ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития |
|
Программные области D. Снабжение питьевой водой и санитарнопрофилактические мероприятия Основа для деятельности 18.47. Снабжение водой, отвечающей санитарным нормам, и оздоровление окружающей среды имеют жизненно важное значение для охраны окружающей среды, улучшения здоровья населения и борьбы с нищетой. Снабжение питьевой водой имеет также важнейшее значение для многих видов традиционных и культурных мероприятий. Согласно оценкам, около 80 процентов всех заболеваний и свыше одной трети смертных случаев в развивающихся странах вызываются потреблением загрязненной воды, и в среднем почти одна десятая часть полезного времени каждого человека затрачивается на лечение передаваемых через воду заболеваний. Согласованные усилия, предпринимавшиеся в течение 80-х годов, позволили обеспечить водой и санитарно-гигиеническим обслуживанием сотни миллионов людей, принадлежащих к беднейшим слоям населения. Среди этих усилий наиболее ярким примером является провозглашение в 1981 году Международного десятилетия снабжения питьевой водой и санитарии, предусмотренного Планом действий, который был принят в 1977 году на Конференции Организации Объединенных Наций по водным ресурсам в Мар-дель-Плата. Было общепризнано, что «все народы, независимо от уровня развития и социально-экономических условий, имеют право на доступ к питьевой воде, количество и качество которой соответствовало бы их основным потребностям»2. Цель Десятилетия заключалась в обеспечении к 1990 году питьевой водой, отвечающей санитарным нормам, и надлежащими санитарно-гигиеническими условиями населения, проживающего в городских и сельских районах с недостаточным уровнем обслуживания, но даже беспрецедентный прогресс, достигнутый в течение Десятилетия, является недостаточным. До сих пор одна треть населения развивающихся стран проживает в условиях, не удовлетворяющих этим двум основным требованиям, от которых зависит здоровье человека и его достоинство. Общепризнанно также, что важными причинами ухудшения качества воды в развивающихся странах являются канализационные и сточные воды, в связи с чем внедрение имеющихся технологий, включая соответствующие технологии, и строительство очистных сооружений, могут привести к существенному улучшению положения. Цели 18.48. В Делийском заявлении (принятом на Глобальных консультациях по вопросам питьевой воды и санитарии в 90-х годах, которые состоялись в Нью-Дели 10-14 сентября 1990 года) официально признана необходимость устойчивого обеспечения всех людей достаточным количеством воды, отвечающей санитарным нормам, и создания для них надлежащих санитарно-гигиенических условий по принципу «лучше понемногу для многих, чем много для немногих». Для реализации целей программы предусматривается использовать следующие четыре руководящих принципа: 18.49. Опыт прошедших лет свидетельствует о том, что каждая отдельная страна должна установить конкретные целевые показатели. На Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, состоявшейся в сентябре 1990 года, руководители государств или правительств призвали повсеместно обеспечить водоснабжение и надлежащие санитарно-гигиенические условия и ликвидировать заболевания, вызываемые риштой, к 1995 году. Согласно оценкам, даже для достижения более реалистичного целевого показателя, предусматривающего обеспечить водой все население планеты к 2025 году, ежегодный объем инвестиций должен вдвое превышать нынешний уровень. Поэтому одна из реальных стратегий удовлетворения нынешних и будущих потребностей заключается в развитии системы менее дорогостоящих, но адекватных услуг, которая могла бы быть создана и функционировать на постоянной основе на уровне общин. Деятельность 18.50. Все государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихся ресурсов и через двустороннее или многостороннее сотрудничество, в том числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие мероприятия:
Средства осуществления а) Финансирование и оценка расходов 18.51. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 20 млрд. долл. США, включая примерно 7,4 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. b) Научно-технические средства 18.52. В целях обеспечения технико-экономической обоснованности, приемлемости и устойчивости проектируемых систем водоснабжения закладываемые в них технологии должны обладать способностью реагировать на потребности и ограничения, обусловленные особенностями соответствующей общины. Таким образом, проектные критерии будут учитывать технические, санитарногигиенические, социально-экономические, институциональные, экологические факторы, а также местные особенности, которые определяют характеристики, масштабы и стоимость проектируемой системы. В развивающихся странах соответствующие международные программы помощи должны быть направлены на решение, среди прочего, следующих проблем: с) Развитие людских ресурсов 18.53. В целях эффективного планирования и управления водоснабжением и санитарно-гигиеническим сектором на уровне страны, провинции, округа и общины, а также для наиболее эффективного использования финансовых средств в каждой стране должна проводиться подготовка достаточного числа квалифицированных специалистов и технического персонала. С этой целью в странах необходимо разработать планы развития людских ресурсов, при этом должны учитываться нынешние требования и предполагаемые изменения. Впоследствии развитие и деятельность учебных заведений страны должны достичь такого уровня, чтобы они могли играть главную роль в создании потенциала. Необходимо также, чтобы в странах обеспечивалась адекватная подготовка женщин в вопросах устойчивого материально-технического обслуживания оборудования, управления водными ресурсами и улучшения санитарных условий окружающей среды. d) Создание потенциала 18.54. Ответственность за осуществление программ в области водоснабжения и санитарии возлагается на государство. Ответственность за реализацию проектов и функционирование систем должна быть в различной степени делегирована административным органам на всех уровнях вплоть до общин и отдельных лиц. Это также означает, что национальные органы совместно с учреждениями и органами системы Организации Объединенных Наций и другими учреждениями, оказывающими внешнюю помощь при осуществлении национальных программ, должны разрабатывать механизмы и процедуры сотрудничества на всех уровнях. Это особенно важно в случае необходимости в полной мере извлечь те преимущества, которые дают выработанные на базе общины подходы и опора на собственные силы как средство обеспечения устойчивости. Это предполагает высокую степень участия общины, привлечение женщин к разработке, планированию, принятию решений, осуществлению и оценке проектов местного водоснабжения и санитарно-гигиенических мероприятий. 18.55. Необходимо наращивание общенациональных мощностей
на всех административных уровнях, включая институциональное развитие,
механизмы координации, людские ресурсы, участие общин, обучение санитарии
и гигиене и повышение грамотности, как фактора, коренным образом связанного
со всеми усилиями по развитию здравоохранения и социально-экономическому
развитию путем совершенствования водоснабжения и проведения санитарно-гигиенических
мероприятий и с их влиянием на окружающую человека среду. В связи с этим
создание мощностей должно являться одним из ключевых аспектов стратегии
осуществления поставленных целей. Создание институциональных мощностей
следует считать столь же важным, сколь и материально-техническое снабжение
и оборудование сектора, и в этой связи финансовые средства необходимо
выделять для нужд обоих направлений деятельности. Осуществить это можно
на этапе планирования или при разработке программы/проекта, при этом четко
должны быть определены задачи и цели. В этом отношении решающее значение
имеет техническое сотрудничество между развивающимися странами, поскольку
они обладают большим объемом информации или ими накоплен богатый опыт,
а также для предотвращения «изобретения вновь колеса». Такое сотрудничество
уже подтвердило свою экономическую эффективность в проектах многих стран.
Примечания 2. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по водным ресурсам, Мар-дель-Плата, 14-25 марта 1977 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.77.II.A.12), часть первая, глава I, резолюция II.
|
|
|
|
Повестка дня на XXI век Йоханнесбургский саммит 2002 года Главная страница ООН |