ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК Раздел I. Социальные и экономические аспекты |
|
Программные области В. Создание эффективной правовой и нормативной структуры Основа для деятельности 8.13. Законы и постановления, соответствующие конкретным условиям той или иной страны, относятся к числу наиболее важных средств воплощения политики в области окружающей среды и развития в конкретные действия, причем не только потому, что они создают основу для применения «административно-командных методов», но и потому, что они создают нормативно-правовую основу для экономического планирования и функционирования рыночных механизмов. Однако, несмотря на то, что количество правовых документов в этой области неуклонно растет, законотворческая деятельность во многих странах осуществляется спорадически и несогласованно или в отсутствие необходимых организационных механизмов и органов, призванных обеспечивать выполнение законов и их своевременную корректировку. 8.14. Хотя постоянная необходимость в совершенствовании правовой системы ощущается во всех странах, многие развивающиеся страны страдают из-за несовершенства существующих законов и постановлений. Для эффективного комплексного учета вопросов окружающей среды и развития в рамках политики и практики каждой страны чрезвычайно важно разрабатывать и реализовывать комплексные, обеспеченные правовой санкцией и эффективные законы и постановления, которые основаны на рациональных социальных, экологических, экономических и научных принципах. Чрезвычайно важно также разрабатывать действенные программы по обзору и обеспечению соблюдения законов, постановлений и стандартов, которые принимаются. Для достижения этих целей многим странам может понадобиться техническая поддержка. К числу потребностей в рамках технического сотрудничества в этой области относятся информация по правовым вопросам, консультативные услуги и специальная подготовка и создание потенциала в области организационного строительства. 8.15. Принятие и обеспечение выполнения законов и постановлений (на региональном и национальном уровнях, а также на уровне штата/провинции или на местном/муниципальном уровне) также имеют крайне важное значение для осуществления большинства международных соглашений в области окружающей среды и развития, примером чему является наличие во многих случаях в договорных документах обязательства представлять информацию о принятии мер законодательного порядка. Обследование существующих соглашений, проведенное в контексте работы по подготовке к Конференции, выявило проблемы, связанные с соблюдением этого обязательства, и необходимость в более строгом соблюдении его на национальном уровне, а также, когда это целесообразно, в соответствующей технической помощи. При определении своих национальных приоритетов страны должны учитывать свои международные обязательства. Цели 8.16. Общая цель состоит в содействии интеграции политики в области окружающей среды и в области развития с учетом конкретных условий той или иной страны и за счет соответствующих правовых и регламентационных политики и документов, а также соответствующих механизмов правоприменения на национальном уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне. С учетом того, что страны будут устанавливать собственные приоритеты в соответствии со своими потребностями и национальными, а при необходимости и региональными, планами, политикой и программами, предлагаются следующие цели: Мероприятия а) Повышение эффективности законов и постановлений 8.17. Правительствам при поддержке, при необходимости, компетентных международных организаций следует на регулярной основе проводить оценку принятых законов и постановлений и соответствующих организационных/административных механизмов, созданных на национальном уровне, на уровне штатов, на местном или муниципальном уровнях, в области окружающей среды и устойчивого развития в целях обеспечения их эффективности на практике. В этих целях программы могли бы предусматривать содействие информированию общественности, подготовку и распространение инструктивных материалов, специальную подготовку, включая семинары, практикумы, учебные программы и конференции для государственных служащих, которые разрабатывают и реализуют законы и постановления, а также занимаются контролем за их соблюдением и обеспечением их соблюдения. b) Разработка судебных и административных процедур 8.18. Правительства и законодатели при поддержке, когда это необходимо, компетентных международных организаций должны разрабатывать судебные и административные процедуры в целях устранения или исправления с помощью правовых актов действий, влияющих на окружающую среду и развитие, которые могут быть незаконными или представлять собой посягательство на права в соответствии с законом, и должны обеспечивать доступ отдельных лиц, групп и организаций, которые, по общему мнению, имеют интерес к правовым проблемам. с) Оказание услуг по предоставлению справочной информации по правовым вопросам и обеспечение помощи в этой области 8.19. Компетентные межправительственные и неправительственные организации могли бы сотрудничать в целях предоставления правительствам и законодателям по их просьбе комплексной программы оказания юридических услуг в области окружающей среды и развития (право в области устойчивого развития), которая была бы тщательно адаптирована применительно к конкретным потребностям тех правовых и административных систем, которые являются ее получателями. В такие системы можно было бы с пользой включить мероприятия по оказанию помощи в подготовке всеобъемлющих перечней и обзоров национальных правовых систем. Опыт прошлых лет продемонстрировал полезность сочетания услуг по предоставлению специальной правовой информации с услугами юристов. В рамках системы Организации Объединенных Наций более тесное сотрудничество между всеми заинтересованными учреждениями помогло бы избежать дублирования баз данных и содействовало бы «разделению труда». Эти учреждения могли бы изучить возможность и определить достоинства проведения обзоров специально выбранных национальных правовых систем. d) Создание совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития 8.20. Компетентные международные и научные учреждения могли бы — в согласованных рамках — сотрудничать в целях создания, особенно для слушателей из развивающихся стран, согласованных программ аспирантской подготовки и создания возможностей для профессиональной подготовки без отрыва от производства по вопросам права в области окружающей среды и развития. Такая подготовка должна охватывать вопросы как эффективного применения, так и прогрессивного совершенствования применяемых законов, соответствующие навыки в ведении переговоров, составлении документов и посредничестве, а также профессиональную подготовку преподавателей. Межправительственные и неправительственные организации, которые уже активно работают в этой области, могли бы сотрудничать с соответствующими программами университетов в целях согласования деятельности по составлению учебных программ, а также в целях предоставления заинтересованным правительствам и потенциальным спонсорам оптимального комплекса возможных вариантов. е) Разработка эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области окружающей среды и развития, действующих на национальном уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне 8.21. При содействии со стороны международных организаций и, при необходимости, других стран каждая страна должна разрабатывать комплексные стратегии по обеспечению максимально полного соблюдения ее законов и постановлений, касающихся устойчивого развития. Стратегии должны включать: f) Национальный контроль за мерами правового характера, принимаемыми в целях осуществления международных документов 8.22. Стороны, подписавшие международные соглашения, в консультации с соответствующими секретариатами тех или иных международных конвенций, при необходимости, должны совершенствовать практические методы и процедуры в отношении сбора информации о предпринятых мерах правового и нормативного характера. Подписавшие международные соглашения стороны могли бы проводить показательные обзоры национальных мер по обеспечению соблюдения, при условии согласия на это заинтересованных суверенных государств. Средства осуществления а) Финансирование и оценка расходов 8.23. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 6 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. b) Научно-технические средства 8.24. Эта программа сводится главным образом к продолжению проводимой в настоящее время работы по сбору, обработке и оценке данных по правовым вопросам. Можно рассчитывать на то, что более тесное сотрудничество между существующими базами данных приведет к лучшему «разделению труда» (например, в том, что касается географического охвата национальных законодательных изданий и других справочных источников), а также к более качественной стандартизации и сопоставимости данных, при необходимости. с) Развитие людских ресурсов 8.25. Ожидается, что участие в деятельности по профессиональной подготовке принесет пользу специалистам-практикам из развивающихся стран, а также расширит возможности профессиональной подготовки женщин. Как известно, потребность в этом виде аспирантской подготовки и профессиональной подготовки без отрыва производства очень велика. Семинары, практикумы и конференции по вопросам проведения обзоров и правоприменения, которые были проведены до настоящего времени, были очень успешными и собирали большое число слушателей. Цель этих мероприятий заключается в развитии ресурсов (как людских, так и организационных) для разработки и осуществления эффективных программ в целях проведения на постоянной основе обзора и обеспечения применения национальных и местных законов, постановлений и стандартов в области устойчивого развития. d) Укрепление правового и организационного потенциала 8.26. Значительная часть программы должна быть нацелена на расширение возможностей стран в организационно-правовой области, что позволило бы им решать национальные проблемы реализации законов и постановлений и эффективного законотворчества и законоприменения в области окружающей среды и устойчивого развития. Следует выявлять и поддерживать региональные центры передового опыта в целях создания специализированных баз данных, а также создания возможностей для профессиональной подготовки групп слушателей, принадлежащих к одной культуре или говорящих на одном языке, той или иной правовой системы.
|
|
|
|
Повестка дня на XXI век Йоханнесбургский саммит 2002 года Главная страница ООН |