неофициальных операций по утилизации и повторному использованию отходов;
c) применять экономические и нормативные средства,
включая налоговые льготы для обеспечения соблюдения принципа, который
состоит в том, что расходы по удалению отходов несут источники их образования;
d) создать правовые и экономические условия, способствующие
осуществлению капиталовложений в деятельность по утилизации и повторному
использованию отходов;
e) внедрить специальные механизмы, например системы
внесения/возмещения залоговой стоимости, в качестве стимулов, обеспечивающих
утилизацию и повторное использование;
f) содействовать организации отдельного сбора рециркулируемых
бытовых отходов;
g) создать стимулы, способствующие расширению торговли
технологически рециркулируемыми отходами;
h) поощрять там, где это практически осуществимо,
использование пригодных для рециркуляции материалов, в частности для
изготовления упаковки;
i) поощрять развитие рынков рециркулированных товаров
путем создания соответствующих программ.
с) Развитие людских ресурсов
21.25. Для переориентации нынешней практики обработки и
удаления отходов, с тем чтобы она включала операции по повторному использованию
и рециркуляции отходов, потребуется подготовка кадров. Правительствам
в сотрудничестве с международными и региональными организациями системы
Организации Объединенных Наций следует осуществить следующие общие мероприятия:
a) включить подготовку по вопросам утилизации
и повторного использования отходов в программы подготовки без отрыва от
производства, которая должна стать неотъемлемым компонентом программ технического
сотрудничества в области управления городским хозяйством и развития инфраструктуры;
b) расширить программы подготовки по вопросам водоснабжения
и санитарии, с тем чтобы они включали вопросы, связанные с методами
утилизации и повторного использования отходов и политикой в этой области;
c) включить вопросы, касающиеся преимуществ утилизации
и повторного использования отходов, а также обязанностей граждан в этой
области, в школьные учебные программы и соответствующие общеобразовательные
курсы;
d) в сотрудничестве с местными и муниципальными
органами управления поощрять создание программ для неправительственных
организаций, общинных, женских, молодежных организаций и групп по интересам
в целях обеспечения поддержки населением деятельности в области утилизации
и повторного использования отходов путем проведения целенаправленных
кампаний на уровне общин.
d) Создание потенциала
21.26. В рамках деятельности по созданию потенциала для
обеспечения расширения утилизации и повторного использования отходов основное
внимание следует уделять следующим вопросам:
a) обеспечению осуществления национальной политики
и созданию механизмов, стимулирующих обработку и удаление отходов;
b) оказанию помощи местным и муниципальным органам
управления в деле обеспечения поддержки населением деятельности по утилизации
и повторному использованию отходов путем привлечения неофициального
сектора к операциям по утилизации и повторному использованию отходов
и разработки планов в области обработки и удаления отходов, учитывающих
методы рекуперации ресурсов.
|