Программные области
А. Содействие предотвращению образования опасных отходов и сведению их к
минимуму
Основа для деятельности
20.9. Рост объема производимых опасных отходов приводит
к тому, что здоровье людей и качество окружающей среды постоянно ухудшаются.
Общество и граждане несут все более крупные прямые и косвенные издержки
в связи с образованием, обработкой и удалением таких отходов. Поэтому
крайне важное значение имеют углубление знаний и распространение информации
об экономических принципах предотвращения образования опасных отходов
и их удаления, включая воздействие на занятость и окружающую среду, с
тем чтобы обеспечить выделение необходимых капиталовложений для программ
развития путем создания экономических стимулов. В связи с этим одна из
наиболее приоритетных задач в области управления опасными отходами заключается
в сведении к минимуму образования отходов в рамках более широкого подхода
к изменению промышленных процессов и структур потребления на основе предотвращения
загрязнения и стратегий более чистого производства.
20.10. В число важнейших факторов этих стратегий входят
рекуперация опасных отходов и их переработка в полезную продукцию. Центральное
место в деятельности по минимизации опасных отходов занимают применение,
модификация и разработка новых малоотходных технологий.
Цели
20.11. Целями в рамках этой программной области являются:
a) сокращение, насколько это возможно, образования
опасных отходов в рамках комплексной стратегии более чистого производства;
b) оптимальное использование сырьевых материалов
путем утилизации, где это практически возможно и оправдано с экологической
точки зрения, отходов производственных процессов;
c) расширение знаний и информации об экономических
принципах предотвращения образования опасных отходов и их удаления.
20.12. Для достижения этих целей и, следовательно, уменьшения
последствий и издержек промышленного развития, страны, которые могут позволить
себе внедрить соответствующие технологии без ущерба для своего развития,
могли бы проводить политику, предусматривающую:
a) учет стратегий более чистого производства
и минимизации опасных отходов на всех стадиях планирования, а также установление
конкретных целей;
b) поощрение использования нормативных и рыночных
механизмов;
c) установление промежуточной цели стабилизации
объема генерируемых опасных отходов;
d) разработка долгосрочных программ и политики,
включая, по мере необходимости, задания по сокращению объема опасных
отходов, образующихся на единицу готовой продукции;
e) обеспечение качественного улучшения потоков
отходов, главным образом посредством принятия мер, направленных на уменьшение
их опасных свойств;
f) содействие разработке эффективной с точки зрения
затрат политики и подходов к предотвращению образования опасных отходов
и управлению ими с учетом уровня развития каждой страны.
Деятельность
а) Вопросы управления
20.13. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) правительствам следует установить или изменить
существующие стандарты или закупочные спецификации, с тем чтобы избегать
дискриминации в отношении рециркулированных материалов при условии, что
эти материалы являются экологически безопасными;
b) правительствам в рамках своих возможностей и
с помощью многостороннего сотрудничества следует, по мере необходимости,
экономически или нормативно стимулировать промышленные нововведения
с целью перехода на более чистые методы производства, поощрять промышленность
к осуществлению капиталовложений в технологии предотвращения образования
отходов и/или рециркуляции для обеспечения применения к рециркулируемым
отходам таких же экологических норм, как и к другим видам отходов, и
стимулировать капиталовложения с целью сведения отходов к минимуму;
c) правительствам следует активизировать деятельность
в области научных исследований и конструкторских разработок по вопросам
эффективных с точки зрения затрат альтернатив процессам и веществам,
которые в настоящее время приводят к образованию опасных отходов, создающих
особые проблемы для экологически безопасного удаления или переработки,
при этом как можно скорее следует рассмотреть вопрос о свертывании производства
веществ, которые создают неоправданный или иной нерегулируемый риск
и которые являются токсинными, стойкими и могут накапливаться в живых
организмах. Следует уделять внимание альтернативам, являющимся доступными
в экономическом плане для развивающихся стран;
d) правительства, сообразно своим возможностям
и имеющимся ресурсам и при поддержке, по мере необходимости, со стороны
Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций
и промышленности, должны оказывать помощь в создании местных возможностей
по удалению опасных отходов, производимых в самой стране;
e) правительствам развитых стран следует способствовать
передаче экологически безопасных технологий и «ноу-хау» по чистым технологиям
и малоотходным производствам развивающимся странам в соответствии с
главой 34, что позволит произвести изменения, необходимые для использования
нововведений. Правительствам следует, в случае необходимости, сотрудничать
с промышленностью в разработке руководящих принципов и кодексов поведения,
обеспечивающих переход к более чистым методам производства, используя
для этого отраслевые торгово-промышленные ассоциации;
f) правительствам следует поощрять промышленность
обрабатывать, рециркулировать, утилизировать и удалять отходы у источника
или как можно ближе к источнику, когда избежать образования опасных
отходов невозможно и когда для промышленности это является экономически
и экологически действенным средством;
g) правительствам следует поощрять проведение оценок,
технологии, например посредством использования центров для оценки технологий;
h) правительствам следует поощрять внедрение более
чистых методов производства путем создания центров подготовки кадров
и распространения информации в области экологически безопасных технологий;
i) промышленности следует создать системы управления
окружающей средой, включая проведение экологической оценки промышленных
и торговых объектов, с тем чтобы определить потребности во внедрении
более чистых методов производства;
j) соответствующей компетентной организации системы
Организации Объединенных Наций следует в сотрудничестве с другими организациями
возглавить работу, в частности, по подготовке руководящих принципов
для оценки «плюсов» и «минусов» различных подходов к внедрению более
чистых методов производства и минимизации опасных отходов, а также к
экологически безопасному удалению опасных отходов, включая восстановление
загрязненных участков, с учетом, при необходимости, доклада Найробийского
совещания государственных экспертов по международной стратегии и программе
действий, включая технические руководящие принципы экологически безопасного
управления опасными отходами, особенно в контексте Базельской конвенции,
разрабатываемые под руководством секретариата ЮНЕП;
k) правительствам следует разработать законодательные
положения, в которых конечная ответственность за экологически безопасное
удаление опасных отходов, образующихся в результате деятельности промышленных
предприятий, возлагалась бы на эти предприятия.
b) Данные и информация
20.14. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) с помощью международных организаций правительствам
следует создать механизмы для оценки эффективности существующих информационных
систем;
b) правительствам следует создать национальные
и региональные центры и сети по сбору и распространению информации,
на которые могли бы легко выходить и которыми могли бы пользоваться
государственные учреждения и промышленность, а также другие неправительственные
организации;
c) международным организациям через программу более
чистого производства ЮНЕП и ICPIC следует расширить и укрепить существующие
системы для сбора информации о более чистых методах производства;
d) всем органам и организациям системы Организации
Объединенных Наций следует содействовать использованию и распространению
информации, собираемой с помощью информационной сети по более чистым
методам производства;
e) ОЭСР в сотрудничестве с другими организациями
следует осуществить подготовку всеобъемлющего обзора опыта, накопленного
в странах в деле принятия хозяйственных и нормативных систем и механизмов
стимулирования управления опасными отходами и использования чистых технологий,
не допускающих образования таких отходов, и распространить соответствующую
информацию;
f) правительствам следует поощрять промышленные
предприятия предавать гласности свои операции и предоставлять соответствующую
информацию общинам, на которых может сказываться производство и удаление
опасных отходов, а также управление ими.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
20.15. Международное/региональное сотрудничество должно
способствовать ратификации государствами Базельской и Бамакской конвенций
и осуществлению этих конвенций. Региональное сотрудничество необходимо
для разработки по мере необходимости аналогичных конвенций в других регионах,
помимо Африки. Кроме того, необходимо осуществлять эффективную координацию
международной, региональной и национальной политики и документов. Еще
одним предлагаемым мероприятием является сотрудничество в контроле за
последствиями удаления опасных отходов.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
20.16. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы составит около 750 млн. долл. США, предоставляемых международным
сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов
носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе
любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных
стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
20.17. Необходимо осуществить следующие мероприятия, связанные
с технологическими разработками и научными исследованиями:
a) правительствам в рамках своих возможностей
и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных
Наций и других соответствующих организаций и промышленных кругов следует
существенно увеличить финансовую помощь программам научных исследований
и опытно-конструкторских разработок в области создания более чистых технологий,
включая использование биотехнологии;
b) государствам, в случае необходимости с помощью
международных организаций, следует поощрять промышленные круги расширять
и осуществлять исследования по вопросам свертывания тех процессов, которые
несут в себе наибольшую опасность для окружающей среды в связи с производимыми
опасными отходами;
c) государствам следует поощрять промышленные круги
разрабатывать планы учета соображений более чистого производства при
разработке изделий и в управленческой практике;
d) государствам следует поощрять промышленные круги
применять более ответственную с точки зрения экологии практику путем
сокращения объема опасных отходов и обеспечения экологически безопасного
повторного использования, рециркуляции и рекуперации опасных отходов,
а также их окончательного удаления.
с) Развитие людских ресурсов
20.18. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) правительствам, международным организациям
и промышленности следует поощрять осуществление программ профессиональной
подготовки в промышленности, включающих в себя методы предотвращения образования
опасных отходов и сведения их к минимуму, а также организацию на местном
уровне демонстрационных проектов, позволяющих подготовить материалы о
примерах успешного применения более чистых методов производства;
b) промышленности следует включить принципы применения
более чистых методов производства и конкретные примеры в учебные программы
и создать демонстрационные проекты/сети по отдельным секторам/странам;
c) на всех уровнях общества следует организовать
кампании по ознакомлению населения с более чистыми методами производства
и развивать диалог и партнерские отношения с промышленностью и другими
кругами.
d) Создание потенциала
20.19. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
a) правительствам развивающихся стран в сотрудничестве
с промышленностью и с помощью соответствующих международных организаций
следует составить кадастры производства опасных отходов в целях выявления
потребностей в передаче и осуществлении мер по безопасному управлению
опасными отходами и их удалению;
b) правительствам следует включить в процесс национального
планирования и в свое законодательство комплексный подход к охране окружающей
среды, руководствуясь критериями предотвращения и сокращения отходов
у источника с учетом принципа «загрязнитель платит», и принять программы
по сокращению объема опасных отходов, предусматривающие целевые задания
и надлежащие меры экологического контроля;
c) правительствам следует сотрудничать с промышленностью
в деле организации кампаний по сведению к минимуму опасных отходов в
отдельных секторах, а также в отношении сокращения объема таких отходов
и других выбросов;
d) правительствам следует взять на себя инициативу
в деле установления и, по мере необходимости, укрепления национальных
процедур оценки воздействия на окружающую среду с учетом основанного
на концепции «жизненного цикла» подхода к управлению опасными отходами
для определения вариантов сведения к минимуму образования опасных отходов
посредством более безопасной обработки, хранения, удаления и уничтожения
этих отходов;
e) правительствам в сотрудничестве с промышленностью
и соответствующими международными организациями следует разработать
процедуры для мониторинга применения концепции «жизненного цикла», включая
экологические анализы;
[f) двусторонним и многосторонним учреждениям по
оказанию помощи в целях развития следует существенно увеличить объемы
ресурсов, выделяемых для передачи более чистых технологий в развивающиеся
страны, в том числе в интересах мелких и средних предприятий.]
|