Программные области
Е. Расширение национальных возможностей и наращивание потенциала по
управлению использованием химических веществ
Основа для деятельности
19.55. Во многих странах отсутствуют национальные системы,
предназначенные для снижения степени опасности, связанной с химическими
веществами. Большинство стран не располагает научными средствами сбора
данных, свидетельствующих о неправильном обращении с химическими веществами
и позволяющих судить о воздействии токсичных химических веществ на окружающую
среду, поскольку обнаружение многих вызывающих осложнения химических веществ
и систематическое отслеживание их оборота сопряжено с определенными трудностями.
Потенциальную угрозу здоровью человека и состоянию окружающей среды в
развивающихся странах несет также существенное расширение сферы новых
видов использования химических веществ. В ряде располагающих соответствующими
системами стран ощущается настоятельная необходимость в повышении их эффективности.
19.56. Основными элементами экологически обоснованного использования
химических веществ в странах являются:
a) надлежащее законодательство,
b) сбор и распространение информации,
c) возможности для оценки и интерпретации степени
опасности,
d) принятие политики, направленной на снижение
степени опасности,
e) возможности для применения и обеспечения соблюдения
установленных норм,
f) возможности для восстановления зараженных районов
и реабилитации интоксицированных лиц,
g) эффективные программы обучения и
h) способность реагировать на чрезвычайные ситуации.
19.57. В связи с тем, что химические вещества используются
в целом ряде секторов, относящихся к различным национальным министерствам,
опыт свидетельствует о необходимости наличия координационного механизма.
Цели
19.58. К 2000 году во всех странах по возможности должны
быть созданы национальные системы, обеспечивающие экологически обоснованное
использование химических веществ, включая соответствующее законодательство
и условия для его применения и обеспечения соблюдения установленных норм.
Деятельность
а) Вопросы управления
19.59. Правительствам по мере необходимости и в сотрудничестве
с соответствующими межправительственными организациями, учреждениями и
программами системы Организации Объединенных Наций следует:
a) поощрять и поддерживать применение многодисциплинарных
подходов к проблемам химической безопасности;
b) изучить необходимость создания и укрепления
по мере необходимости национального координационного механизма в целях
обеспечения взаимодействия между всеми сторонами, связанными с деятельностью
по обеспечению химической безопасности (включая такие секторы, как сельское
хозяйство, окружающая среда, образование, промышленность, трудовые ресурсы,
здравоохранение, транспорт, полиция, гражданская оборона, коммерческий
сектор, исследовательские учреждения и центры токсикологического контроля);
c) разработать организационные механизмы для обеспечения
управления использованием химических веществ, включая эффективные средства
осуществления;
d) создавать и развивать или укреплять, по мере
необходимости, сети центров по принятию мер в чрезвычайных ситуациях,
включая центры токсикологического контроля;
e) укреплять на национальном и местном уровнях
возможности по обеспечению готовности и принятию мер в случае аварий
с учетом программ АПЕЛЛ ЮНЕП и аналогичных программ действий по предупреждению
аварий, обеспечению готовности на случай аварийных ситуаций и принятию
мер по ликвидации последствий аварии, по мере необходимости, включая
подготовку регулярно проверяемых и совершенствуемых планов действий
в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
f) разработать в сотрудничестве с промышленностью
процедуры принятия мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций,
определив средства и оборудование, необходимые на предприятиях и установках
для сведения к минимуму последствий аварий.
b) Данные и информация
19.60. Правительствам следует:
a) проводить информационные кампании, включая
программы распространения информации о запасах химических веществ, экологически
более безопасных альтернативах и кадастрах выбросов, что также могло бы
содействовать снижению степени опасности, в кругах широкой общественности
с целью повышения степени информированности о проблемах химической безопасности;
b) создавать совместно с МРПТХВ национальные реестры
и базы данных, включая информацию по вопросам безопасности, по химическим
веществам;
c) обеспечивать получение на местах контрольных
данных по токсичным химическим веществам, отличающимся высокой степенью
воздействия на окружающую среду;
d) сотрудничать, по мере возможности, с международными
организациями в целях обеспечения эффективного наблюдения и контроля
за связанной с токсичными химическими веществами деятельностью по их
получению, производству, распределению, транспортировке и удалению,
с тем чтобы способствовать осуществлению профилактических норм и мер
предосторожности, а также обеспечить соблюдение правил безопасного управления
их использованием и регулярное предоставление соответствующих данных.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.61. Правительствам в сотрудничестве с международными
организациями, по мере необходимости, следует:
a) подготовить там, где таковые еще отсутствуют,
руководящие принципы со справочными и контрольными перечнями для принятия
законодательства в области химической безопасности;
b) оказывать странам, особенно развивающимся странам,
помощь в разработке и дальнейшем укреплении национального законодательства
и его осуществлении;
c) рассмотреть возможность использования, по мере
необходимости, программ, рассчитанных на удовлетворение права общественности
на получение информации, или других программ распространения общественной
информации в качестве инструмента, потенциально позволяющего добиться
снижения уровня опасности. Соответствующим международным организациям,
в частности ЮНЕП, ОЭСР, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и другим
заинтересованным сторонам, следует рассмотреть возможность разработки
руководящего документа по организации таких программ для использования
заинтересованными правительствами. Такой документ должен создаваться
с учетом опыта проделанной в связи с авариями работы и включать новые
рекомендации в отношении кадастров токсичных выбросов и предоставлении
информации об опасности. Такие рекомендации должны охватывать вопросы
согласования требований, определений и элементов информации, что способствовало
бы обеспечению единообразия и позволяло бы обмениваться данными на международной
основе;
d) на основе прошлой, нынешней и будущей работы
по оценке опасности на международном уровне оказывать поддержку странам,
особенно развивающимся странам, в создании и укреплении возможностей
по оценке опасности на национальном и региональном уровнях с целью свести
к минимуму и по возможности предупредить возникновение опасности при
производстве и использовании токсичных и опасных химических веществ;
e) содействовать осуществлению программы АПЕЛЛ
ЮНЕП, и в частности использованию международного справочника центров
по принятию мер в случае чрезвычайных ситуаций ОЭСР/ЮНЕП;
f) сотрудничать со всеми странами, и особенно с
развивающимися странами, в создании организационного механизма на национальном
уровне и разработке соответствующих средств для обеспечения управления
использованием химических веществ;
g) организовать на всех уровнях производства и
использования информационные курсы для персонала, занимающегося вопросами
обеспечения химической безопасности;
h) разработать механизмы, обеспечивающие максимально
широкое использование в странах информации, имеющейся на международном
уровне;
i) предложить ЮНЕП обеспечивать пропаганду принципов
предупреждения аварий, готовности на случай аварий и ликвидации их последствий
для правительств, промышленности и общественности, основываясь на работе
МОТ, ОЭСР и ЕЭК в этой области.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
19.62. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы в развивающихся странах составит около 600 млн. долл. США,
включая 150 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом
безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический
объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные
условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,
решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научные и технические средства
19.63. Международным организациям следует:
a) содействовать организации и укреплению национальных
лабораторий в целях обеспечения надлежащего национального контроля во
всех странах за импортом, производством и использованием химических веществ;
b) содействовать по мере возможности переводу подготовленных
на международном уровне документов по вопросам химической безопасности
на местные языки и оказывать поддержку осуществляемой на различных уровнях
региональной деятельности, касающейся передачи технологии и обмена информацией.
с) Развитие людских ресурсов
19.64. Международным организациям следует:
a) укреплять техническую подготовку специалистов
для развивающихся стран по вопросам снижения степени опасности химических
веществ;
b) поощрять и усиливать поддержку исследовательской
деятельности на местном уровне путем предоставления субсидий и стипендий
для обучения в авторитетных исследовательских институтах, активно занимающихся
вопросами, имеющими важное значение для программ химической безопасности.
19.65. Правительствам следует организовать в сотрудничестве
с промышленностью и профсоюзами предназначенные для всех уровней учебные
программы по вопросам управления использованием химических веществ, включая
принятие мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Во всех странах
в программы начального образования следует включать основные элементы
принципов химической безопасности.
|