СОТРУДНИЧЕСТВО ГПНТБ СО РАН С ВУЗАМИ

 

Сотрудничество ГПНТБ СО РАН с НГПУ

           

            ГПНТБ СО РАН с 2004 г. сотрудничает с кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета. Преподавателями профильных дисциплин являются: Артемьева Елена Борисовна – д-р пед. наук, профессор НГПУ; Дергилева Татьяна Владиславовна – канд. пед. наук, доцент НГПУ; Лаврик Ольга Львовна  – д-р пед. наук, профессор НГПУ; Макеева Оксана Владимировна – канд. пед. наук, доцент НГПУ; Подкорытова Наталья Ивановна – канд. пед. наук, доцент НГПУ; Редькина Наталья Степановна – канд. пед. наук, доцент НГПУ; Свирюкова Вера Григорьевна – канд. пед. наук, доцент НГПУ; Паршукова Галина Борисовна – д-р культурологии, профессор НГПУ.

            В 2014 г. количество студентов, допущенных на  Государственный экзамен: 24 чел. (2 студента очной формы обучения, 22 студента  заочной формы обучения); допущенных на защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) – 22 студента (2 студента очной формы обучения, 20 студентов заочной формы обучения). Все допущенные к защите ВКР студенты прошли процедуру предзащиты (протоколы № 8 от 29.05.2013 г. заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности НГПУ).

            Количество окончивших вуз: 22 чел., из них окончивших с отличием – 1 человек.

Перечень видов и форм аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации студентов:

1)      итоговый государственный экзамен по специальности (полидисциплинарный) – проводился 6, 7 июня (студенты заочной формы обучения), 9 июня (студенты очной формы обучения) 2014 г.;

2)      защита выпускной квалификационной работы – проводилась 3 (студенты очной формы обучения), 4, 5 июля (студенты заочной формы обучения) 2014 г.

 Контрольно-измерительные материалы итоговой государственной аттестации  в полной мере соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность». К итоговой государственной аттестации была полностью подготовлена сопроводительная документация: приказ о допуске студентов к итоговому государственному экзамену (61-ФКДО-ОЗО от 22.05.2014; 18-ФКиДО от 18.06.2014), приказ с утвержденными темами и научными руководителями выпускных квалификационных работ (№ 2-ФКДО от 14.01.2014 г., № 104-ФКДО-ОЗО от 31.12.2013 г.), приказ с изменениями по итогам предзащиты (№ 32-ФКДО от 10.06. 2014 г.); протоколы проведения государственного экзамена и процедуры защиты выпускной квалификационной работы; билеты итогового государственного экзамена, утвержденные заведующим кафедрой и деканом (протокол № 10 заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности от 31.05.2011 г.); приложения к отчету государственной аттестационной комиссии.

Экзамен и защита выпускной квалификационной работы проводились в аудиториях Факультета культуры и дополнительного образования. Аудитория в полной мере соответствуют всем необходимым условиям  проведения итоговой государственной аттестации. Материально-техническое оборудование включает мультимедиапроектор для слайдовой презентации  научной работы, интерактивную доску.

Работа Государственной аттестационной комиссии была организована на высоком уровне. Процедурных нарушений не было. Заседания Государственной аттестационной комиссии проводились в соответствии с установленным графиком. Члены Государственной аттестационной комиссии  приняли участие во всех заседаниях комиссии. Оформление документов секретарем Государственной аттестационной комиссии  осуществлялось в соответствии с установленными требованиями. 

Все документы, необходимые для организации работы Государственной аттестационной комиссии (приказы, зачетные книжки студентов, протоколы) были подготовлены и представлены в срок.

В ходе работы Государственной аттестационной комиссии поддерживалась атмосфера делового общения, объективного и доброжелательного обсуждения.

 

Итоговый государственный экзамен по специальности

 

Итоговый государственный экзамен преследует цель произвести  комплексную оценку полученных за период обучения знаний, умений и  навыков  в  области  библиотечно-информационных ресурсов и технологий с  учетом    специфики  учебного  процесса  и  региональных  особенностей  ВУЗа.   В ходе Государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Государственный экзамен носит полидисциплинарный характер и ориентирован на выявление системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных знаний в предметной области.

Программа Государственного экзамена была разработана преподавателями кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности  в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, программами учебных дисциплин и согласована с Учебно-методическим советом факультета. Программа Государственного экзамена опубликована  в учебном издании: Библиотечно-информационная деятельность: Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Отв. сост. Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2011.  C. 43–138.

Государственный экзамен проводится в форме ответов на теоретические вопросы по билетам и включает задания по  всем   основным   направлениям    общепрофессиональной  и  специальной теоретической  и  практической    подготовки  специалиста. 

Контрольно-измерительные материалы итогового государственного экзамена представлены 25 билетами. Билеты рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности (протокол № 10 заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности от 31.05.2011 г.). Каждый билет состоит из 3-х вопросов, отражающих содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин, выявляющих знания студентов в области библиотечно-информационной деятельности. Выбранный кафедрой рациональный подход к составу экзаменационных билетов позволил осуществить итоговую проверку уровня подготовки выпускников в целом по  специальности и с ориентацией на квалификацию «Библиотекарь-библиограф, преподаватель».

В число дисциплин, отраженных в содержании государственного полидисциплинарного экзамена, вошли:

цикл общепрофессиональных дисциплин: Информатика, Социальные коммуникации,  Документоведение, Общее библиотековедение, Общее библиографоведение, Аналитико-синтетическая переработка информации, Информационные технологии;

цикл специальных дисциплин: Библиотечный фонд, Библиотечное обслуживание, Библиотечный менеджмент, Библиографическая деятельность библиотеки, Основы педагогического мастерства, Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин.

В итоговом государственном экзамене приняли участие 24 человека (2 студентов очной формы обучения, 22 студентов  заочной формы обучения, из них 15 студентов полного 6-летнего срока обучения, 2 студента – сокращенного сокращенного 4,5-летнего срока обучения,  5 студентов – сокращенного 3,5-летнего срока обучения).

Результаты итогового государственного экзамена студентов заочной формы обучения полного срока обучения (15 человек): 4 выпускника получили оценку «отлично» (26,6 %); 10 выпускников (66,6 %) – «хорошо», 1 выпускник (6,6 %) – «удовлетворительно»). Средний балл: 4,2.

Результаты итогового государственного экзамена студентов заочной формы обучения сокращенного срока обучения (7 человек): 5 выпускников получили оценку «отлично» (71,4 %); 2 выпускника получили оценку «хорошо» (28,5 %). Средний балл: 4,7.

Результаты итогового государственного экзамена студентов очной формы обучения (2 человека): 2 выпускника получили оценку «отлично» (100 %).  Средний балл: 5,0.

Средний бал Государственного экзамена студентов заочной формы обучения: 4,36.

Общее количество оценок «отлично» – 11 (45,8 %), «хорошо» – 12 (50 %), «удовлетворительно – 1 (4,16 %). Средний балл: 4,41.

Таким образом, более успешные результаты продемонстрировали студенты очной формы обучения. 

Студенты показали высокий уровень профессиональной подготовки, удовлетворяющий современным требованиям в области библиотечно-информационной деятельности, наличие необходимых профессиональных компетенций, умение аргументированно характеризовать направления и проблемы библиотечно-информационной деятельности с опорой на нормативно-правовые документы, понимание перспектив развития библиотечно-информационной отрасли, а также  знание трудов ведущих ученых и специалистов. Комиссия признала лучшими ответы Н. К. Бутяновской, У. Ю. Емельяновой, Г. М. Копысовой. Слабым оказался ответ Е. В. Петровой.

 

Защита выпускной квалификационной работы

 

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, выпускная квалификационная работа        библиотекаря-библиографа, преподавателя представляет собой законченную  разработку,    в которой:   сформулированы   актуальность  и  место   решаемой   задачи   в    предметной области;    проанализирована  литература по  направлению  данной  квалификации;   определены  и  описаны  выбранные  выпускником    методы и задачи исследования;   самостоятельно  определено  соотношение   теоретической   и    практической  частей дипломной работы и их внедрение в  библиотечно-информационную среду.      

Объем, состав, решаемые задачи и другие общие характеристики    выпускной  квалификационной  работы  определяются   СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 Выпускная квалификационная работа. Требования; ПЛ НГПУ 2.4-04/02-2010 Положение об итоговой государственной аттестации и разработанными на основе этих документов преподавателями кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности методическими рекомендациями по написанию и защите выпускной квалификационной работы, изданными в 2011 г., имеющимися в НБ ФГБОУ ВПО «НГПУ» в бумажном и электронном виде:  Библиотечно-информационная деятельность: Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов  специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Отв. сост. Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011 . – С. 139–171.

Выпускная квалификационная работа призвана  показать уровень подготовки выпускника и определить  степень его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности; комплекс его знаний и умений по организации и проведению исследования избранной проблемы в области библиотечно-информационной деятельности.

Руководители выпускных квалификационных работ:

Е. Б. Артемьева, Т. В. Дергилёва, О. Л. Лаврик; О. В. Макеева,  Н. И. Подкорытова, Н. С. Редькина, В. Г. Свирюкова, Г. Б. Паршукова.

Все выпускные квалификационные работы прошли процедуру предзащиты и были допущены к защите (протокол № 8 от 29.05.2014 г. заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности). Выпускные квалификационные работы были в срок представлены на  кафедру. На все работы  имеются отзывы научных руководителей и рецензии, подготовленные научными сотрудниками ГПНТБ СО РАН.

Государственной аттестационной комиссией были заслушаны, обсуждены и аттестованы 22 выпускные квалификационные  работы. Результаты защиты выпускных квалификационных работ характеризуются следующими показателями:

Результаты защиты ВКР студентов заочной формы (20 человек):

16 работ оценены на «отлично» (80 %),

4 работы оценены на «хорошо» (20 %).

Средний балл: 4,8.

Результаты защиты ВКР студентов очной формы (2 человека)

2 работы оценены на «отлично» (100 %),

Средний балл: 5,0.

Общее количество оценок «отлично» – 18 (82 %); «хорошо» – 4 (18 %). Общий средний балл: 4,82.

Лучшими признаны работы студентов У. Ю. Емельяновой, С. М. Авдошиной, Е. Н. Челпановой (науч. руководитель Н. С. Редькина), И. М. Потапенко (научный руководитель О. В. Макеева), Н. А. Рузаевой (науч. руководитель О. Л. Лаврик), О. В. Богдановой, Е. И. Узловой, М. Г. Нагулиной, О. В. Сайгушевой, Н. В. Шпырного (науч. руководитель Свирюкова В. Г.), Р. А. Теплова (науч. руководитель Н. И. Подкорытова).

Темы выпускных квалификационных работ затрагивали актуальные проблемы в области библиотечно-информационной деятельности и касались таких направлений, как: библиотека в социально-культурной среде региона в условиях трансформаций (ВКР, выполненные под руководством Н. И. Подкорытовой, Е. Б. Артемьевой), электронные ресурсы библиотек (ВКР, выполненные под руководством Н. С. Редькиной, В. Г. Свирюковой), проектная деятельность библиотек (ВКР, выполненная под руководством О. В. Макеевой), влияние процессов книгоиздания на формирование фондов (ВКР, выполненные под руководством Н. И. Подкорытовой, Е. Б. Артемьевой),  методическое обеспечение деятельности научных библиотек (работы, выполненные под руководством  Т. В. Дергилевой), актуальные формы библиотечно-информационного обслуживания библиотек разных видов и формы привлечения читателей (ВКР, выполненные под руководством Т. В. Дергилевой, О. Л. Лаврик), современные технологии менеджмента библиотечно-информационной деятельности (ВКР, выполненные под руководством Г. Б. Паршуковой).

Большинство работ имело ярко выраженный практикоориентированный характер. Практические разделы ВКР базировались на результатах анализа показателей деятельности академических (ГПНТБ СО РАН) и общедоступных публичных библиотек Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Хакасия.

Несколько работ были посвящены роли библиотек в процессе социализации подрастающего поколения. В ряде работ сделан акцент на характеристиках форм работы с читателями на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Анализ качества и результатов защиты выпускных квалификационных работ свидетельствуют о том, что  все представленные дипломные исследования:

– соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемым к выпускной квалификационной работе;

– направлены на интегрированное решение конкретных теоретических и практических задач информационно-библиотечной деятельности;

– имеют завершенный уровень разработки.

Выпускные квалификационные работы отражают качественный уровень профессиональной подготовки выпускников, их знания о приоритетных направлениях информационно-библиотечной деятельности; умения анализировать информацию об объектах исследования;  понимание практического назначения результатов исследования. В целом, наблюдается высокий исследовательский уровень работ.

Структура выпускных квалификационных работ в полной мере соответствует работам данного жанра. Теоретическая часть включает обоснование выбранной темы, доказательство ее актуальности, формулирование цели и задач, объекта и предмета исследования.

Нарекания вызывает техническое оформление работ (отсутствие пробелов между инициалами, неиспользование неразрывного пробела, не разрешенные сокращения, описки в названиях издательств).

В целом, выпускные квалификационные работы соответствуют квалификационным требованиям и содержанию специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Защита выпускных квалификационных  работ продемонстрировала, что выпускники приобрели опыт проведения научно-исследовательской работы, научились грамотным профессиональным языком излагать свои мысли, продемонстрировали знания в области библиотечно-информационной деятельности. Ответы на вопросы комиссии и рецензентов показали у большинства студентов глубокое понимание проблематики, разрабатываемой в выпускных квалификационных работах, достаточно свободное владение теоретическим материалом по исследуемой теме и погружение в практику профессиональной деятельности.

Защита всех выпускных квалификационных работ проходила публично. Работы сопровождались мультимедийными презентациями.

Рецензии содержат объективную характеристику оцениваемой выпускной квалификационной работы, отражают ее практическую значимость, при необходимости содержат критические замечания и пожелания.

Процедура защиты выпускных квалификационных  работ проведена на хорошем организационно-методическом уровне, в атмосфере требовательности, принципиальности, коллегиальности в обсуждении работ и выставлении оценок при неизменной объективности и доброжелательном отношении к выпускникам.

 

 

Выводы и предложения

 

Комиссия отмечает высокий уровень организации учебного процесса, базирующийся на объединении усилий ППС кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности и ГПНТБ СО РАН. Уровень подготовки выпускников специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» в полной мере соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускники продемонстрировали достаточно высокий уровень профессиональных знаний и умений. Итоговая государственная аттестация выпускников данной специальности проведена на должном организационно-методическом уровне.

Положительным фактором является активное использование публикаций, методических рекомендаций и материалов учебно-методических комплексов по библиотечно-информационной деятельности, подготовленных преподавателями кафедры СКиБД НГПУ и сотрудниками ГПНТБ СО РАН.

Защита не носила формального характера, она проходила в дискуссионной форме. Студенты часто представляли свою практическую часть в виде проектов, рекламных продуктов, реализованных программ, что подтверждает исследовательский характер выполненных работ.

Государственная аттестационная комиссия рекомендует:

к поступлению в аспирантуру Р. А. Теплова (науч. рук. Н. И. Подкорытова);

– к внедрению результатов ВКР в практическую деятельность – Н. А. Рузаевой (руководитель Лаврик О. Л.), Узловой Е. И. (руководитель В. Г. Свирюкова), Н. К. Бутяновской (руководитель Н. И. Подкорытова);

– опубликовать в профессиональной печати практические части ВКР У. Ю. Емельяновой, С. М. Авдошиной, Е. Н. Челпановой (науч. рук. Н. С. Редькина), Н. А. Рузаевой (руководитель О. Л. Лаврик), М. Г. Нагулиной (руководитель В. Г. Свирюкова), Г. М. Копысовой (руководитель Г. Б. Паршукова).

В перспективе хотелось бы пожелать использовать результаты ВКР для повышения эффективности деятельности библиотек и пропаганды библиотечной профессии.

 

Председатель ГАК: директор ГАУК НСО «Новосибирская

государственная областная научная библиотека» заслуженный работник культуры С. А. Тарасова; члены ГАК: декан факультета культуры и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «НГПУ» кандидат педагогических наук  О. В. Капустина; заместитель директора по научной и библиотечной работе ГАУК НСО «Новосибирская государственная областная научная библиотека» кандидат исторических наук, доцент  В. Г. Деев, профессор кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности доктор педагогических наук Е. Б. Артемьева, директор МКУК ЦБС Калининского района   И. К. Зырянова

 

 
© 1998-2014 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100