Программные области
С. Охрана водных ресурсов, качества воды и водных экосистем
Основа для деятельности
18.35. Запасы пресной воды представляют собой единый ресурс.
Рассчитанное на длительную перспективу освоение мировых ресурсов пресной
воды требует целостного подхода к использованию этих ресурсов и признания
взаимозависимости между элементами, составляющими запасы пресной воды
и определяющими ее качество. В мире существует мало регионов, не затронутых
проблемами потери потенциальных источников снабжения пресной водой, ухудшения
качества воды и загрязнения поверхностных и подземных источников. Основные
проблемы, отрицательно влияющие на качество воды рек и озер, возникают,
в зависимости от обстоятельств, с разной степенью остроты в результате
несоответствующей очистки бытовых сточных вод, слабого контроля за сбросом
промышленных сточных вод, утраты и разрушения водосборных площадей, нерационального
размещения промышленных предприятий, обезлесения, бесконтрольной залежной
системы земледелия и нерациональных методов ведения сельского хозяйства.
Это приводит к вымыванию питательных веществ и пестицидов. Нарушается
естественный баланс водных экосистем, и возникает угроза для живых пресноводных
ресурсов. В различных обстоятельствах на водные экосистемы влияют также
проекты освоения водных ресурсов в целях развития сельского хозяйства,
такие, как плотины, схемы переброски речных стоков, водохозяйственные
сооружения и ирригационные проекты. Эрозия, заиление, обезлесение и опустынивание
приводят к возрастанию деградации земель, а создание водохранилищ в некоторых
случаях отрицательно сказывается на экосистемах. Многие из этих проблем
возникают вследствие экологически разрушительных моделей развития и отсутствия
понимания проблем общественностью и соответствующих знаний об охране ресурсов
поверхностных и подземных вод. Степень воздействия на окружающую среду
и здоровье человека поддается измерению, хотя во многих странах методы
осуществления такого контроля являются весьма неадекватными или вообще
не разработаны. Широко распространено недопонимание взаимосвязей между
освоением, управлением, рациональным использованием и очисткой водных
ресурсов и водными экосистемами. Там, где это возможно, исключительно
важно осуществлять профилактические меры, с тем чтобы избежать впоследствии
дорогостоящих мероприятий по восстановлению, очистке и освоению новых
водных ресурсов.
Цели
18.36. Комплексный и взаимосвязанный характер пресноводных
систем требует целостного подхода к управлению ресурсами пресной воды
(предполагающего хозяйственную деятельность в пределах водосборного бассейна)
на основе сбалансированного учета потребностей населения и окружающей
среды. Еще в принятом в Мар-дель-Плата Плане действий было указано на
внутреннюю связь между водохозяйственными проектами и серьезными последствиями
их осуществления, которые носят физический, химический, биологический
и социально-экономический характер. В области оздоровления окружающей
среды была поставлена следующая общая цель: «производить оценку последствий
различных видов водопользования для окружающей среды, поддерживать меры,
направленные на борьбу с передаваемыми посредством воды заболеваниями,
а также охранять экосистемы»1.
18.37. Масштабы и степень загрязнения зон аэрации и водоносных
горизонтов всегда недооценивались в силу относительной недоступности водоносных
горизонтов и отсутствия информации о водоносных системах. В этой связи
охрана подземных вод является одним из важнейших элементов рационального
использования водных ресурсов.
18.38. Для включения элементов регулирования качества водных
ресурсов в водохозяйственную деятельность необходимо одновременно стремиться
к достижению следующих трех целей:
a) сохранение целостности экосистемы благодаря
ведению хозяйственной деятельности на основе принципа, предусматривающего
охрану водных экосистем, включая живые ресурсы, и их эффективную защиту
от любых видов деградации в пределах водосборного бассейна;
b) охрана здоровья населения, что предусматривает
не только снабжение питьевой водой, не содержащей патогенных микроорганизмов,
но и борьбу с переносчиками инфекции в водной среде;
c) развитие людских ресурсов, являющееся залогом
формирования потенциала и необходимым условием для налаживания деятельности
по регулированию качества воды.
18.39. Все государства, в зависимости от своих возможностей
и имеющихся ресурсов и через двустороннее или многостороннее сотрудничество,
в том числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с
другими соответствующими организациями, смогли бы установить следующие
цели:
a) определить те ресурсы поверхностных и подземных
вод, которые можно было бы освоить для использования на устойчивой основе,
и другие основные зависящие от воды ресурсы, которые могут быть освоены,
и одновременно начать осуществление программ по охране, сохранению и рациональному
использованию этих ресурсов на устойчивой основе;
b) определить все потенциальные источники водоснабжения
и подготовить проекты их защиты, сохранения и рационального использования;
c) приступить к осуществлению эффективных и соизмеримых
с уровнем их социально-экономического развития программ по борьбе с
загрязнением вод, соответствующим образом сочетая реализацию стратегий
сокращения загрязнения у источника с проведением экологических экспертиз
и применением практически осуществимых норм для выбросов из крупных
точечных источников и неточечных источников с высокой степенью риска;
d) принимать, насколько это возможно, участие в
осуществлении международных программ мониторинга и регулирования качества
воды, например, таких, как Глобальная программа мониторинга качества
воды (ГСМОС-ВОДА), Программа ЮНЕП по экологически обоснованному использованию
внутренних водных ресурсов (ЭМИНВА), Программа ФАО по региональным внутренним
водоемам, используемым для рыбного промысла, и Конвенция о водно-болотных
угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний
водоплавающих птиц (Конвенция РАМСАР);
e) уменьшить распространенность передаваемых через
воду заболеваний, начиная с ликвидации дракункул за (ришта) и онхоцеркоза
(речная слепота) к 2000 году;
f) установить, согласно своим возможностям и потребностям,
биологические, санитарно-гигиенические, физические и химические критерии
качества воды в отношении всех видов водоемов (поверхностные и подземные
воды) с целью постоянного улучшения качества воды;
g) осуществлять комплексный подход к экологически
безопасному управлению водными ресурсами, включая защиту водных экосистем
и живых пресноводных ресурсов;
h) разработать стратегии по экологически безопасному
управлению запасами пресной воды и соответствующими прибрежными экосистемами,
включая рассмотрение проблем, связанных с рыболовством, аквакультурой,
пастбищным хозяйством, сельскохозяйственной деятельностью и биологическим
разнообразием.
Деятельность
18.40. Все государства, в зависимости от своих возможностей
и имеющихся ресурсов и через двустороннее и многостороннее сотрудничество,
в том числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с
другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие
мероприятия:
a) защита и сохранение водных ресурсов:
i) создание и укрепление технических и институциональных
возможностей в целях выявления и охраны потенциальных источников водоснабжения
в рамках всех слоев общества;
ii) определение потенциальных источников водоснабжения
и подготовка национальных водных кадастров;
iii) разработка национальных планов защиты и
сохранения водных ресурсов;
iv) восстановление важных, но подвергшихся деградации
районов водосбора, особенно на небольших островах;
v) укрепление административных и законодательных
мер в целях предотвращения посягательств на существующие и потенциально
пригодные к использованию водосборные площади;
b) предупреждение загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением:
i) применение там, где это необходимо, принципа
«загрязнитель платит» ко всем видам источников загрязнения, включая
санитарно-профилактические меры на промышленных объектах и за их пределами;
ii) поощрение строительства очистных сооружений
для бытовых и промышленных сточных вод, а также разработка соответствующих
технологий с учетом традиционной местной практики;
iii) установление норм в отношении сброса сточных
вод и тех вод, в которые они сбрасываются;
iv) применение мер предосторожности при регулировании
качества воды там, где это необходимо, с упором на минимизацию и предотвращение
загрязнения посредством использования новых технологий, изменения
продукции и производственных процессов, сокращения загрязнения у источника
и повторного использования сточных вод, рециркуляции и регенерации,
очистки и экологически безопасного удаления сточных вод;
v) обязательная экологическая экспертиза всех
крупных водохозяйственных проектов, способных нанести ущерб качеству
воды и водным экосистемам, при одновременной разработке надлежащих
мер по ликвидации такого ущерба и усилении контроля за новыми промышленными
установками, местами сброса твердых отходов и проектами развития инфраструктуры;
vi) принятие решений в данной области на основе
оценки риска и регулирования степени риска и обеспечение выполнения
принятых решений;
vii) определение и применение наиболее рациональных
с экологической точки зрения и относительно недорогостоящих методов
с целью предупредить распространение загрязнения, а именно путем ограниченного,
рационального и планомерного использования азотных удобрений и других
агрохимикатов (пестицидов, гербицидов) в сельскохозяйственной практике;
viii) поощрение
и стимулирование использования должным образом обработанных и очищенных
сточных вод в сельском хозяйстве, аквакультуре, промышленности и других
секторах;
c) разработка и применение экологически
чистой технологии:
i) контроль за сбросом промышленных отходов,
включая использование малоотходных производственных технологий и рециркуляцию
воды, на комплексной основе и путем принятия мер предосторожности с
учетом всестороннего анализа жизненного цикла;
ii) очистка и безопасное повторное использование
коммунально-бытовых сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;
iii) разработка биотехнологии, в частности для
обработки отходов, производства биоудобрений и т.д.;
iv) разработка соответствующих методов борьбы
с загрязнением вод с учетом обоснованной традиционной и местной практики;
d) защита подземных вод:
i) разработка сельскохозяйственных методов,
которые не приводят к деградации подземных вод;
ii) применение необходимых мер в целях уменьшения
последствий вторжения соленых вод в водоносные слои малых островов
и прибрежных равнин в результате повышения уровня моря или чрезмерной
эксплуатации прибрежных водоносных слоев;
iii) предотвращение загрязнения водоносных слоев
путем регулирования проникающих в почву токсичных веществ и создания
водоохранных зон в районах подпитывания и забора подземных вод;
iv) проектирование и эксплуатация мусорных свалок
на основе надежной гидрогеологической информации и экологической экспертизы
с использованием наиболее целесообразной и наилучшей имеющейся технологии;
v) содействие принятию мер по повышению безопасности
и сохранности районов расположения скважин и их устьев в целях сокращения
количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих
в водоносные горизонты в этих районах;
vi) проведение, по мере необходимости, мониторинга
качества поверхностных и подземных вод, на которые могут отрицательно
влиять места захоронения токсичных и опасных материалов;
e) защита водных экосистем:
i) оздоровление загрязненных и деградировавших
водоемов с целью восстановления водной среды и экосистем;
ii) программы восстановления для сельскохозяйственных
земель и для других пользователей с учетом эквивалентных мер по защите
и использованию ресурсов подземных вод, имеющих важное значение для
продуктивности сельского хозяйства и биоразнообразия тропических районов;
iii) сохранение и защита с учетом социально-экономических
факторов водно-болотных угодий (по причине их экологической значимости
для многих видов в качестве их местообитания);
iv) борьба с вредными акватическими видами, которые
могут уничтожать некоторые другие обитающие в водной среде виды;
f) защита живых ресурсов пресных вод:
i) контроль и мониторинг качества воды с целью
обеспечения устойчивого развития рыболовства во внутренних водах;
ii) защита экосистем от загрязнения и деградации
с целью обеспечения развития проектов аквакультуры в пресных водах;
g) контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые
сбрасываются отходы:
i) создание сетей мониторинга и постоянного
контроля за водами, в которые поступают отходы, а также за точечными
и рассеивающими источниками загрязнения;
ii) поощрение и более широкое проведение экологических
экспертиз географических информационных систем;
iii) наблюдение за источниками загрязнения с
целью обеспечения их большего соответствия нормам и положениям в этой
области, а также для регулирования выдачи разрешений на сброс отходов;
iv) контроль за использованием в сельском хозяйстве
химических веществ, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую
среду;
v) рациональное землепользование с целью предупреждения
деградации земель, эрозии и заиливания озер и других водоемов;
h) разработка национальных и международных правовых документов,
которые могут потребоваться для сохранения качества водных ресурсов в
первую очередь для следующих целей:
i) мониторинга и контроля за загрязнением
национальных и трансграничных вод и его последствиями;
ii) контроля за переносом загрязнителей на большие
расстояния через атмосферу;
iii) контроль за случайными и/или произвольными
сбросами в национальные и/или трансграничные водоемы;
iv) проведения экологических экспертиз.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
18.41. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая
сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий
в рамках этой программы составит около 1 млрд. долл. США, включая примерно
340 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий
или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,
будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
18.42. Государства должны проводить совместные научно-исследовательские
проекты в целях разработки решений технических проблем, присущих каждому
водосборному бассейну или стране. Государства должны рассмотреть возможность
укрепления и развития национальных и научно-исследовательских центров,
объединенных в сети и поддерживаемых региональными научно-исследовательскими
институтами по вопросам водных ресурсов. Следует активно поощрять совместную
работу научно-исследовательских центров Севера и Юга, а также полевые
исследования международных научно-исследовательских институтов по вопросам
водных ресурсов. Крайне важно, чтобы на научно-исследовательские работы
выделялась минимальная часть средств, предназначенных для разработки водохозяйственных
проектов, особенно финансируемых извне проектов.
18.43. Мониторинг и оценка комплексных водных систем зачастую
требуют проведения многодисциплинарных исследований, при осуществлении
которых в рамках совместной программы задействуется ряд институтов и ученых.
Такие международные программы в области контроля качества воды, как «ГСМОС-ВОДА»,
должны быть ориентированы на качество водных ресурсов развивающихся стран.
Для обработки, анализа и интерпретации данных мониторинга, а также для
подготовки стратегий управления должны разрабатываться дружественные программные
продукты и методы эксплуатации Системы географической информации (СГИ)
и Базы данных о мировых ресурсах (ГРИД).
c) Развитие людских ресурсов
18.44. Подготовка управленческих кадров и специалистов требует
использования новых методов, чтобы отвечать меняющимся требованиям и решать
возникающие проблемы. Следует развивать гибкость и способность адаптироваться
к возникающим проблемам загрязнения водных ресурсов. Периодически должны
проводиться мероприятия по подготовке кадров на всех уровнях в тех организациях,
которые несут ответственность за управление качеством воды, и следует
применять передовые методы при обучении конкретным аспектам мониторинга
и контроля качества воды, включая развитие специальных навыков, повышение
квалификации непосредственно по месту работы, проведение проблемных семинаров
и курсов повышения квалификации.
18.45. Соответствующими подходами являются укрепление и
улучшение потенциала людских ресурсов местных органов управления в рамках
управления процессом охраны, очистки и использования водных ресурсов,
особенно в городских районах, и организация в рамках имеющихся учебных
заведений, региональных технических и инженерных курсов по вопросам охраны
качества воды и контроля за ним, а также учебных и подготовительных курсов
по вопросам защиты и сохранения водных ресурсов для лаборантов, специалистов-практиков,
женщин и других групп водопользователей.
d) Создание потенциала
18.46. Эффективная защита водных ресурсов и экосистем от
загрязнения требует значительного увеличения имеющихся в настоящее время
у значительного числа стран возможностей. Программы управления качеством
воды требуют определенного минимального объема инфраструктуры и персонала
для поиска и реализации технических решений и осуществления регламентирующих
действий. Одна из ключевых проблем нашего времени и будущего — непрерывное
функционирование и содержание этих средств. В ряде областей необходимо
безотлагательно принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее нанесение
ущерба ресурсам, образовавшимся в результате предыдущих капиталовложений.
Примечания
1. Доклад Конференции Организации Объединенных
Наций по водным ресурсам, Мар-дель-Плата, 14-25 марта 1977 года (издание
Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.77.II.A.12), часть первая,
глава I, раздел С, пункт 35.
|