Глава I БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Библиотечная экономика: сущностные свойства и характеристики 1.2. Библиотечные ресурсы как часть социальной инфраструктуры и субъект экономических отношений 1.3. Библиотечный общественный продукт (услуга) и его экономическая оценка

Цель главы - сформировать представления о сущностных свойствах и характеристиках библиотечной экономики, раскрыть содержание такой экономической категории как библиотечные ресурсы, показать специфику библиотечного продукта, как общественного и рыночного товара.

После изучения главы необходимо:

  • Знать основное содержание экономической деятельности библиотеки, её организационные формы, виды деятельности.
  • Знать специфику действия экономических законов в области библиотечной деятельности.
  • Иметь представления о субъектах библиотечной деятельности и их основных экономических потребностях.
  • Ориентироваться в различных видах библиотечных ресурсах, знать механизм их поступления в библиотек.
  • Иметь представление о библиотечном общественном продукте (услуге), их основном назначении, метсе в системе общетсвенного производства.
  • Знать из чего складывается стоимостная оценка библиотечного продукта (услуги)

1.1. Библиотечная экономика:
сущностные свойства и характеристики

Терминологический словарь по библиотечному делу определяет библиотечную экономику как "часть экономики культуры, предметом которой является экономический анализ деятельности библиотек, особенностей применения экономических законов и категорий в библиотечном деле" (19). Данное определение нельзя считать полным и точным, т.к. экономический анализ — это лишь один из методов исследования хозяйственной деятельности. В данном определении ничего не говорится о специфике производственных и распределительных отношений, функциональных аспектах экономической деятельности библиотек.

Библиотечную экономику следует определять как область познания, в которой исследуются отношения между субъектами деятельности, а также специфика проявления общеэкономических законов, система распределительных отношений.

Содержанием экономической деятельности библиотеки является создание социально-экономических условий для выявления, реализации и сочетания интересов как библиотечного сообщества, так и различных категорий реальных и потенциальных потребителей библиотечных услуг.

Средство реализации основных направлений библиотечной экономической деятельности — ее организационные формы, объединенные макроструктурой библиотеки на основе технологического базиса.

Субъектами библиотечной деятельности являются выразители основных экономических потребностей — это общество, библиотечный коллектив, потребители библиотечных продуктов и услуг.

Примерно также характеризуют суть библиотечной экономики и зарубежные библиотековеды (13—15).

Трудности, с которыми сталкиваются и отечественные, и зарубежные специалисты, изучающие содержание и структуру экономической деятельности библиотеки, обусловлены тем, что она является не только частью экономики, но одновременно включена в систему социальных отношений.

По своему содержанию библиотечная деятельность (в которую экономика входит в качестве составной части) может быть охарактеризована как общественная, представленная социальными видами деятельности. Они существуют и развиваются в рамках тех библиотечных структур, которые связаны с созданием и предоставлением коммуникативных (бездокументных) услуг. Коммуникативные услуги занимают основное место в таких организационных формах библиотечной деятельности, как дискуссии, конференции, беседы с читателями в процессе их обслуживания. Создание и предоставление бездокументных услуг характеризуется преобладанием социальных отношений между библиотекарем и читателем. Оба этих субъекта находятся в одной и той же культурной среде, но стратегия их поведения различна. Библиотекарь выступает как активный субъект, формирующий интересы читателей в соответствии с общественной потребностью. Линия поведения читателей в культурной среде направлена на поддержание их духовного, интеллектуального и профессионального потенциала, причем их личностные запросы не всегда совпадают с общественными потребностями. Однако, несмотря на ролевые позиции библиотечного специалиста, и он, и читатель объединены совместной деятельностью по обмену социальным опытом. Полезный результат этой деятельности оценить довольно сложно, поскольку он может значительно отстоять от момента оказания бездокументной услуги. Кроме того, неустойчивость общественных потребностей, обусловленная быстрой сменой ценностных ориентаций в российском обществе, приводит к неопределенности конечного результата совместной деятельности библиотекаря и читателя.

Значительное место в системе социальных видов деятельности, а именно в библиотечном обслуживании, имеют документные услуги, характеризующие библиотеку как информационное учреждение.

Их производство и предоставление основано на иной системе существования и движения социального знания.

Область обмена социальным опытом, возникающая при предоставлении коммуникативных услуг, в значительной степени сужается в процессе реализации четко обозначенных читателем документных услуг. А формирование личного и общественного сознания потребителей информации базируется на предоставлении им картины той или иной предметной области через гностические образы фиксированных текстов документов.

В систему социальных видов деятельности входят и услуги библиотечного сервиса, связанные с созданием оптимальных форм и условий обслуживания. Однако при создании и реализации этих видов услуг связи между субъектами совместной культурной деятельности явно не просматриваются. Эти услуги направлены на улучшение качества среды их предоставления и также, как коммуникативные услуги оцениваются с позиций их социальной полезности.

Иные характеристики движения общественного труда имеют место в тех видах библиотечной деятельности, в которых между субъектами деятельности превалируют экономические отношения.

Речь может идти о производственных и хозяйственных видах деятельности библиотеки.

В системе производственных видов деятельности господствующими являются технико-экономические отношения. Они представлены связями между элементами производительных сил, т.е. между субъектами библиотечного производства и техникой.

Специфика этих связей состоит в том, что техника является не только ресурсом производства, но и формой кооперирования труда. Распределение работников по профессиям на основе распределения труда существовало в библиотеке с незапамятных времен. Причем чем крупнее было библиотечное производство, тем более дифференцированными оказывались функции библиотечного персонала — возникли специализации каталогизаторов, систематизаторов, библиографов-отраслевиков и т.д.

Введение инновационных технологий на основе компьютеризации библиотечного производства изменили характер производительных сил и производственных отношений. Они развиваются как целостная совокупность базирующаяся на предметно-специализированном цикле работ. Эта совокупность требует и иного разделения труда — на базе соединения ряда технологических, организационных и контрольных функций.

Специалист, включенный в выполнение производственных функций на участке, основой которого является групповая технология, вынужден принимать управленческие решения, связанные с очередностью задействования разнокачественных ресурсов (традиционных и новых средств труда), рациональным их размещением между производительными объектами, комбинированием в каждом объекте и т.д. Возникает необходимость расстановки трудовых ресурсов не только с учетом их квалификации, но и экономических отношений в процессе производства. Последние возникают между субъектами библиотечного производства по поводу распределения производственных функций, последовательности и времени их выполнения, производительности и оплаты труда, стоимости материально-технической базы, числа работников и рабочих мест в подразделениях.

Фундаментальные изменения в характере труда в связи с процессами компьютеризации библиотечного производства стали объектом пристального внимания зарубежных библиотековедов в середине 80-х годов (16-18). 

Рассматривая гуманистические аспекты автоматизации библиотек (17), зарубежные специалисты выделяют две противоположные тенденции:

— автоматизация библиотечного труда стимулирует повышение квалификации персонала;

— одновременно идет процесс стандартизации функций, что ограничивает инициативу работника и тем самым понижает уровень его квалификации (18).

Основными ее признаками являются:

1. Участие в общественном разделении труда, т.к. библиотека создает услуги и продукты, которые не создает никакая другая хозяйственная система; от качества, оперативности, конкурентоспособности этих услуг зависят характеристики совокупного общественного продукта и его составляющих.

2. В процессе производства продуктов и услуг библиотека потребляет экономические ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), которые она преобразует с помощью библиотечной технологии в новые знания, удовлетворяющие общественные потребности, и в новые материальные продукты, реально участвующие в системе экономического обмена. Отставание в развитии библиотечных ресурсов как компонентов экономического потенциала общественного производства может нарушить весь ритм воспроизводственного процесса территории.

3. Библиотека занимает свою "нишу" на рынке, обменивая свои товары и услуги на входные ресурсы либо денежные средства. Интенсивность процессов распределения, обмена и потребления библиотечных продуктов во многом зависит от места, которое занимает библиотека в системе общественного производства и территориальной структуре общественного разделения труда.

Библиотечный труд традиционно относят к непроизводственной сфере, поскольку его результаты принимают преимущественно форму услуг, процесс производства которых совпадает с процессом их потребления. Библиотечный общественный продукт, в отличие от продуктов сферы материального производства, имеет, как правило, коллективную форму использования и напрямую не участвует в производстве национального дохода.

Использование экономических ресурсов в процессе библиотечного производства отличается рядом существенных особенностей, которые объясняются специфическими условиями труда.

Субъектами, участвующими в движении общественного труда в рамках организационно-хозяйственной деятельности библиотеки являются как библиотечное сообщество, так и сообщество потребителей библиотечных услуг. Оба эти сообщества можно рассматривать как функциональные общности. Они неоднородны по признакам социокультурных и информационных потребностей, активности и пассивности поведения, по объективным признакам, таким как пол, возраст, образование, доход, уровень занятости в общественном производстве и т.д.

В структуре такой функциональной общности, как потребители библиотечных услуг можно выделить читателей и нечитателей книг, они имеют разные намерения по отношению к библиотеке, по-разному оценивают ее роль в обществе.

В структуре другой функциональной общности, которая представлена членами библиотечного сообщества, также можно найти массу различий. Они связаны с разным пониманием целей и стратегии библиотечной экономической деятельности, приоритетов обслуживания, способов действий сообщества.

Все эти различия влияют на движение общественного труда в структуре самой библиотечной деятельности и на социально-экономические отношения, складывающиеся между основными субъектами этой деятельности.

Различия, имеющие место внутри даже одной функциональной общности, — явление закономерное, поскольку каждый конкретный субъект в системе библиотечной экономики играет различные социальные роли — производителей, потребителей, управленцев. Это связано с тем, что библиотечное производство не имеет законченного экономического оборота, а результаты библиотечной экономической деятельности могут выступать в виде ресурсов для собственного потребления (например, обработанный документ); другие могут быть востребованы как рыночный товар (например, генерированные библиотекой базы данных); третьи могут выступать в качестве общественной полезности (например, коммуникативные и документные услуги).

Следовательно, отношение по поводу результатов экономической деятельности принимают как товарную, так и нетоварную форму, но в любом случае они выступают носителями индивидуальной, коллективной и общественной полезности.

Именно последняя и определяет двуединство библиотечной экономической деятельности: общесоциологическую природу и специфическую форму ее проявления, обусловленную характером и содержанием данного вида деятельности.

Границы и структуру библиотечной деятельности можно показать на модели библиотечной деятельности (мод. 1).

Экономические законы существуют объективно, независимо от сознания человека и субъектов экономической деятельности. Они определяют связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Кроме того, экономические законы выражают качественные и количественные стороны экономических явлений, процессов в их единстве, служат внутренней мерой этих процессов.

Экономические законы делятся на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях и проявляются одинаково в сфере материального и нематериального производства. К ним относятся: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон повышающейся производительности общественного труда; закон экономии времени.

Закон экономии времени действует по-разному в структуре экономической и социальной деятельности библиотеки. Этот закон характеризует источник и способ повышения эффективности общественного производства. Конкретные направления его действия связаны с оптимизацией библиотечного производства, прежде всего технологий, экономией живого и общественного труда. Закон экономии времени действует и в том случае, когда об эффективности библиотечного продукта или услуги судят не по его цене, а по тому, как они экономят время пользователя библиотеки.

Закон экономии времени находит достаточно ограниченное применение в системе социальных видов деятельности, прежде всего в процессе создания и предоставления коммуникативных услуг.

Специфические экономические законы присущи лишь определенному способу производства и выражают существенные черты функционирования и развития исторически определенных производственных систем.

Поскольку библиотека по своей природе является некоммерческой организацией, она живет по законам социального механизма развития экономики. Это такие законы, как закон социального накопления, выражающий необходимость использования части национального дохода для развития культурных потребностей населения, всестороннего развития всех членов общества. Поскольку конечной деятельностью библиотеки является социальное благо, основные ресурсы ее производства и основные направления ее деятельности должны оплачиваться из валового национального дохода.

Другой закон — закон стоимости, регулирующий товарные отношения библиотечной экономики. Согласно этому закону стоимость товаров, в качестве которых выступают библиотечные продукты и услуги, определяется не ценами рынка, а их общественной стоимостью, т.е. затратами общественного труда.

Еще один закон — закон возвышения потребностей. Его основное содержание направлено на всесторонность возвышения потребностей, постепенное социально-экономическое выравнивание структуры потребностей различных субъектов социально-экономической деятельности.

Для библиотеки этот закон имеет существенное значение, поскольку ее деятельность протекает на пересечении социальной и экономической среды.

На сферу экономической деятельности библиотеки распространяются и другие законы: планомерности и пропорциональности функционирования производства, перемены труда, спроса и предложения.

1.2. Библиотечные ресурсы как часть социальной
инфраструктуры и субъект экономических отношений

Библиотечно-информационные ресурсы — это экономическая категория. Ее материальное содержание составляет некоторая часть совокупного общественного труда работников ряда отраслей общественного производства. Одновременно библиотечные ресурсы выступают в виде основных элементов экономического потенциала самой библиотеки.

Библиотечный экономический потенциал выражает совокупную способность библиотечного производства создавать как материальные, так и нематериальные продукты (услуги), на основе тех ресурсов, которые библиотека получает из внешней среды функционирования либо создает внутри своих структур.

Ресурсы, как и продукты библиотечной деятельности, могут иметь материальное выражение (финансы, материально-техническая база, библиотечные фонды) и нематериальное (информационные ресурсы, технологии).

Кроме того, огромное значение для развития экономического потенциала библиотеки имеют трудовые ресурсы. Они представлены библиотечными специалистами высшей и средней квалификации, а также специалистами других отраслей — инженерами, программистами, экономистами и др. Причем по мере усложнения библиотечного производства количество небиблиотечных специалистов возрастает.

Механизм поступления ресурсов в библиотеку достаточно сложен. Так, финансовые ресурсы, направляемые на развитие библиотечной деятельности, — это созданный в других сферах общественного производства прибавочный продукт. Он поступает в государственный бюджет через систему налогов или иных отчислений от прибыли предприятий и организаций. Величина их поступления в библиотеку регулируется нормативами отчислений в Фонд развития культуры и искусства.

Объем инвестиций в библиотечную деятельность, их доля в общем объеме расходов на развитие социально-культурной сферы определяются уровнем и темпами экономического развития страны, конкретной территории. Естественно, что при неблагоприятной экономической ситуации, которая в нашей стране усугубляется тем, что связь сферы социально-культурных услуг с общей материально-финансовой сбалансированностью общественного производства не учитывается, давление на госбюджет возрастает.

Государственные органы сокращают инвестиции в библиотечную деятельность, оплачивая лишь часть социально-значимых библиотечных услуг. Это чревато опасностью утраты части библиотечных ресурсов, а значит и снижением уровня выполнения библиотекой ее функциональной нагрузки перед обществом.

В условиях, когда новые, сугубо рыночные формы финансирования культуры еще не сложились, государство обязано поддерживать нормативы отчислений в Фонд развития культуры и искусства. 

Во-первых, как показал опыт перестроечных процессов, рыночные формы существования культуры вообще и библиотек в частности малосостоятельны, поскольку конечный продукт их деятельности дает отдачу не сразу, а только в долгосрочной перспективе. Библиотеки не могут конкурировать с отраслями материального производства, которые имеют законченный экономический оборот и продукты деятельности которых могут оцениваться по рыночным критериям, а не с позиций социального блага.

Во-вторых, смысл библиотечной деятельности, даже ее экономического сегмента заключается в смягчении негативных последствий рыночной экономики, которая лишена альтруизма. Уместно в этой связи сослаться на мнение Ю.Г. Маркова (20) о том, что экономика имеет свои собственные цели и интересы, которые могут не совпадать с интересами большинства членов общества. Следует также согласиться с мнением зарубежного философа Д. Ролза, что социальные ресурсы должны быть переданы правительству, чтобы оно могло обеспечить производство социальных благ (21). А то, что конечной деятельностью библиотеки является социальное благо, даже если она предоставляет потребителям рыночный продукт, не вызывает сомнения ни у отечественных, ни у зарубежных специалистов, как бы они не относились к экономической деятельности библиотек.

Механизм поддерживающего развития информационно-библиотечных ресурсов включает и поступление финансовых ресурсов из бюджетов территорий. Различие их экономического и социокультурного потенциала, специфика традиций культурной политики формируют и разный уровень поддержки ресурсного потенциала библиотек. Даже в рамках локальных территорий, таких как городской район, существует разный порог доступности библиотечных услуг. что связано с уровнем финансовой поддержки развития ресурсов (7, с. 49–69).

Что касается более крупных территориальных объединений, таких как город, область, то, как убедительно доказала в своих исследованиях Н.Н. Нестерович  (См. Хрестоматию), экономическая направленность общественного производства формирует специфику деятельности библиотек, а значит и конфигурацию, содержание их ресурсного потенциала.

Помимо бюджетных средств, финансовые ресурсы библиотеки включают внебюджетные средства, которые весьма разнообразы по источникам и назначению и складываются:

— из средств, выделенных на конкурсной основе в виде грантов различных фондов поддержки научной и образовательной деятельности библиотек;

— из поступлений в денежной и иной форме в результате сотрудничества библиотеки с различными организациями (издательскими, книготорговыми, общественными);

из средств, полученных в виде безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций;

— из доходов от собственной предпринимательской деятельности библиотек.

Материально-энергетические ресурсы библиотеки — здания, оборудование, фонд документов, технические средства, материалы, различные виды энергетики. Библиотека обменивает их либо на деньги, либо на другие товары и услуги. Этот обмен совершается как на свободном рынке, так и в системе государственного распределения, если продукция выполнена в рамках государственного заказа. Цены в первом случае устанавливаются с учетом спроса, во втором — фиксируются государством (фиксированные цены).

Следует иметь в виду, что на свободном рынке библиотека может продать лишь продукты своей деятельности, например издательскую продукцию, если она выполнена вне рамок госзаказа. Все остальные материально-энергетические ресурсы продаже не подлежат, ибо в соответствии с "Федеральным законом о библиотечном деле" они не являются собственностью библиотеки, а передаются ей на правах оперативного управления. Права собственности фиксируются также в территориальных законах о библиотечном деле и в документах, регулирующих деятельность отдельных библиотек например, в Уставе ГПНТБ СО РАН (см. Устав ГПНТБ СО РАН).

Библиотечные информационные ресурсы складываются их тех, что поступают из государственных служб, органов государственного управления в виде законодательных актов, нормативных и регламентирующих документов; рекламных служб, средств массовой информации и т.д. Информационные ресурсы поступают также из информационных центров, а также генерируются самой библиотекой. Это электронные каталоги, тематические, фактографические. библиографические базы данных, информационные продукты и услуги. Наибольшие возможности для приобретения и накопления информационных ресурсов имеют крупные научные библиотеки региона, прежде всего академические и университетские. Это связано с тем, что информационные ресурсы являются крайне дорогими, поскольку они генерируют в себе новейшее знание и создаются на основе "высоких" технологий.

Кроме того, держатели информационных ресурсов обязаны разрабатывать современные телекоммуникационные системы для их предоставления, иначе они попросту не окупятся. За счет ограниченного бюджетного финансирования приобретать, поддерживать информационные ресурсы и технологии нереально. Поэтому библиотеки прибегают к такому источнику внебюджетного финансирования, как гранты различных фондов и общественных организаций. Доля внебюджетных источников финансирования хотя и не столь велика в крупных библиотеках, но она неуклонно растет. Так в ГПНТБ СО РАН объем внебюджетных средств вырос с 12% в 1995 году до 16% в 1999 году. В основном это средства, поступающие из Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Большая часть этих средств была вложена в приобретение компьютерной техники и освоение инновационных библиотечных технологий.

Внебюджетное финансирование вузовских библиотек часто осуществляется в рамках международных образовательных программ, и оно направлено прежде всего на приобретение тех информационных ресурсов и технологий, которые оптимизируют систему обслуживания читателей и способствуют тем самым повышению качества образования. В качестве примера можно назвать приобретенное Научной библиотекой ТГУ в рамках международного проекта TEMPUS программное обеспечение VTLS (США).

Широко известная в американских и европейских библиотеках, система VTLS позволяет выполнять практически все библиотечные функции, в корне меняя всю технологическую схему, способы совместной работы с другими библиотеками.

Программа позволяет добиться успеха в решении проблем корпоративной каталогизации.

Создание межбиблиотечных корпоративных структур — еще одно решение финансовых вопросов, связанных с приобретением информационных ресурсов библиотеками и их совместным использованием в рамках определенных территорий. Возможна и координация усилий библиотек и других организаций в плане создания единого общественного продукта. Так, например, ГПНТБ СО РАН, координируя свои усилия с предприятиями Новосибирска и академическими институтами готовит серию аналитических обзоров мировой литературы "Экология". Ресурсы частично оплачиваются из средств этих организаций, частично из средств ГПНТБ СО РАН.

Следует подчеркнуть, что информационные ресурсы, за исключением тех, которые поступают в библиотеку по официальным каналам в виде правовых и нормативных актов, могут быть предметом обмена на рынке. Они могут и должны иметь цену, которую общество согласно платить библиотеке за предоставляемые ему библиотечные услуги.

Еще один вид нематериальных ресурсов, участвующих в воспроизводственном процессе — это знания по библиотечному делу, организации деятельности библиотеки, управлению. Носителями этих знаний являются библиотечные специалисты, обменивающие знания на денежный доход. Его размер зависит от квалификации специалиста, престижа профессии. Это слагаемые цены знаний как товара. Товаром является и труд библиотечных специалистов. Его цена выступает в виде зарплаты или других форм вознаграждения, социальных благ, которые общество (в лице государства, прежде всего) выделяет на развитие библиотечных трудовых ресурсов. Их численность определяется на основе штатного расписания с учетом задач и объема выполняемых библиотекой работ.

Уровень заработной платы регулируется различными нормами и нормативами, с помощью которых устанавливается ее конкретная величина. Дифференциация заработной платы библиотечных работников проводится с помощью тарифной системы, включающей в себя схемы должностных окладов, квалификационный справочник должностей, районные коэффициенты. В библиотеках применяется повременная форма оплаты труда, т.е. заработная плата начисляется работникам в соответствии с проработанным временем, а также с учетом квалификации специалиста, характера выполняемой работы и степени ответственности. Дифференциация размеров заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы.

Размер заработной платы библиотечных специалистов зависит также от итогов аттестации, которая должна проводиться регулярно, в условиях полной гласности, при строгом соблюдении действующего трудового законодательства (КЗОТа). По итогам аттестации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии (куда обязательно входят представители профсоюзной организации) руководитель принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда.

Помимо заработной платы, в качестве форм вознаграждения выступают меры дополнительного стимулирования. Кроме доплат и надбавок эти меры предусматривают также улучшение условий труда работников библиотек, в том числе установление льготного режима работы. Виды и размеры доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера устанавливаются библиотекой самостоятельно, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, фиксируются в коллективном договоре, заключаемом администрацией и трудовым коллективом.

В библиотеках существуют следующие виды доплат и надбавок:

— за ученые степени (доктору наук — 5 минимальных размеров оплаты труда, кандидату наук — 3 минимальных размера);

за применение в работе знаний иностранного языка;

— за вредные условия труда (работу с терминалами, множительной техникой, в группе реставрации, в условиях отсутствия естественного освещения);

— за работу сверхурочную, в выходные и праздничные дни.

Доплаты устанавливаются также за увеличение объемов работ, расширение зон обслуживания, за высокую результативность работ (контрактные надбавки). В силу нестабильности объемов бюджетного финансирования в библиотеках рекомендуется вводить доплаты на небольшие временные отрезки, возобновляя их по мере возможности. Другие стимулирующие доплаты и надбавки выплачиваются за работу с меньшей численностью персонала, за выполнение обязанностей отсутствующего работника, в качестве премий и вознаграждений. Премирование бывает текущим, годовым, разовым; премии выдаются за общие результаты работы и выполнение особо важных заданий, по итогам конкурсов, в связи с уходом работника на пенсию, к юбилейным датам. Условия премирования должны фиксироваться в специальном документе. В ГПНТБ СО РАН таким документом является "Положение о премировании сотрудников ГПНТБ СО РАН".

К сожалению, несмотря на разработанные нормы права, регулирующие оплату труда библиотечных специалистов, реалии сегодняшней жизни позволяют осуществлять лишь воспроизводство работников не слишком высокой квалификации. Перекосы на рынке труда привели к тому, что квалифицированный, интеллектуальный труд библиотечных специалистов, непосредственно участвующих в воспроизводстве трудовых ресурсов территории, оценивается ниже, чем неквалифицированный труд в сфере материального производства. Средняя заработная плата библиотечных специалистов не дотягивает до прожиточного минимума, что обусловливает их уход в новые рыночные структуры. В результате в библиотеках наблюдается недогрузка рабочих мест, старение кадрового состава.

Все это крайне затрудняет перестройку библиотечного производства в связи с требованиями инновационных технологий, а также в плане его адаптации к внешним и внутренним факторам нестабильной среды функционирования.

Использование всех видов ресурсов в различных библиотеках, даже предоставляющих потребителям однородные услуги (продукты), характеризуется значительным разнообразием. Это разнообразие определяют условия библиотечной деятельности, которые включают материально-техническую базу, организацию технологического процесса, стартовые условия деятельности библиотеки, организующей систему платного обслуживания, уровень квалификации кадров и т.д. Условия библиотечной деятельности влияют на экономический потенциал библиотечного производства.

Как известно, в ходе организации библиотечного производства задействуются разные виды библиотечно-информационных ресурсов — документы, программное обеспечение, кадры, оборудование.

Информация о них заложена в технологических документах библиотеки, прежде всего в технологических инструкциях и картах технологического процесса. Ресурсный потенциал библиотек в условиях ограниченного финансирования может развиваться лишь по типу ресурсосберегающего производства. Вместе с тем быстро меняющиеся общественные потребности в библиотечных продуктах и услугах требуют постоянного комбинирования отдельных компонентов библиотечного производства. Оценить последнее можно через систему экономических показателей с помощью такого аналитического инструмента, как производственная функция. Она может быть выражена в виде таблицы, графика, уравнения. Самое простое уравнение предложено американскими библиотековедами (14). Оно описывает конечный продукт (А) через комбинацию компонентов, таких как количество затрат труда (L), количество используемых библиотечных материалов (М), денег (К) и имеет вид :

А = f(L, M, K).

Варьируя затраты на "входе", библиотечный специалист может выбрать наиболее выгодный технологический режим, который на данный момент будет наименее затратным.

Таким образом, экономическая категория "библиотечно-информационные ресурсы" представляет собой совокупность затрат, направленных на создание новых и реконструкцию имеющихся ресурсов. Причем источники средств, покрывающих эти затраты, находятся не только в сфере материального производства. Определенную роль играет социальная сфера, которая формирует человеческие ресурсы, выступающие ключевым фактором экономического роста библиотечных ресурсов.

Критериально-оценочный механизм эффективности вновь приобретаемых и поддерживаемых ресурсов включает как социальные, так и экономические показатели.

С одной стороны, библиотечно-информационные ресурсы являются системообразующим элементом социальной сферы, о чем пойдет речь в следующих параграфах учебного пособия. С другой стороны, они являются частью экономической инфраструктуры территории. От уровня их организации во многом зависит интенсивность развития различных отраслей общественного производства.

К сожалению, до сих пор не выработано целостное представление о функциональной, целевой структуре, воспроизводственной функции библиотечно-информационных ресурсов.

Доказано, что они являются основой для создания дополнительных жизненных благ в форме определенных услуг. Однако определить их роль в повышении эффективности работы в конкретной области общественного производства практически невозможно из-за наличия в структуре библиотечных ресурсов таких видов (скажем, знания), которые не подлежат прямой экономической оценке.

Хотя не вызывает сомнения, что экономические знания, зафиксированные в совокупных библиотечных ресурсах территории, являются объективным фактором развития инфраструктуры экономики.

Таким образом, разработка системы оценок потенциала библиотечно-информационных ресурсов как социально-экономической системы потребует дальнейших исследований территориальной структуры общественного производства и библиотечной ситуации. определяемой во многом параметрами развития экономических районов.

1.3. Библиотечный общественный продукт
(услуга) и его экономическая оценка

Библиотечный общественный продукт — это конечный результат библиотечной деятельности. Он может быть представлен в идеальной форме (например, результат интеллектуальной деятельности библиотечного специалиста) и в материальной форме (например, в виде библиографического указателя либо базы данных и т.д.). Библиотечный продукт может выступать в качестве общественного и рыночного товара и рассматриваться как посредник обмена социальным опытом и экономическими знаниями между различными функциональными общностями — между обществом и библиотекой, библиотекой и читателями, между библиотеками определенной территории. Отношения возникают по поводу производства, распределения, обмена и потребления библиотечного общественного продукта.

Библиотечные услуги — это те услуги, которые библиотека как общественный институт оказывает обществу, включающему в свою структур ту или иную библиотеку. Все разнообразие библиотечных услуг можно свести к двум основным классам, связанным с главными направлениями библиотечной деятельности. Это — приобретение, организация и хранение документов, а также предоставление документов и информации.

Такое определение библиотечной услуги дается в работах зарубежных библиотековедов, в частности M. Murphy (22).

В отечественном библиотековедении содержательную интерпретацию термина библиотечная услуга давали Ю.Н. Столяров, А.С. Арзуханов, Л.В. Камушкина, М.Я. Дворкина, С.А. Басов (23—27).

Следует отметить отсутствие единства в трактовке термина названными специалистами. Можно предположить, что это обусловлено различием взглядов ученых-экономистов на сущность сферы услуг, характер труда в этой сфере, роль ее в народном хозяйстве (28).

В отечественной библиотековедческой литературе понятие услуга употребляется параллельно с понятием обслуживание, что также не всегда способствует пониманию услуги как экономической категории. При таком подходе услугой считается осуществленная деятельность библиотекаря, удовлетворяющая потребность читателя и получившая признание последнего.

Обслуживание также предполагает затраты труда библиотечного специалиста, но результат обслуживания не всегда приводит к удовлетворению потребности читателя. Например, обслуживанием можно считать процесс от начала выполнения заказа на книгу до момента ее предложения читателю. Если читатель удовлетворен предложенной ему книгой и формами обслуживания, значит достигнуты конечные результаты и можно говорить об оказании библиотечной услуги.

Эту точку зрения поддерживают и отдельные зарубежные авторы (14). Рассуждая о том, что человеческие потребности удовлетворяются товарами, услугами и опытом, они замечают, что удовлетворенная потребность возникает от чтения самой книги, но не обязательно от процесса ее предоставления. Следовательно, понятие услуги, с одной стороны, содержательнее понятия обслуживания, но, с другой стороны, оно более узкое, т.к. исключает ту деятельность, которая хотя и осуществлена при прямом типе связи между библиотекарем (производителем) и читателем (потребителем), но не была последним признана.

Более полно понятие услуги как экономической категории дано С.А. Басовым (27). Исходя из соотнесения понятий "потребность", "цель" и "результат", он определяет услугу как "совокупный конечный результат библиотечной деятельности, удовлетворяющий документально-коммуникативные потребности общества и личности, включающий в себя в качестве необходимого условия потребления форму ее предоставления абонентам".

Форма предоставления библиотечных продуктов и услуг зависит от тех функций, которые они выполняют на том или ином этапе развития библиотечной деятельности, от уровня развития библиотечных технологий, а также от изменения функций чтения, информационных потребностей читателей.

Основная общественная функция библиотечного продукта (услуги) связана с профессиональной и социальной адаптацией индивида и отдельных функциональных общностей, т.е. с воспроизводством рабочей силы, обслуживанием профессиональных и культурных потребностей населения, проживающего на определенной территории, вне зависимости от принадлежности отдельных социальных групп к тем или иным сферам человеческой деятельности.

Специфика библиотечного продукта (услуги) заключается в том, что их производство происходит на базе трансформации воспроизводственных ресурсов в продукцию особого рода — интеллектуальную.

Интеллектуальные продукты библиотечной деятельности, отличаясь совокупностью полезных свойств, далеко не всегда имеют товарный характер, не дают прибыли, сделать их прибыльными можно при весьма специфических условиях. Например, когда от качества информационно-библиотечного продукта и каналов его предоставления зависит экономия времени потребителя. Сэкономленное время будет задействовано для совершенствования производственной деятельности индивида, эффективность которой может подлежать стоимостной оценке. Но и в этом случае речь идет о потребительском эффекте или социальной полезности библиотечного продукта, а не его рыночных характеристиках. Причем потребительский эффект будет тем выше, чем выше качество библиотечного продукта и ниже его цена.

Спецификой рыночной экономики является ее направленность на рост прибыли. Поэтому библиотечный общественный продукт на рынке отражает отнюдь не общественные потребности, а платежеспособный спрос населения.

Таким образом, социальная полезность или потребительская стоимость библиотечного общественного продукта (услуги) заключается в ее способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Они могут быть направлены на формирование индивидуального, либо общественного сознания, ценностных ориентаций определенных функциональных общностей, их экономического поведения.

Иными словами, все те библиотечные продукты и услуги, которые имеют потребительски-ориентированный характер, могут быть отнесены к категории общественного блага. В этике и философии благо трактуется как ценность — термин, широко используемый для характеристики человеческого, социального и культурного значения определенных явлений действительности.

В рамках библиотечной практики в качестве общественных благ или предметных ценностей могут рассматриваться продукты и услуги, в производстве и потреблении которых преобладает общественно-государственная форма собственности. Их социальная полезность устанавливается через соотношение затрат общественного труда и удовлетворенной общественной потребности.

Существующие в библиотечном деле критерии оценки уровня удовлетворенности услугой (оперативность, актуальность, полнота, новизна, релевантность) позволяют оценить полезность продукта или услуги лишь на момент их получения. Такое положение вещей объясняется характером библиотечного производства как производства потребительского, не оставляющего осязаемых результатов. В отличие от материально-вещественного производства библиотечное производство характеризуется значительно большей близостью к конечному потребителю благ, поскольку производство и потребление продукта (услуги) зачастую совпадает во времени и пространстве. Кроме того, библиотечное производство не имеет законченного экономического оборота, поскольку используемые ресурсы (особенно нематериальные) практически не возмещаются в полном объеме, а производственная продукция не имеет самостоятельного движения за пределами основной отрасли функционирования. Основное назначение общественного библиотечного продукта — не вступать в народнохозяйственный оборот в целях увеличения национального дохода, а выступать в качестве продукта, где национальный доход находит свое конечное потребление, обеспечивающее непосредственную реализацию целей общественного производства.

Так, через предоставление реальным и потенциальным читателем всего многообразия услуг библиотека включает их в непрофессиональную культурную деятельность, которая протекает в свободное время. Объем свободного времени, которое может быть затрачено потребителями библиотечных услуг и продуктов на их получение и использование и уровень доходов населения являются основными критериями такого обобщенного показателя, как уровень жизни. Отечественные и зарубежные исследователи используют этот показатель для оценки общественной полезности социально-культурных услуг. Показатель уровень жизни применим и в библиотечной практике. Систематическое изучение уровня жизни населения отдельных территорий позволяет учитывать все изменения в доходах потребителей, которые, хотя и косвенно, но все же влияют на их решения по выбору библиотечных услуг из всей совокупности предлагаемых продуктов социально-культурного назначения.

Уменьшение объема свободного времени, изменение его структуры из-за замены отдельных направлений культурной деятельности на деятельность с целью получить доходы для поддержания качества жизни дает информацию о желании индивидов использовать тот или иной библиотечный продукт.

Следует знать, что взятые по отдельности параметры уровня жизни не дают адекватной картины качества жизни населения и не позволяют в полной мере судить о социальной полезности библиотечных услуг.

Необходимо сопоставление социальных результатов с социальными стандартами.

В отечественном библиотековедении подобного рода стандарты отсутствуют, хотя в международной практике они существуют (29). Известно исследование, проведенное на базе Советского района г. Новосибирска в середине 90-х годов (7, с. 49—69), в котором была предпринята попытка сравнительной оценки уровня совокупных библиотечных ресурсов, сосредоточенных в массовых библиотеках этого района, продуктов их деятельности со стандартами, предложенными специалистами ИФЛА. Результаты оказались не слишком утешительными. Так, объем поступления документов составлял в 1993—1995 годах всего 34% от международного стандарта, количество журналов, приходящихся на 1000 жителей — 4—5 названий против 10 по норме, средний возраст книги — 18 лет вместо 5. При этом 60% населения анализируемого района находится за чертой территориальной доступности к продуктам и услугам массовых библиотек. Исследование также показало, что основные показатели, характеризующие состав, структуру, доступность библиотечных продуктов (услуг), значительно разнятся в Левобережной и Правобережной части исследуемого района. Причем на ситуацию влияют не только инфраструктура территории (в Правобережье сосредоточена основная часть академических институтов), но и степень социально-политической активности населения, глубина кризиса в системе ценностных ориентаций и даже форма собственности, в рамках которой протекает деятельность потребителей библиотечных продуктов (услуг). Данное исследование не имело своего продолжения, и социальная полезность библиотечных продуктов (услуг) по-прежнему оценивается с помощью не всегда сопоставимых показателей, относимых лишь к отдельным направлениям библиотечной деятельности. Так, например, показатель читательской активности оценивается через показатели посещаемости библиотек, книговыдачу; при этом не учитывается доступность порога чтения, территориальная доступность библиотечных услуг, динамика общественной жизни на рассматриваемой территории и т.д.

В отечественном библиотековедении долгое время господствовал ресурсный подход к оценке деятельности библиотеки. Оценка ее социальной полезности определялась по объему фонда, числу читателей, а не с позиций адекватности ресурсных возможностей библиотечного производства уровню спроса на библиотечный общественный продукт (услуги). В результате имело место бездумное накопление библиотечно-информационных ресурсов, смещение представлений о продукте библиотечной деятельности. Это, однако, не означает, что потребительские свойства библиотечного продукта (услуги), их полезность не изучались отечественными библиотековедами. С конца 80-х годов эта проблема изучалась достаточно активно, но не в контексте экономических отношений "библиотека — общество", а лишь в рамках разработки критериев качества библиотечной услуги. Так, Ю.Н. Столяров трактовал качество как "нерасторжимую совокупность внутренних и внешних, существенных и несущественных свойств процесса библиотечного обслуживания (23). Это определение было дополнено М.Я. Дворкиной. Используя идеи, заложенные в дефиниции "качество продукции", и исходя из понимания библиотечного обслуживания как совокупности библиотечных услуг, М.Я. Дворкина подчеркивает, что качество конкретной библиотечной услуги определяется степенью удовлетворения и развития тех конкретных читательских потребностей, на которые она направлена (26).

С проблемами качества библиотечных услуг тесно связана проблема эффективности, поскольку последняя включает обобщающую характеристику качества через соотношение между результатами и затратами или ресурсами. Однако выведение единого критерия эффективности на основе формулы "результат — затраты" затруднительно из-за неоднородности библиотечного производства, в структуре которого присутствует как производительный , так и обслуживающий труд, что ведет к созданию разнокачественных потребительных стоимостей. Соизмерение их через единый критерий эффективности едва ли возможно. Нужны специфические критерии и показатели, которые позволяют оценивать эффективность деятельности самой библиотеки, степень ее социального и экономического воздействия на общественное производство. Эту идею разделяют и зарубежные коллеги, которые создали несколько методов определения характеристик качества и эффективности библиотечной деятельности. Авторы этих разработок также приходят к выводу, что их чрезвычайно сложно свести воедино, т.к. нет ясности в вопросе соотношения между качеством и эффективностью (13, с. 240—257). Поэтому известный американский специалист в области информатики и управления Чарльз Маклюр предлагает термин "мера эффективности", которую он рассматривает как широкую концепцию, включающую входящие показатели (например, комплектование, организация фонда) и  исходящие (например, книговыдача) и оценку их эффективности (41).

В соответствии с такой концепцией измерение эффективности библиотечных услуг и продуктов требует четко обозначенных целей библиотеки, выраженных в количественных единицах, и оценки деятельности библиотеки с точки зрения обозначенных целей.

Сходное мнение выражает и М.Я. Дворкина (31), предлагая термин "результативность". Он объединяет социальную сторону эффективности библиотечного обслуживания через соотношение целей обслуживания и фактически предоставленных читателям услуг и экономическую сторону эффективности обслуживания через соотношение услуг и затрат на получение конечных результатов.

В отечественном библиотековедении существуют и другие подходы к выбору критерия эффективности, подчас достаточно спорные. Особое место в ряду этих работ занимает работа Л.В. Камушкиной (25).

В основу критерия эффективности автором положена библиотечная услуга, отражающая конечный результат библиотечного обслуживания. Обосновывая свой выбор, Л.В. Камушкина подчеркивает, что библиотечные услуги отражают почти все основные стороны деятельности библиотеки; они поддаются группировке, легко сводимы к единому количественному эквиваленту, что способствует их соизмерению. Критерий автор трактует как комплексный оценочный показатель и считает таковым общий объем библиотечных услуг, предоставленных населению библиотекой за определенный период времени. Этот оценочный показатель выражается в условно-стоимостной форме, для каждой библиотечной услуги рассчитывается показатель затрат, который корректируется коэффициентом, учитывающим социальную значимость услуги. Последняя определяется методом экспертной оценки. В целом такой подход представляется реалистичным, хотя и требует некоторых уточнений в формулировке критерия.

Понятие критерия связано с целевой установкой системы. Следовательно, критерием библиотечного обслуживания является не объем библиотечных услуг, предоставленных населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей (групповых, индивидуальных) в библиотечных продуктах (услугах). Именно этот критерий следует брать за основу оценки эффективности библиотечного обслуживания. Ориентируясь на него, библиотека может и должна разработать такую номенклатуру услуг, которые, будучи социально полезными обществу, смогут выступать и в качестве рыночного товара. Но для этого необходимо также изучить всю совокупность факторов, которые участвуют в создании экономической и социальной среды для производства и распределения библиотечных продуктов (услуг).

Таким образом, для того чтобы определить место библиотечного продукта в системе общественного производства (поскольку именно уровень развития последнего определяет границу, величину и состав библиотечного продукта) необходимо рассмотреть его экономический срез.

Исходным методологическим принципом в исследовании сущностных характеристик библиотечного продукта может служить утверждение, что он обеспечивает воспроизводство как личного (человека с его способностью к труду), так и вещественного фактора производства (предметов, средств труда, в качестве которых могут выступать базы данных, программные средства и т.д.).

В процессе своего производства библиотечный продукт проходит ряд фаз, в результате готовый продукт приобретает нематериальную форму, выступает в виде социальной полезности, потребление его совпадает по времени с производством, а накопление в обществе происходит условно.

Вещественный готовый продукт характеризуется тем, что его производство отделено во времени от потребления, он может тиражироваться, сколь угодно долго храниться, может быть накоплен непосредственно.

Таким образом, библиотечный продукт в нематериальной форме является результатом движения общественно-полезного труда, имеющего непроизводительную форму.

Вещественный библиотечный продукт — это результат хозяйственно-организационной деятельности библиотеки, общественно-полезный труд здесь принимает производительную форму.

В соответствии с двумя формами существования библиотечные продукты (услуги) имеют две формы их распределения. Библиотечные продукты. участвующие в формировании фонда жизненных средств, необходимых условий для воспроизводства рабочей силы и создания условий для свободного развития личности, распределяются в обществе бесплатно либо на льготных условиях, за счет госбюджетных выплат.

Библиотечные продукты (услуги), подлежащие обмену на денежные доходы, создаются в результате коммерческой деятельности библиотек.

Их стоимостная оценка зависит от технологического уровня развития библиотечного производства, меры труда, задействованного в производстве, его оплаты. Их объем определяется индивидуальным потребителем, соизмеряющим свои доходы.

Однако, и та, и другая форма библиотечного продукта содержит такую ценностную категорию, как себестоимость. Себестоимость библиотечного продукта представляет собой денежное выражение издержек на его производство и реализацию. Это — стоимость потребленных средств производства, включая затраты на оплату труда исполнителей и оплату существующей инфраструктуры; затраты на оплату административного персонала и на социальные гарантии библиотечным специалистам.

Согласно существующей в мировой практике классификации все стоимостные затраты на библиотечное производство можно свести в четыре основные границы:

минимальные прямые затраты, базирующиеся на номинальной часовой норме и зарплате сотрудников, занятых выполнением той или иной операции (заработная плата, умноженная на количество потраченного времени);

основные (базисные) прямые затраты, дополняющие минимальные — затратами на межоперационные и неэффективные процессы;

— стандартные затраты, которые помимо основных прямых включают еще и косвенные (оплата отпусков, праздничных дней, социальные выплаты);

отягощенные затраты, представляющие реальные затраты на производство услуги, включая стоимость ресурсов, амортизацию оборудования, расходы на содержание администрации.

Реально именно отягощенные затраты определяют себестоимость продукта.

Однако рыночная цена услуги (продукта) помимо себестоимости включает еще такие основные элементы, как величина добавленной стоимости и цена  услуги (продукта). Добавленная (новая) стоимость услуги (продукта) складывается из их себестоимости и процента прибыли, на объем которой влияет состояние спроса на библиотечный продукт.

Спрогнозировать более или менее точно спрос на библиотечный продукт (услугу) достаточно сложно из-за его долговременного генерационного эффекта — при потреблении нематериальные услуги не сокращаются в объеме. Кроме того, рыночный спрос на услуги колеблется не только от изменений экономической ситуации, но и от временных факторов — различной посещаемости библиотеки в зависимости от сезона, дней недели, часов обслуживания. Поэтому необходим особый подход для согласования спроса и предложения на рынке информационно-библиотечных услуг. Речь может идти о дифференциации оплаты за отдельные услуги в зависимости от изменения спроса на отдельные услуги. Политика библиотек должна быть предельно гибкой; необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на объем и структуру предлагаемых услуг. Среди них можно назвать объем свободного времени населения, уровень доходов, доступность порога чтения, территориальная доступность услуг и др.

Что касается форм самоутверждения библиотеки как полноправного партнера на рынке информационных услуг, то они могут быть самыми разнообразными:

участие в ценовой конкуренции путем предоставления отдельным группам населения услуг по более низкой стоимости либо на льготных условиях;

— комбинирование традиционных и нетрадиционных видов услуг, расширение их ассортимента в сравнении с другими участниками рынка;

— своевременный отказ от услуг, пользующихся недостаточным спросом.

Цена потребления услуг зависит не только от их качества и содержания, но и от степени дефицитности различных услуг, от наличия в структуре предложения взаимозаменяемых и взаимодополняемых видов услуг. При расчете цены потребления услуги важны не столько точные расчеты, сколько представление о ценности и значимости тех каналов, по которым услуги доходят до потребителей.

Цена потребления определяет реальное место библиотечного продукта (услуги) в системе воспроизводственного процесса

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте библиотечную экономическую деятельность с точки зрения ее содержания, средств реализации.

2. Кто выступает в качестве основных субъектов этой деятельности, от чего зависит специфика экономических отношений?

3. Дайте характеристику библиотечно-информационным ресурсам как экономической категории.

4. Какие из них могут быть предметом обмена на рынке?

5. Охарактеризуйте основные источники инвестирования в библиотечную деятельность.

6. Как влияют характеристики развития общественного производства отдельных территорий на состав и конфигурацию библиотечно-информационных ресурсов?

7. Что такое библиотечный общественный продукт, каковы его сущностные характеристики и формы?

8. Дайте характеристику библиотечного продукта (услуги) с точки зрения его потребительской стоимости, добавленной (новой) стоимости, цены потребления.