Новости НГПУ Консультации и экзамены студентов очного отделения. Деятельность НГПУ, кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности, 2012/ 2013 учебный год. С 1 сентября На очное отделение абитуриенты принимались по
результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), по дисциплинам: русский
язык, литература и обществознание (или история). На заочное отделение
абитуриенты принимались по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний,
проводимых вузом самостоятельно. Несмотря на достаточное количество поданных
заявлений (32 заявления), на очном отделении остались учиться только те
абитуриенты, кто был зачислен на бюджетные места (4 чел.). На заочное отделение
было зачислено 8 чел. Стоимость обучения на 1 курсе БИД в этом году
составила 60200 тыс. руб. (очная форма обучения), 26700 тыс. руб. (заочная
форма). К сожалению, из года в год ситуация по
количеству поступающих и обучающихся студентов-библиотекарей (очное отделение)
в НГПУ остается печальной: на втором курсе обучается 3 чел., третьего курса
нет, на четвертом курсе - 3 чел., на пятом - 6 чел. Кроме того, из года в год падает количество
поступающих студентов-заочников. При этом в соседних регионах ситуация иная -
в этом году все вузы (Кемеровский государственный университет культуры и
искусств, Алтайская государственная академия культуры и искусств, Томский и
Омский государственные университеты) набрали минимум в три раза больше
студентов, чем НГПУ. Остается только гадать, почему в г.
Новосибирске (крупном культурном центре с развитой инфраструктурой) и области,
где много библиотек (по итогам всероссийской переписи библиотек 2009-2011 г.
на территории Новосибирской области было зарегистрировано 1955
библиотек, в числе которых: библиотек министерства культуры - 886, Российской
академии наук и других академий - 35, министерства образования, науки и инновационной
политики - 988, министерства здравоохранения - 7, министерства социального
развития - 14, главного управления Федеральной службы исполнения наказаний -
15, других организаций и религиозных конфессий - 10), библиотечная профессия остается не востребованной у современной
молодежи.
Деятельность НГПУ на базе ГПНТБ СО РАН
|
В НГПУ состоялся выпуск специалистов по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» В
НГПУ в июне СОСТАВ ГАК: Председатель
ГАК: доцент
кафедры социально-массовых коммуникаций ГОУ ВПО «Новосибирский государственный
технический университет», кандидат педагогических наук, заслуженный работник
культуры ГЕЛЛЕР Инесса Сергеевна Члены ГАК: 1) декан факультета культуры и
дополнительного образования ГОУ ВПО НГПУ кандидат педагогических наук КАПУСТИНА
Ольга Викторовна; 2) доцент кафедры социально-культурной и
библиотечной деятельности кандидат педагогических наук АРТЕМЬЕВА Елена
Борисовна; 3) директор МУК Централизованной библиотечной
системы Калининского района ЗЫРЯНОВА Ирина Кузьминична. Экзаменатор: доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности
кандидат педагогических наук СВИРЮКОВА Вера Григорьевна. Состав Государственной аттестационной
комиссии утвержден Приказом ректора ГОУ
ВПО НГПУ № 788-УМФ от 27.12.2010. Количество студентов, допущенных на ИГА: 11 чел. (9
очников, 2 заочника) Количество студентов, явившихся на ИГА: 11 чел. Количество окончивших вуз: 11 чел., из них окончивших с
отличием 1 чел. Перечень
видов и форм аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации студентов: 1) итоговый государственный экзамен по
специальности (полидисциплинарный) – проводился 15, 16 июня 2) защита выпускной квалификационной работы –
проводилась 23, 24 июня Контрольно-измерительные материалы итоговой
государственной аттестации в полной мере
соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по
специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность». К итоговой
государственной аттестации была полностью подготовлена сопроводительная
документация: приказ о допуске студентов к итоговой государственной аттестации
(№ 24-ФКДО от
29.04.2011 г.; № 44-ФКДО-ОЗО от
21.04.2011 г.), приказ с утвержденными темами и научными
руководителями выпускных квалификационных работ (№ 767-УМФ от 17.12.2010
г., № 36-ФКДО-ОЗО от 31.03.2011 г.), приказ с изменениями по итогам предзащиты
(№ 334-УМФ от 07.06.2011 г.); протоколы проведения государственного экзамена и
процедуры защиты выпускной квалификационной работы; билеты итогового
государственного экзамена, утвержденные заведующим кафедрой и деканом (протокол
№ 10 заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности от 31.05.2011
г.); приложения к отчету государственной аттестационной комиссии. Экзамен проводился в аудитории 300 б НГПУ,
защита выпускной квалификационной работы – в аудитории 210а НГПУ. Аудитории
имели все необходимые условия для проведения итоговой государственной
аттестации, материально-техническое оборудование включало мультимедиапроектор
для слайдовой презентации основных положений выпускной квалификационной работы. Работа
Государственной аттестационной комиссии была организована на высоком уровне.
Процедурных нарушений не было. Заседания
Государственной аттестационной комиссии проводились в соответствии с
установленным графиком. Члены Государственной аттестационной комиссии приняли участие во всех заседаниях комиссии.
Оформление документов секретарем Государственной
аттестационной комиссии осуществлялось в соответствии с установленными
требованиями. Все
документы, необходимые для организации работы Государственной аттестационной
комиссии (экзаменационные ведомости, зачетные книжки студентов, сводные
ведомости успеваемости, протоколы и т. п.) были подготовлены и
представлены в срок. В ходе работы Государственной аттестационной комиссии
поддерживалась атмосфера делового общения, объективного и доброжелательного
обсуждения. Итоговый государственный экзамен по специальности Итоговый государственный экзамен ставил своей
целью провести комплексную оценку знаний выпускников специальности в области
профессиональной подготовки, полученных
ими за период обучения. Он состоял из ответов на теоретические вопросы по
билетам. В итоговом государственном экзамене приняли участие 11 человек (9
очников, 2 заочника). Результаты итогового государственного экзамена: 5
выпускников получили оценку «отлично» (45 %), 6 выпускников – оценку
«хорошо» (55 %). Средний балл – 4,45. Итоговый
государственный экзамен носит полидисциплинарный характер.
Контрольно-измерительные материалы итогового государственного экзамена
представлены 25 билетами. Билеты рассмотрены и утверждены на заседании кафедры
социально-культурной и библиотечной деятельности (протокол № 10 заседания
кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности от 31.05.2011 г.).
Каждый билет состоит из 3-х вопросов, отражающих содержание
общепрофессиональных и специальных дисциплин, выявляющих знания студентов в
области библиотечно-информационной деятельности. Выбранный кафедрой
рациональный подход к составу экзаменационных билетов позволил осуществить
итоговую проверку уровня подготовки выпускников в целом по специальности и с ориентацией на квалификацию
«Библиотекарь-библиограф, преподаватель». В число дисциплин, отраженных в
содержании государственного полидисциплинарного экзамена, вошли: – цикл общепрофессиональных
дисциплин: Информатика, Социальные коммуникации, Документоведение, Общее библиотековедение,
Общее библиографоведение, Аналитико-синтетическая переработка информации,
Информационные технологии; – цикл специальных дисциплин:
Библиотечный фонд, Библиотечное обслуживание, Библиотечный менеджмент,
Библиографическая деятельность библиотеки, Основы педагогического мастерства,
Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин. Программа и экзаменационные
билеты итогового государственного экзамена полностью отражают требования
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования к подготовке выпускников по данной специальности. Разработанная преподавателями
выпускающей кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности программа
полидисциплинарного государственного экзамена по специальности в полной мере
соответствует содержанию основной образовательной программы и рациональной
организации самостоятельной работы студентов при подготовке к итоговому
государственному экзамену. Программа была переработана с учетом результатов
предыдущих итоговых государственных испытаний и рекомендаций председателя Государственной
аттестационной комиссии прошлых лет Брагиной Г. М. Программа содержит перечень тем, выносимых на итоговую
государственную аттестацию, их подробные аннотации, а также развернутый список
литературы к каждой теме. Программа была обсуждена на заседании кафедры
социально-культурной и библиотечной деятельности и рекомендована к публикации
(отв. Е. Б. Артемьева) (протокол № 6 от 16.02.2011 г.); утверждена Ученым
советом факультета культуры и дополнительного образования. Студенты продемонстрировали уровень
профессиональной подготовки, удовлетворяющий современным требованиям в области
библиотечно-информационной деятельности, наличие необходимых профессиональных
компетенций, умение аргументированно характеризовать направления и проблемы
библиотечно-информационной деятельности с опорой на нормативно-правовые
документы, понимание перспектив развития библиотечно-информационной отрасли, а
также знание трудов ведущих ученых и
специалистов. Комиссия признала лучшими ответы В. Лободы, Н. Флатовой и Л.
Барабашовой. Некоторые затруднения у выпускников вызвали вопросы в области информационного
менеджмента (Кройтор Е., Жмак А.). Уровень знаний выпускников,
продемонстрированный на экзамене, подтверждается их оценками по текущей
успеваемости в процессе обучения. Защита
выпускной квалификационной работы Выпускная квалификационная работа
призвана показать уровень подготовки
выпускника и определить: – степень его готовности к самостоятельной
профессиональной деятельности; – комплекс его знаний и умений по организации
и проведению исследования избранной проблемы в области
библиотечно-информационной деятельности. Методические
рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы содержат общие
требования, требования к содержанию структурных элементов и оформлению, порядок
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, ответственность и
полномочия участников процесса подготовки и защиты, разрешение споров, а также
список рекомендованной литературы и примерный перечень тем. Рекомендации были
разработаны на основе Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по
специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность, а также СТО НГПУ
7.5.3-01/01-2009 Выпускная квалификационная работа : Требования. Методические
рекомендации по подготовке и защите
выпускной квалификационной работы были обсуждены на заседании кафедры СКиБД и
рекомендованы к публикации (протокол № 6 от 16.02.2011 г.). Руководители
выпускных квалификационных работ: Арьемьева Е. Б. – кандидат педагогических
наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности; Дергилёва Т. В. – кандидат педагогических
наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности; Лаврик О. Л. – доктор педагогических наук,
профессор кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности; Паршукова Г. Б. – доктор культурологии,
профессор кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности; Подкорытова Н. И. – кандидат педагогических
наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности; Редькина Н. С. – кандидат педагогических
наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности; Свирюкова В. Г. – кандидат педагогических
наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности. Все выпускные квалификационные работы прошли
процедуру предзащиты и были допущены к защите (протокол № 10 заседания кафедры
социально-культурной и библиотечной деятельности от 31.05.2011 г.). Выпускные
квалификационные работы представлены в бумажном и электронном вариантах. Основные
положения работы отражены в слайдовых презентациях. На все работы имеются отзывы научных руководителей и
внешние рецензии. Государственной аттестационной комиссией были
заслушаны, обсуждены и аттестованы 11 выпускных квалификационных работ. Результаты защиты
выпускных квалификационных работ характеризуются следующими показателями: 7 работ
оценены на «отлично» (63,6 %), 4 работы
– на «хорошо» (36,4 %). Лучшими признаны работы студентов Стрельникова
С. (науч. руководитель д. п. н. Лаврик О. Л.), Филатовой Н. (науч. руководитель
к. п. н. Подкорытова Н. И.) , Мининой С., Барабашовой Л. (науч. руководитель к.
п. н. Артемьева Е. Б.), материалы которых были рекомендованы к опубликованию в профессиональной
печати. Комиссией принято решение – мультимедийные презентации, подготовленные
Барабашовой Л., рекомендовать к использованию в профориентационной
деятельности. Следует
отметить актуальность тематики дипломных работ, связанных с национальным
проектом «Образование». Темы
выпускных квалификационных работ затрагивали актуальные проблемы в области
библиотечно-информационной деятельности и касались таких направлений, как: внедрение
информационно-коммуникативных технологий в практику работы библиотек, роль
библиотек в нравственном воспитании молодежи, педагогическая анимация в
организации культурно-досуговой деятельности, формирование информационной
культуры пользователей. Две ВКР посвящены изучению особенностей
развития региональной книжной культуры, в частности истории библиотек, в
контексте трансформаций социума. Исследована история библиотек духовного
ведомства Сибири (XVII–XIX вв.) и библиотек всех форм собственности
Красноярского края. Анализ качества и результатов защиты
выпускных квалификационных работ свидетельствуют о том, что все представленные дипломные исследования: – соответствуют требованиям Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемым
к выпускной квалификационной работе; – направлены на интегрированное решение
конкретных теоретических и практических задач информационно-библиотечной
деятельности; – имеют завершенный уровень разработки. Выпускные квалификационные работы отражают
качественный уровень профессиональной
подготовки выпускников, их знания о приоритетных направлениях
информационно-библиотечной деятельности; умения анализировать информацию об
объектах исследования и представлять результаты исследования в графической и
табличной формах; понимание
практического назначения результатов исследования. В целом, наблюдается высокий
исследовательский уровень работ. Структура выпускных квалификационных работ в
полной мере соответствует работам данного жанра. Теоретическая часть включает
обоснование выбранной темы, доказательство ее актуальности, формулирование цели
и задач, объекта и предмета исследования. Работы оформлены в соответствии с
нормативными требованиями. Стиль изложения логичен, работы написаны грамотно. В
целом, выпускные квалификационные работы соответствуют квалификационным
требованиям и содержанию специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Защита выпускных квалификационных работ продемонстрировала, что выпускники
приобрели первоначальный опыт проведения научно-исследовательской работы,
научились грамотным профессиональным языком излагать свои мысли, приобрели
навыки организации научного аппарата и приемов цитирования. Ответы на вопросы
комиссии и рецензентов показали у большинства студентов глубокое понимание
проблематики, разрабатываемой в выпускных квалификационных работах, достаточно
свободное владение теоретическим материалом по исследуемой теме. В качестве отдельных недостатков выступает
то, что отдельным студентам не полностью удалось аналитическое осмысление
собранных эмпирических данных – в частности,
Поляковой М. (науч. руководитель
к. п. н. Артемьева Е. Б.), Жмак А. (науч. руководитель д. культурологии Паршукова Г. Б.),
работа которых имеет описательный характер. Защита всех выпускных квалификационных работ
проходила публично. Работы сопровождались мультимедийными презентациями.
Рецензии содержат объективную характеристику оцениваемой выпускной
квалификационной работы, отражают ее новизну, теоретическую и практическую
значимость, при необходимости содержат
критические замечания и пожелания, в частности, относительно правильности
оформления рукописи и списка использованной литературы и источников. По ходу защит у комиссии возник ряд
предложений, направленных на повышение уровня квалификационных работ:
целесообразно представление материалов в виде корректно подготовленных
презентаций, логически выстроенных устных докладов. Процедура защиты выпускных квалификационных работ
проведена на хорошем организационно-методическом уровне, в атмосфере
требовательности, принципиальности, коллегиальности в обсуждении работ и
выставлении оценок при неизменной объективности и доброжелательном отношении к
выпускникам. Выводы и предложения Уровень подготовки
выпускников специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»,
квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» в полной мере
соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Выпускники
продемонстрировали достаточно высокий уровень профессиональных знаний и умений.
Итоговая государственная аттестация выпускников данной специальности проведена
на должном организационно-методическом уровне. Все студенты проявили ответственное
отношение к выполнению работы. Положительным фактором
является активное использование публикаций, методических рекомендаций и
материалов учебно-методических комплексов по библиотечно-информационной
деятельности, подготовленных преподавателями кафедры СКиБД НГПУ и сотрудниками
ГПНТБ СО РАН. Государственная
аттестационная комиссия рекомендует: –
к опубликованию в виде статей материалы
исследований Стрельникова С. (науч. руководитель д. п. н. О. Л. Лаврик),
Филатовой Н. (науч. руководитель к. п. н. Н. И. Подкорытова), Мининой С. (науч.
руководитель к. п. н. Е. Б. Артемьева); к использованию
в профориентационной работе – материалы работ Барабашовой Л. (науч.
руководитель к. п. н. Е. Б. Артемьева). В перспективе для совершенствования проведения Итоговой
государственной аттестации выпускников рекомендуется: – повысить требования к оформлению списка
использованной литературы в соответствии с ГОСТ 7.1.2003 «Библиографическое
описание, библиографическая запись…». Председатель ГАК: доцент кафедры социально-массовых коммуникаций ГОУ ВПО НГТУ, кандидат педагогических наук И. С. Геллер Члены ГАК: декан ФКиДО, к. п. н., доцент О. В. Капустина доцент кафедры СКиБД НГПУ, к. п. н. Е. Б. Артемьева директор
МУП Централизованной библиотечной системы Калининского района И. К. Зырянова |
© 1998-2012 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |