Программные области
В. Охрана морской среды
Основа для деятельности
17.18. Деградация морской среды может быть связана с целым
рядом источников. Если на долю наземных источников приходится 70 процентов
загрязнения морской среды, то на долю морского транспорта и сброса отходов
в море — по 10 процентов. Наибольшую угрозу для морской среды представляют
следующие загрязнители (в различном порядке значимости и в зависимости
от различных национальных или региональных условий): сточные воды, питательные
элементы, синтетические органические соединения, отстой, мусор и пластмассовые
изделия, металлы, радионуклиды, нефть/углеводороды и полициклические ароматические
углеводороды (ПАУ). Многие из загрязнителей, попадающие из наземных источников,
представляют особую опасность для морской среды, поскольку они одновременно
являются токсичными, стойкими и могут накапливаться в живых организмах.
В настоящее время никакого глобального плана действий по решению проблемы
загрязнения морской среды из наземных источников не имеется.
17.19. Деградация морской среды также может быть связана
с целым рядом видов деятельности на суше. На морскую среду могут влиять
такие факторы, как населенные пункты, землепользование, строительство
прибрежной инфраструктуры, сельское и лесное хозяйство, градостроительство,
туризм и промышленность. Особую озабоченность вызывают эрозия прибрежной
зоны и заиление.
17.20. Причинами загрязнения морской среды также являются
судоходство и морская деятельность. Ежегодно при обычных морских перевозках,
авариях и незаконных сбросах в океаны попадает примерно 600 000 тонн нефти.
Что касается деятельности по добыче нефти и газа в море, то в настоящее
время в международном плане регулируются выбросы из работающих установок,
и на рассмотрении находятся шесть региональных конвенций по контролю за
выбросами с платформ. Характер и степень воздействия на окружающую среду
деятельности, связанной с разведкой и добычей нефти в море, являются в
целом незначительными на фоне общего загрязнения морской среды.
17.21. Для предотвращения деградации морской среды необходим
скорее профилактический и упреждающий подход, нежели подход, основанный
на принципе реагирования. Это, в частности, требует принятия профилактических
мер, проведения оценки воздействия на окружающую среду, использования
«чистых» методов производства, рециркуляции, контроля и сведения к минимуму
отходов, строительства и/или совершенствования водоочистных сооружений,
разработки критериев качественного удаления с целью надлежащего обращения
с опасными веществами, а также применения комплексного подхода к оценке
вредного воздействия с воздуха, суши и воды. Любая программа рационального
природопользования должна включать в себя такие аспекты, как улучшение
обустройства населенных пунктов в прибрежных районах и комплексное рациональное
использование и освоение прибрежных зон.
Цели
17.22. В соответствии с положениями Конвенции Организации
Объединенных Наций по морскому праву, касающимися защиты и сохранения
морской среды, государства обязуются в соответствии со своими приоритетами
политики и ресурсами предотвращать и уменьшать деградацию морской среды,
с тем чтобы сохранять и повышать ее потенциал поддержания жизни и продуктивные
возможности. С этой целью необходимо:
a) применять превентивный, профилактический
и упреждающий подход в целях избежания деградации морской среды, а также
уменьшения опасности, которую могут представлять для нее долгосрочные
или необратимые негативные последствия;
b) обеспечить проведение предварительной экологической
экспертизы мероприятий, которые могут иметь значительные негативные
последствия для морской среды;
c) учитывать вопросы охраны морской среды при разработке
соответствующей общей экологической, социальной и экономической политики
в области развития;
d) по мере необходимости разработать экономические
стимулы применения «чистых» технологий и других средств, связанных с
обеспечением учета экологических издержек, таких, как принцип «платит
загрязнитель», с целью избежать деградации морской среды;
e) повысить уровень жизни населения прибрежных
районов, особенно в развивающихся странах, с тем чтобы содействовать
уменьшению деградации прибрежной и морской среды.
17.23. Государства соглашаются с тем, что для осуществления
этого обязательства необходимы предоставление дополнительных финансовых
средств через соответствующие международные механизмы, а также обеспечение
доступа к более «чистым» технологиям и результатам соответствующих исследований
для поддержки действий развивающихся стран.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
Деградация морской среды в результате деятельности
на суше: предотвращение, уменьшение и борьба с ней
17.24. При выполнении своего обязательства по решению проблемы
деградации морской среды, связанной с деятельностью на суше, государствам
следует принимать меры на национальном уровне, а там, где это необходимо,
на региональном и субрегиональном уровнях, обеспечивая их согласованность
с мерами по осуществлению программной области А, и учитывать Монреальские
руководящие положения по защите морской среды от загрязнения из наземных
источников.
17.25. С этой целью государствам при поддержке соответствующих
международных экологических научных, технических и финансовых организаций
следует, в частности:
a) по мере необходимости рассмотреть вопрос
об обновлении, укреплении и расширении Монреальских руководящих положений;
b) дать, по мере необходимости, оценку эффективности
существующих региональных соглашений и планов действий с целью определения
средств укрепления, где это необходимо, мер по предотвращению и уменьшению
деградации морской среды, связанной с деятельностью на суше, и борьбе
с ней;
c) по мере необходимости приступить к разработке
новых региональных соглашений и содействовать этому;
d) разработать средства создания руководства по
технологиям для решения вопросов, связанных с основными видами загрязнения
морской среды из наземных источников в соответствии с самыми последними
научными данными;
e) разработать руководящие положения, касающиеся
соответствующих глобальных механизмов финансирования;
f) определить дополнительные меры, требующие международного
сотрудничества.
17.26. Совету управляющих ПРООН предлагается в возможно
короткие сроки созвать межправительственное совещание по вопросу о защите
морской среды от негативного воздействия деятельности на суше.
17.27. Первоочередные меры в отношении сточных вод, которые
следует рассмотреть государствам, могут включать:
a) учет вопросов, связанных со сточными водами,
при разработке или пересмотре планов развития прибрежных районов, включая
планы создания населенных пунктов;
b) строительство и эксплуатацию водоочистных сооружений
в соответствии с национальной политикой, имеющимся потенциалом и существующим
уровнем международного сотрудничества;
c) размещение береговых выводных коллекторов сточных
вод с таким расчетом, чтобы поддерживать допустимый уровень качества
окружающей среды и чтобы патогенные организмы не оказывали воздействия
на промысел моллюсков, забор воды и чистоту пляжей;
d) содействие экологически безопасной очистке бытовых
и совместимых с ними промышленных сточных вод при введении, по мере
практической осуществимости, контроля за поступлением сточных вод, не
совместимых с системой;
e) содействие обеспечению первичной очистки городских
стоков, сбрасываемых в реки, эстуарии и в море, и реализацию других
решений, приемлемых для конкретных районов;
f) по мере необходимости, разработку и совершенствование
местных, национальных, субрегиональных и региональных программ нормативного
регулирования и мониторинга с целью ограничения сброса сточных вод с
использованием руководящих принципов, касающихся сведения к минимуму
объема сточных вод, и критериев качества воды, и должный учет характеристик
водоприемников и объема и видов загрязнителей.
17.28. Что касается других источников загрязнения, то приоритетные
меры, которые следует рассмотреть государствам, могли бы включать:
a) разработку или, по мере необходимости, совершенствование
программ нормативного регулирования и мониторинга с целью ограничения
сброса сточных вод и выбросов, включая разработку и применение технологий
контроля и рециркуляции;
b) содействие использованию оценок риска и экологического
воздействия для обеспечения приемлемого уровня качества окружающей среды;
c) содействие, по мере необходимости, проведению
оценок и осуществлению сотрудничества на региональном уровне, связанным
с загрязнением из стационарных источников на новых установках;
d) ликвидацию выбросов органических галогеносодержащих
соединений, концентрация которых в процессе их накопления в морской
среде может достичь опасных уровней;
e) сокращение выбросов других синтетических органических
соединений, концентрация которых в процессе их накопления в морской
среде может достичь опасных уровней;
f) содействие ограничению антропогенных выбросов
азота и фосфора, попадающих в прибрежные воды, где морской среде или
ее ресурсам угрожают такие проблемы, как заболачивание;
g) сотрудничество с развивающимися странами путем
оказания финансовой и технической помощи с целью как можно большего
ограничения и сокращения токсичных, стойких или могущих накапливаться
в живых организмах веществ и отходов, а также создания экологически
безопасных систем удаления образующихся на суше отходов, альтернативных
сбросу в море;
h) сотрудничество в разработке и осуществлении
экологически безопасных методов и практики землепользования в целях
уменьшения стока в водные артерии и эстуарии, что приводит к загрязнению
или деградации морской среды;
i) поощрение использования наносящих меньший ущерб
окружающей среде пестицидов и удобрений и альтернативных методов борьбы
с вредителями, а также рассмотрение вопроса о запрещении пестицидов
и удобрений, признанных экологически небезопасными;
j) выдвижение на национальном и региональном уровнях
новых инициатив в целях борьбы с загрязнением из нестационарных источников,
что требует значительных изменений в методах очистки сточных вод и удаления
отходов, в практике ведения сельского хозяйства и горных работ, в строительстве
и на транспорте.
17.29. Что касается физического разрушения прибрежных и
морских районов, приводящего к деградации морской среды, то здесь в число
первоочередных мер должны входить ликвидация последствий и предотвращение
прибрежной эрозии и заиления в результате воздействия антропогенных факторов,
связанных, в частности, с землепользованием и методами и практикой строительства.
Следует поощрять практику рационального использования водосборных бассейнов
в целях предотвращения и уменьшения деградации морской среды и борьбы
с ней.
Предотвращение и уменьшение деградации морской
среды, связанной с деятельностью на море, и борьба с ней
17.30. Государствам, действуя по мере необходимости на индивидуальной,
двусторонней или многосторонней основе и в рамках ИМО и других соответствующих
международных организаций, будь то субрегиональных, региональных или глобальных,
следует провести оценку необходимости дополнительных мер по решению проблем
деградации морской среды:
a) связанной с судоходством, путем:
i) содействия более широкой ратификации и
осуществлению соответствующих конвенций и протоколов по вопросам судоходства;
ii) содействия процессам, упомянутым в пункте
i, в рамках предоставления помощи отдельным государствам по их просьбе
с целью оказать им содействие в преодолении выявленных ими препятствий;
iii) сотрудничества в установлении контроля за
загрязнением морской среды с судов, особенно за незаконными сбросами
(например, наблюдение с воздуха) и обеспечение более строгого соблюдения
положений МАРПОЛ, касающихся сбросов;
iv) оценки масштабов загрязнения с судов в особо
уязвимых районах, установленных ИМО, и принятие в этих районах, по
мере необходимости, мер по обеспечению соблюдения общепризнанных международных
норм;
v) принятия мер по обеспечению соблюдения статуса
районов, выделенных прибрежными государствами в пределах их исключительных
экономических зон в соответствии с международным правом с целью охраны
и сохранения редких или легко уязвимых экосистем, таких, как коралловые
рифы и мангровые заросли;
vi) рассмотрения вопроса о принятии надлежащих
правил сброса балластных вод в целях предотвращения распространения
экзогенных организмов;
vii) повышения безопасности судоходства за счет
надлежащего картирования берегов и прокладки судоходных маршрутов,
в зависимости от конкретных обстоятельств;
viii) оценки необходимости более строгого международного
регламентирующего режима в целях дальнейшего снижения вероятности
аварий и загрязнения с грузовых судов (включая сухогрузы);
ix) поощрения сотрудничества ИМО и МАГАТЭ, с
тем чтобы завершить рассмотрение кодекса о перевозке радиоактивного
ядерного топлива в контейнерах на борту судов;
x) пересмотра и обновления Кодекса ИМО по безопасности
ядерных торговых судов и рассмотрения вопроса о наиболее оптимальном
осуществлении пересмотренного кодекса;
xi) поддержки текущей деятельности в рамках ИМО
в отношении разработки надлежащих мер по сокращению загрязнения воздуха
с судов;
xii) поддержки текущей деятельности в рамках
ИМО в отношении разработки международного режима, регулирующего перевозку
опасных и вредных веществ на борту судов и дальнейшего рассмотрения
вопроса о целесообразности создания компенсационных фондов, подобных
тем, которые учреждены в рамках Конвенции о создании Международного
фонда, в отношении ущерба, причиненного загрязнением иными, чем нефть,
веществами;
b) связанной со сбросом, путем:
i) содействия более широкой ратификации и
осуществлению соответствующих конвенций о предотвращении загрязнения
моря сбросами и участию в них, включая скорейшую разработку будущей
стратегии в рамках Лондонской конвенции о предотвращении загрязнения
моря сбросами отходов;
ii) содействия сторонам Лондонской конвенции
о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов в принятии надлежащих
мер по прекращению сброса и сжигания в море вредных веществ;
c) связанной с деятельностью морских нефтяных и газовых платформ,
путем оценки существующих регламентирующих мер в целях рассмотрения вопросов
о сбросах, выбросах, безопасности и оценки необходимости в дополнительных
мерах;
d) связанной с деятельностью портов, путем содействия
созданию приемных портовых сооружений для сбора остатков нефти и химических
веществ и мусора с судов, особенно в районах, специально выделенных
МАРПОЛ, и содействия созданию небольших объектов у специализированных
морских и рыболовецких причалов.
17.31. ИМО и, по мере необходимости, другим компетентным
организациям системы Организации Объединенных Наций по просьбе заинтересованных
государств следует, сообразно обстоятельствам, проводить оценку масштабов
загрязнения морской среды в районах интенсивного судоходства, например,
в международных проливах с оживленным судоходством, в целях обеспечения
соблюдения общепризнанных международных норм, в частности норм, касающихся
незаконного сброса отходов с судов, в соответствии с положениями части
III Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.
17.32. Государствам следует принять меры по сокращению загрязнения
воды, вызываемого оловосодержащими органическими соединениями, которые
используются в необрастающих красках.
17.33. Государствам следует рассмотреть вопрос о ратификации
Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе
с ним и сотрудничеству, которая предусматривает, в частности, разработку,
по мере необходимости, планов чрезвычайных мер на национальном и международном
уровнях, включая предоставление материалов для ликвидации нефтяных разливов
и профессиональную подготовку персонала, в том числе на случай возможного
разлива химических веществ.
17.34. В сотрудничестве с соответствующими субрегиональными,
региональными или глобальными межправительственными организациями и, при
необходимости, отраслевыми организациями следует активизировать международное
сотрудничество по укреплению или созданию, в зависимости от конкретных
обстоятельств, региональных центров и/или механизмов по ликвидации нефтяных/химических
разливов.
b) Данные и информация
17.35. Государствам следует, сообразно обстоятельствам,
в соответствии с имеющимися в их распоряжении средствами и с должным учетом
их научно-технического потенциала и ресурсов на систематической основе
вести наблюдение за состоянием морской среды. С этой целью государствам,
сообразно обстоятельствам, следует рассмотреть возможность:
a) создания систем систематического наблюдения
с целью определения состояния морской среды, включая причины и последствия
ухудшения состояния морской среды, в качестве основы для принятия управленческих
мер;
b) регулярного обмена информацией о загрязнении
морской среды, связанной с деятельностью на суше и на море, а также
о мерах по предотвращению и уменьшению такого загрязнения и борьбе с
ним;
c) поддержки и расширения международных программ
систематического наблюдения, например программы наблюдения за моллюсками,
на основе существующих возможностей и уделяя особое внимание развивающимся
странам;
d) создания центра по обмену информацией, касающейся
борьбы с загрязнением морской среды, в том числе процессов и технологий,
позволяющих бороться с загрязнением морской среды, и содействия их передаче
развивающимся странам и другим странам, в которых ощущается неотложная
потребность в подобных процессах и технологиях;
e) создания глобального каталога и базы данных,
содержащих информацию об источниках, видах, масштабах и последствиях
проникновения в морскую среду загрязнителей из источников, расположенных
на суше и на море, и в результате деятельности в прибрежных районах;
f) ассигнования надлежащих средств на цели создания
потенциала и осуществления программ профессиональной подготовки, с тем
чтобы обеспечить всестороннее участие развивающихся стран, в частности,
в любой международной программе сбора, анализа и использования данных,
осуществляемой органами и организациями системы Организации Объединенных
Наций.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
17.36. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы составит около 200 млн. долл. США, предоставляемых международным
сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов
носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе
любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных
стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
17.37. Для осуществления национальных, субрегиональных и
региональных программ действий, сообразно обстоятельствам, потребуются
передача технологии в соответствии с главой 34 и финансовые ресурсы, особенно
в случае развивающихся стран, в том числе:
a) помощь предприятиям в идентификации и внедрении
«чистых» технологий или рентабельных технологий, ограничивающих загрязнение;
b) разработка и создание для развивающихся стран
и применение в них недорогостоящих и простых в эксплуатации установок
и технологий очистки сточных вод;
c) оснащение лабораторий с целью проведения систематических
наблюдений за антропогенным и другими видами воздействия на морскую
среду;
d) поиск соответствующих материалов для борьбы
с нефтяными разливами и разливами химикатов, включая недорогостоящие
материалы, имеющиеся на местах, и методов, которые могут использоваться
в чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды
в развивающихся странах;
e) изучение видов использования стойких галогеносодержащих
органических соединений, которые могут накапливаться в морской среде,
с тем чтобы выявить те из них, которые не могут в должной мере контролироваться,
и подготовить основу решения о сроках их, по возможности, скорейшего
поэтапного замещения;
f) создание центра по обмену информацией, касающейся
борьбы с загрязнением морской среды, включая процессы и технологии,
позволяющие бороться с загрязнением морской среды, и содействие их передаче
развивающимся и другим странам, в которых ощущается неотложная потребность
в подобных процессах и технологиях.
с) Развитие людских ресурсов
17.38. Государствам на индивидуальной основе или в сотрудничестве
друг с другом и при содействии международных организаций, будь то субрегиональных,
региональных или глобальных, по мере необходимости следует:
a) обеспечивать профессиональную подготовку
наиболее важных категорий специалистов, необходимых для обеспечения должной
охраны морской среды, потребности в которых должны определяться в ходе
соответствующих обследований, проводимых на национальном, региональном
или субрегиональном уровнях;
b) оказывать содействие включению в учебные планы
программ морской профессиональной подготовки тем, связанных с охраной
морской среды;
c) в сотрудничестве — там, где это необходимо,
— с нефтяной и химической промышленностью организовывать курсы профессиональной
подготовки персонала для ликвидации нефтяных и химических разливов;
d) проводить практикумы по экологическим аспектам
портовых операций и развития портов;
e) улучшать и обеспечивать гарантированное финансирование
новых и существующих специализированных международных центров по обучению
морским профессиям;
f) государствам на основе двустороннего и многостороннего
сотрудничества следует поддерживать и дополнять предпринимаемые на национальном
уровне усилия развивающихся стран по развитию людских ресурсов в области
предотвращения и уменьшения деградации морской среды.
d) Создание потенциала
17.39. Национальным плановым и координирующим органам должны
быть предоставлены возможности и полномочия для анализа всех видов деятельности
на суше и изучения источников загрязнения в связи с их воздействием на
морскую среду, а также для внесения предложений о принятии соответствующих
мер по борьбе с ним.
17.40. В развивающихся странах следует укреплять, а там,
где это необходимо, создавать научные структуры, управляемые и укомплектованные
местными экспертами, для систематического наблюдения за загрязнением морской
среды, оценки воздействия на окружающую среду и разработки рекомендаций
по борьбе с ним.
17.41. Потребуются специальные механизмы для обеспечения
достаточного объема финансовых или технических ресурсов с целью оказания
развивающимся странам помощи в предотвращении и решении проблем, связанных
с деятельностью, угрожающей морской среде.
17.42. Следует создать международный механизм финансирования
в целях применения соответствующих технологий очистки сточных вод и сооружения
станций очистки сточных вод, включая субсидии или льготные кредиты международных
учреждений и соответствующие региональные фонды, периодически пополняемые,
хотя бы частично, средствами от взимания платы с пользователей.
17.43. При осуществлении деятельности в рамках настоящей
программы особое внимание необходимо уделить проблемам развивающихся стран,
на которые ляжет непомерное бремя в силу нехватки средств, специалистов
или технических возможностей.
|