Глава IV ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ
БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

4.1. Сущность и содержание управления библиотечным производством 4.2. Принципы, функции и формы управления библиотечной деятельностью 4.3.экономическое поведение и экономическая культура библиотечных специалистов как фактор оптимизации управления

Цель главы - раскрыть сущность экономического управления, экономические законы, принципы, методы управления библиотечной деятельностью; показать специфику экономического поведения и экономической культуры библиотечных специалистов.

После изучения необходимо:

4.1. Сущность и содержание управления библиотечным производством

Управление — это функция, присущая организованным системам различной природы и обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей.
 
Экономическое управление можно определить, как способ воздействия на процесс общественного труда в соответствии с объективными законами развития общества.

В системе методов экономического управления ведущее место занимают те, которые основаны на учете экономических законов, принципов, методов, а также экономических интересов и экономических отношений субъектов библиотечной деятельности. Ранее уже шла речь о таких способах воздействия на экономические отношения, как хозяйственный расчет, ценообразование, система экономических нормативов и т.д.

Оптимальное использование экономических законов, принципов, методов управления является важнейшим условием перестройки хозяйственного механизма библиотеки, перехода от административно-командной системы к системе управления, учитывающей рыночные реалии.

В библиотеках как организациях социокультурного типа экономические методы управления направлены на интеграцию факторов интенсивного развития в целях достижения наибольшего эффекта с наименьшими затратами.

Однако библиотеки — это не только социокультурные, но и экономические системы. Главным свойством систем смешанного типа является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку человеческий фактор в библиотечном производстве играет ведущую роль. Библиотечный работник всегда остается носителем живого процесса человеческого знания, даже если оно воплощается в созданных или используемых им орудиях труда (фонды, каталоги, библиографические указатели, технические средства). Соответственно и элемент творчества остается одним из важнейших составляющих библиотечного труда даже при введении самых новых, прогрессивных информационных технологий. Но результат труда, выступающий как совокупный библиотечный общественный продукт, — это категория экономическая. Следует заметить, что социальные и экономические части системы библиотечной деятельности хотя и развиваются по собственным законам, но не являются случайно организованными совокупностями, находящимися в состоянии антагонизма.

В процессе управления социальной либо экономической составляющей библиотечной деятельности не может быть принято решений относительно одной из них без учета интересов другой.

Оптимальное управление предполагает не только учет характера всех компонентов библиотечного производства, но и учет характера их взаимодействия (технологического, информационного, экономического) как друг с другом, так и с системой в целом. Иными словами, принятие управленческого решения относительно любого компонента должно исходить из интереса всей системы.

Социально-культурный и экономический виды деятельности библиотеки не автономны. Свое назначение они могут выполнять только при условии взаимодействия, причем оно будет тем лучше, чем более упорядоченными, организованными будут взаимосвязи элементов социального и экономического видов деятельности.

Следовательно, при организации системы управления библиотечным производством необходимо учитывать все те компоненты, которые образуют основные системы библиотечного производства: технологическую, организационную, экономическую и социальную. Каждая из этих систем решает свои задачи и формирует на их базе определенные виды библиотечной деятельности.

Технологическая система в структуре управления библиотечным производством является менее подвижной, она медленнее адаптируется к внешней среде. Связано это с тем, что технологическая система требует наибольших финансовых затрат, ее обновляемость зависит от целого ряда факторов, прежде всего от того, какими темпами закупается новое оборудование и новые технологии.

Кроме того, выбор конкретных технологий для каждого структурного подразделения требует многоаспектного анализа как позитивных, так и негативных последствий принимаемых решений. Поскольку внедрение инновационных технологий в библиотечное производство затрагивает характер производственных отношений, формы и содержание труда библиотечных специалистов, то на первый план выходят проблемы управления библиотечными ресурсами, прежде всего трудовыми.

Концентрация производственных процессов в условиях технологического переоснащения библиотечного производства обусловливает особую форму движения труда, проявление таких экономических законов, как: закон перемены труда, кооперирования и разделения труда, экономии времени.

Познание закона перемены труда как особой формы движения рабочей силы при совершенствовании средств производства и технологических процессов в любой сфере общественного производства направлено на упорядочение структуры занятости кадров и создание баланса числа рабочих мест с имеющимися трудовыми ресурсами. Для того чтобы рассчитать структуру занятости кадров следует знать коэффициент использования и сменности библиотечного оборудования, а также коэффициент насыщенности специалистами отдельных производственных участков.

Коэффициент использования оборудования (К.И.О.) рассчитывается по времени, производительности и объему произведенной продукции и услуг.

К.И.О. по времени (t) определяется по формуле:

image002.gif (1686 bytes)

 

Иначе говоря, если задействованный в библиотечном технологическом процессе компьютер работал 120 часов из-за непредусмотренных планом потерь рабочего времени (скажем, из-за ремонта), а количество рабочих дней в месяце составило 160 часов, то коэффициент использования оборудования во времени будет равен 62,5%, а потери, соответственно, — 37,5%.

К.И.О. по производительности (мощности) выводится по формуле:

formula_4_1.gif (1753 bytes)

Например, ввод в базу данных библиографического описания с лингвистической обработкой (т.е. предметизацией, систематизацией по ББК и ГРНТИ, индексацией предметных рубрик) по норме составляет 4 описания в час, но ввиду изношенности компьютера возможно ввести лишь 3 описания. Значит коэффициент использования оборудования по производительности составляет 75% (3 : 4 = 0,75). Ситуация может сложиться и иначе. Скажем, высококвалифицированный сотрудник работает на компьютере "последнего поколения" и вводит в БД не 4, а 6 описаний. В этом случае к.и.о. по производительности будет равен 150%. И, наконец, коэффициент использования оборудования по объему произведенных продуктов и услуг. Он исчисляется по формуле:

image002.gif (1607 bytes)

Причем плановый объем должен быть получен при работе без простоев и с установленной мощностью.

Так, если на взятом нами для примера компьютере по плану предусмотрено ввести в БД 150 названий в месяц, а по разного рода причинам удалось ввести только 120 названий, то обобщающий интегральный К.И.О. равен 80%.

Коэффициент сменности оборудования — один из важнейших показателей, позволяющий судить сколько смен работала в среднем каждая единица оборудования (компьютер) в течение дня, месяца, года. Например, на технологическом участке библиотеки установлено 5 компьютеров. Из них полную смену (8-часовой рабочий день) работало 2 компьютера; 2 компьютера работали по 4 часа, т.е. по половине смены, и, наконец, один компьютер "качал" информацию в течение 24 часов, т.е. 3 смены. Таким образом, в общей сложности было отработано 6 машино-смен (2 ґ 1 + 2 ґ 1/2 + 1 ґ 3). Коэффициент сменности в данном случае составил 1,2 (6 : 5). По нормам, рассчитанным на промышленных предприятиях, максимально возможная загрузка должна составлять 2,5—2,7.

Сравнение фактического коэффициента сменности с нормативным в данном примере говорит о том, что техника недогружена более чем в 2 раза. Задача управленческого аппарата на данном технологическом участке должна быть сведена к тому, чтобы ликвидировать лишние неавтоматизированные рабочие места для более полной реализации имеющегося оборудования. Экономически это будет выгодно, несмотря на то, что оплата труда библиотечных специалистов, работающих на базе инновационных технологий, выше, нежели у тех, кто имеет дело с традиционными технологиями. Да и профессиональная подготовка кадров требует затрат. Однако в результате можно будет получить библиотечный продукт, конкурентоспособный на рынке информационных услуг. Конечно, при этом "управленцам" придется решать достаточно сложные задачи психологического плана, связанные с ликвидацией лишних рабочих мест, что всегда сопровождается конфликтными ситуациями. Для того чтобы свести к минимуму негативные последствия таких решений, необходимо провести аттестацию рабочих мест. Итоги такой аттестации позволят судить о насыщенности специалистами отдельных производственных участков. Аттестация рабочих мест представляет собой комплексную оценку каждого рабочего места (библиографа, комплектатора. каталогизатора, систематизатора, библиотекаря, занятого обслуживающим трудом) с точки зрения ее соответствия прогрессивным нормам и требованиям. При проведении этой работы большую помощь могут оказать данные ретроспективного экономического анализа, поскольку его задачей, как уже говорилось ранее, является установление баланса между объемом выполняемых процессов и операций и численностью исполнителей, а также качеством продуктов и профессиональной квалификацией исполнителей. Итоги экономического анализа позволяют также выявлять эффективность организации технологий, разрабатывать механизм ее защиты. Таким образом, базируясь на результатах экономического анализа и используя нормативно-технологическую библиотечную документацию, управленческий персонал в ходе аттестации рабочих мест может решить вопросы, связанные с выявлением рабочих мест, не соответствующих прогрессивным технологиям; усовершенствовать рабочие места с неблагоприятными условиями труда; ликвидировать малоэффективные рабочие места; увеличить коэффициент сменности библиотечного оборудования, а также рассчитывать коэффициент насыщенности специалистами отдельных производственных участков. Определение коэффициента насыщенности специалистами базируется на экономическом анализе с учетом следующей системы показателей: производительности труда, доли продукции высшей категории качества, общей рентабельности. При определении коэффициента насыщенности специалистами и определении структуры занятости кадров используют и такие параметры, как скрытая и явная незанятость кадров, которые могут влиять на низкую эффективность использования производственного потенциала, поскольку обусловливают дисбаланс рабочих мест и трудовых ресурсов. К сожалению, до сих пор нет сведений по непроизводственной сфере, но в сфере материального производства даже при 5% избытке рабочих мест интенсивность труда уменьшается на 20% относительно нормативного уровня, затраты на оплату труда возрастают на 38% (51).

Это следует учитывать управленческому персоналу при расчете структуры занятости кадров. Оптимальное функционирование библиотечной технологической системы во многом зависит от уровня управления организационной системой. Она выполняет функцию гармонизации во времени и пространстве отношений между другими системами, — технологической, экономической, социальной — а также между основным, вспомогательным и обслуживающим библиотечным производством.

Следует отметить, что организационные структуры библиотек достаточно консервативны и зачастую отстают от тех изменений, которые происходят в характере библиотечного труда.

Дело в том, что в сфере библиотечной деятельности эволюция производственных отношений идет медленнее, нежели в сфере материального производства, что сдерживает развитие управленческих структур библиотеки.

При создании структур управления организационными системами необходимо учитывать не только логику библиотечного процесса, что является главным в системе управления технологической структурой, но и всю совокупность социально-экономических факторов. Как доказано психологами, развитие личности является результатом развития ее деятельности, в процессе которой возникают различные типы отношений. В организационной системе библиотеки, также как и в социальной, основное место занимают субъект-субъективные отношения. В результате управления организационными и социальными системами главным образом решаются социологические и психофизиологические задачи, с целью сделать эти системы более адаптивными к быстрым изменениям ситуации. Документами, регламентирующими процессы управления организационной и социальной системами, являются: нормативно-правовая и организационно-методическая документация.

Экономическая система библиотеки представляет собой совокупность общественных, коллективных и личных экономических интересов. Ее задачей является создание условий для наиболее эффективного производства библиотечных продуктов и предоставления услуг, определение объема всех видов ресурсов, обеспечивающих выполнение этих задач. Именно экономическая система библиотеки является отражением процесса непрерывного оборота библиотечных ресурсов. Тем самым она оказывает решающее влияние на все другие системы библиотеки, на эффективность их действий. Вместе с тем на нее саму оказывают влияние все другие системы и, прежде всего, социальная, ибо библиотека — это не коммерческая организация. Содержание управления экономической системой определяется выбором целей, а также организацией способов контроля и стимулирования процессов библиотечного производства.

Общей методологической основой процесса управления экономической системой библиотеки является диалектический подход, позволяющий увязать воедино социальные и экономические аспекты движения общественного труда. Основные методы управления определяются действием экономических законов, отражающих существенные стороны экономической деятельности библиотеки. Эти законы хорошо известны библиотечным специалистам, однако важно, чтобы их использование не носило стихийный характер.

Закон единства системы управления, который заключается в единстве методов управления всеми составными частями библиотечного производства. Закон проявляется в единстве таких основных функций управления, как планирование, организация библиотечного производства, контроль, единство требований к библиотечным специалистам, занимающимся различными видами библиотечной деятельности — основной и дополнительной.

Закон пропорциональности проявляется как определенная соотносительность основного, вспомогательного и обслуживающего библиотечного производства, а также производственной, методической, научно-организационной деятельности. Применительно к управляющей системе закон пропорциональности выступает как основа механизма, обеспечивающего согласованное функционирование всех подразделений библиотеки.

Пропорциональность необходима не только в организации библиотечного производства, но и в организации труда специалистов. Для этого, как уже говорилось, необходимо выведение коэффициента насыщенности библиотечными специалистами отдельных производственных участков.

Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления позволяет распределять управленческое воздействие по иерархии системы управления. Этот закон имеет особое значение на этапе компьютеризации библиотек. Как уже говорилось, введение новых технологий меняет характер библиотечного труда: изменяются способы индивидуальной деятельности, усложняется кооперация трудовых процессов, меняется система распределения ресурсов по производственным участкам. Возникают новые экономические отношения между участниками библиотечного производства:

  • по поводу распределения трудовых функций;

  • последовательности и времени их выполнения;

  • производительности и оплаты труда;

  • стоимости материально-технической базы и оборудования;

  • числа работников и рабочих мест в подразделениях.

Все это требует умелого применения закона централизации и децентрализации управления.

Закон участия производственного коллектива в управлении. Участие всех уровней организации библиотечного производства в управлении — это один из способов повышения эффективности. Формы участия определяются соответствующими документами, регулирующими библиотечную деятельность — организационной документацией, нормативно-правовой. Эти формы зафиксированы в коллективном договоре, заключаемом между администрацией и трудовым коллективом.

И, наконец, закон соотносительности управляющей и управляемой систем. Его соблюдение в библиотеках позволяет сократить издержки на содержание административного аппарата. Достижение этой цели возможно за счет оптимизации организационной системы библиотеки — укрупнения отделов, сокращения лишних звеньев в технологических системах. Помогает в решении этих задач экономический анализ библиотечной деятельности.

Заканчивая характеристику сущностных свойств управления различными системами библиотечного производства, следует подчеркнуть, что только сознательное применение законов управления может избавить библиотеку от дополнительных проблем, связанных с негативным влиянием изменившейся социально-экономической среды.

4.2. Принципы, функции и формы управления библиотечной деятельностью

Принципы управления синтезируют основные положения, определяющие требования к системе, структуре, процессу организационному и хозяйственному механизму управления. Принципы управления вытекают из объективно действующих в экономике библиотечной деятельности законов, хотя состав принципов зеркально и не отражает состав законов управления.

На практике один закон может быть реализован на основе нескольких принципов и наоборот. Например, принцип демократического централизма, направленный на сочетание централизованного руководства с расширением участия библиотечного персонала в управлении, может быть реализован в законе оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления и в законе участия трудящихся в управлении производством. В этих же законах реализуется и другой принцип — единоначалия и коллегиальности управления. Здесь форма участия коллектива в управлении, которая выражается в обсуждении основных стратегических вопросов развития библиотечного производства, сочетается со строгим единоначалием, ответственностью должностных лиц за выполнение этих вопросов.

Принцип планового ведения хозяйства базируется на основе такого экономического закона, как закон пропорциональности производства и управления. В библиотечной практике существует несколько разновидностей планирования. По хронологии планирование делится на перспективное (для библиотек это по-прежнему пятилетние планы), текущее (годовое) и оперативное. Последнее представляет собой систему плановых временных расчетов, регулирующих равномерную и ритмичную работу библиотечных технологических участков.

По содержанию и составу выполняемых задач можно выделить планы технико-экономические, организационно-технические, стратегические, оптимальные.

Технико-экономическое планирование представляет собой систему расчета экономического, организационно-технологического и социального развития библиотеки. Основой этих планов является перспективный экономический анализ, предусматривающий, как уже говорилось ранее, изучение всех компонентов и условий функционирования библиотечного производства в их взаимосвязи с целью определения наиболее достижимого уровня развития.

План организационно-технических мероприятий представляет собой систему заданий по выполнению планов технического, экономического и социального развития библиотеки. При разработке планов организационно-технических мероприятий могут применяться экономико-математические методы расчетов и модели.

Стратегическое планирование разрабатывает на основе организационно-технических заданий совокупность управленческих действий, способствующих достижению поставленных перед коллективом целей. Процесс стратегического планирования предусматривает прохождение нескольких этапов, таких как оценка и анализ внешней среды функционирования библиотеки, анализ сильных и слабых сторон библиотечного производства, выбор, оценка, механизм реализации стратегии, анализ стратегических альтернатив.

В процессе прохождения этапов возможно использование методов оптимального планирования, базой которого являются проведенные в нескольких вариантах расчеты, позволяющие выбрать наилучший с точки зрения оптимальности вариант. В основу оптимального планирования могут и должны быть положены коэффициенты использования и сменности оборудования, насыщенности трудовыми ресурсами отдельных участков библиотечного производства.

Продолжая разговор о принципах управления библиотечным производством, следует остановиться на принципе материального и морального стимулирования.

Ранее уже шла речь, что помимо заработной платы в библиотеках существует система надбавок и доплат, которые используются в управлении для повышения эффективности библиотечной деятельности.

Ориентиром правильного сочетания моральных и материальных стимулов служат экономические и социальные интересы субъектов библиотечной деятельности.

Принцип материального стимулирования находит свое воплощение через экономические рычаги и стимулы, являющиеся непременным атрибутом управления библиотечным производством. К ним относятся хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость и цена библиотечных продуктов и услуг. Все они связаны в единую систему экономических рычагов и стимулов, которые развиваются и совершенствуются по мере того, как совершенствуется экономическая деятельность библиотек.

В свою очередь, совершенствование экономической деятельности библиотек во многом зависит от соблюдения принципа научности управления. Научность управления предполагает использование новейших данных экономической науки и библиотековедения управляющим персоналом. А так как развитие библиотеки базируется не только на экономических, но и на социально-культурных факторах, то при построении системы управления необходимо использовать данные таких наук, как социология, психология, культурология.

Принципы ответственности, правильного отбора и расстановки кадров способствуют созданию четкой системы управления организационной структурой библиотеки. Они фиксируются в нормативно-правовой и технологической документации библиотеки.

Соблюдению этих принципов управления помогает постоянно проводимый в библиотеках экономический анализ ресурсной обеспеченности библиотечного производства.

Управление библиотечной деятельностью невозможно без соблюдения принципа экономичности и эффективности. Этот принцип, так же как принцип преемственности хозяйственных решений формируют законы единства системы управления и соотносительности управляющей и управляемой систем.

И, наконец, принцип обязательности обратной связи, на котором базируются практически все законы управления. Он позволяет ликвидировать нежелательные последствия и отклонения от нормы, возникающие в ходе управления.

Система принципов управления библиотечным производством может меняться с появлением новых целей и задач. Хотя основные принципы, выражающие требования к системе управления, исчезнуть не могут.

Возникновение различных функций управления связано с разделением и специализацией труда в сфере общественного производства. Чем проще объект управления, социальная, производственная, экономическая системы библиотеки, тем более простой является классификационная схема функций управления.

Функции управления направлены на достижение определенной цели. Чем больший объем действий выполняет библиотечное сообщество, тем большее количество целей определяет характер трудового процесса и тем больший набор функций входит в структуру управляющей системы.

Обычно функции управления классифицируются как общие и специфические.

К числу общих функций управления относят планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль. Все эти функции действуют в единстве. Например, планируя деятельность библиотеки, библиотечный специалист не сможет обойтись без постановки целей и задач, которые при этом необходимо скоординировать, осуществить последующий контроль. Так, скажем, планируя процесс переоснащения компьютерной техникой таких участков библиотечного производства, которые связаны с обработкой документов, необходимо предусмотреть конечную цель организации — создание оптимальной системы обслуживания читателей. Это потребует целенаправленного управляющего воздействия на весь коллектив библиотеки, а не только на отдельно взятый участок. Это позволяет сделать вывод о единстве природы всех названных функций, которые выступают как различные формы одной и той же сущности.

Специфические функции управления присущи конкретным элементам системы, отражают их специфику. Скажем функции управления движением труда в сфере библиотечного обслуживания, имеющего в основном социальную направленность, не совпадает с функциями управления движением труда в производственной сфере. Основанием для установления количественного состава объектов, на которые направлены специфические функции управления могут служить документы, применяемые в ходе операционно-технологического анализа, в частности классификатор библиотечных процессов и операций.

Формы реализации функции управления определяются линейными и функциональными связями в структуре управления. Преобладание того или иного вида связей зависит от масштаба и целей библиотечного производства.

Линейная (иерархическая) форма связи является наиболее простой и используется в управлении библиотечным производством, которое не сильно дифференцированно по видам деятельности и способам организации труда. При такой форме связи подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя, который, в свою очередь, подотчетен вышестоящему руководителю. При этом звенья линейной формы связи соответствуют основным организационным структурам библиотеки. Основным недостатком линейного управления является отсутствие в его структуре специалистов по отдельным функциям управления.

Поэтому в крупных библиотеках со сложной организационной и технологической структурами, сформировавшейся системой экономической деятельности применяют линейно-функциональную форму связей. При такой форме связи у линейного руководителя появляются соответствующие функциональные органы, которые могут быть представлены:

  • штатными сотрудниками, скажем заместителями директора по науке, оргвопросам, по библиотечной работе, информационным технологиям;

  • организационно-управленческими формами, такими как дирекция, ученый совет и его секции;

  • группами специалистов, представляющих отдельные направления библиотечной деятельности (например, совет по формированию, сохранности фондов, комиссия по коммерческой деятельности, совет технологов и т.д.).

Соотношение между линейными и функциональными связями определяет меру сочетания между комплексным и функциональным управлением.

В заключение следует сказать, что существует еще программно-целевая форма связей. Она завершает линейно-функциональную структуру управления, устраняет проблемы, повторно возникающие в процессе координации деятельности функциональных подразделений библиотеки. Для этого создается координирующий орган (например, совет технологов), в задачу которого входит решение конкретных проблем в максимально короткий срок. В состав координирующего органа входят, как правило, специалисты из разных функциональных отделов и структур.

4.3. Экономическое поведение и экономическая культура библиотечных специалистов как фактор оптимизации управления

Овладеть наукой управления на нынешнем этапе функционирования библиотек можно лишь в том случае, когда познание библиотечными специалистами экономических методов в теории сопровождается процессами формирования нового экономического поведения и экономической культуры личности.

Существуют различные определения понятия "экономическое поведение". В аспекте изучения экономической деятельности библиотек наиболее точным можно считать определение В.И. Верховина (52).

"Экономическое поведение — это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения".

Действительно, двойственная природа экономической деятельности, которая направлена на получение как социальных результатов от предоставляемых продуктов и услуг, так и на получение результатов экономических, формирует и двойственность экономического поведения библиотечного специалиста. Причем библиотекарь, как субъект экономических отношений зачастую сам осуществляет выбор между социальными и экономическими альтернативами, ориентируясь на собственные оценки выгод и затрат. Рынок создает новые условия альтернативного выбора.

Цены и другие инструменты рынка, регулируя распределение библиотечно-информационных ресурсов, продуктов и услуг, ограничивают возможности индивидуального выбора, поскольку специальная полезность библиотечного общественного продукта предполагает не максимизацию экономической выгоды отдельных библиотек, но координацию действий всего библиотечного сообщества территории.

Однако процесс выбора всегда зависит от особенности конкретной личности и ситуации, в которой она находится, а не только от намерений той или иной функциональной общности.

Факторы, формирующие экономическое поведение индивидуума, выбор им альтернатив, связаны как со способностями к труду и умением гибко реагировать на изменения в технологии библиотечного производства, так и с тенденциями, складывающимися на рынке труда. Именно эти факторы определяют стратегию экономического поведения библиотечного специалиста, его жизненные ценности. Можно согласиться с Т.И. Заславской, утверждающей, что делая выбор между различными видами экономического поведения, человек, тем самым, комбинирует соотношения величины дохода и величины трудовых усилий (53).

При этом затратно-компенсационной формой за потраченный труд выступают как денежное вознаграждение, так и возможные социальные выгоды.

В первом случае речь идет о выгодах экономических, во втором — о выгодах внеэкономических (психологических, социальных). В условиях стабильной экономической ситуации и высокого уровня социальных гарантий библиотечные специалисты отличались стабильностью предпочтений, которые обеспечивали надежность существования таких "нерыночных" аспектов их жизнедеятельности, как культурные ценности, общественная значимость библиотечной профессии.

В нестабильных рыночных условиях форма активной самореализации библиотечного специалиста во многом зависит от его стремления получить максимальную экономическую выгоду от результатов труда. Для достижения этой цели библиотечный специалист так строит свое экономическое поведение. чтобы, во-первых, "вписаться" в рынок труда, а во-вторых, привести свой профессиональный потенциал в соответствие с тенденциями развития рынка труда. Это — нелегкие задачи, причем трудности носят объективный характер и не всегда зависят от устремлений библиотечных специалистов. Основная причина кроется в том, что до сих пор не изучался тот сегмент рынка труда, который связан с областью приложения труда библиотечных специалистов. А это не позволяет проанализировать всю совокупность необходимых условий соединения труда и дохода. Другая причина обусловлена внутрибиблиотечной ситуацией. До сих пор библиотечная экономика оценивала затраты труда преимущественно через измерение объема затраченного времени, т.е. в количественных показателях. Качество труда измерялось через совокупность таких характеристик, как профессиональные и квалификационные. Причем их разработка осуществлялась с позиций библиотечной практики, без учета степени общественной полезности результатов библиотечного труда, творческого потенциала библиотечных специалистов. Это нашло выражение в том, что дифференциация оплаты труда осуществлялась по принципу занимаемой должности, места в библиотечном процессе, но не с учетом сложности выполняемых операций. Это привело к частичной девальвации высшего библиотечного образования, к стиранию границ между специалистами высшей и средней квалификации. В библиотечной экономике до сих пор нет сведений, сколько библиотекарей средней квалификации должно приходится на специалиста с высшим образованием, хотя такая статистика давно существует в отношении "техник-инженер". В результате налицо дисбаланс трудовых ресурсов и рабочих мест, трудозатрат и оплаты за труд. А в конечном итоге это приводит к сужению области приложения труда библиотечных специалистов, их миграции в другие сферы общественного производства. Соответственно меняется и экономическое поведение библиотечных специалистов — они постепенно перестают считать свою профессию престижной, не делают попыток к накоплению экономических знаний. А ведь именно экономические знания являются регулятором экономического поведения и основой формирования экономической культуры библиотечного специалиста, ибо они способствуют обновлению ценностных ориентаций, норм и потребностей меняющегося общества.

Экономические знания ориентируют субъектов библиотечной деятельности на те или иные формы экономической активности, на выбор наиболее важных социальных и экономических благ.

Совокупность экономических идей, суждений, взглядов — это не только результат непосредственного отражения субъектом библиотечной деятельности процессов, имеющих место в развитии общественного производства, но и свидетельство выражения отношений библиотечных специалистов к различным явлениям библиотечной экономики.

Результаты деятельности специалистов в области экономики библиотеки наиболее концентрировано выражает экономическая культура как качественная характеристика этой деятельности. Экономическая культура отбирает, накапливает, сохраняет экономические ценности и нормы, необходимые для дальнейшего развития не только экономической, но и всей деятельности библиотеки.

Для того чтобы иметь представление о всей совокупности факторов, обеспечивающих достижение библиотекой наибольших социальных и экономических результатов, библиотечным специалистам необходимо обладать значительным массивом экономической информации и уметь квалифицированно ее анализировать. Требования к экономической культуре библиотечного специалиста сводятся к следующим:

  • к знанию специфики проявления основных экономических законов в сфере библиотечной деятельности, конкретных зависимостей технологического и социального развития библиотеки от факторов внешней среды и закономерностей ее внутреннего развития;

  • к умению самостоятельно принимать решения, распределяя все виды ресурсов, потребные для производства той или иной услуги, предвидеть последствия принятых решений;

  • к навыкам так решать профессиональные задачи, в том числе и связанные с управлением, чтобы сформировалась модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающая оптимальные результаты.

В соответствии с этими требованиями специалисты, занимающиеся вопросами экономической культуры, выделяют два основных направления формирования экономического мышления:

  • первое связано с познавательными и информационными процессами, непосредственно воздействующими на сознание;

  • второе — с целенаправленным изменением внутренней экономической среды функционирования библиотеки.

Эти направления определяют и две структуры в экономической культуре библиотечного специалиста:

  • операциональную, включающую знания, умения, навыки;
  • личностную, включающую мотивы, цели, оценки.

На основе названных структур выводятся критерии экономической информированности и профессионально-экономической ориентации. Выведенная оценка уровня экономической информированности будет различаться в зависимости от того, какое место в системе библиотечного производства занимает специалист. Не вызывает сомнения, что и руководитель, и исполнитель должны знать базовые основы экономики — отношения собственности, законы развития различных экономических систем, специфику проявления экономических законов в библиотечном производстве и т.д.

Слабая ориентация в этих базовых вопросах, как было доказано О.А. Лопатиной на основе социологических исследований библиотечного сообщества Дальнего Востока, проведенных в 1996 г., является одной из причин сдерживания процесса адаптации библиотечных специалистов к новой экономической среде (54).

Далее потребности в экономических знаниях у руководителя и библиотечного специалиста дифференцируются. Руководитель ориентируется на получение знаний, позволяющих эффективно организовывать библиотечное производство в целом. Библиотечный специалист нуждается в знании новых, все более усложняющихся запросов читателей в изменившемся социуме, а также в познании экономических методов регулирования технологии производства продуктов и услуг на конкретном участке.

Нельзя сказать, что такая дифференциация воздвигает непреодолимую преграду между знаниями руководителя и библиотечного специалиста.

Так, специалист, включенный в выполнение производственных функций на предметно-специализированном участке, основой которого является групповая технология, вынужден, как уже говорилось ранее, принимать управленческие решения, связанные с очередностью задействования разнокачественных ресурсов (традиционных и новых средств труда), рациональным их размещением между производственными объектами, комбинированием в каждом объекте и т.д.

Вопросы расстановки трудовых ресурсов с учетом не только их квалификации, но и экономических отношений в процессе производства находятся в компетенции руководителя.

При этом следует отметить, что экономические отношения между элементами библиотечной производственной структуры возникают по поводу распределения производственных функций, по поводу последовательности и времени их выполнения, производительности и оплаты труда, стоимости материально-технической базы и оборудования, числа работников и рабочих мест в подразделениях. Учет названных факторов экономического развития отдельных элементов библиотечного производства, выбор конкретных технологий для каждого из них представляют сложную задачу для руководителя

Руководитель должен видеть всю систему взаимосвязей, складывающуюся между такими единицами, как потребитель, организация в целом, ее подразделения.

Для этого он должен обладать совокупностью не только экономических, но и социологических, психологических, юридических знаний, ориентированных на целенаправленное изменение внутренней среды функционирования библиотеки.

Процесс формирования экономико-правовой культуры чрезвычайно сложен, он сопровождается ломкой сложившихся стереотипов в психологии, поведении библиотечного специалиста. Психологическое состояние человека в условиях меняющегося социума и разрушения традиционных, ценностных ориентаций крайне неустойчиво, может вызвать синдром страха перед надвигающимися экономическими переменами и, как результат — сопротивление введению рыночных отношений в библиотечное производство.

Что касается формирования правовой среды, то это также не одномоментный процесс; он не может быть сведен лишь к обеспечению законодательными документами отдельных сторон библиотечной деятельности. В настоящий момент именно такой подход имеет место в отечественном библиотековедении.

Библиотечное сообщество располагает значительным количеством изданий различных нормативно-правовых материалов, которые можно использовать, скажем, при создании системы платного библиотечного обслуживания, сохранности ресурсной базы, организации маркетинга и т.д.

Формирование правовой среды библиотеки происходит не только за счет использования названных документов. Немаловажное значение имеет упорядоченная система внутрибиблиотечной документации. Регулируя процессы социально-обменных отношений в структуре библиотечного производства, нормативная документация библиотек в немалой степени способствует формированию экономико-правовой культуры библиотечного специалиста.

Исходя из сказанного можно утверждать, что мотивы, цели, оценки, формирующие личностную структуру экономической культуры, также различны у руководителей и рядовых специалистов. У руководителей они вытекают из представления об экономической деятельности библиотеки как самостоятельного субъекта экономических отношений, участвующего в общественном разделении труда. Такое понимание позволяет руководителям успешно выполнять прогностическую функцию профессионального сознания, то есть выбирать адекватные реальности, цели, стратегию деятельности библиотеки, нести ответственность за выбор.

Мотивы и цели рядовых специалистов, формирующие личностную структуру экономической культуры гораздо уже, носят адаптивный характер. В основном они связаны со способностями трансформировать полученные знания при решении экономических проблем личностного значения.

Таким образом, следует отметить что все множество факторов, влияющих на формирование экономической культуры библиотечных специалистов, можно свести к группе объективных (независимых) факторов, связанных с преобразованиями социума, и факторов субъективных, связанных с изменением целей и приоритетов деятельности библиотек.

Экономическая культура библиотекарей предполагает накопление знаний, которые превращаются в убеждения, а затем в реализацию последних в экономической деятельности.

Также как экономическое поведение, экономическая культура библиотечного специалиста формируется не только на основе знаний, но и на основе устойчивых потребностей и мотивов личностного участия в экономической деятельности.

Поэтому формирование личностной экономической культуры можно рассматривать как процесс индивидуализации экономического сознания, а формирование операциональной экономической культуры как процесс социальный.

Многоуровневость экономической культуры библиотекаря, разнообразие видов экономического поведения, обязательно должны учитываться при построении структуры управления библиотечной деятельностью. В общем виде экономическая культура включает культуру работников управления, культуру процессов управления, культуру условий труда и культуру документации. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, но определяющим является экономическая культура библиотечных специалистов.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные системы библиотечного производства, как объект управления.

2. Дайте характеристику предмета, методов науки управления, основных законов и закономерностей управления библиотечным производством.

3. Каковы сущность и природа принципов управления? Дайте характеристику основных принципов управления библиотечной деятельностью.

4. Дайте характеристику основных функций, форм управления библиотечным производством.

5. Назовите формы реализации функций управления, виды связей в структуре управления.

6. Дайте определение понятию "экономическое поведение".

7. Какие затратно-компенсационные формы используются в качестве вознаграждения за потраченный труд?

8. Охарактеризуйте понятие "экономическая культура библиотекаря". Что является основой ее формирования?