Программные области
Е. Разработка комплексных планов обеспечения
готовности к засухам и ликвидации их последствий, включая меры по организации
самопомощи, для районов, подверженных засухе, и разработка программ по
решению проблемы экологических беженцев
Основа для деятельности
12.45. Засуха является природным явлением, которое с различной
частотой и в различной степени периодически повторяется во многих развивающихся
странах, особенно в Африке. Помимо человеческих жертв (согласно оценкам,
к середине 80-х годов в странах к югу от Сахары в результате засухи погибло
3 млн. человек), также весьма значительным является экономический ущерб
от бедствий, обусловленных засухой, который выражается в резком снижении
продуктивности, в напрасно затраченных средствах и в отвлечении ресурсов,
предназначенных для целей развития.
12.46. Наличие систем раннего оповещения для прогнозирования
засух позволит добиться осуществления планов обеспечения готовности к
засухам. Реализация таких комплексных мер в масштабах хозяйств и водосборного
бассейна, как применение стратегий выращивания альтернативных сельскохозяйственных
культур, охрана и рациональное использование почв и водных ресурсов, а
также содействие применению методов сбора поверхностного стока, могли
бы повысить производительный потенциал земельных ресурсов в целях решения
проблемы засухи и создания условий для обеспечения предметами первой необходимости,
тем самым сводя к минимуму число экологических беженцев и необходимость
оказания чрезвычайной помощи в результате засухи. В то же время необходимы
механизмы оказания помощи в непредвиденных обстоятельствах в периоды возникновения
острого дефицита.
Цели
12.47. Целями данной программной области являются:
a) разработка национальных стратегий готовности
к засухе как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах с целью
уменьшить уязвимость производственных систем от засухи;
b) расширение объема информации раннего оповещения,
предоставляемой директивным органам и землепользователям, с тем чтобы
позволить странам осуществлять стратегии в целях предупреждения засухи;
c) разработка планов оказания помощи в случае засухи
и мероприятий для решения проблемы экологических беженцев и включение
этих планов и мероприятий в национальные и региональные планы развития.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
12.48. Во всех районах, подверженных засухе, органам управления,
правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных
и региональных организаций следует:
a) разработать стратегии по решению проблем,
связанных с нехваткой продуктов питания на национальном уровне в периоды
снижения объема производства. Эти стратегии должны касаться вопросов хранения
и создания запасов, импорта, портового оборудования, а также хранения,
транспортировки и распределения пищевых продуктов;
b) расширять национальные и региональные
возможности агрометеорологии и планирования возделывания сельскохозяйственных
культур на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. Агрометеорология
увязывает частоту составления, содержание и региональный охват прогнозов
погоды с потребностями планирования возделывания сельскохозяйственных
культур и сельскохозяйственной пропаганды;
c) подготовить проекты в сельской местности для
обеспечения краткосрочной занятости членов сельских домашних хозяйств,
пострадавших от засухи. Утрата доходов и возможности получать продукты
питания является типичной причиной бедственного положения в период засухи.
Создание рабочих мест в сельской местности содействует получению бедными
домашними хозяйствами доходов, необходимых для приобретения продуктов
питания;
d) подготовить в случае необходимости планы чрезвычайных
мер по распределению продовольствия и фуража и обеспечению водоснабжения;
e) создать бюджетные механизмы для предоставления
на неотложной основе ресурсов, необходимых для оказания чрезвычайной
помощи в связи с засухой;
f) создать «страховочные сети» для наиболее уязвимых
домашних хозяйств.
b) Данные и информация
12.49. Органам управления пострадавших в результате засухи
стран на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных
и региональных организаций следует:
a) провести исследование по проблеме сезонных
прогнозов в целях усовершенствования планирования на случай чрезвычайных
ситуаций и операций по ликвидации последствий, а также разрешить осуществление
на уровне фермерских хозяйств таких профилактических мер, как выбор соответствующих
сортов и агротехнических методов в периоды засухи;
b) оказывать помощь в проведении прикладных исследований,
касающихся способов уменьшения потерь воды из почв, повышения поглотительной
способности почв, а также методов сбора поверхностного стока в районах,
подверженных засухе;
c) укреплять национальные системы раннего
оповещения, уделяя особое внимание таким областям, как составление карт
районов, подверженных наибольшей опасности, дистанционное зондирование,
агрометеорологическое моделирование, комплексные многодисциплинарные
методы прогнозирования урожаев и автоматизированный анализ спроса/предложения
в отношении продуктов питания.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
12.50. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) создать систему резервных возможностей в
виде запасов продуктов питания, материально-технического обеспечения,
персонала и финансовых средств, необходимых для оперативного принятия
мер на международном уровне в случае чрезвычайных ситуаций, связанных
с засухой;
b) оказывать помощь в осуществлении программ Всемирной
метеорологической организации (ВМО) по агрогидрологии и метеорологии,
Программы Регионального учебного центра по агрометеорологии и оперативной
гидрологии и их прикладному использованию (АГРГИМЕТ), программ центров
по контролю за засухой и Африканского центра по использованию метеорологических
данных в целях развития (АКМАД), а также поддерживать усилия Постоянного
межгосударственного комитета по борьбе с засухой в Сахеле (СИЛСС) и
Межправительственного органа по вопросам засухи и развития (МОВЗР);
c) оказывать помощь в осуществлении программ ФАО
и других программ по разработке национальных систем раннего оповещения
и планов оказания помощи в обеспечении продовольственной безопасности;
d) укреплять и расширять рамки существующих
региональных программ, мероприятий соответствующих органов и учреждений
Организации Объединенных Наций, таких, как Мировая продовольственная
программа (МПП), Управление Координатора Организации Объединенных Наций
по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО) и Бюро Организации
Объединенных Наций по вопросам Судано-Сахелианского района (ЮНСО), а
также неправительственных организаций, направленных на смягчение последствий
засухи и чрезвычайных обстоятельств.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
12.51. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы составит около 1,2 млрд. долл. США, в том числе порядка
1,1 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде
субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,
будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
12.52. Органам управления на надлежащем уровне и общинам
в районах, подверженных засухе, при поддержке соответствующих международных
и региональных организаций следует:
a) использовать традиционные механизмы для решения
проблем голода в качестве одного из средств оказания помощи по ликвидации
его последствий, а также помощи в целях развития;
b) укреплять и расширять национальные, региональные
и местные междисциплинарные научно-исследовательские возможности и возможности
в области подготовки специалистов для осуществления стратегий по предупреждению
засухи.
с) Развитие людских ресурсов
12.53. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) содействовать подготовке лиц, отвечающих
за принятие решений, и землепользователей в деле эффективного использования
информации, получаемой в рамках системы раннего оповещения;
b) укреплять научно-исследовательский и национальный
учебный потенциал для оценки воздействия засухи, а также для разработки
методов прогнозирования засухи.
d) Создание потенциала
12.54. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) совершенствовать и поддерживать механизмы,
укомплектованные надлежащим персоналом, оснащенные надлежащим оборудованием
и располагающие достаточными средствами для мониторинга параметров засухи
с целью осуществления профилактических мер на региональном, национальном
и местном уровнях;
b) наладить межминистерские связи и создать координационные
подразделения для мониторинга засухи, оценки ее воздействия, а также
руководства осуществлением планов ликвидации последствий засухи.
|