Программные области
С. Поощрение и укрепление международного сотрудничества в области
управления трансграничными перевозками опасных отходов
Основа для деятельности
20.32. Для поощрения и укрепления международного сотрудничества
в области управления трансграничными перевозками опасных отходов, включая
контроль и мониторинг, необходимо применение осторожного подхода; также
требуется согласование процедур и критериев, используемых в различных
международных и нормативных документах. В этой связи требуется также разработка
или согласование существующих критериев для целей определения опасных
для окружающей среды отходов и создания потенциала мониторинга.
Цели
20.33. Целями в рамках этой программной области являются:
a) облегчать и укреплять международное сотрудничество
в области экологически безопасного управления опасными отходами, включая
контроль и мониторинг трансграничных перевозок опасных отходов, в том
числе отходов для рекуперации, путем принятия международных критериев
определения и классификации опасных отходов в интересах согласования соответствующих
международно-правовых документов;
b) установить запрет или, по мере необходимости,
не разрешать вывоз опасных отходов в страны, которые не обладают потенциалом
обработки и удаления этих отходов экологически безопасным путем или
которые запретили ввоз таких отходов;
c) содействовать разработке процедур контроля за
трансграничной перевозкой опасных отходов, предназначенных для операций
по рекуперации в соответствии с Базельской конвенцией, которые способствуют
выбору экологически безопасных и экономически целесообразных методов
рециркуляции.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
Укрепление и согласование критериев и норм
20.34. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций следует:
a) включить в национальное законодательство
процедуры уведомления, предусмотренные в Базельской конвенции, а также
в соответствующих региональных конвенциях и приложениях к ним;
b) разработать, когда это необходимо, региональные
соглашения, регулирующие трансграничную перевозку опасных отходов, подобные
Бамакской конвенции;
c) оказывать помощь в обеспечении того, чтобы такие
региональные соглашения были сопоставимы и дополняли международные конвенции
и протоколы;
d) укреплять национальные и региональные возможности
и потенциал в деле мониторинга трансграничных перевозок опасных отходов
и контроля за ними;
e) содействовать разработке четких критериев и
руководящих принципов в контексте Базельской конвенции и региональных
конвенций соответственно в отношении экологически безопасной и экономически
целесообразной деятельности по восстановлению ресурсов, в отношении
рециркуляции, рекуперации, прямого использования или альтернативных
видов использования и в отношении определения приемлемой практики восстановления,
включая, где это возможно и целесообразно, рекуперацию, в целях недопущения
злоупотреблений в рамках вышеуказанной деятельности и представления
искаженной информации о ней;
f) рассмотреть вопрос о создании, по мере необходимости,
на национальном и региональном уровнях системы мониторинга и наблюдения
за трансграничными перевозками опасных отходов;
g) разработать руководящие принципы оценки экологически
безопасного удаления опасных отходов;
h) разработать руководящие принципы определения
опасных отходов на национальном уровне с учетом существующих критериев,
согласованных на международной и, по мере необходимости, региональной
основе, а также подготовить перечень с описанием вредных характеристик
опасных отходов, которые перечислены в национальном законодательстве;
i) разработать и использовать соответствующие методы
проверки, определения свойств и классификации опасных отходов и принять
или адаптировать нормы и принципы безопасности, обязательные для соблюдения
при экологически безопасном управлении отходами.
Осуществление существующих соглашений
20.35. Правительствам настоятельно рекомендуется ратифицировать,
если они еще не сделали этого, Базельскую и Бамакскую конвенции и приступить
к срочной разработке соответствующих протоколов, таких, как протоколы
об ответственности и компенсации, а также механизмов и руководящих принципов,
которые облегчили бы осуществление этих конвенций.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
20.36. Поскольку настоящая программная область охватывает
сравнительно новое поле деятельности и из-за отсутствия до настоящего
времени надлежащих исследований по вопросу о возможных расходах на деятельность
по данной программе, в настоящее время какая-либо смета расходов не может
быть представлена. Однако можно считать, что расходы на проведение некоторых
мероприятий, предусматриваемых по данной программе и связанных с созданием
потенциала, уже заложены в смету расходов по программной области В выше.
20.37. Временному секретариату Базельской конвенции
следует провести исследования в целях подготовки разумной сметы расходов
на деятельность, которая должна быть осуществлена на первоначальном этапе
до 2000 года.
b) Создание потенциала
20.38. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций следует:
a) разработать или принять меры политики в области
экологически безопасного удаления опасных отходов с учетом действующих
международных документов;
b) представлять рекомендации для соответствующих
форумов или в целях установления или принятия норм, включая справедливое
осуществление принципа «загрязнитель платит», и регламентирующих положений,
обеспечивающих соблюдение обязательств и принципов Базельской конвенции,
Бамакской конвенции и других соответствующих имеющихся или будущих соглашений,
включая, когда это необходимо, протоколы для введения соответствующих
норм и процедур в области ответственности и компенсации за ущерб, причиненный
в результате трансграничных перевозок и удаления опасных отходов;
c) применять меры по осуществлению запрета на вывоз
опасных отходов в страны, которые не располагают возможностями для экологически
безопасного обращения с этими отходами или запретили ввоз таких отходов;
d) изучать в контексте Базельской конвенции и соответствующих
региональных конвенций возможности предоставления временной финансовой
помощи в случае чрезвычайной ситуации в целях сведения к минимуму ущерба
в результате аварий, возникающих в результате трансграничной перевозки
опасных отходов или их удаления.
|