Программные области
А. Обзор сельскохозяйственной политики, планирование и комплексные
программы с учетом многофункциональности сельского хозяйства, особенно в том,
что касается продовольственной безопасности и устойчивого развития
Основа для деятельности
14.5. Существует необходимость учета соображений, предусматривающих
устойчивое развитие, при анализе и планировании сельскохозяйственной политики
во всех странах, особенно в развивающихся. Рекомендации должны непосредственно
способствовать разработке реальных и функциональных средне- и долгосрочных
планов и программ и тем самым осуществлению конкретных действий. Последующими
мерами должны стать оказание поддержки и контроль за осуществлением упомянутых
мер.
14.6. Отсутствие последовательной национальной политики
содействия устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских
районов (САРД) является повсеместным явлением, не ограничивающимся лишь
развивающимися странами. В частности, подобная политика необходима странам,
находящимся в процессе перехода от плановой к рыночной системе, с тем
чтобы учитывать экологические соображения в экономической деятельности,
в частности в области сельского хозяйства. Всем странам необходимо дать
комплексную оценку воздействия такой политики на эффективность функционирования
продовольственного и сельскохозяйственного сектора, продовольственную
безопасность, благосостояние сельского населения и международные торговые
отношения, с тем чтобы определить необходимые контрмеры. В этом случае
основной целью обеспечения продовольственной безопасности является значительный
рост сельскохозяйственного производства на устойчивой основе и достижение
существенного улучшения снабжения населения адекватным продовольствием
и традиционными продуктами питания.
14.7. Для принятия обоснованных политических решений в области
международной торговли и потоков капитала необходимо также прилагать усилия
для преодоления:
a) непонимания того, что секторальная и макроэкономическая
политика может быть сопряжена с определенными экологическими издержками,
что поставит под угрозу задачу обеспечения устойчивости;
b) недостатка навыков и опыта, необходимых для
учета аспектов устойчивости при разработке политики и программ; и
c) неадекватности инструментов анализа и наблюдения
1.
Цели
14.8. Целями в данной программной области являются:
a) проведение обзора и, по мере необходимости,
разработка к 1995 году программы, направленной на увязку вопросов экологического
и устойчивого развития с анализом политики в области продовольственного
и сельскохозяйственного сектора, а также анализом, разработкой и осуществлением
соответствующей макроэкономической политики;
b) осуществление и разработка, по мере необходимости,
оперативных многосекторальных планов, программ и директивных мер, включая
программы и меры по укреплению устойчивого производства продовольствия
и продовольственной безопасности в рамках устойчивого развития не позднее
1998 года;
c) обеспечение и укрепление потенциала развивающихся
стран, и особенно наименее развитых стран, по самостоятельному осуществлению
директивной деятельности, составлению программ и планов не позднее 2005
года.
Деятельность
а) Вопросы управления
14.9. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) проводить обзоры национальной политики в
отношении обеспечения продовольственной безопасности, в частности адекватного
уровня и стабильности поставок продовольствия, а также доступа к продуктам
питания всех домашних хозяйств;
b) проводить обзор национальной и региональной
сельскохозяйственной политики в том, что касается, в частности, внешней
торговли, политики ценообразования, политики в области обменных курсов,
сельскохозяйственных субсидий и налогов, а также организации региональной
экономической интеграции;
c) проводить политику, оказывающую положительное
влияние на систему землевладения и права собственности на основе должного
признания минимального размера земельного участка, позволяющего обеспечить
производство, и препятствовать дальнейшей фрагментации;
d) учитывать демографические тенденции и перемещение
населения и выявлять ключевые области в сфере сельскохозяйственного
производства;
e) разрабатывать, проводить в жизнь и контролировать
политику, законы и положения и меры стимулирования, способствующие устойчивому
ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов и укреплению
продовольственной безопасности; а также разработке и передаче соответствующей
сельскохозяйственной технологии, в частности, в случае необходимости,
малозатратных систем устойчивого ведения сельского хозяйства (ЛИСА);
f) поддерживать национальные и региональные системы
раннего предупреждения посредством планов содействия обеспечению продовольственной
безопасности, позволяющих контролировать состояние спроса и предложения
в области продовольствия, и факторы, оказывающие влияние на доступ домашних
хозяйств к продуктам питания;
g) проводить обзор политики в отношении совершенствования
методов уборки урожая, хранения, обработки, распределения и сбыта продукции
на местном, национальном и региональном уровнях;
h) разрабатывать и осуществлять комплексные сельскохозяйственные
проекты, предусматривающие также деятельность в области других природных
ресурсов, например рациональное использование пастбищных угодий, лесов
и дикой природы, в зависимости от существующих условий;
i) содействовать проведению социально-экономических
исследований и политики, направленной на поощрение устойчивого сельскохозяйственного
развития, особенно на территории уязвимых экосистем и густонаселенных
районов;
j) выявлять проблемы в области хранения и распределения,
которые оказывают воздействие на предложение продуктов питания; поддерживать,
по мере необходимости, исследования, направленные на преодоление этих
проблем, и сотрудничать с лицами, занимающимися производством и распределением
продукции, с целью введения более совершенных систем и практики.
b) Данные и информация
14.10. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) активно сотрудничать с целью расширить и
усовершенствовать информацию о системах раннего предупреждения в сфере
продовольствия и сельского хозяйства на региональном и национальном уровнях;
b) изучать и проводить обзоры и исследования
с целью получения основной информации о состоянии природных ресурсов,
связанных с продовольственным и сельскохозяйственным производством и
планированием, в целях оценки последствий различных видов использования
этих ресурсов, а также разрабатывать методологию и средства анализа,
например учета экономических факторов.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
14.11. Учреждениям системы Организации Объединенных Наций,
таким, как ФАО, Всемирный банк, МФСР, ГАТТ, а также региональным организациям
и двусторонним учреждениям-донорам и другим органам в рамках своих соответствующих
мандатов следует приступить к сотрудничеству с национальными правительствами
в рамках следующих мероприятий:
a) осуществление стратегий в области комплексного
и устойчивого сельскохозяйственного развития и обеспечения продовольственной
безопасности на субрегиональном уровне, которые предусматривают использование
регионального производственного и торгового потенциала, в том числе организаций
региональной экономической интеграции, для содействия обеспечению продовольственной
безопасности;
b) поощрение создания в контексте достижения устойчивого
сельскохозяйственного развития и соблюдения соответствующих согласованных
на международном уровне принципов торговли и охраны окружающей среды
более открытых и недискриминационных торговых систем и предотвращения
случаев необоснованного возведения торговых барьеров, что в совокупности
с политикой в других областях будет способствовать дальнейшей интеграции
политики в области сельского хозяйства и окружающей среды, с тем чтобы
сделать ее взаимодополняемой;
c) создание и укрепление национальных, региональных
и международных систем и служб с целью обеспечения более полного понимания
взаимосвязи между сельским хозяйством и состоянием окружающей среды,
выявления экологически безопасных технологий и облегчения обмена информацией
об источниках данных, политике, методах и средствах анализа.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
14.12. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы составит около 3 млрд. долл. США, включая примерно 450
млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий
или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,
будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
14.13. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует оказывать
содействие сельским домашним хозяйствам и общинам в применении технологии,
способствующей наращиванию объема производства продуктов питания и укрепления
продовольственной безопасности, включая хранение, наблюдение за процессом
производства и распределения.
с) Развитие людских ресурсов
14.14. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) привлекать к работе и осуществлять подготовку
на местах экономистов, специалистов планирования и аналитиков в целях
проведения обзоров национальной и международной политики и обеспечения
условий для устойчивого сельскохозяйственного производства;
b) создать правовой механизм, способствующий расширению
доступа женщин к земельным ресурсам и обеспечивающий их полноправное
участие в процессе развития сельских районов.
d) Создание потенциала
14.15 Правительствам на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует укреплять
министерства сельского хозяйства, природных ресурсов и планирования.
Примечание
1. Некоторые аспекты этой программной
области представлены в главе
3 (Борьба с нищетой).
|