ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития |
|
Введение 9.1. Защита атмосферы представляет собой широкий спектр деятельности многоаспектного характера, в которой принимают участие различные секторы экономики. Мероприятия и меры, информация о которых представлена в настоящей главе, рекомендуются для рассмотрения и, по мере необходимости, осуществления правительствами и другими органами в рамках их усилий по защите атмосферы. 9.2. Известно, что многие из вопросов, обсуждаемых в настоящей главе, также затрагивались в таких международных соглашениях, как Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года, Монреальский протокол 1987 года по веществам, разрушающим озоновый слой, с внесенными в него поправками, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций 1992 года об изменении климата, и других международных, в том числе региональных документах. В отношении деятельности, охватываемой такими соглашениями, существует понимание, что рекомендации, содержащиеся в данной главе, не обязывают ни одно из правительств принимать меры, которые выходили бы за рамки положений этих правовых документов. Однако в рамках этой главы правительства могут осуществлять дополнительные меры, отвечающие положениям упомянутых правовых документов. 9.3. Общепризнанно, что деятельность, которая может осуществляться для реализации целей данной главы, должна координироваться с учетом потребностей социального и экономического развития и носить комплексный характер, с тем чтобы избежать негативного воздействия на последнее, и полностью учитывать законные приоритетные потребности развивающихся стран в области достижения устойчивого экономического роста и искоренения нищеты. 9.4. В этом контексте также особо отмечается программная область А главы 2 Повестки дня на ХХI век (Содействие устойчивому развитию посредством торговли). 9.5. Настоящая глава включает следующие четыре программные области:
Программные области А. Решение недостаточно изученных проблем: совершенствование научной базы для принятия решений Основа для деятельности 9.6. Обеспокоенность проблемами, связанными с изменением и колебаниями климата, загрязнением воздуха и разрушением озонового слоя, потребовала дополнительной научной, экономической и социальной информации, с тем чтобы уменьшить число сохраняющихся неопределенностей в этих областях. Необходимо добиваться более глубокого понимания и более точного прогнозирования различных свойств атмосферы и затрагиваемых экосистем, а также их воздействия на здоровье человека и их взаимодействия с социально-экономическими факторами. Цели 9.7. Основная цель данной программной области заключается в углублении понимания процессов, которые влияют на атмосферу Земли в глобальном, региональном и местном масштабах, включая, в частности, физические, химические, геологические, биологические, океанические, гидрологические, экономические и социальные процессы, и, в свою очередь, испытывают воздействие со стороны атмосферы; создании соответствующего потенциала и расширении международного сотрудничества; и углублении понимания экономических и социальных последствий атмосферных изменений, а также разработке надлежащих мер по смягчению этих последствий. Деятельность 9.8. Правительствам на надлежащем уровне в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, по мере необходимости, межправительственным и неправительственным организациям и частному сектору следует:
Основа для деятельности 9.9. Энергетика имеет важное значение для экономического и социального развития и улучшения качества жизни. Однако большая часть мирового производства и потребления энергии не сможет оставаться неизменной, если технология останется прежней, а общий объем производства и потребления энергии значительно возрастет. Сокращения атмосферных выбросов парниковых и других газов и веществ во все большей степени следует добиваться за счет повышения эффективности производства, передачи распределения и потребления энергии, а также за счет использования экологически обоснованных энергетических систем, особенно действующих на основе новых и возобновляемых источников энергии 1. Методы использования всех источников энергии должны соответствовать требованиям защиты атмосферы, здоровья человека и окружающей среды в целом. 9.10. Необходимо устранить существующие препятствия на пути к увеличению экологически обоснованного производства энергии, которая необходима для продвижения вперед по пути устойчивого развития, особенно в развивающихся странах. Цели 9.11. Основной и конечной целью этой программной области является уменьшение негативного воздействия на атмосферу деятельности энергетического сектора посредством оказания содействия, где это необходимо, политике и программам, направленным на расширение вклада экологически обоснованных и рентабельных энергетических систем, особенно использующих новые и возобновляемые источники энергии, посредством внедрения менее загрязняющих и более эффективных методов производства, передачи, распределения и использования энергии. Эта цель должна отражать необходимость справедливого и должного энергообеспечения и возрастающего потребления энергии в развивающихся странах, а также учитывать положение стран, которые в значительной степени зависят от доходов, поступающих от производства, переработки и экспорта и/или потребления ископаемых видов топлива и связанных с этим энергоемких видов продукции и/или использования ископаемых видов топлива, в связи с чем эти страны испытывают серьезные трудности при переходе к альтернативным источникам энергии, а также в странах, находящихся в весьма уязвимом положении от негативного воздействия изменения климата. Деятельность 9.12. Правительствам на надлежащем уровне и в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, по мере необходимости, с межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором следует: Основа для деятельности 9.13. Сектор транспорта играет существенную и позитивную роль в экономическом и социальном развитии, и потребность в транспорте, несомненно, будет возрастать. Однако, поскольку транспортный сектор является также одним из источников выбросов в атмосферу, существует необходимость в проведении обзора существующих транспортных систем, в более эффективной разработке дорожно- транспортных систем и в более эффективном управлении ими. Цели 9.14. Основной целью данной программной области являются разработка и поощрение, в случае необходимости, эффективной с точки зрения затрат политики или программ в целях ограничения, уменьшения или устранения, по мере необходимости, вредных выбросов в атмосферу или другого негативного воздействия транспортного сектора на окружающую среду с учетом приоритетов в области развития, а также конкретных местных и национальных условий и аспектов безопасности. Деятельность 9.15. Правительствам на надлежащем уровне, в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, по мере необходимости, межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором, следует: Основа для деятельности 9.16. Промышленность необходима для производства товаров и услуг и является одним из крупнейших источников занятости и дохода, а промышленное развитие как таковое является необходимым условием экономического роста. В то же самое время промышленность является одним из крупнейших потребителей ресурсов и материалов и, следовательно, приводит к выбросу в атмосферу вредных веществ и к загрязнению окружающей среды в целом. Улучшению охраны атмосферы могут способствовать, в частности, повышение эффективности использования ресурсов и материалов в промышленности, внедрение или усовершенствование технологий борьбы с загрязнением, замещение хлорфторуглеродов (ХФУ) и других разрушающих озоновый слой веществ надлежащими заменителями, а также сокращение объема отходов и побочных продуктов. Цели 9.17. Основной целью данной программной области является содействие промышленному развитию с помощью методов, позволяющих уменьшить до минимума негативное воздействие на атмосферу посредством, в частности, повышения эффективности в сфере производства и в сфере потребления промышленностью всех ресурсов и материалов, путем совершенствования технологий борьбы с загрязнением и путем разработки новых экологически обоснованных технологий. Деятельность 9.18. Правительствам на надлежащем уровне и в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, при необходимости, межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором следует: 4. Освоение наземных и морских ресурсов и землепользование Основа для деятельности 9.19. Политика в области землепользования и использования ресурсов будет оказывать воздействие на происходящие в атмосфере изменения и в свою очередь определяться этими изменениями. Отдельные методы хозяйствования, связанные с наземными и морскими ресурсами и землепользованием, могут привести к сокращению потенциала имеющихся поглотителей парниковых газов и увеличению объема выбросов в атмосферу. Утрата биологического разнообразия может привести к снижению устойчивости экосистем к климатическим изменениям и негативным последствиям загрязнения воздуха. Атмосферные изменения могут существенно повлиять на состояние лесов, биоразнообразия и пресноводных и морских экосистем, а также на экономическую деятельность, в частности на сельское хозяйство. Поскольку основные цели в различных секторах зачастую могут не совпадать, их следует рассматривать в комплексе. Цели 9.20. Целями данной программной области являются:
Деятельность 9.21. Правительствам на надлежащем уровне и в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, при необходимости, межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором следует: Основа для деятельности 9.22. Результаты анализа последних научных данных дают основания для еще большей обеспокоенности по поводу продолжающегося разрушения стратосферного озонового слоя Земли под воздействием химически активных хлора и брома, содержащихся в искусственных ХФУ, галонов и других веществ. Хотя Венская конвенция 1985 года об охране озонового слоя и Монреальский протокoл 1987 года по веществам, разрушающим озоновый слой (с поправками, внесенными на Лондонском совещании в 1990 году), явились важными шагами в рамках международных действий, общее содержание разрушающих озоновый слой атмосферы веществ, содержащих соединения хлора, продолжает увеличиваться. Такую тенденцию можно повернуть вспять путем соблюдения мер контроля, предусмотренных в Протоколе. Цели 9.23. Целями настоящей программной области являются: Деятельность 9.24. Правительствам на надлежащем уровне и в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, при необходимости, межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором следует: Основа для деятельности 9.25. Трансграничное загрязнение воздуха оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека и характеризуется другими неблагоприятными экологическими последствиями, такими, как уничтожение растительного покрова, обезлесение и подкисление водоемов. Географическое распределение систем мониторинга загрязнения атмосферы является неравномерным и характеризуется значительной недопредставленностью развивающихся стран. Отсутствие надежных данных о выбросах в районах за пределами Европы и Северной Америки представляет собой одно из основных препятствий в деле борьбы с трансграничным загрязнением воздуха. Отсутствует также достаточная информация и о воздействии загрязнения воздуха на окружающую среду и здоровье человека в других регионах. 9.26. Конвенция 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и протокoлы к ней ввели региональный режим в Европе и в Северной Америке, основанный на процессе обзора и программах сотрудничества в области систематического наблюдения за загрязнением воздуха, оценки и обмена информацией. Необходимо продолжать и расширять такие программы, а опытом их осуществления следует обмениваться с другими регионами мира. Цели 9.27. Целями настоящей программной области являются: Деятельность 9.28. Правительствам на надлежащем уровне и в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и, при необходимости, межправительственными и неправительственными организациями, частным сектором и финансовыми учреждениями следует: Средства осуществления Международное и региональное сотрудничество 9.29. В соответствии с существующими правовыми документами созданы организационные структуры, деятельность которых связана с реализацией целей этих документов, и соответствующую работу необходимо продолжать, главным образом в этом направлении. Правительствам следует продолжать и укреплять свое сотрудничество на региональном и глобальном уровнях, в том числе сотрудничество в рамках системы Организации Объединенных Наций. В этой связи необходимо упомянуть о рекомендациях, содержащихся в главе 38 Повестки дня на XXI век (Международные организационные механизмы). Создание потенциала 9.30. В сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций, международными донорами и неправительственными организациями странам следует мобилизовывать технические и финансовые ресурсы и развивать техническое сотрудничество с развивающимися странами в целях укрепления их технического, управленческого, планового и административного потенциала для содействия устойчивому развитию и защите атмосферы во всех соответствующих секторах. Развитие людских ресурсов 9.31. На местном, национальном и международном уровнях необходимо разрабатывать и укреплять программы образования и просвещения по вопросам содействия устойчивому развитию и защите атмосферы во всех соответствующих секторах. Финансирование и оценка расходов 9.32. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках программной области А составит около 640 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. 9.33. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий программы из четырех частей в рамках программной области В составит около 20 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. 9.34. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках программной области С составит около 160-590 млн. долл. США, предоставляемых в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. 9.35. Секретариат Конференции учел сметы расходов на программы технической помощи и экспериментальные проекты в пунктах 9.32 и 9.33. Примечания 1. Новыми и возобновляемыми источниками энергии являются тепловая энергия Солнца, фотоэлектрическое преобразование солнечной энергии, энергия ветра, гидроэнергия, биомасса, геотермальная энергия, энергия океана, энергия животных и людей, о которых говорится в докладах Комитета по освоению и использованию новых и возобновляемых источников энергии, подготовленных специально для Конференции (см. A/CONF.151/PC/119 и А/AC.218/1992/5). 2. Это относится также к стандартам и рекомендациям, разработанным региональными организациями экономической интеграции.
|
|
|
|
Повестка дня на XXI век Йоханнесбургский саммит 2002 года Главная страница ООН |