ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК Раздел I. Социальные и экономические аспекты |
|
Программные области А. Учет вопросов окружающей среды и развития на уровнях политики, планирования и управления Основа для деятельности 8.2. Во многих странах в рамках наиболее распространенных систем принятия решений на уровнях политики, планирования и управления наблюдается тенденция разделения экономических, социальных и экологических факторов. Это оказывает влияние на деятельность всех общественных групп, в том числе правительств, промышленных кругов и частных лиц, и имеет серьезные последствия для эффективности и устойчивости развития. Перестройка или даже коренное преобразование процесса принятия решений, в свете конкретных условий той или иной страны, могут оказаться необходимыми для того, чтобы вопросы окружающей среды и развития оказались в центре процесса принятия решений в экономической и политической областях, что по сути будет предполагать всесторонний учет этих факторов. В последние годы некоторые правительства приступили также к проведению существенных преобразований в рамках организационных структур управления, стремясь обеспечить более систематический учет вопросов окружающей среды при принятии решений по экономическим, социальным, финансовым вопросам, по вопросам энергетики, сельского хозяйства, транспорта, торговли и другим, а также экологических последствий политики в этих областях. В целях более эффективной интеграции между государственными и местными органами управления, промышленными и научными кругами, группами защитников окружающей среды и общественностью в процессе разработки эффективных подходов к окружающей среде и развитию возникают новые формы диалога. Ответственность за проведение преобразований лежит на правительствах и сотрудничающих с ними частном секторе и местных органах управления, которые действуют в сотрудничестве с национальными, региональными и международными организациями, в том числе, в частности, с ЮНЕП, ПРООН и Всемирным банком. Обмен опытом между странами может также быть значительным. Национальные планы, цели и задачи, национальные правила, положения и законы; и конкретное положение, в котором находится та или иная страна, являются общими рамками, в которых должна проходить подобная интеграция. В этом контексте следует учитывать, что экологические стандарты могут привести к значительным экономическим и социальным издержкам, если они будут единообразно применяться в развивающихся странах.
Цели 8.3. Общая цель состоит в совершенствовании или перестройке процесса принятия решений таким образом, чтобы обеспечить в его рамках полный учет социально-экономических и экологических вопросов, а также более широкое участие общественности. С учетом того, что страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в соответствии с характерными для них условиями, потребностями, национальными планами, политикой и программами, предлагаются следующие цели:
Мероприятия а) Совершенствование процессов принятия решений 8.4. Основная задача заключается в интеграции процессов принятия решений в области окружающей среды и развития. В этих целях правительства должны провести национальный обзор и, при необходимости, усовершенствовать процессы принятия решений, с тем чтобы добиться прогрессивного учета экономических, социальных и экологических вопросов в процессе такого развития, которое является экономически эффективным, социально справедливым и надежным, а также экологически рациональным. Страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в соответствии со своими национальными планами, политикой и программами в отношении следующих мероприятий: b) Совершенствование систем планирования и управления 8.5. В целях содействия более комплексному подходу к принятию решений может оказаться необходимым усовершенствовать системы данных и аналитические методы, используемые для обеспечения таких процессов принятия решений. Правительствам в сотрудничестве, где это целесообразно, с национальными и международными организациями следует рассматривать состояние системы планирования и управления и при необходимости модифицировать и укреплять соответствующие процедуры, с тем чтобы облегчить комплексное рассмотрение социальных, экономических и экологических вопросов. Страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в соответствии со своими национальными планами, политикой и программами в отношении следующих мероприятий: с) Данные и информация 8.6. Страны могли бы разработать системы мониторинга и оценки прогресса в деятельности на пути к достижению устойчивого развития, установив показатели, которые позволяют определить масштабы изменений в экономической, социальной и экологической областях. d) Принятие национальной стратегии устойчивого развития 8.7. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международными организациями следует принять национальную стратегию устойчивого развития на основе осуществления решений, принятых на Конференции, в частности в отношении Повестки дня на ХХI век. Такая стратегия должна разрабатываться на основе различных секторальных экономических, социальных и экологических политики и планов, которые реализуются в стране, и должна обеспечивать их согласованность. Опыт, приобретенный в результате проведения традиционных мероприятий по планированию, таких, как подготовка национальных докладов к Конференции, национальные стратегии охраны окружающей среды и планы деятельности в области экологии, должны в полной мере использоваться и включаться в стратегию устойчивого развития, разработанную страной. К числу ее целей должно относиться обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране базы ресурсов и окружающей среды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком участии всех слоев общества. Она должна основываться на тщательной оценке нынешней ситуации и инициатив. Средства осуществления а) Финансирование и оценка расходов 8.8. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. b) Изучение взаимосвязей между окружающей средой и развитием 8.9. Правительства в сотрудничестве с национальными и международными научными кругами и международными организациями, при необходимости, должны активизировать усилия по более четкому определению взаимосвязей между социальной, экономической и экологической областями, а также в рамках этих областей. Следует провести исследования, которые преследовали бы ясно выраженную цель оказания содействия в принятии решений в области политики и представления рекомендаций в отношении совершенствования практических методов управления. с) Повышение эффективности образования и подготовки кадров 8.10. Странам в сотрудничестве, при необходимости, с национальными, региональными или международными организациями следует обеспечить наличие или развитие ключевых людских ресурсов в целях комплексного учета вопросов окружающей среды и развития на различных этапах процесса принятия решений и осуществления. В этих целях они должны повысить эффективность образования и подготовки технических кадров, в особенности из числа женщин и девушек, путем включения междисциплинарных подходов, где это необходимо, в учебные программы учебных заведений технического профиля, профессионально-технических училищ, университетов и других учебных заведений. Они должны также осуществлять системную профессиональную подготовку сотрудников правительственных органов, специалистов по планированию и менеджеров на регулярной основе, уделяя первоочередное внимание тем необходимым комплексным подходам и методам планирования и управления, которые соответствуют конкретным условиям страны. d) Расширение осведомленности общественности 8.11. Странам в сотрудничестве с национальными институтами и группами, средствам массовой информации и международному сообществу следует содействовать расширению осведомленности общественности в целом и ее конкретных групп о важном значении комплексного рассмотрения вопросов окружающей среды и развития, а также следует создавать механизмы, содействующие прямому обмену информацией и мнениями с общественностью. Приоритетным должно быть освещение обязанностей и потенциального вклада различных социальных групп. е) Укрепление национального организационного потенциала 8.12. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международными организациями следует укреплять национальный организационный потенциал и возможности в целях обеспечения комплексного учета социальных, экономических и экологических вопросов, а также вопросов развития на всех уровнях процесса принятия решений и осуществления. Следует уделять внимание отходу от узких секторальных подходов и постепенному переходу к полномасштабной межсекторальной координации и сотрудничеству.
|
|
|
|
Повестка дня на XXI век Йоханнесбургский саммит 2002 года Главная страница ООН |