Сотрудничество с  Новосибирским государственным педагогическим университетом

 

О работе Государственной аттестационной комиссии Факультета культуры и дополнительного образования НГПУ

с «12» апреля 2013 г. по «28» июня 2013 г.

специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализация: Библиотечный менеджмент

отделение: очное, заочное

квалификация: Библиотекарь-библиограф, преподаватель

СОСТАВ ГАК.

Председатель ГАК: доцент кафедры социально-массовых коммуникаций ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры, почетный работник высшего профессионального образования РФ ГЕЛЛЕР Инесса Сергеевна.

Члены ГАК:

1)         декан факультета культуры и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «НГПУ» кандидат педагогических наук МИНУЛИНА Нина Александровна;

2)    доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности кандидат педагогических наук АРТЕМЬЕВА Елена Борисовна;

3)    директор МКУК «Централизованная библиотечная система им. Д.С. Лихачева Калининского района» ЗЫРЯНОВА Ирина Кузьминична.

Экзаменатор: доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности кандидат педагогических наук СВИРЮКОВА Вера Григорьевна.

Состав    Государственной     аттестационной     комиссии утвержден Приказом ректора ФГБОУ ВПО НГПУ № 760-УМФ от 25.12.2012.

Количество студентов, допущенных на Государственный экзамен: 24 чел. (6 студентов очной формы обучения, 18 студентов заочной формы обучения); допущенных на защиту ВКР 21 студент (6 студентов очной формы обучения, 15 студентов заочной формы обучения). Все допущенные к защите ВКР студенты прошли процедуру предзащиты (протоколы № 7 от 27.05.2013 г. заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности).

Количество окончивших вуз: 21 чел., из них окончивших с отличием 3 человека.

Итоговый государственный экзамен по специальности

Итоговый государственный экзамен преследует цель произвести комплексную оценку полученных за период обучения знаний, умений и навыков в области библиотечно-информационных ресурсов и технологий с учетом специфики учебного процесса и региональных особенностей вуза. В ходе Государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Государственный экзамен носит полидис­циплинарный характер и ориентирован на выявление системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных знаний в предметной области.

Программа Государственного экзамена была разработана преподавателями кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности в соответствии с требованиями Государ­ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, программами учебных дисциплин и согласована с Учебно-методическим советом факультета. Программа Государственного экзамена опубликована в учебном издании: Библиотечно-информационная деятельность: Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Отв. сост. Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2011. 171 с.

Государственный экзамен проводится в форме ответов на теоретические вопросы по билетам и включает задания по всем основным направлениям общепрофессиональной и специальной теоретической и практической подготовки специалиста.

Контрольно-измерительные материалы итогового государственного экзамена представлены 25 билетами. Билеты рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности (протокол № 10 заседания кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности от 31.05.2011 г.). Каждый билет состоит из 3-х вопросов, отражающих содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин, выявляющих знания студентов в области библиотечно-информационной деятельности. Выбранный кафедрой рациональный подход к составу экзаменационных билетов позволил осуществить итоговую проверку уровня подготовки выпускников в целом по специальности и с ориентацией на квалификацию «Библиотекарь-библиограф, преподаватель».

В число дисциплин, отраженных в содержании государственного дисциплинарного экзамена, вошли:

цикл общепрофессиональных дисциплин: Информатика, Социальные коммуникации, Документоведение, Общее библиотековедение, Общее библиографоведение, Аналитико-синтетическая переработка информации. Информационные технологии;

– цикл специальных дисциплин: Библиотечный фонд, Библиотечное обслуживание, Библиотечный менеджмент, Библиографическая деятельность библиотеки, Основы педагогического мастерства. Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин.

В итоговом государственном экзамене приняли участие 24 человека (6 студентов очной формы обучения, 18 студентов  заочной формы обучения, из них    14   студентов   полного   6-летнего   срока   обучения,   4   студента сокращенного 3,5-летнего срока обучения).

Результаты итогового государственного экзамена студентов заочной формы обучения полного срока обучения (14 человек): 5 выпускников получили оценку «отлично» (35,6 %); 5 выпускников (35,6 %) – «хорошо», 3 выпускника (28,5 %) – «удовлетворительно», 1 – «неудовлетворительно» (0,3 %). Средний балл: 4,0.

Результаты итогового государственного экзамена студентов заочной формы обучения сокращенного срока обучения (4 человека): 4 выпускника получили оценку «отлично» (100 %). Средний балл: 5,0.

Результаты итогового государственного экзамена студентов очной формы обучения (6 человек): 6 выпускников получили оценку «отлично» (100 %). Средний балл: 5,0.

Средний бал Государственного экзамена студентов заочной формы обучения: 4,5.

Общее количество оценок «отлично» – 15 (62,5 %), «хорошо» – 5 (20,8 %), «удовлетворительно – 3 (12,5 %), «неудовлетворительно» – 1 (4,2 %) . Средний балл: 4,41.

Таким образом, более успешные результаты продемонстрировали студенты очной формы обучения.

Студенты показали высокий уровень профессиональной подготовки, удовлетворяющий современным требованиям в области библиотечно-информационной деятельности, наличие необходимых профессиональных компетенций, умение аргументированно характеризовать направления и проблемы библиотечно-информационной деятельности с опорой на нормативно-правовые документы, понимание перспектив развития библиотечно-информационной отрасли, а также знание трудов ведущих ученых и специалистов. Комиссия признала лучшими ответы Н. Васильевой, А. Абрамовой, Ю. Обращевой. Самыми слабыми оказались ответы Н. Посашковой, Е. Крутиковой.

 

Защита выпускной квалификационной работы

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, выпускная квали­фикационная работа библиотекаря-библиографа, преподавателя представляет собой законченную разработку, в которой: сформулированы актуальность и место решаемой задачи в предметной области; анализируется литература по направлению данной квалификации; определяются и конкретно описываются выбранные выпускником методы и задачи исследования; самостоятельно определяется соотношение теоретической и практической частей дипломной работы и их внедрение в библиотечно-информационную среду.

Объем, состав, решаемые задачи и другие общие характеристики выпускной квалификационной работы определяются СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 Выпускная квалификационная работа. Требования; ПЛ НГПУ 2.4-04/02-2010 Положение об итоговой государственной аттестации и разработанными на основе этих документов преподавателями кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности методическими рекомендациями по написанию и защите выпускной квалификационной работы, изданными в 2011 г., имеющимися в НБ ФГБОУ ВПО «НГПУ» в бумажном и электронном виде: Библиотечно-информационная деятельность: Методические рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Отв. сост. Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. Новосибирск, 2011 . 171 с.

Выпускная квалификационная работа призвана показать уровень подготовки выпускника и определить степень его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности; комплекс его знаний и умений по организации и проведению исследования избранной проблемы в области библиотечно-информационной деятельности.

Руководители выпускных квалификационных работ:

Е. Б. Артемьева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности;

Т. В. Дергилёва – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности;

О. Л. Лаврик – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности;

О. В. Макеева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности;

Н. И. Подкорытова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности;

Н. С. Редькина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности;

В. Г. Свирюкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности.

Государственной аттестационной комиссией были заслушаны, обсуждены и аттестованы 21 выпускная квалификационная работа. Результаты защиты выпускных квалификационных работ характеризуются следующими показателями:

 

Результаты защиты ВКР студентов заочной формы (15 человек)

12 работ оценены на «отлично» (80 %),

2 работы оценены на «хорошо» (13 %).

1 работа оценена на «удовлетворительно» (7%)

Результаты защиты ВКР студентов очной формы обучения (6 человек):

5 работ оценено на «отлично» (83 %);

1 работа оценена на «хорошо» (17 %).

Средний балл: 4,8.

Общее количество оценок «отлично» – 17 (80 %); «хорошо» – 3 (14 %), «удовлетворительно» – 1 (6 %). Общий средний балл: 4,76.

Лучшими признаны работы студентов М. Куулар (науч. руководитель О. Л. Лаврик), Т. Сюзевой (науч. руководитель О. В. Макеева), И. Яроцкой (науч. руководитель В. Г. Свирюкова), Ю. Обращевой (науч. руководитель Е. Б. Артемьева), А. Савиной, И. Сергеевой (науч. руководитель Н. И. Подкорытова).

Темы выпускных квалификационных работ затрагивали актуальные проблемы в области библиотечно-информационной деятельности и касались таких направлений, как: библиотека в социально-культурной среде региона в условиях трансформаций (ВКР, выполненные под руководством Подкорытовой, Т. В. Дергилёвой), эволюция библиотечного образования (ВКР, выполненные под руководством Е. Б. Артемьевой), электронные ресурсы библиотек (ВКР, выполненные под руководством О. Л. Лаврик, Н. И. Подкорытовой, Н. С. Редькиной, В. Г. Сви­рюковой), проектная деятельность библиотек (ВКР, выполненные под руководством О. В. Макеевой), влияние процессов книгоиздания на формирование фондов (ВКР, выполненные под руководством Н. И. Подкорытовой), стратегия развития библиотечных услуг (ВКР, выполненные под руководством Е. Б. Артемь­евой, Н. С. Редькиной, Т. В. Дергилёвой), новые технологические процессы в библиотеке (ВКР, выполненные под руководством Н. С. Редькиной, Т. В. Дергилёвой).

В целом ряде работ предпринят анализ деятельности библиотек Новосибирской области: ГПНТБ СО РАН, Ново­сибирской областной юношеской   библиотеки, Сузунской ЦБС  и  других регионов   Сибир­ского Федерального округа, в частности, Национальной библиотеки республики Тыва.

Традиционными стали темы, посвященные истории библиотек Сибири: ВКР Е. Пестовой «История публичных библиотек Новосибирской области».

Ярко выраженный практико-ориентированный характер имели работы, посвященные разработке модели единого справочно-библиографического окна (ВКР, выполненные под руководством В. Г. Свирюковой); структурированию информации на библио­течных сайтах (ВКР, выполненные под руководством Н. И. Подкорытовой); внедрению новых форм массово-просветительской работы с населением в сельской местности (ВКР, выполненные под руководством Т. В. Дергилёвой).

Анализ качества и результатов защиты выпускных квалификационных работ свидетельствуют о том, что все представленные дипломные исследования:

– соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемым к выпускной квалификационной работе:

– направлены на интегрированное решение конкретных теоретических и практических задач информационно-библиотечной деятельности:

– имеют завершенный уровень разработки.

Выпускные квалификационные работы отражают качест­венный уровень профессиональной подготовки выпускников, их знания о прио­ритетных направлениях информационно-библио­течной деятельности: умения анализировать информацию об объектах исследования: понимание практического назначения результатов исследования. В целом наблюдается высокий иссле­довательский уровень работ.

Структура выпускных квалификационных работ в полной мере соответствует работам данного жанра. Теоретическая часть включает обоснование выбранной темы, доказательство ее актуальности, формулирование цели и задач, объекта и предмета исследования.

Выпускные квалификационные работы соответствуют квалифи­кационным требованиям и содержанию специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Однако не всегда соблюдается правильность оформления рукописей в соответствии с требованием СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 Выпускная квалификационная работа.

Защита выпускных квалификационных работ продемон­стрировала, что выпускники приобрели опыт проведения научно-исследовательской работы, научились грамотным профес­сиональным языком излагать свои мысли, продемонстрировали знания в области библиотечно-информационной деятельности. Ответы на вопросы комиссии и рецензентов показали у большинства студентов глубокое понимание проблематики, разрабатываемой в выпускных квалификационных работах, достаточно свободное владение теоретическим материалом по исследуемой теме и погружение в практику профессиональной деятельности.

Зашита всех выпускных квалификационных работ проходила публично. Работы сопровождались мультимедийными презен­тациями.

Рецензии содержат объективную характеристику оцениваемой выпускной квалификационной работы, отражают ее практическую значимость, при необходимости содержат критические замечания и пожелания.

Процедура защиты выпускных квалификационных работ проведена на хорошем организационно-методическом уровне, в атмосфере требовательности, принципиальности, коллегиальности в обсуждении работ и выставлении оценок при неизменной объективности и доброжелательном отношении к выпускникам.

            Выводы и предложения

Комиссия отмечает высокий уровень организации учебного процесса, базирующийся на объединении усилий ППС кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности и ГПНТБ СО РАН. Уровень подготовки выпускников специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» в полной мере соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускники продемонстрировали достаточно высокий уровень профессиональных знаний и умений. Итоговая государственная аттестация выпускников данной специальности проведена на должном организационно-методическом уровне.

Положительным фактором является активное использование публикаций, методических рекомендаций и материалов учебно-методических комплексов по библиотечно-информационной деятельности, подготовленных преподавателями кафедры СКиБД НГПУ и сотрудниками ГПНТБ СО РАН.

Защита не носила формального характера, она проходила в дискуссионной форме. Студенты часто представляли свою практическую часть в виде моделей, проектов, реализованных программ, что подтверждает исследовательский характер выполненных работ.

            Государственная аттестационная комиссия рекомендует: к поступлению в аспирантуру М. Куулар М. (науч. руководитель О. Л. Лаврик), Н. Васильеву (науч. руководитель Н. С. Редькина) и  С. Тулуш (науч. руководитель Н. И. Подкорытова); опубликовать результаты ВКР Яроцкой И. (науч. руководитель В. Г. Свирюкова), Е. Пестовой (науч. руководитель Е. Б. Артемьева), Ф. Джани (науч. руководитель рук. Н. С. Редькина), Е. Весниной (науч. руководитель Н. С. Редькина).

В перспективе хотелось бы пожелать использовать результаты ВКР для рекламы деятельности библиотек.  В  целях  освоения  библиотекарями   PR-технологий следует ввести соответствующий раздел в программу подготовки студентов.

Материал подготовлен канд. пед. наук Е. Б. Артемьевой, доцентом, отв. за преподавание профильных дисциплин в НГПУ  на основе отчета о работе Государственной аттестационной комиссии Факультета культуры и дополнительного образования НГПУ

 

 
© 1998-2013 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100