Программные области
D. Создание программ по снижению степени опасности
Основа для деятельности
19.44. Нередко существуют продукты, альтернативные используемым
в настоящее время токсичным химическим веществам. Таким образом, снижения
степени опасности иногда можно добиться за счет перехода к использованию
других химических веществ или даже нехимических методов. Классический
пример уменьшения опасности связан с заменой вредных веществ безвредными
или менее вредными. Разработка методов борьбы с загрязнением и установление
соответствующих норм содержания химических веществ в каждой экологической
среде, включая пищевые продукты, воду и потребительские товары, являются
еще одним примером мер по уменьшению опасности. В более широком контексте
снижение степени опасности предполагает осуществление широкомасштабных
усилий по уменьшению опасности токсичных химических веществ с учетом всего
их «жизненного цикла». Такие усилия могли бы охватывать меры как регламентирующего,
так и нерегламентирующего характера, включая, в частности, пропаганду
использования более чистых продуктов и технологий, методы и программы
борьбы с загрязнением, составление кадастров выбросов, маркировку продуктов,
установление ограничений на использование, экономические стимулы, методы
безопасной обработки и положения о нормах допустимого воздействия, постепенное
прекращение использования или запрещения химических веществ, которые создают
неоправданную или неустранимую опасность для здоровья человека и состояния
окружающей среды, а также химических веществ, которые являются токсичными,
стойкими и способными накапливаться в организме и использование которых
не поддается адекватному контролю.
19.45. В области сельского хозяйства один из путей снижения
степени опасности заключается в обеспечении комплексного подхода к борьбе
с вредителями, включая биологические методы борьбы в качестве альтернативы
использованию токсичных пестицидов.
19.46. Другие направления деятельности по уменьшению степени
опасности включают предупреждение химических аварий, предупреждение отравления
химическими веществами и осуществление токсикологического контроля, а
также координацию работ по очистке и восстановлению районов, пострадавших
в результате воздействия токсичных химических веществ.
19.47. Совет ОЭСР принял решение о том, что странам — членам
ОЭСР следует создать или укрепить национальные программы по снижению степени
опасности. Международный совет химических ассоциаций (МСХА) выдвинул инициативы
в отношении ответственного обращения с продуктами и распоряжения ими,
направленные на уменьшение химической опасности. Осуществляемая ЮНЕП программа
обеспечения информированности и готовности на местном уровне на случай
чрезвычайных ситуаций (АПЕЛЛ) предназначена для оказания содействия сотрудникам
директивных органов и техническому персоналу в улучшении информированности
общественности об опасных объектах и в подготовке планов реагирования.
МОТ опубликовала кодекс практических мер по предотвращению крупномасштабных
промышленных аварий и занимается подготовкой международного документа
по предотвращению промышленных катастроф для последующего принятия в 1993
году.
Цели
19.48. Цель деятельности в этой программной области заключается
в том, чтобы устранить неприемлемые или необоснованные риски и, руководствуясь
соображениями экономической целесообразности, уменьшить опасность, создаваемую
химическими веществами, путем применения комплексного подхода, включающего
обширный перечень возможных мер по снижению степени опасности, и принятия
мер предосторожности на основе комплексного анализа «жизненного цикла»
химических веществ.
Деятельность
а) Вопросы управления
19.49. Правительствам в сотрудничестве, по мере необходимости,
с соответствующими международными организациями и промышленностью следует:
a) рассмотреть возможность принятия в соответствующих
случаях политики, основанной на признанных принципах ответственности производителей,
а также подходе, обеспечивающем принятие мер предосторожности и предотвращение
загрязнения и осуществление контроля за использованием химических веществ
на протяжении всего их «жизненного цикла», по отношению к регулированию
обращения с химическими веществами, включая производство, торговлю, транспортировку,
использование и удаление;
b) провести согласованные мероприятия в целях уменьшения
опасностей, связанных с токсичными химическими веществами, принимая
во внимание весь «жизненный цикл» этих химических веществ. Эти мероприятия
могли бы включать меры как регламентирующего, так и нерегламентирующего
характера, включая, в частности, пропаганду использования более чистых
продуктов и технологий; составление кадастров выбросов; маркировку продуктов;
установление ограничений на использование; экономические стимулы; и
постепенное прекращение использования или запрещение химических веществ,
которые создают необоснованную или неустранимую угрозу для окружающей
среды или здоровья человека и являются токсичными, устойчивыми и способными
накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному
контролю;
c) принять политику и меры регламентирующего и
нерегламентирующего характера в целях выявления и сведения к минимуму
воздействия токсичных химических веществ на основе их замещения менее
токсичными заменителями и в конечном итоге постепенного прекращения
использования химических веществ, которые создают необоснованную или
неустранимую угрозу для здоровья человека и окружающей среды, и химических
веществ, которые являются токсичными, устойчивыми и способны накапливаться
в организме и использование которых не поддается адекватному контролю;
d) активизировать усилия по выявлению потребностей
стран в установлении и применении стандартов с учетом Кодекса Алиментариус
(Codex Alimentarius) ФАО/ВОЗ с целью свести к минимуму неблагоприятное
влияние химических веществ, содержащихся в пищевых продуктах;
e) разработать национальную политику и создать
необходимый регулирующий механизм по предупреждению аварий, обеспечению
готовности и реагированию, в частности, с помощью планирования землепользования,
системы разрешений и требований в отношении представления информации
об авариях, и использовать подготовленный ОЭСР и ЮНЕП международный
указатель региональных центров по принятию мер в чрезвычайных ситуациях
и программу АПЕЛЛ;
f) содействовать созданию и укреплению, по мере
необходимости, национальных центров по борьбе с отравлениям для обеспечения
быстрого и адекватного диагностирования и лечения в случае отправления;
g) снизить чрезмерную зависимость от использования
агрохимикатов на основе внедрения альтернативных методов ведения сельского
хозяйства, комплексной борьбы с вредителями и использования других соответствующих
средств;
h) потребовать от производителей, импортеров и
других сторон, имеющих дело с токсичными химическими веществами, разработать
процедуры принятия мер в чрезвычайных ситуациях и подготовить планы
мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для принятия на
промышленных площадках и за их пределами;
i) выявлять, оценивать, снижать и сводить к минимуму
или устранять, насколько это практических возможно, с помощью экологически
безопасных методов удаления опасности, связанные с хранением химических
веществ с просроченным сроком использования.
19.50. Промышленность следует поощрять:
a) разрабатывать в сотрудничестве с правительствами
и компетентными международными организациями и соответствующими учреждениями
системы Организации Объединенных Наций согласованный на международной
основе кодекс принципов регулирования торговли химическими веществами,
в котором признавалась бы, в частности, ответственность за предоставление
информации о потенциальной опасности и методах экологически безопасного
удаления химических веществ в случае, если они переходят в отходы;
b) развивать применение производителями и изготовителями
принципов «ответственного обращения» с химическими продуктами с учетом
всего «жизненного цикла» таких продуктов;
c) принять на добровольной основе базирующиеся
на международных руководящих принципах программы, предусматривающие
право общественности на получение информации, включая широкий доступ
к информации о причинах аварийных и потенциальных выбросов и способах
их предотвращения, а также предоставление — в отсутствие соответствующих
нормативных требований принимающей страны — информации о годовом объеме
текущих выбросов токсичных химических веществ в окружающую среду.
b) Данные и информация
19.51. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими
международными организациями и промышленностью, по мере необходимости,
следует:
a) содействовать обмену информацией о деятельности
на национальном и региональном уровнях в целях снижения степени опасности,
создаваемой химическими веществами;
b) сотрудничать в разработке руководящих
принципов по распространению информации об опасностях, связанных с использованием
химических веществ, на национальном уровне с целью содействовать обмену
информацией с общественностью и обеспечению осознанного отношения к
опасностям.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.52. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими
международными организациями и промышленностью, по мере необходимости,
следует:
a) сотрудничать в целях разработки общих критериев
для выявления химических веществ, которые могли бы стать объектом согласованной
деятельности по снижению степени опасности;
b) координировать совместную деятельность по снижению
степени опасности;
c) разработать руководящие принципы и политику
в отношении сообщения производителями, импортерами и другими сторонами,
имеющими дело с токсичными химическими веществами, информации о токсичности,
опасности и мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
d) содействовать принятию крупными промышленными
предприятиями, включая транснациональные корпорации и другие предприятия
— где бы они не осуществляли свою деятельность, — политики, свидетельствующей
об их твердой решимости в целях обеспечения экологически безопасного
использования токсических химических веществ, применять эквивалентные
или не менее строгие, чем в странах происхождения, нормы деятельности;
e) поощрять и поддерживать разработку и внедрение
на малых и средних предприятиях соответствующих процедур для уменьшения
опасности при осуществлении ими своей деятельности;
f) разработать меры и процедуры регламентирующего
и нерегламентирующего характера, нацеленные на предотвращение экспорта
химических веществ, которые запрещены, являются объектом строгих ограничений,
изъяты или не утверждены по соображениям их влияния на здоровье человека
и окружающую среду, за исключением тех случаев, когда на такой экспорт
получено предварительное письменное согласие импортирующей страны или
когда такой экспорт иным образом согласуется с процедурой ПОС;
g) содействовать проведению на национальном и региональном
уровнях работы по согласованию оценки пестицидов;
h) содействовать применению и разработке механизмов
обеспечения безопасного производства, регулирования и использования
опасных материалов, разработке программ их замены, по мере возможности,
более безопасными альтернативными продуктами;
i) придать официальный статус сетям центров по
принятию мер в чрезвычайных ситуациях;
j) поощрять промышленность при содействии по линии
международного сотрудничества к постепенному, по мере возможности, прекращению
производства и ликвидации любых запрещенных химических веществ, еще
имеющихся в запасе или еще используемых, экологически безопасным образом,
включая безопасное повторное использование при условии получения одобрения
и при наличии соответствующей возможности.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
19.53. Секретариат Конференции включил большую часть расходов,
связанных с этой программой, в смету по программным областям А и Е. По
его оценке, другие потребности, связанные с профессиональной подготовкой
и укреплением центров действий в чрезвычайных ситуациях и центров токсикологического
контроля, составят около 4 млн. долл. США в год, предоставляемых международным
сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов
носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования,
в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего,
от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет
принято правительствами.
b) Научные и технические средства
19.54. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими
международными организациями и программами следует:
a) содействовать применению технологии, обеспечивающей
сведение до минимума выброса и подверженность воздействию токсичных химических
веществ во всех странах;
b) проводить, по мере необходимости, в своих
странах пересмотр списка пестицидов, разрешенных ранее на основе критериев,
признаваемых сейчас недостаточными или устаревшими, и рассматривать
возможность замены их другими методами борьбы с вредителями, особенно
если речь идет о пестицидах, являющихся токсичными, устойчивыми и/или
обладающих способностью накапливаться в организме.
|