I. Краткие замечания о западных и южных славянах, о Византии и Папской области пред основанием Русского государства

1. Расселение славян. Русское государство появилось более 1050 лет тому назад. Славянское племя, к которому принадлежит русский народ, пред основанием Русского государства занимало земли от реки Эльбы до верхнего течения Волги и Оки. Южная граница славянских поселений шла от Адриатического моря, южнее Балкан, соприкасаясь с землями Греческой империи, и далее оканчивалась у Черного моря; северной границей служили часть Балтийского моря и Ладожское озеро.

По географическому положению всех славян делят на восточных, западных и южных. К восточным принадлежат русские славяне; к западным: 1 ) балтийские и полабские славяне, 2) поляки, 3) чехи и одной ветви с ними моравы и словаки, 4) хорутане и хорваты, к южным: сербы и болгары - одной ветви с хорутанами и хорватами.

Болгарами называются два народа: камские болгары и славяне. Камские болгары жили у устья Камы и по Волге. Задолго до основания Русского государства некоторые болгарские орды перекочевали на нижний Дунай, завоевали живших там сербов, но вскоре слились с ними; от этих болгар-победителей нижнедунайские славяне получили свое название.

Первые славянские княжества. Западные славяне, именно: поляки, чехи, моравы, и южные славяне, именно болгары, образовали государства ранее, чем русские славяне. Правители этих первых государств назывались князьями. В княжествах ранее, чем у других славян, стала распространяться христианская вера; так, моравы узнали о святой вере от немецких, или германских, проповедников, но эти проповедники совершали богослужение на латинском языке. Тогда моравский князь просил греческого императора прислать ему проповедников, знавших славянский язык. Посланные императором проповедники прибыли в столицу Моравии Велеград; это были греки, свв. братья Кирилл и Мефодий. Они еще ранее составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык богослужебные книги и Священное Писание. С прибытием их вера Христова быстро стала распространяться между моравами, и от них ее приняли князья польский, чешский и некоторые другие славяне. Но скоро Моравское княжество сокрушил дикий кочевой народ венгры, или мадьяры, который и остался жить на низменности, получившей название Венгерской. После этого моравы и другие западные славяне, совершавшие богослужение на славянском языке и по греческому обряду, не могли уже сноситься с греками; немецкие проповедники усилились, и моравы, чехи и поляки стали совершать службу на латинском языке; но болгары, принявшие христианство также от греческих проповедников, удержали славянское богослужение, и от них оно перешло к сербам и к русским славянам.

Византия и Церковная область. Византийская, или Греческая, империя пред основанием Русского государства составляла в Европе самую образованную и самую богатую державу. Столицей ее был Константинополь, у славян Царьград. Правители ее назывались царями, или императорами. После венчания на царство в соборном храме Св.Софии в Царьграде императоры титуловались святыми и самодержцами. Правили они неограниченно. Некоторые из императоров во время походов жили в лагерях, как простые воины, а с военачальниками обходились просто; но в столице жизнь их была другая: на улицах они показывались редко и только при торжественной обстановке; во дворце их окружал многочисленный пышный двор, роскошно одетые воины, и каждый, даже первый сановник, приближавшийся к императору, должен был падать перед ним ниц и целовать ему ногу. - Императоры ревностно обращали язычников в Христову веру по греческому, или православному, обряду.

На Западе пред основанием Русского государства особое значение имела Церковная, или Папская, область, находившаяся в Средней Италии. Столицей ее был Рим, а святыней этого города считался храм Св.Петра, в котором покоились мощи этого апостола. Церковной областью управлял папа, который был и патриархом и светским государем. По церковным делам ему подчинялись и платили дань все западные государства: Германия, Франция, Англия и др. Папы торжественно короновались в храме Св.Петра; их титуловали Святейшими, и все приближавшиеся к ним в торжественных случаях целовали ногу (собственно изображение креста на папской туфле). Папы, как и императоры, ревностно распространяли между язычниками христианство, но на языке церковном, т.е. латинском; свое вероисповедание они называли католическим.

Незадолго до основания Русского государства папы венчали в храме Св.Петра императорской короной немецкого короля (800 г.). Таким образом, в Европе появились два императора. - Одновременно с появлением немецких, или римских, императоров немцы начали покорение и истребление полабских и балтийских славян.

II. Восточные славяне пред основанием Русского государства

2. Восточные славянские племена, их быт и верования. Восточные славяне в IX в. по Р.Х. занимали южный и восточный берега Чудского озера, бассейн озера Ильмень, верховья Западной Двины, Волги, Оки, верхнее и среднее течение Днепра с притоками и все пространство до реки Прут и северо-восточного склона Карпатских гор. Они делились на мелкие племена, из которых каждое имело особое название: жившие около Ильменя назывались ильменскими славянами; жившие по реке Великой и по верховьям Западной Двины и Днепра - кривичами, по среднему течению Двины - полочанами; по среднему течению Днепра - полянами (поле); между Сожем и Днепром жили радимичи; по Припяти - древляне (т.е. жители лесов); по Десне - северяне; по Западному Бугу - волыняне.

В лесах русской равнины было много животных, и охотою на них восточные славяне добывали пищу, одежду, кожи и т.д.; реки были так богаты рыбой, что в некоторых местах ее ловили руками; пчелы заграждали путь и местами клали мед по берегам рек, так что проходящие вылавливали его ногами; из меда приготовлялся напиток, который наши предки умели делать опьяняющим. Более трудолюбивые славяне обрабатывали поля, сеяли хлеб, лен, но охотнее занимались торговлей. Внутренняя торговля была невелика, так как каждая семья сама приготовляла все необходимое: бесхитростные земледельческие орудия, оружие для охоты и т.п. Внешняя торговля была довольно обширна: русские меха, воск, мед требовались на главном рынке того времени - в Константинополе. Местом торговли служили наиболее людные поселки, окруженные деревянной стеной, а иногда рвом и валом и называвшиеся городами.

В древности русские называли городами собственно укрепления; города были деревянные и земляные, деревянные состояли из срубов, на которых позднее ставились дощатые заслоны, земляные - состояли из вала с частоколом.

Главный торговый речной путь лежал по Волхову и Днепру; там же находились самые главные города древних славян: Новгород - у ильменских славян и Киев у полян.

Киев занимал красивое место на холмах правого днепровского берега. По преданию, место, где стоит Киев, посетил некогда ап.Андрей: он водрузил здесь крест и предсказал своим союзникам, что на этих холмах воссияет благодать Божия, что тут будет великий город и воздвигнутся многие храмы.

Другие города: Псков и Смоленск у кривичей, Полоцк - у полочан и Коростень - у древлян.
Некоторые славяне жили среди финнов, занимавших весь северо-восток России; там они имели также свои города - Белоозеро (ныне Белозерск в Новгородской губ.) и Ростов при Ростовском озере (в нынешней Ярославской губ.).

В каждом племени было несколько родов, или союзов семей, родственных между собой. Родичи жили рядом в одном или нескольких поселках и управлялись старейшинами, т.е. старшими в роде. Для дел важных старейшины собирались на сходке, или вече. Впрочем, у некоторых племен были князья, имевшие значение особенно в военное время.

Славяне поклонялись солнцу, грому, ветру и т.п. и воображали их особыми божествами; таковы были: Дажбог - бог солнца, Перун - бог грома и молнии. Волос - бог плодородия и покровитель стад; много было низших богов, как-то: в лесу - леший, в воде - водяной и русалки, домашний бог, который назывался чуром, или щуром (и до настоящего времени в детских играх употребляется: "чур меня!"). Храмов у восточных славян не было; молились они в лесах, перед дуплистыми деревьями; идолов делали из дерева или из камня и приносили им в жертву животных, детей и пленных; жрецов не было, но уважением пользовались волхвы, или кудесники, знавшие языческие обряды, заговоры и занимавшиеся гаданием. Мертвых славяне зарывали в землю и засыпали над ними курган или же сожигали на костре, причем кости собирали в сосуд и ставили его на перепутье. Над умершим совершалась тризна, т.е. празднество, во время которого ели, пили, пели песни, плясали, боролись и бегали взапуски.

3. Свойства славян. Племена, жившие среди глухих лесов и занимавшиеся звероловством, были более грубы, чем племена, жившие на равнинах и занимавшиеся земледелием. Но все восточные славяне легко переносили холод, зной и голод, были храбры и в битве бросались в середину неприятеля, не щадя жизни; в плену они без криков и стонов выносили истязания

В случае внезапного нападения врагов или при многочисленности их славяне прибегали к хитрости: например, они притворным бегством заманивали неприятеля в лес и там из-за деревьев поражали его стрелами, концы которых нередко намазывались ядом. Они искусно также укрывались под водой, причем дышали чрез выдолбленный тростник, держа один конец его в воде, а другой - над водою.

Славяне отличались добродушием и гостеприимством. По добродушию они кротко обходились с пленными, назначали срок их рабству и потом отпускали на свободу. Гостеприимство составляло как бы священную обязанность, и случалось, что славяне сжигали дом и имущество того из своих соплеменников, который отказывался принять к себе путника. Вместе с тем русские славяне были мстительны и задорны: не отомстить за смерть смертью, за обиду еще более грубой обидой считалось бесчестьем. Отдельные роды и соседние племена часто враждовали между собой; на вечах также происходили ссоры и драки, потому что каждый старейшина заботился только о своем роде и не думал о благе целого племени. По причине этой вражды восточные славяне вели тревожную и бедную жизнь: в избах (изба, или "истба", от "истопка") они устраивали по несколько выходов, чтобы легче было спастись от врага; если кто приобретал ценное имущество, то зарывал его в землю (клады).

4. Хазары и варяги. От внутренних неурядиц и отчасти потому, что славянские поселения находились на большом расстоянии одно от другого, поляне и другие южные племена были вынуждены платить дань ("по белке с дыма") хазарам, полукочевому и полуземледельческому тюркскому народу, занимавшему южные степи России от Днепра до Волги и далее. У ильменских же славян и кривичей были другие враги - варяги; этим именем восточные славяне называли немцев, живших в нынешней Скандинавии, которые в IXв. разбойничали на западе Европы и были там известны под названием норманнов, т.е. людей севера. По рекам, протекавшим через земли восточных славян, варяги долгое время ездили в Византию, где или нанимались на службу к византийским императорам, или же торговали, а иногда и разбойничали. Ознакомившись со слабыми сторонами наших предков, варяги завладели однажды Новгородом и обложили данью кривичей и соседние племена; но пришельцы властвовали недолго и были изгнаны.

III. Начало Русского государства. Первые князья

5. Призвание варягов, 862 г. Русское государство, по свидетельству летописи, возникло так: у ильменских славян и кривичей произошли раздоры, роды враждовалФ между собой, и управы не было. Тогда они собрались на вече и решили избрать себе правителя из иноземцев. Было отправлено посольство в Варяжскую землю. Пришедши туда, послы сказали варягам: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и владеть нами" Пришли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор с родственниками и дружиною и поселились: Рюрик - сначала в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус - в Белоозере и Трувор - в Изборске. Вскоре братья Рюрика умерли, и он один стал править Новгородской областью. Рюрик происходил из племени русь, потому и его княжество стало называться Русью. Таким образом, первою столицей Руси был Новгород (там, в 1862 г., поставлен памятник Тысячелетия Русского государства). Когда Рюрик княжил в Новгороде, от его дружины отделились два витязя, Аскольд и Дир. С небольшим числом воинов они поплыли по р. Днепру. Увидев Киев, они спросили: "Чей это город?" Жители отвечали: "Было у нас три брата: Кий, Щек и Хорив; они вот и построили этот город и умерли, а мы теперь платим дань хазарам". "Платите ее нам!" - сказали Аскольд и Дир. Киевляне не противились, и, таким образом Аскольд и Дир стали править полянами.

6. Олег. После Рюрика за малолетством его сына Игоря Русью правил Олег. Поручив управление Новгородом боярину (боярами назывались старшие члены дружины), Олег с войском двинулся на юг, завладел г. Смоленском и поплыл по Днепру. Приблизившись к киевским горам, он скрыл дружину в лодках и послал сказать Аскольду и Диру, что варяжские купцы желают видеться со своими земляками. Когда Аскольд и Дир пришли, Олег взял Игоря на руки и сказал: "Вы не князья и не княжеского рода, а вот сын Рюрика". При этих словах воины выскочили из лодок и убили Аскольда и Дира. Олег остался княжить в Киеве, сказав: "Будь этот город матерью городов русских". Оттуда он покорил древлян, северян и радимичей. Покоренные славяне платили Олегу дань хлебом, медом и звериными шкурами. Надеясь на более ценную, добычу, он совершил на 1000 лодок поход на Византию.

Каждая лодка выдалбливалась из ствола громаднейшего дерева, почему такие лодки назывались однодревками, чтобы сделать их глубже, к бортам, во всю длину их, приделывались доски. - Толстые и высокие деревья давно уже исчезли в России.

Прошедши Черное море и Босфор, или Константинопольский пролив, русские остановились у Царьграда, вышли на берег и стали убивать людей и жечь окрестные дома и церкви. Затем они вытащили лодки на берег, поставили на колеса, натянули паруса и, когда подул попутный ветер, двинулись сухим путем к городу. Греки испугались, выслали Олегу пищи и вина и просили мира. Олег ни кушаний, ни вина не принял, догадываясь, что в них отрава, на мир же согласился. Император выдал ему много золота, дорогих тканей и, сверх того, позволил русским купцам свободно ездить в Константинополь для торговли. Рассказывали, что во время обратного плавания дружина его сделала паруса из шелковой материи, а остальные воины - из тонкого греческого полотна. - Киевляне прозвали Олега Вещим, т.е. мудрым.

О смерти Олега рассказывают так: один кудесник предсказал, что князь умрет от своего любимого коня. Олег велил кормить коня по-прежнему, но более не садился на него. По возвращении из похода князя известили, что конь издох. Он захотел взглянуть на кости его, и когда, смеясь над предсказанием кудесника, наступил на череп, его ужалила скрывавшаяся там змея, отчего он и умер.

7. Игорь. Ольга. После Олега княжил сын Рюрика Игорь. Он был убит древлянами за то, что требовал с них слишком много дани. Они привязали его к вершине двух пригнутых к земле деревьев, и когда деревья отпустили, князь был разорван на части.
После Игоря остался малолетний сын Святослав, но за него Русью правила его мать Ольга, родом из г.Пскова. Прежде всего она отметила древлянам за смерть мужа. Предание рассказывает, что Ольга пришла со своими воинами в древлянскую землю и осадила г.Коростень. Когда осада затянулась, княгиня послала сказать жителям, что она хочет примириться и требует от них небольшой дани: по три голубя и по три воробья с каждого дома. Древляне исполнили ее требование. Княгиня велела привязать к птицам горючие вещества и пустить. Птицы воротились в свои гнезда, и Коростень сгорел, а жители его частью были перебиты, частью розданы в рабство воинам Ольги.
Кроме войн с древлянами Ольга не вела никаких других войн, но она часто ездила по Русской земле для водворения порядка. - В Киеве при Ольге было уже много христиан, открыто совершавших богослужение в храме Св. Ильи; по преданию, этот храм был построен еще во время Аскольда и Дира. Княгиня ознакомилась с евангельским учением и приняла христианство по греческому обряду. Когда Святослав вырос, Ольга уговаривала и его креститься, но это было тщетно, и он отвечал: "Как я один переменю веру: дружина будет надо мною смеяться!" Ольга скончалась в правление сына и была похоронена по православному обряду с великою честью. Позднее Православная церковь причислила ее к святым.

8. Святослав (957-972) почти все время княжения провел в войнах. Будучи неустрашимым, он предупреждал неприятеля о своем нападении и посылал сказать: "Иду на вас!" Святослав покорил вятичей, сокрушил Хазарское царство и, кроме того, вел войны с дунайскими болгарами и греками

Придунайская Болгария называлась в то время царством и была зажиточна. С Византией болгары часто враждовали, поэтому византийский император склонил Святослава к войне с Болгарией, послав ему много золота. Святослав со своей дружиной вторгся в Болгарскую землю, завладев большей частью ее, и даже думал перенести столицу из Киева в Переяславец, главный болгарский город. Греки увидели, что они нажили еще более опасного соседа, и потребовали, чтобы русские удалились из Болгарии. Святослав не согласился и вступил в войну с греками. Через Балканы он вторгнулся в Византию. Там встретило его неприятельское войско, численностью превосходившее русских в десять раз (100 тысяч греков, 10 тысяч русских). "Нам теперь некуда деться, - сказал Святослав, - волею или неволею мы должны сразиться; не посрамим же земли Русской, ляжем костьми - мертвым нет сраму! Я пойду впереди. Если сложу свою голову, то думайте о себе сами." Ободренная дружина отвечала: "Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим." Произошла битва. Греки были побеждены, и Святослав, взяв дары с императора Иоанна Цимисхия, возвратился на Дунай. Вскоре затем Иоанн Цимисхий привел в Болгарию многочисленное войско и кораблями запер выход из Дуная. После упорной битвы, когда у Святослава пало много дружинников и сам он был тяжело ранен, русские согласились помириться и обязались оставить Болгарию.

По заключении мира произошло свидание Святослава с Иоанном Цимисхием. Греческий император стоял на берегу Дуная в позолоченном вооружении и окруженный блестящей свитой. Святослав подъехал к нему на лодке в простой белой холщовой одежде, причем он вместе с другими воинами работал веслом (на гладко выбритой голове князя висел пучок волос, что служило знаком его высокого происхождения). После свидания Святослав отправился с остатками дружины в свою землю. У днепровских порогов поджидали князя с намерением отнять у него добычу дикие печенеги, кочевавшие на юге России. Князь мог бы укрыться от них, но считал это позорным и, чтобы миновать пороги, высадился и пошел берегом, причем воины волокли за собой лодки. Печенеги перебили всю его дружину и убили его самого. Рассказывают, что печенежский князь сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах.

IV. Владимир Святой (980-1014)

9. Приобретения Владимира. Испытание вер. Сын Святослава Владимир в первые годы своего правления также много воевал и, между прочим, присоединил к Руси славян, живших у Карпатских гор (часть нынешней Галиции). После походов он устраивал в Киеве для своей дружины пиры и увеселения.

Однажды во время пира дружинники стали роптать на князя: "Горе нашим головам, - говорили они, - князь заставляет нас есть деревянными ложками, а не серебряными". Владимир услышал это и велел сделать серебряные ложки, говоря: "Серебром и золотом мне не найти дружины, а с дружиною добуду серебро и золото".

В молодости Владимир был ревностным язычником и везде ставил кумиры; в Киеве, на горе перед теремом, был поставлен деревянный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Идолам часто приносились в жертву девицы и отроки, избиравшиеся по жребию. Но однажды один варяг-христианин не дал своего сына принести в жертву и даже всенародно надругался над идолами. Рассвирепевшая толпа убила варяга с сыном, и это были первые христианские мученики в Киеве. Но вера в поруганных богов была уже поколеблена.

После того, как говорит предание, к Владимиру стали приходить послы из разных стран с предложением своей веры, но князь не сразу переменил веру. Так, пришли магометане из Болгарской земли и сказали ему: "Ты - князь мудрый и смышленый, а не знаешь истинной веры. Прими нашу веру и поклонись Магомету. Мы веруем в Бога, а Магомет учит нас, что нельзя ни есть свинины, ни пить вина". Владимиру не понравилось запрещение пить вино, и он сказал: "Пить - веселие Руси, не можем без того быть". За магометанами пришли послы от германского короля Отгона III, но Владимир и им сказал: "Идите обратно: отцы наши не приняли вашего учения". За немцами пришли евреи из земли Хазарской. Владимир выслушал их и затем спросил: "А где ваша земля ?" "Бог разгневался на отцов наших, - ответили евреи, - и рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан". - "Как же вы других учите, - сказал Владимир, - когда сами отвергнуты Богом и расточены по разным странам за грехи ваши? Хотите ли, чтобы и с нами было то же?" Прислали своего миссионера и греки. Греческий проповедник, осудив все другие религии. разъяснил князю главные основания православной христианской веры и показал картину, изображавшую Страшный суд: направо - праведники входят в рай. а налево - грешники идут в муку. "Если хочешь стать по правую сторону, то крестись", - сказал миссионер Владимиру. Но князь на это ответил: "Немного подожду", - и, одарив грека, отпустил его.

Затем он созвал своих бояр и старейшин города и рассказал им о том, что слышал от греческого проповедника. Бояре и старейшины отвечали: "Ты знаешь, князь, что всякий свое хвалит; у тебя есть мужи, пошли их разведать, как служат Богу разные народы". Владимир согласился с этим и отправил десять мужей к болгарам (на Волге), немцам и грекам.

В Царьграде русские послы были приняты с большой честью: в Софийском храме их поставили на возвышение, чтобы они лучше могли видеть торжественное богослужение. По возвращении в Киев послы передали князю, боярам и старейшинам города все, что видели в Царьграде, и заключили свой рассказ такими словами: "Греческое богослужение лучше, чем во всех странах, и мы не знали, были ли на небесах или на земле". Выслушав посланных, бояре сказали Владимиру: "Если бы худ был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей". Но Владимир и после того медлил.

10. Крещение Руси, 988 г. Владимир хотел завоевать новую веру и пошел войною на греческий город Корсунь (развалины Корсуня, или Херсонеса, находятся около Севастополя). По взятии города Владимир послал сказать византийским царям Василию II и Константину, что пойдет на Царьград, если они не выдадут за него своей сестры Анны. Цари не противились, но Анна долго отказывалась ехать в Россию. "Мне идти туда - все равно что в плен, - говорила она, - лучше бы здесь умереть". Наконец она согласилась и прибыла в Корсунь. Владимир тотчас же крестился и повенчался с царевной (до брака с Анной Владимир имел много жен, так как у славян-язычников единоженство не составляло общего обычая). Этот брак был высокой честью для Владимира: ранее за Анну или ее сестру сватался французский король, но получил отказ. Возвратясь в Киев с греческими священниками, Владимир прежде всего приказал истребить идолов: одних изрубили, Перуна же, у которого была серебряная голова с золотыми усами, привязали к хвосту лошади, протащили по улицам и бросили в Днепр. После такого поругания над язычеством совершилось крещение киевлян: взрослые входили в воду, держа на руках маленьких детей, священники же стояли на берегу и читали молитвы. Потом были крещены жители других русских городов и сел, причем всюду христианское богослужение совершалось по славянским книгам, привезенным из Болгарского царства. Первые духовные лица были из греков и болгар, но затем Владимир велел отбирать детей у знатных русских и отдавать в обучение священникам и причетникам. Таким образом появились священники из русских, и один из них, Иларион, позднее был митрополитом.

Владимир вызвал из Греции мастеров, которые построили в Киеве церковь Пресв. Богородицы: она называлась Десятинною, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов. По случаю освящения церкви был устроен пир для бояр, дружины и старейшин города; такие пиры Владимир устраивал также в воскресные и праздничные дни.

Помня слова Евангелия: "Блаженны милостивые", он велел нищим и убогим приходить к себе на двор, где им раздавали питье, пищу и деньги (куны). После принятия христианства Владимир сделался миролюбивым и воевал только с печенегами-грабителями.

Однажды он встретился с неприятелем у реки Трубеж. Печенежский предводитель предложил ему решить дело единоборством двух богатырей. Владимир согласился и приказал объявить: "Нет ли такою человека, который мог бы вступить в борьбу с печенегом?" Нашелся юноша по имени Ян Усмошвец, небольшого роста, но сильный. Владимир сначала приказал испытать его. Привели быка и, раздразнив раскаленным железом, пустили на юношу; последний схватил быка за бок и вырвал кожу с мясом, сколько могла захватить рука. Между тем печенеги выставили своего силача; он был высокого роста и встретил Яна насмешками. Богатыри схватились и долго бились; наконец Ян Усмошвец сдавил печенега и мертвого бросил на землю. Печенеги в страхе бежали. На месте единоборства Владимир построил г.Переяславль, а Яна Усмошвеца и его отца сделал своими дружинниками.

Когда Владимир умер, его тело обернули в ковер и вынесли из терема не в дверь, так как это считалось неприличным, а проломили для этого пол и спустили вниз на веревках. Он был похоронен в Десятинной церкви.

Владимир причислен Православною церковью к лику святых. В народных песнях и сказаниях он назывался "Красным Солнышком." и "Ласковым, милостивым князем".

V. Ярослав I Мудрый (1019-1054). Разделение Руси

11. Война со Святополком и с печенегами. У Владимира было много детей, и почти всем он еще при жизни раздал в управление области. Замечательными из его сыновей были: Святополк, Ярослав, Борис и Глеб; оба последние были любимцами отца. Бориса Владимир держал при себе и хотел передать ему киевский стол (престол).

Когда умер Владимир, Борис с отцовскою дружиной воевал с печенегами, в Киеве же был Святополк, который как старший в роде и завладел престолом. Возвращаясь из похода, Борис узнал о случившемся в Киеве. Дружина убеждала его изгнать Святополка. "Не подниму руки на старшего брата", - ответил Борис. Тогда дружина покинула его и возвратилась в Киев, а Борис остался в шатре с несколькими слугами. Посланные Святополком убийцы ночью напали на Бориса и закололи его. Вскоре затем люди Святополка убили и Глеба. Ярослав, княживший в Новгороде, собрал граждан и просил их помочь ему. "Не печалься, княже, - ответили новгородцы, - мы постоим за тебя!" С большой ратью из новгородцев и варягов Ярослав выступил против брата. Святополк получил помощь от печенегов. Обе рати сошлись на Днепре: одна стала на правой стороне, другая Ч на левой; ни та, ни другая долго не решались переправиться и начать битву. Но однажды воевода Святополка, смеясь над новгородцами, стал кричать: "Что вы, плотники, пришли сюда с хромым князем вашим? Вот погодите, мы заставим вас рубить себе хоромы." Раздраженные новгородцы переправились через Днепр и, оттолкнув от берега свои лодки, напали на неприятеля. Святополк был побежден и бежал к своему тестю, польскому королю, на киевском же престоле утвердился Ярослав. Борис и Глеб были похоронены вместе и причтены к лику святых; русские князья стали считать их главными своими покровителями. Ярослав приобрел также славу победителя над печенегами, тревожившими Русь более 100 лет. Последнее сражение с печенегами произошло при Киеве, который они думали захватить. Разбитые печенеги бежали в свои кочевья, а позднее откочевали в Византию, где и были истреблены греками.

12. Внутренние деяния Ярослава. При Ярославе Россия составляла обширное государство, прилегая к двум морям - Балтийскому и Черному; но оно было мало населено, особенно по окраинам. На этих окраинах Ярослав строил города и заселял их пленниками или же переселенцами из других местностей. В числе таких городов были: Ярославль на р.Волге и Юрьев, названный так по христианскому имени князя.

Ярослав много заботился об утверждении христианства в России и о религиозном просвещении ее; так, он строил храмы там, где их не было. Храмы эти были, конечно, убогие, деревянные, и строили их русские плотники; в Киеве же, на том месте, где произошла последняя битва с печенегами, был построен каменный собор во имя св. Софии, или Премудрости Божией. Строили его греческие мастера и украсили разными мозаичными изображениями и фресками, т.е. живописью на стенах; в главных своих частях он сохранился до настоящего времени. Другой Софийский собор - в Новгороде, построенный также при Ярославе Мудром, сохранился в полном виде. Кроме того, в Новгороде, по примеру Киева, было устроено училище на 300 человек, и из него вышли первые русские священники. Но главными местами, откуда распространялось религиозное просвещение, были монастыри, впервые появившиеся при том же князе.

Ярослав много заботился о правосудии и, по совету с боярами, издал первые писаные законы, под названием "Русской правды", за что и получил название Мудрого.

По "Русской правде", суд проводился словесно на княжеском дворе; судил сам князь или его заместитель, но от имени князя. По суду телесно наказывались только холопы, или рабы; на свободных же налагался штраф, который уплачивался деньгами или скотом. Жестокий обычай мести, или самосуд, был ограничен; так, за убийство могли мстить только близкие родственники убитого, ранее же мстили все родичи; вора можно было убить, но в том только случае, если его не могли связать и представить на княжий двор. Впрочем, при сыне Ярослава Мудрого месть за убийство была воспрещена и заменена штрафом. Если трудно было решить, виноват или нет обвиняемый, а он сам не сознавался, то в важных случаях обращались к суду Божьему. Верили, что сам Бог покажет, прав или виноват подсудимый; для этого заставляли опускать руку в кипяток или держать несколько времени раскаленное железо в руке, и если после того на руке были ожоги, то подсудимый считался виновным, и наоборот.

Как князь могущественный и зажиточный, Ярослав находился в родстве со многими правителями Европы: один из его сыновей, Всеволод, был женат на греческой княжне из царствующего дома Мономаха; дочь Анна была замужем за французским королем (Генрихом I); другая дочь Ч за венгерским королем, третья Ч за норвежским принцем. Браки эти были полезны России в том отношении, что сближали иностранцев с нашими предками. И действительно, никогда еще в Киеве не было столько иноземных купцов, как при Ярославе. - Ярослав умер в преклонные годы и был похоронен в Софийском соборе, в мраморной гробнице, которая сохраняется до настоящего времени.

13. Разделение Руси. Начало уделов. Ярослав перед смертью разделил Русь по числу своих сыновей на 5 княжеств (отдельные княжества назывались сначала волостями (волость - от власть) и землями.). старшему сыну Изяславу он отдал главное княжество - Киевское и Новгородскую землю; следующему сыну Святославу - главное после Киева княжество Черниговское, а самому младшему сыну Всеволоду досталось беднейшее княжество - Переяславское. Так началось разделение Руси, продолжавшееся около 500 лет. При детях и внуках Ярослава Киев почитался главным, старейшим городом Руси, а киевский князь - старшим, или великим, князем, и он заботился обо всей Русской земле. Остальные князья, по завещанию Ярослава, должны были повиноваться киевскому князю, как отцу. Когда киевский князь умирал, то стольный город Киев переходил не к сыну его, а к старейшему в роде, именно к брату, а если такового не было, то к старшему племяннику. Новый великий князь со своей дружиной и боярами переселялся из прежнего княжества в Киев, его княжество занимал следующий за ним старший в роде князь, и в то же время другие князья по старшинству переселялись в княжества, ближайшие к Киеву.

При правнуках и других потомках Ярослава произошла такая перемена: Киевское княжество не привлекало уже более к себе князей, и князья не передвигались из одного княжества в другое; в каждом отдельном княжестве утвердилась одна какая-либо княжеская семья, при этом каждый член семьи, т.е. князь Рюрикович, самостоятельно владел какою-либо частью княжества, и эта часть называлась уделом. Как и прежде, старшие члены семьи владели лучшими уделами, а младшие - менее богатыми; самый же старший в роде владел главным, или стольным, городом княжества и считался великим князем. Но владения всех князей были наследственны, и они делили их на части по числу своих новых членов. Такой порядок управления Руси назывался удельным, начался он в конце XII в. и усилился в XIII в.

С самого начала разделения Руси происходили между князьями усобицы, усиливавшиеся по мере раздробления Русской земли на части. Казалось, что Русь погибнет в этих усобицах, но ее спасали христианская вера, монастыри, митрополиты, епископы, другие духовные лица и некоторые прозорливые князья.

VI. Начало Киево-Печерского монастыря

14. Преп. Антоний и Феодосий. В княжение Изяслава I в России возник замечательный монастырь, именно Киево-Печерская лавра. Основателем его был уроженец г.Любеча (в Черниговском княжестве), принявший монашество и имя Антония на Святой, или Афонской, горе (в Греции). По возвращении с Афона в Россию Антоний поселился близ Киева в пещере, выкопанной им на берегу Днепра. Скоро к нему присоединились несколько иноков и один священник, которые выкопали себе в пещере келий и устроили церковь. Антоний поставил инокам игумена, а сам переселился в новую пещеру. Находясь уже в затворничестве, он просил князя отдать инокам занимаемую ими гору. Изяслав согласился. Иноки построили на ней деревянные келий и церковь и обвели их забором; так возник Пещерный, или Печерский, монастырь (1002 г.). Устроителем его был второй игумен, Феодосии, происходивший от знатных родителей. В молодые годы он тайком ушел из своего дома, поселился с Антонием в пещере и там удивлял всех иноков своими подвигами. Сделавшись игуменом, Феодосии ввел в монастыре общежитие", все иноки носили одинаковую черную одежду, обедали за общим столом и не могли иметь собственности; если же Феодосии находил в кельях что-либо сверх положенного, то сжигал. Монастырь некоторое время содержался только трудами иноков, причем одни из них занимались ремеслами, другое переписывали богослужебные книги, поучения, писали иконы и т.п. Несмотря на малые доходы, Феодосии устроил на особом дворе больницу и приют для нищих и калек. Преп. Феодосий скончался в пещере, куда он любил уединяться для молитвы. Несколько ранее скончался преп. Антоний, на 91-м году от роду; в последней своей пещере он почти безвыходно провел более десяти лет. - В числе иноков Печерского монастыря были: первый русский летописец Нестор и первый иконописец Алипий; из этого же монастыря вышло много миссионеров и епископов.

Князья и бояре часто посещали Печерский монастырь, где они видели образцы истинно христианской жизни и беседовали с просвещенными монахами о делах веры и государства; они жертвовали в пользу его земли и другое ценное имущество, вследствие чего обитель скоро разбогатела. - С XII в. монастырю были присвоены титулы архимандрии и лавры.

VII. Владимир Мономах

15. Усобицы князей. Владимир - младший князь. Сыновья Ярослава Мудрого жили недружно; еще более враждовали между собой его внуки. Между тем в южных степях России место печенегов занял дикий кочевой народ, половцы, пришедший из Азии. Каждое лето они нападали на русские земли, грабили и уводили в плен людей. От набегов половцев и от княжеских усобиц сильно страдал русский народ, и в то время, по выражению одного певца, "горем поросла Русская земля".

Особенно страдала Русь, когда киевским князем был Святополк II Изяславович. При начале княжения он вступил в войну с половцами, хотя советники и младший князь Владимир Мономах, сын Всеволода I, отговаривали его от похода, потому что у него было мало войска. Действительно, половцы разбили рать великого князя, после чего половецкие шайки рассеялись по Русской земле и разгромили ее, так что многие города и села опустели. Черниговские князья были заодно с половцами и, пользуясь общей бедой, заводили усобицы. Мономах в это тяжелое время мирил князей, и по его совету они съехались в г.Любече. "Зачем губим мы Русскую землю, ссорясь между собой, - говорили некоторые князья, - а половцы разоряют наши волости и радуются, что у нас усобицы". Поделив полюбовно земли, князья поклялись не ссориться более и в подтверждение клятвы целовали крест. Но клятва скоро была нарушена. На Любечском съезде Галицкое княжество было отдано князю Василько; он был князь воинственный, держал храбрую дружину и думал сложить свою голову или в войне с Польшей, или в войне с половцами. Князь Давид, владевший Волынским княжеством, боялся жить с ним в соседстве; поэтому после съезда он приехал в Киев и уверил Святополка II, что Василько и Владимир Мономах согласились между собой захватить княжества Киевское и Волынское. Когда Василько на обратном пути из Любеча ночью с дружиной остановился у Киева, Святополк пригласил его к себе в терем и там велел заковать в цепи. Узнав об этом, игумены монастырей стали просить князя, чтобы он отпустил Василько, но тот не послушался и выдал его Давиду, а этот последний приказал его ослепить. Князья пришли в ужас, когда услышали о таком преступлении; Владимир же Мономах заплакал и сказал: "Такого зла не было еще ни при дедах, ни при отцах наших". Князья пошли против Давида, отняли у него Волынское княжество и дали ему худшее владение; Василько же был освобожден и позднее, несмотря на слепоту, часто предводительствовал дружиною.

Владимир Мономах много и успешно воевал с половцами. Наконец он вместе со Святополком II и с другими князьями предпринял поход вглубь половецких кочевий. На берегу р.Сальницы (ныне Сал), впадающей в Дон, "поганые тьмы тьмами", как выразился летописец, обступили русских. Произошла кровопролитная битва, и русские, воодушевляемые Владимиром Мономахом, обратили половцев в бегство. Князья вернулись из похода с большим числом пленников, со стадами овец, рогатого скота и с табунами лошадей. Вследствие этого поражения половцы некоторое время не тревожили Русь.

16. Владимир Мономах - великий князь (1113-1125). По смерти Святополка киевляне на вече решили призвать к себе в князья Владимира Мономаха; но он не соглашался, так как были старшие в роде, его двоюродные братья, дети Святослава Черниговского. В Киеве произошел мятеж, и киевляне велели сказать Владимиру, что если он не придет, то мятежники ограбят вдову Святополка, бояр и монастыри. Тогда Владимир согласился, прибыл в Киев с дружиной и утвердился на великокняжеском престоле. Он удерживал младших князей от раздоров, а у непокорных отнимал земли и отдавал их своим детям. Бедных и убогих на Руси в то время было много; Владимир Мономах заботился о них и завещал своим детям поступать так же. "Больше всего, - писал князь в "Поучении к своим детям", - не забывайте убогих, сирот, вдовиц; не давайте сильным губить простого смерда' (смердами называлось низшее население). Летописец называл Владимира Мономаха "добрым страдальцем за Русскую землю". И действительно, князь, по его же собственным словам, в "Поучении к своим детям", большую часть княжения провел вне дома, большую часть ночей проспал на голой земле, всегда вставал до рассвета и делал все сам. Рассказывали, что византийский император Иоанн Комнин, из уважения к Владимиру, прислал ему царские знаки, которые носил император Константин Мономах. Знаки эти, сохраняющиеся до сих пор в московской Оружейной палате, употреблялись русскими царями при венчании на царство.

Это были:
1 ) венец Мономаха - шапка с острою верхушкой и собольим околышем, сделанная из золота и усыпанная драгоценными камнями;
2) бармы - род круглого парчового воротника с семью золотыми медальонами, на которых были изображены события из Священной истории;
3) крест - от Животворящего древа.

После Владимира Мономаха особенно замечательным князем был его внук, суздальский князь Андрей Боголюбский.

VIII. Андрей Боголюбский

17. Андрей Боголюбский был сын Юрия I Долгорукого. Как младший в семье Юрий Долгорукий получил от Владимира Мономаха самое бедное княжество с финским населением, именно Суздальское княжество, занимавшее земли между р. Окою, верхним и отчасти средним течением Волги. Древнейшие города этого княжества - Ростов и Суздаль. Юрий Долгорукий много заботился о своем княжестве, строил новые города и заселял их бежавшими от половцев славянами. Незадолго до смерти он после упорной борьбы со своим племянником сделаются великим князем и переселился в Киев. Суздальское княжество Юрий отдал младшим сыновьям, а старшего сына Андрея поселил в г. Вышгороде, лежавшем недалеко от Киева, надеясь передать ему великокняжеский престол. Но Андрею не нравилось на юге; его тянуло в Суздаль, где не слышно было о страшном враге России Ч половцах и где народ был предан своим князьям более, чем в Киеве.

Однажды он тайком от отца оставил Вышгород и уехал в Суздальское княжество, взяв с собою, тоже тайком, чудотворную икону Божьей Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (икона была привезена из Греции). Предание рассказывает, что кони, везшие икону, остановились неподалеку от г.Владимира на Клязьме и не хотели идти дальше. Андрей решил, что это место избрано Богом, позднее заселил его и назвал селом Боголюбовом, это село было любимым местопребыванием князя, и от него он получил название Боголюбского.

Когда Юрий Долгорукий умер, Андрей Боголюбский не домогался киевского престола и остался в Суздальском княжестве. Местопребыванием он избрал не Ростов, где прежде жил его отец и где было сильно вече, а незначительный г.Владимир, заселенный выходцами из других русских земель. С помощью греческих и немецких мастеров Андрей укрепил свою новую столицу и украсил ее каменными зданиями. К числу последних принадлежал Успенский собор с чудотворною иконою Богоматери.

Боясь усобиц, Андрей изгнал из Суздальского княжества братьев и племянников, мирил ссорившихся князей других земель и т.д. В 1169 г. он отправил свое войско в Киев, где княжил младший в роде, его племянник (Мстислав II). С суздальцами соединились ополчения нескольких северных князей. Киев был взят и разграблен, причем особенно свирепствовали суздальцы, ненавидевшие киевлян за то, что они, по смерти Юрия Долгорукого, перебили их земляков. После погрома Андрей Боголюбский отдал Киевское княжество своему брату (Глебу), а сам принял титул великого князя Владимирского. Киев перестал быть "старшейшим городом Руси", и место его занял Владимир на Клязьме. С того же времени приблизительно начинается удельный порядок. Главные княжества были: Полоцкое, Смоленское, Черниговское, Новгород-Северское, Волынское, Владимиро-Суздальское и т.д.

Андрей Боголюбский был любим народом за благочестие и за то, что помогал бедным и нищим; но близкие бояре (Кучковичи, братья первой супруги Андрея) и слуги не любили князя за строгость. Наконец они составили заговор на его жизнь. Заговорщики ночью ворвались в спальню князя. Андрей бросился к мечу, некогда принадлежавшему св. Борису, но его заранее спрятал княжеский слуга, участник заговора, и князь погиб (1175 г.). Он похоронен во Владимирском Успенском соборе; убийцы же его, по преданию, были засмолены в бочки и брошены в озеро.

После Боголюбского княжил его брат Всеволод III, который имел многочисленную семью, за что и получил прозвище Большое Гнездо. При сыне Всеволода Юрии II Владимиро-Суздальское княжество достигло наибольших пределов, причем особенно расширилось на севере и востоке (финны); но при этом же князе от Владимира отделились Рязань и другие города и образовали самостоятельное удельное княжество - Рязанское.

IX. Великий Новгород. Шведы и ливонцы

18. Новгород. Во время раздробления Руси наиболее плодородные южнорусские княжества (Переяславское, Киевское и т.д.) стали беднеть и пустеть. Черное море для них сделалось недоступно, так как половцы своими кочевьями занимали все южные стели. Но с того же времени стала богатеть Новгородская земля, соприкасавшаяся с Балтийским морем.

Новгородская земля была самой обширной областью, и в нее входило много городов (Изборск, Псков, Руса, Ладога, Вологда и др.), но главным был Новгород. Он делился р. Волховом на две стороны: Софийскую и Торговую. На Софийской стороне находился кремль с собором Св. Софии, построенным при Ярославе Мудром, на Торговой стороне находились Торговые ряды и огороженная площадь, на которой некогда стоял терем Ярослава Мудрого, отчего она и получила название Двора Ярослава.

Жители Новгорода благодаря удобным водным путям с давних пор занимались торговлей. На севере России, по рекам Северной Двине, Печоре и Каме, водилось много пушных зверей, как-то: горностаи, соболя, куницы и лисицы, меха которых ценились высоко. Новгородцы покорили эту местность до Уральских гор и жителей ее, финнов, заставили платить им дань мехами; сверх того из-за Камы новгородцы получали серебро. В XI, XII и в начале XIII в. отважнейшие из новгородцев плавали для торговли по Балтийскому и Немецкому морям (Волхов, Нева, Финский залив). Плавание по Балтийскому морю облегчалось для них тем, что на этом море господствовали балтийские славяне, и новгородцы без труда заключали с ними торговые договоры (немцы называли славян венедами, от этого и Балтийское море в XI и XII вв. слыло у них под названием Венедского). Благодаря морской торговле Новгород к концу XII в. (делался богатейшим и обширнейшим городом России.

Новгородцы управлялись независимо от киевских князей, почему Новгород и титуловался Господином Великим Новгородом. По звонку вечевого колокола граждане сходились на вече во Дворе Ярослава. Там. они совещались обо всех важных делах, издавали законы и избирали должностных лиц: епископа, или владыку, посадника, тысяцкого и др. Избрание епископа совершалось так: на престол Софийского собора клалось три жребия с именами избиравшихся лиц; затем слепой или мальчик брали два из них, а чей жребий оставался, тот назначался владыкою. В Новгороде были князья, избиравшиеся вечем из князей Рюриковичей. Князья жили за городом и вообще имели мало силы Если избранный князь не угождал Новгороду, то вече сменяло его, причем, однако же, новгородцы никогда не причиняли вреда князю; обыкновенно они говорили: "Не хотим тебя: ступай, куда хочешь!" Но случалось, что князем была недовольна только часть граждан; тогда в Новгороде проходили смуты. Сторонники князя вооружались и собирались во Дворе Ярослава, а противники его - на Софийской стороне. Начиналась схватка, причем те и другие старались занять мост, соединявший обе стороны Новгорода; но приходил владыка с иконами, и распря обыкновенно прекращалась. Сильные князья, имевши свои владения (волости), не ходили в Новгород, а посылали туда своих сыновей и нередко вступались за них. Особенно были страшны новгородцам владимиро-суздальские князья, потому что в случае неудовольствия суздальцы прекращали подвоз хлеба в Новгород, и жители его сильно страдали (запасных хлебных магазинов не было). - В начале XIII в. у новгородцев появились другие враги - шведы и Ливонский орден.

19. Шведы и ливонцы. Шведы (норманны и варяги, з 4) образовали королевство позднее Русского государства. Завладев нынешней Финляндией, они старались оттеснить новгородцев от р. Невы и от Ладожского озера и искоренить среди живших там финнов православную веру, насажденную русскими.

Ливонский орден находился в нынешнем Прибалтийском крае. Образовался он так: в конце XII в., во время разгара на Руси княжеских усобиц, немецкие купцы и миссионеры поселились у устья Западной Двины: первые для торговли, а вторые для распространения между туземцами Христова учения. Вскоре число немцев так увеличилось, что они построили при устье Западной Двины г. Ригу и, с позволения папы, учредили духовно-рыцарское общество для того, чтобы крестить туземцев. Это общество называлось орденом Меченосцев, или Ливонским; последнее название дано ему по имени финского племени, ливов, на землях которых немцы впервые утвердились. Главные члены ордена, рыцари, при торжественных случаях носили белый плащ с красным изображением креста и меча. В случае войны епископы и другие духовные лица также вооружались и участвовали в битвах.

По учению православной (греческой) церкви, епископам, священникам и диаконам строго запрещено проливать кровь даже животных, поэтому они не могут ни участвовать в битвах, ни охотиться; в католических же странах в прежнее время епископы участвовали в битвах; в мирное время они охотились наравне со светскими лицами, и сами папы нередко носили вооружение.

Ливонцы обращали туземцев в христианство насильственно; ослушников же они убивали и захватывали их жилища и землю. Эта жестокость распространила в крае такой страх, что туземцы боялись одного вида рыцарей, и многие укрывались в леса и болота, где и погибали; но большая часть финнов (лив, корс и чудь) и латышей приняла латинство и сделались крепостными рыцарей.

У наших предков рыцари были известны под названием "божиих дворян" и "железных людей", последнее название произошло оттого, что рыцари носили железные и стальные доспехи.

Из русских поселений, бывших в Прибалтийском крае, только укрепленный г. Юрьев оказывал пришельцам сопротивление. В 1224 г. рыцари со множеством осадных машин подступили к Юрьеву и осадили его. Русские пробили отверстие в стене и через него выкатили раскаленные железные колеса, которыми подожгли осадные башни; но немцы затушили пожар и скоро взяли город, причем перебили всех жителей. Овладев Юрьевом (позднее Дерпт), ливонцы распространили свои владения до р. Наровы и Чудского озера и стали угрожать Новгородской земле и полоцким князьям.

Около того времени всю Русскую землю постигло страшное бедствие - это нашествие татар.

X. Татарский погром

20. Чингисхан. Битва при р. Калке, 1223 г. Народ монгольского племени, татары, и другие кочевники Монголии в конце XII в. соединились под властью Чингисхана, т.е. великого хана, воинственного и жестокого правителя. Чингисхан завоевал часть Китая и земли, лежавшие на восток от Аральского озера (ныне Туркестан), причем перебил много людей, говоря: "Смерть побежденных нужна для спокойствия победителей". Из Средней Азии отряды Чингисхана прошли через Кавказ в степи Южной России и напали на половцев; те просили помощи у русских. Князья Южной Руси с большим ополчением выступили в поход. Узнав об этом, татары отправили к ним послов с предложением мира: "Мы пришли, Ч говорили они, Ч на холопов своих и конюхов-половцев, а русских городов не трогаем."' Князья, перебив послов, продолжали поход и на берегах р.Калки, ныне Кальмиус, впадающей в Азовское море, встретились с неприятелями, 1223 г. Храбрый и пылкий галицкий князь, Мстислав Удалой, преждевременно начал битву во главе небольшой дружины и половцев. Татарские наездники осыпали половцев градом стрел, и те обратились в бегство. Мстислав Удалой, будучи ранен, также бежал, и русское ополчение было разбито. Татары связали взятых в плен русских князей, положили их под доски и сели на досках пировать. После битвы при Калке неприятели возвратились в Азию. Вскоре после того свирепый завоеватель умер, завещав похоронить себя на родине и до дня похорон скрывать его смерть; поэтому при перевозке его тела по дороге убивали всех встречных. Чингисхана зарыли на одной высокой горе, около которой позднее возникла резиденция главных татарских, или монгольских, правителей.

21. Батый. В 1237 г. татары, предводимые Батыем, внуком Чингисхана, пришли в Европу из-за р.Урала. Сперва Батый завоевал волжских болгар и, переправившись через Волгу, двинулся на русские земли (большие реки татары переплывали, держась за хвосты лошадей). Первое княжество, на которое напали татары, было Рязанское. Батый потребовал от рязанцев покорности и десятой части всего имущества. "Когда нас не станет, все будет ваше", Ч ответили рязанские князья. Несмотря на малочисленность (на 100 татар приходился один русский), рязанское ополчение вышло навстречу татарам и пало в битве. После того татары рассеялись по всему княжеству, разорили и выжгли города и села, а жителей, попавшихся в плен, убивали, распинали, а иных уводили в рабство.

Из Рязанского княжества татары пошли во Владимиро-Суздальское, разорили там Коломну, Москву и другие города. Великий князь Юрий II, сын Всеволода III большое 1нездо, набирал в то время ополчение за Волгой. В его отсутствие татары осадили Владимир и завладели им. Епископ, княжеское семейство, бояре и множество народа заперлись в Успенском соборе. Враги ворвались в храм, перебили людей и разграбили сокровища. Княжеское семейство скрылось на хорах храма; не найдя туда входа, татары обложили церковь хворостом и подожгли. После разгрома Владимира Батый пошел против Юрия и встретился с ним у р.Сити (приток Мологи). Ополчение Юрия было разбито, и сам князь пал. Из Суздальской земли татары двинулись к Новгороду, но там задержали их леса и болота, и, поворотив на юг, они по дороге осадили г.Козельск (в Черниговском княжестве). Козельцы, несмотря на малочисленность, сопротивлялись семь недель. Наконец татары одолели и перебили всех жителей, не исключая и младенцев. Козельск принадлежал малолетнему князю, который, как рассказывали, утонул в крови.

Покорив половецкие земли, Батый напал на Юго-Западную Россию. На этот раз жители городов и сел бежали в леса и в чужие страны, иные же, из страха попасть в плен, убивали себя сами. После разорения Чернигова татары подступили к Киеву. Красивое местоположение города, множество домов, цветные черепичные крыши княжеских теремов, позолоченные верхи Десятинной церкви и Св.Софии произвели на них сильное впечатление; они отправили в Киев послов с требованием сдачи, но послы эти были убиты. Тогда Батый переправился со своими громадными полчищами через Днепр и взял Киев, 1240 г.

Во время осады Киева крики татар, скрип телег, рев верблюдов и ржание коней производили такой шум, что в Киеве нельзя было слышать друг друга. Киевский князь бежал перед приходом татар; но его наместник, храбрый воевода Димитрий, приготовил город к обороне. День и ночь татары били таранами в киевские стены, наконец пробили их и вступили в ожесточенный бой с киевлянами. К вечеру, утомленные сопротивлением, они легли спать на развалинах киевских стен. За ночь киевляне устроили укрепление вокруг Десятинной церкви и снова приготовились к борьбе, хотя и видели, что сопротивление будет напрасно. На другой день битва возобновилась. Татары одолели, разорили город и жителей перебили, но воеводу Димитрия Батый пощадил за храбрость.

После погрома Юго-Западной России татары разорили часть Польши и Моравию, но, отраженные чехами, возвратились назад и заняли своими кочевьями степи от р.Урала до Нижнего Дуная. Так возникло татарское царство под названием Золотой, или Кипчакской, орды; столицей его сделался построенный на Ахтубе (приток Волги) г.Сарай. По требованию Батыя русские князья явились в орду для изъявления покорности, причем они должны были проходить между священными огнями, становиться на колени перед ханом и подвергаться другим унижениям. Первым прибыл в орду брат Юрия II, павшего при Сити, Ярослав II Всеволодович, и Батый признал его старшим между всеми русскими князьями; примеру Ярослава последовали и другие князья. Но черниговский князь Михаил отказался исполнить унизительные обряды и за это был замучен в орде вместе со своим боярином.

Батый обложил всех русских тяжкою поголовною данью Ч "выходом", которую собирали ханские наместники баскаки при помощи конных татарских военных отрядов; они брали дани больше, чем следовало, а ослушников истязали или уводили в плен (сначала дань уплачивалась звериными шкурами).

Но великим счастьем для Русской земли было то обстоятельство, что через некоторое время после разгрома ее хан позволил поселиться в Сарае православному епископу для проживавших там русских и, по его ходатайству, вскоре все духовенство было освобождено от уплаты "выхода'.

В Северо-Восточной Руси монгольское иго продолжалось 240 лет, от 1240 г. до 1480 г., а в Юго-Западной значительно менее.


Продолжение следует...

В начало страницы | К содержанию | Продолжение |