Программные области
В. Наращивание и укрепление организационного потенциала в области
удаления опасных отходов
Основа для деятельности
20.20. Во многих странах отсутствует собственная база для
обработки опасных отходов и управления ими. Это объясняется в первую очередь
отсутствием надлежащей инфраструктуры, пробелами в нормативных положениях,
недостатками учебных и просветительных программ и отсутствием координации
между различными министерствами и ведомствами, занимающимися различными
аспектами управления отходами. Наряду с этим отсутствуют достаточные знания
о заражении и загрязнении окружающей среды, об угрозе вредного воздействия
на здоровье населения, особенно женщин и детей, а также на экосистемы
сброса опасных отходов, а также оценки рисков и свойствах отходов. Должны
быть незамедлительно приняты меры по выявлению «групп высокого риска»
и принятию, где это необходимо, мер по исправлению положения. Одна из
основных первоочередных задач в деле обеспечения экологически безопасного
управления опасными отходами состоит в организации учебно-просветительных
и профессиональных программ, рассчитанных на все слои общества. Кроме
того, требуется организовать программы научных исследований, с тем чтобы
понять природу опасных отходов, выявить их потенциальное воздействие на
окружающую среду и разработать технологии для безопасного обращения с
этими отходами. Наконец, необходимо укрепить потенциал учреждений, отвечающих
за управление опасными отходами.
Цели
20.21. Целями этой программной области являются:
a) принятие соответствующих координационных,
законодательных и нормативных мер на национальном уровне в поддержку экологически
безопасного управления опасными отходами, включая осуществление международных
и региональных конвенций;
b) информирование населения по проблемам, связанным
с опасными отходами, а также обеспечение разработки базовых учебных
и просветительных программ для работников промышленности и государственных
служащих во всех странах;
c) организация в странах всеобъемлющих научно-исследовательских
программ по опасным отходам;
d) укрепление предприятий, с тем чтобы они могли
осуществлять обработку опасных отходов, а также создание потенциала
международного сотрудничества;
e) создание во всех развивающихся странах местной
базы для профессиональной подготовки и просвещения сотрудников на всех
уровнях по вопросам обращения с опасными отходами, мониторинга и их
экологически безопасного удаления;
f) содействие проведению в местах захоронения опасных
отходов оценок их воздействия на людей и выявлению необходимых ответных
мер;
g) содействие оценке последствий и рисков опасных
отходов для здоровья людей и для окружающей среды путем разработки надлежащих
процедур, методологий, критериев и/или соответствующих принципов и норм;
h) расширение знаний о воздействии опасных отходов
на здоровье людей и окружающую среду;
i) предоставление правительствам и общественности
информации о воздействиях опасных отходов, включая инфицированные отходы,
на здоровье людей и окружающую среду.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
20.22. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) правительствам следует составить и применять
кадастры, в том числе компьютеризированные кадастры опасных отходов и
площадок для их обработки/ удаления, а также зараженных объектов, требующих
восстановления, и производить оценку их воздействия и риска для здоровья
людей и окружающей среды; им также следует определять меры, необходимые
для очистки площадок захоронения отходов. Промышленные круги должны предоставлять
необходимую информацию;
b) правительствам, промышленным кругам и международным
организациям следует сотрудничать в разработке легко внедряемых методов
и принципов определения характеристик и классификации опасных отходов;
c) правительствам следует проводить оценки воздействия
опасных отходов на здоровье людей, проживающих неподалеку от неконтролируемых
площадок захоронения опасных отходов, и содействовать принятию необходимых
мер в этой связи;
d) международным организациям следует разработать
с учетом необходимости охраны здоровья людей более совершенные критерии,
учитывающие особенности процессов принятия решений на национальном уровне,
а также оказать помощь в подготовке практических технических руководств
по предотвращению образования опасных отходов, их максимальному сокращению,
а также безопасному обращению с ними и их удалению;
e) правительствам развивающихся стран следует поощрять
в сотрудничестве с международными организациями и учреждениями междисциплинарные
и межотраслевые группы для подготовки кадров и проведения научных исследований
в области оценки, предотвращения и ограничения рисков для здоровья людей,
вызываемых опасными отходами. Такие группы должны служить моделью при
разработке аналогичных региональных программ;
f) правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций следует, насколько это возможно,
поощрять создание установок для комплексной обработки/удаления отходов
на мелких и средних предприятиях;
g) правительствам следует содействовать выявлению
и очистке площадок захоронения опасных отходов в сотрудничестве с промышленностью
и международными организациями. Им следует предоставлять с этой целью
технологии, специальные знания и финансовые средства, руководствуясь,
насколько это возможно и целесообразно, принципом «загрязнитель платит»;
h) правительствам следует удостовериться в том,
что их военные предприятия при обработке и удалении опасных отходов
действуют в соответствии с применяемыми в их странах национальными экологическими
нормами.
b) Данные и информация
20.23. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) правительствам, международным и региональным
организациям и промышленным кругам следует облегчать и расширять распространение
научно-технической информации, касающейся различных аспектов влияния опасных
отходов на здоровье людей, и способствовать ее практическому применению;
b) правительствам следует создать системы оповещения
и реестры подвергнувшихся воздействию людей и видов неблагоприятного
воздействия на здоровье, а также базы данных с информацией об оценке
степени риска опасных отходов;
c) правительствам следует стремиться собирать
информацию о предприятиях, которые производят или удаляют/рециркулируют
опасные отходы, и предоставлять такую информацию заинтересованным лицам
и организациям.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
20.24. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций следует:
a) поощрять и поддерживать интеграцию и деятельность,
по мере необходимости, на региональном и местном уровнях институциональных
и междисциплинарных групп, сотрудничающих в рамках своих возможностей
в проведении мероприятий, ориентированных на улучшение оценки риска, связанного
с опасными отходами, ликвидацию последствий и снижение этого риска;
b) поддерживать создание потенциала и технические
разработки и исследования в развивающихся странах в области развития
людских ресурсов при оказании особой поддержки укреплению существующих
сетей;
c) поощрять развитие собственных возможностей в
области удаления опасных отходов в стране происхождения, которые были
бы экологически безопасными и осуществимыми. Трансграничная передача
должна осуществляться с учетом экологических и экономических соображений
и на основе соглашений между всеми соответствующими государствами.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
20.25. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы составит около 18,5 млрд. долл. США, которые будут предоставлены
на международной основе и 3,5 млрд. долл. США из которых выделяются для
развивающихся стран, в том числе примерно 500 млн. долл. США, предоставляемых
международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта
смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще
не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования,
в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего,
от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет
принято правительствами.
b) Научно-технические средства
20.26. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) правительствам в рамках их возможностей и
имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций и промышленных кругов следует
расширить поддержку деятельности по управлению научными исследованиями
в области опасных отходов в развивающихся странах;
b) правительствам в сотрудничестве с международными
организациями следует провести исследования по вопросам воздействия
опасных отходов на здоровье людей в развивающихся странах, включая долгосрочные
последствия для здоровья детей и женщин;
c) правительствам следует провести исследования,
направленные на удовлетворение потребностей мелких и средних предприятий;
d) правительствам и международным организациям
в сотрудничестве с промышленными предприятиями следует расширить технологические
исследования по вопросам экологически безопасного обращения, хранения,
транспортировки, обработки и удаления опасных отходов, а также их оценки,
управления ими и ликвидации их последствий;
e) международным организациям следует определить
соответствующие и усовершенствованные технологии обращения, хранения,
обработки и удаления опасных отходов.
с) Развитие людских ресурсов
20.27. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций и промышленных кругов следует:
a) повысить уровень информированности населения
в вопросах, связанных с опасными отходами, и содействовать накоплению
и распространению информации по опасным отходам, которая была бы понятна
для населения;
b) расширить участие населения, в первую очередь
женщин, в программах по управлению опасными отходами, в том числе участие
на низовом уровне;
c) разработать для мужчин и женщин, занятых в промышленности
и в государственных органах, учебные и просветительные программы, ориентирующиеся
на конкретные проблемы реальной жизни, например: планирование и осуществление
программ по максимальному сокращению опасных отходов, проведение ревизий
опасных материалов и организация соответствующих нормативных программ;
d) содействовать подготовке рабочей силы, управленческих
кадров промышленности и служащих государственных контрольных органов
по вопросам технологий, направленных на максимальное сокращение объема
опасных отходов и их экологически безопасное удаление.
20.28. Следует осуществить также следующие мероприятия:
a) правительствам в рамках их возможностей и
имеющихся ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций, других
организаций и неправительственных организаций следует сотрудничать в разработке
и распространении учебных материалов, касающихся опасных отходов и их
воздействия на окружающую среду и здоровье людей, для применения в школах,
женскими группами и широкой общественностью;
b) правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций и других организаций
следует разработать или укрепить программы экологически безопасного
управления опасными отходами в соответствии с медицинскими и экологическими
нормами и расширить системы контроля, с тем чтобы выявить степень отрицательного
воздействия опасных отходов на население и окружающую среду;
c) международным организациям следует оказывать
государствам-членам помощь в оценке рисков воздействия опасных отходов
на здоровье людей и окружающую среду, а также в определении ими своих
первоочередных задач в области контроля за различными категориями или
классами отходов;
d) правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих
организаций следует содействовать созданию специальных учебных центров
для подготовки специалистов по управлению опасными отходами на базе
соответствующих национальных учреждений и путем поощрения международного
сотрудничества, в том числе путем установления организационных связей
между развитыми и развивающимися странами.
d) Создание потенциала
20.29. Транснациональные корпорации и другие крупные предприятия,
где бы они ни осуществляли свою деятельность, следует поощрять к принятию
на вооружение политики и обязательств по утверждению эквивалентных или
не менее строгих, чем в стране базирования, стандартов деятельности в
отношении образования опасных отходов и их удаления, а правительствам
предлагается предпринять усилия по установлению нормативных положений,
которые будут требовать экологически безопасного управления опасными отходами.
20.30. Международные организации должны оказывать помощь
государствам-членам в оценке опасности для здоровья и окружающей среды,
связанной с воздействием опасных отходов, и определении их приоритетов
в области контроля за различными категориями и видами отходов.
20.31. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих
организаций следует:
a) оказывать поддержку национальным учреждениям
в вопросах обращения с опасными отходами в том, что касается нормативного
мониторинга и применения принудительных мер, а также оказывать этим учреждениям
помощь в деле обеспечения возможностей соблюдения международных конвенций;
b) создать на базе промышленности учреждения, занимающиеся
вопросами обращения с опасными отходами, а также предприятия, обслуживающие
обработку опасных отходов;
c) принять технические руководящие принципы экологически
безопасного управления опасными отходами и способствовать осуществлению
региональных и международных конвенций;
d) развивать и расширять организованное международное
общение между специалистами, работающими в области опасных отходов,
и поддерживать обмен информацией между странами;
e) провести оценку практических возможностей создания
и обеспечения функционирования национальных, субрегиональных и региональных
центров по обработке опасных отходов. Такие центры могли бы использоваться
для обучения и профессиональной подготовки, а также для стимулирования
и поощрения передачи технологий в целях экологически безопасного управления
опасными отходами;
f) выявлять и укреплять соответствующие учебные/научные
учреждения или центры подготовки специалистов, с тем чтобы содействовать
проведению ими деятельности по просвещению и подготовке кадров в области
экологически безопасного управления опасными отходами;
g) разработать программу создания национального
потенциала и возможностей для обучения и подготовки специалистов по
вопросам удаления опасных отходов на различных уровнях;
h) проводить экологические проверки деятельности
существующих промышленных предприятий с целью усовершенствования применяемых
методов удаления опасных отходов.
|