Программные области
В. Оценка водных ресурсов
Основа для деятельности
18.23. Оценка водных ресурсов, включая выявление потенциальных
источников снабжения пресной водой, предполагает осуществляемое на постоянной
основе определение источников, размеров, степени зависимости и качества
водных ресурсов, а также деятельности человека, влияющей на эти ресурсы.
Эта оценка служит практической основой для их рациональной эксплуатации
и необходимым предварительным условием оценки возможностей их освоения.
Однако все чаще высказывается озабоченность в связи с тем, что в период,
когда требуется более точная и надежная информация о водных ресурсах,
гидрологические службы и другие соответствующие организации менее успешно,
чем прежде, справляются с задачей предоставления такой информации, в особенности
информации о подземных водах и качестве воды. Основные трудности заключаются
в недостатке финансовых средств для проведения оценки водных ресурсов,
разобщенной структуре гидрологических служб и нехватке квалифицированного
персонала. Одновременно усложняется доступ развивающихся стран к передовой
технологии сбора данных и управления ими. Однако создание национальных
баз данных крайне необходимо для проведения оценки водных ресурсов и смягчения
последствий наводнений, засухи, опустынивания и загрязнения окружающей
среды.
Цели
18.24. Опираясь на принятый в Мар-дель-Плата План действий,
эта программная область охватывает 90-е годы и последующий период и имеет
в качестве общей цели обеспечение оценки и прогнозирования объема и качества
водных ресурсов для оценки общего объема имеющихся водных ресурсов и их
потенциальных возможностей водоснабжения в будущем, определения их нынешнего
качества, прогнозирования возможных диспропорций между предложением и
спросом и создания базы научных данных для рационального использования
водных ресурсов.
18.25. Соответственно были поставлены следующие пять конкретных
задач:
a) предоставить всем странам доступ к технологии
оценки водных ресурсов, соответствующей их потребностям, независимо от
уровня развития этих стран, включая методы оценки воздействия изменения
климата на пресные воды;
b) обеспечить, чтобы все страны в зависимости от
их финансовых возможностей направляли на цели оценки водных ресурсов
финансовые средства в соответствии с их социально-экономическими потребностями
в данных о водных ресурсах;
c) обеспечить использование в полной мере результатов
оценок при разработке политики в области эксплуатации водных ресурсов;
d) обеспечить, чтобы все страны приняли организационные
меры по обеспечению эффективного комплексного сбора, обработки, хранения,
поиска и распространения среди пользователей информации о качестве и
объеме имеющихся водных ресурсов на уровне водосборных бассейнов и водоносных
горизонтов подземных вод;
e) обеспечить, чтобы в учреждениях, занимающихся
оценкой водных ресурсов, работало и нанималось на работу необходимое
число квалифицированных и способных сотрудников и чтобы эти сотрудники
могли пройти необходимую подготовку и переподготовку в целях успешного
выполнения своих функций.
18.26. Все государства в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов, а также двустороннего или многостороннего сотрудничества, в
том числе, по мере необходимости, с Организацией Объединенных Наций и
другими соответствующими организациями, могли бы установить следующие
цели:
a) к 2000 году подробно изучить возможность
организации служб по оценке водных ресурсов;
b) в качестве долгосрочной цели создать оперативные
службы, опирающиеся на густую сеть гидрометрических станций.
Деятельность
18.27. Все государства в рамках их возможностей и имеющихся
ресурсов, а также двустороннего или многостороннего сотрудничества, в
том числе, по мере необходимости, с Организацией Объединенных Наций и
другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие
мероприятия:
a) организационные рамки:
i) разработка надлежащих рамок политики и
национальных приоритетов;
ii) создание и укрепление институциональных возможностей
стран, включая принятие законодательных и нормативных мер, необходимых
для обеспечения адекватной оценки их водных ресурсов и создания служб
прогнозирования наводнений и засух;
iii) установление и поддержание эффективного
сотрудничества на национальном уровне между различными учреждениями,
отвечающими за сбор, хранение и анализ гидрологических данных;
iv) осуществление сотрудничества в оценке трансграничных
водных ресурсов при условии получения предварительного согласия каждого
заинтересованного прибрежного государства;
b) системы данных:
i) пересмотр существующих сетей сбора информации
и оценка их адекватности, включая те сети, которые обеспечивают полученными
в реальное время данными для прогнозирования наводнений и засух;
ii) совершенствование сетей в целях обеспечения
их соответствия принятым указаниям в отношении предоставления данных
об объеме и качестве поверхностных и грунтовых вод, а также соответствующих
данных о землепользовании;
iii) применение стандартов и других средств в
целях обеспечения совместимости данных;
iv) совершенствование оборудования и процедур,
используемых для хранения, обработки и анализа гидрологических данных,
а также обеспечение доступности этих данных и получаемых на их основании
прогнозов потенциальным пользователям;
v) создание баз данных о наличии всех видов гидрологических
данных на национальном уровне;
vi) проведение такого рода мероприятий по «сохранению
данных», как, например, создание национальных архивов о водных ресурсах;
vii) применение соответствующих тщательно проверенных
методов для обработки статистических данных;
viii) получение оценок по связанным областям
на основании дискретных гидрологических данных;
ix) соотнесение данных дистанционного зондирования
и использование, в случае необходимости, систем географической информации;
c) распространение данных:
i) определение потребностей в данных о водных
ресурсах для различных целей планирования;
ii) анализ и представление данных и информации
о водных ресурсах в тех формах, которые требуются для планирования
и социальноэкономического развития страны и управления им и для их
использования в стратегиях охраны окружающей среды, а также при разработке
и выполнении конкретных проектов, связанных с эксплуатацией водных
ресурсов;
iii) предоставление прогнозов о наводнениях и
оповещение широкой общественности и сил гражданской обороны о наводнениях
и засухах;
d) научные исследования и разработки:
i) организация или содействие в проведении
программ научных исследований и разработок на национальном, субрегиональном,
региональном и международном уровнях в порядке оказания поддержки мероприятиям
по оценке водных ресурсов;
ii) контроль за научными исследованиями и разработками
в целях обеспечения всестороннего использования в ходе этих мероприятий
местного научного потенциала и других местных источников, а также
их соответствия потребностям той или иной заинтересованной страны
или нескольких стран.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
18.28. По оценкам секретариата Конференции, средняя
общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий
в рамках этой программы составит около 355 млн. долл. США, включая примерно
145 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий
или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,
будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
18.29. Важными потребностями в области научных исследований
являются
a) разработка глобальных гидрологических моделей
в поддержку анализа последствий изменения климата и широкомасштабной оценки
водных ресурсов;
b) ликвидация пробела между земной гидрологией
и экологией на различных уровнях, включая объяснение критических процессов,
связанных с водными ресурсами и лежащих в основе сокращения растительности
и деградации земель и их восстановления; и
c) изучение ключевых процессов генезиса качества
воды путем ликвидации пробела между гидрологическими потоками и биогеохимическими
процессами. Научно-исследовательские модели должны основываться на исследованиях
гидрологического равновесия, а также включать структуру потребления
воды. Там, где это необходимо, этот подход следует также применять и
на уровне водосбора.
18.30. Для оценки водных ресурсов требуется укрепление существующих
систем передачи, адаптации и распространения технологии и разработка новых
технологий для использования в практических условиях, а также наращивание
местного потенциала. Перед проведением вышеуказанных мероприятий необходимо
подготовить водные кадастры, содержащие информацию, которой располагают
правительственные службы, частный сектор, учебные институты, консультанты,
местные организации, занимающиеся вопросами эксплуатации водных ресурсов,
и другие.
с) Развитие людских ресурсов
18.31. Оценка водных ресурсов требует создания и содержания
штата хорошо подготовленных и заинтересованных кадров, достаточно большого
по размеру для проведения вышеупомянутых мероприятий. На местном, национальном,
субрегиональном и региональном уровнях необходимо разработать или укрепить
программы обучения и подготовки кадров, нацеленные на обеспечение соответствующего
притока такого рода подготовленного персонала. Кроме того, следует стимулировать
предоставление выгодных условий найма и обеспечение служебного роста для
штата профессиональных и технических работников. Необходим периодический
учет потребностей в людских ресурсах на всех должностных уровнях. В целях
удовлетворения этих потребностей следует разработать планы обучения и
подготовки кадров, а также предусмотреть программы проведения международных
учебных курсов и конференций.
18.32. Поскольку наличие хорошо подготовленных кадров имеет
особенно важное значение для оценки водных ресурсов и гидрологического
прогнозирования, вопросам персонала необходимо уделять особое внимание.
Цель состоит в том, чтобы привлечь и закрепить персонал для проведения
оценки водных ресурсов, который должен быть достаточным по количеству
и уровню образования для эффективного осуществления запланированной деятельности.
Образование, возможно, потребуется как на национальном, так и на международном
уровнях, а ответственность за создание надлежащих условий для трудоустройства
должны нести сами страны.
18.33. Рекомендуемые действия включают:
a) определение потребностей в образовании и
подготовке кадров в соответствии с конкретными потребностями стран;
b) разработку и укрепление программ по образованию
и подготовке кадров в областях, относящихся к воде, в контексте окружающей
среды и развития, для всех категорий персонала, занимающегося оценкой
водных ресурсов, используя при необходимости в процессе обучения современные
методы и привлекая для учебы как мужчин, так и женщин;
c) разработку надежной политики в области подбора
кадров, кадровой политики и заработной платы для персонала национальных
и местных водохозяйственных учреждений.
d) Создание потенциала
18.34. Проведение оценки водных ресурсов на основании национальных
оперативных гидрометрических сетей требует создания благоприятных условий
на всех уровнях. В целях расширения национальных возможностей необходима
следующая помощь со стороны государственных органов:
a) пересмотр законодательной и нормативной основы
проведения оценки водных ресурсов;
b) содействие тесному сотрудничеству между учреждениями
сектора водных ресурсов, в частности между поставщиками и пользователями
информации;
c) осуществление политики в области водопользования,
основанной на реалистичных оценках состояния водных ресурсов и тенденций
их изменения;
d) развитие управленческого потенциала групп водопользователей,
включая женщин, молодежь, коренное население и местные общины, в целях
повышения эффективности пользования водными ресурсами на местном уровне.
|