Глава II ЭКОНОМИКА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Цель главы - сформировать представление о социально-экономическом и культурном контексте библиотечной деятельности, охарактеризовать концепцию экономики библиотечного обслуживания, акцентировать внимание на экономическом и этическом аспектах платного библиотечного обслуживания, показать как экономическая деятельность влияет на устойчивое развитие библиотеки.
После изучения главы необходимо:
2.1. Чи
татели, их потребности в библиотечных продуктахПонятно, что в нестабильной ситуации разработка концепции библиотечного обслуживания должна базироваться как на основных идеях теории социальных технологий (33–34), объектом которых являются человеческие аспекты глобальных изменений, так и на идеях экономики некоммерческих организаций.
Только изучение всего социально-экономического и культурного контекста функционирования систем библиотечного обслуживания даст объективную картину социокультурных и экономических процессов, протекающих в рамках библиотечных структур. Факторы, которые влияют на экономику библиотечного обслуживания — это количество, качество и стоимость всех видов ресурсов, качество и стоимость библиотечных технологий, стоимость библиотечных продуктов, услуг, баланс традиционного бесплатного и платного обслуживания.
Они формируют структуру и формы обслуживания — стационарное и внестационарное; индивидуальное, групповое, фронтальное — позволяющие предоставлять читателям нормативные (бесплатные) и сверхнормативные (платные) услуги.
Важнейшими факторами, определяющими содержание, цели, принципы библиотечного обслуживания, являются ценностные ориентации и экономические интересы функциональных общностей (читателей и библиотечных специалистов). Они формируют экономическое поведение и той и другой функциональной общности, информационные потребности и поисковое поведение читателей. Экономическое и поисковое поведение оказывает непосредственное влияние на организацию экономического пространства (среды) библиотеки и инфраструктуру ее экономической деятельности.
Какие же факторы участвуют в создании экономического пространства библиотеки? Их можно разделить на внешние (объективные) и внутренние (субъективные).
К числу объективных или независимых можно отнести изменения в сфере общественно-экономических отношений вследствие перехода от распределительной экономики к рыночной.
Для библиотеки введение рыночных механизмов означало ослабление государственного регулирования библиотечной деятельности, что кардинально изменило ее хозяйственную деятельность, политику предоставления услуг.
Рынок сместил основные цели использования библиотеки, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики начался процесс смены видов деятельности населения. Это, в свою очередь, привело к изменению структуры социальной среды. Названные объективные факторы повлияли на субъективные.
Так, изменение структуры социальной среды обусловило появление среди читателей библиотек новых категорий (например, предприниматели) с ярко выраженными специфическими интересами. Информационные потребности этих новых категорий и возможности их удовлетворения изучены пока достаточно слабо, однако не вызывает сомнения, что смена видов деятельности читателей библиотек способствовала их переориентации на новые продукты и услуги. Сокращение же свободного времени населения, повлекшее за собой сокращение объемов их культурной деятельности, привело к определенным "перекосам" в структуре их запросов, падению активности посещения библиотек, изменению целей ее использования.
Коммерциализация книжного рынка, которая приобрела неконтролируемый характер из-за разрушения системы государственного книгоснабжения обусловила из-за ограниченного финансирования поступление в библиотеки неполного документопотока.
Что касается факторов, формирующих инфраструктуру экономики обслуживания, то здесь прежде всего следует назвать те, которые способствуют основным принципам обслуживания. Это — соответствие системы обслуживания тем процессам, которые протекают во внешней среде функционирования. Иными словами, если идет процесс информатизации общества, то инфраструктура экономики библиотечного обслуживания должна обязательно включать те технические средства, которые дают возможность хранить большие объемы информации, развивать систему электронной доставки документов, т.е. все то, что способствует полноте удовлетворения читательских потребностей при максимальной экономии времени потребителей. Серьезные задачи стоят и перед производственной инфраструктурой библиотеки. Такой принцип библиотечного обслуживания, как дифференцированный подход к читателям, в условиях быстрой смены их ценностных ориентаций и информационных потребностей требует особой гибкости технологических структур, изменений в конфигурации библиотечных ресурсов. Создание производственной инфраструктуры связано с решением не только чисто технических проблем — компьютеризацией библиотечного производства, рациональной организацией технологии, но и с постоянным мониторингом библиотечной ситуации, позволяющим создавать программы обслуживания читателей, посещающих библиотеку с различными целями. Мониторинговые исследования, проведенные в ГПНТБ СО РАН и Кемеровской областной научной библиотеки дают следующую социодинамическую картину (7).
Практически на всех названных территориях в связи с появлением в российском обществе новых ценностных координат и ориентиров изменились цели посещения библиотек, читательский профиль, формы и содержание востребуемых услуг. Имеет место значительный отток высококвалифицированных специалистов, посещавших библиотеку с научной целью: активность использования библиотечно-информационных ресурсов докторами, кандидатами наук, научными сотрудниками без ученой степени уменьшилась в 90-х годах в ГПНТБ СО РАН в 1,5—2 раза.
Если же посмотреть на общую картину распределения читателей в соответствии с их отраслевой принадлежностью, то здесь прослеживаются следующие тенденции. При относительно стабильной доле читателей естественно-научных специальностей (около 20% от общего количества) произошло резкое изменение соотношения между количеством читателей технических и гуманитарных специальностей. Количество первых сократилось с 43,5% до 29,4%, а вторых — выросло с 35% до 49,7% Объяснение следует искать в изменении общественных потребностей, что было связано с падением популярности технического образования, закрытием центров, занимающихся опытно-конструкторской деятельностью и прикладными исследованиями.
Вместе с тем, стремление читателей технического профиля получить вторую специальность, чаще всего экономическую или юридическую, а также гуманитаризация высшего технического образования, увеличили число читателей-гуманитариев в библиотеках.
Многолетние наблюдения показывают, что гуманитарии вообще являются самой стабильной категорией читателей.
Можно предположить, что процессы деятельностной переориентации практически мало повлияли на систему взаимоотношений читателей-гуманитариев с библиотекой. Причина, очевидно, кроется в том, что для них библиотека всегда была и остается основным, а порой и единственным источником получения профессиональной информации, тогда как специалистов естественно-научного и технического профиля параллельно с библиотекой традиционно обслуживают и органы научно-технической информации. Кроме того, у гуманитариев более развиты эвристические способности, т.к. библиографические разыскания являются неотъемлемой частью процесса их научного творчества, педагогической деятельности.
Специалисты в области естественных и технических наук, как показывают наблюдения, менее склонны к самостоятельному поиску и чаще нуждаются в информации, уже переработанной библиотекой на основе существующих первичных и вторичных источников.
Подтверждением сказанному могут служить и данные анализа структуры спроса читателей-отраслевиков в ГПНТБ СО РАН. В общем объеме запросов посетителей зала справочной литературы на цикл социально-гуманитарных дисциплин приходится 69,2%, естественных — 12,1%, технических — 9,7%. Соответственно и использование справочного фонда: гуманитариями — 74,4, естественниками — 13,9 и специалистами в области техники — 11,7%. Как показывают наблюдения, запросы гуманитариев отличаются большей глубиной ретроспекции, нежели представителей других отраслей. Так, при хронологической глубине запроса более 2 лет на издания ИНИОН приходится 15,7% запросов, а на издания ВИНИТИ — 8,1%. При этом в структуре запросов читателей естественно-научного профиля 10,2% — на текущую библиографию и 1,9% — на ретроспективную; у специалистов в области техники, соответственно, 7,4% и 1,7%.; у читателей-гуманитариев запросы на текущую библиографию составляют 31,7%, на ретроспективную — 4,4%.
Гуманитарии в 15 раз чаще, нежели специалисты-естественники, и в 8 раз чаще, чем специалисты в области техники, обращаются к универсальным библиографическим изданиям. Они в 5—10 раз активнее, нежели специалисты других отраслей, работают со справочниками и в 2—3 раза чаще используют словари. Более стойкий интерес у гуманитариев наблюдается к официальным и статистическим изданиям (10, с. 110—129) Высок показатель использования справочного фонда и у читателей гуманитарного профиля, так называемых "неспециалистов" — 47,7% — причем наиболее активно используются реферативные журналы.
О стремлении к выживанию в условиях рыночной экономики и переориентации в связи с этим на новые виды деятельности свидетельствует и рост активности использования библиотеки (примерно в 1,3 раза) специалистами с высшим и средним специальным образованием, обращающимися в библиотеку в связи с решением производственных задач. Эта категория специалистов является самой многочисленной в читальных залах нормативно-технической (41% от общего числа посещений) и патентной документации (38% от общего числа посещений). Появление нового сегмента на рынке экономической литературы — бизнес-издания — привел к организации в ГПНТБ СО РАН и в других библиотеках региона специальных структурных подразделений — кабинетов конъюнктурной информации. Интенсивность его использования в ГПНТБ СО РАН предпринимателями и коммерсантами оставляет желать лучшего. Невелика доля представителей бизнес-структур и среди читателей Кемеровской ОНБ. Причины неиспользования ими информационных ресурсов библиотек нуждаются в тщательном изучении.
Одновременно с перераспределением читателей, посещающих библиотеку с научной и производственной целью, увеличивается количество читателей, которые обращаются в библиотеку с учебными целями. Причем тенденция помолодения читательского контингента характерна для всех библиотек территории — число читателей-студентов превышает число читателей-специалистов примерно в 1,5 раза. А разрыв в посещениях библиотеки студентами и специалистами также неуклонно увеличивается в пользу студентов.
Следует, однако, заметить, что соотношение "специалисты — студенты" по-разному выглядит в рамках отдельных отраслей и специальностей. Если проанализировать читательский контингент естественно-научного и технического профиля, то здесь количество специалистов не на много, но все же превышает количество студентов (падение популярности технического и естественно-научного образования, о чем говорилось выше). В то же время среди читателей-гуманитариев и экономистов преобладают студенты. В общей массе читателей экономических специальностей студенты составляют 74%, тогда как средняя цифра по библиотеке — 54,4%. Такое соотношение можно объяснить перестройкой вузовских программ, усилением их гуманитарной и экономической направленности.
Издательская практика, книжный рынок своевременно не отреагировали на новую ситуацию в системе образования. Вакуум, образовавшийся в результате недостаточного издания качественной учебной литературы, стал восполняться за счет повышенного использования научной литературы, причем не только новой, но и прошлых лет издания. Так, изучение отказов на отдельные виды изданий в ГПНТБ СО РАН показало, что число отказов на научную литературу студентам социально-экономического и гуманитарного профиля не намного меньше, чем на учебную литературу (у экономистов — 32,7% и 26,5%, у гуманитариев — 35,95 и 44,8%, соответственно). Резко в нынешней ситуации вырос и спрос на издания, ранее практически не использовавшиеся в учебных целях — это фирменные справочники и реферативные журналы. Визуальные наблюдения сотрудников отдела справочно-библиографического обслуживания показали, что основная масса читателей-студентов относится к реферативным журналам (особенно по общественным наукам) не как к источнику вторичной информации, а как к документу, заменяющему учебник. Последнее, кстати, свидетельствует еще об одной тревожной тенденции в жизни современных библиотек.
Смена парадигмы в культурно-образовательной политике, выразившаяся в сужении познавательных аспектов образования, пренебрежении всем, что не имеет отношения к текущему моменту или повседневной работе, уменьшает возможности саморазвития всех категорий читателей. Отдельные представители общества, которые связывают возможности библиотеки лишь с удовлетворением сиюминутных, практических потребностей, предпочитают не обращаться к справочно-поисковому аппарату, а получать от библиотекаря уже готовую информацию и фактографию. Причем уровень профессиональной подготовки получаемого продукта или услуги для них не слишком важен.
Среди факторов, формирующих экономику библиотечного обслуживания, немаловажная роль принадлежит тем, которые определяют количество, качество и стоимость ресурсов. На объем ресурсного потенциала библиотеки влияют не только ее финансовые возможности, но и степень востребованности производимых ею продуктов и услуг, отношение читателей к различным формам библиотечного обслуживания.
Проведенное в ГПНТБ СО РАН в 1997—1999 годах анкетирование трех основных категорий читателей — научных сотрудников, специалистов-производственников и студентов — позволило выявить их предпочтения в отношении выбора различных видов услуг и форм обслуживания. Большинство респондентов, вне зависимости от их читательского стажа, уровня развития информационной культуры, профессиональной принадлежности, отдали предпочтение самостоятельному поиску информации по традиционным каталогам, посещениям выставок новых поступлений и тематических, использованию печатных документов.
И это при том, что большинство опрошенных указали, что имеют реальный доступ к электронным носителя информации и умеют ими пользоваться. Понятна приверженность к традиционным формам библиотечного обслуживания читателей, занятых производством нового знания. Эвристические способности большинства читателей-ученых и преподавателей вузов старшего и среднего возраста продолжительное время формировались в рамках традиционных библиотечных технологий.
Остается в этой связи актуальным мнение И.К. Кирпичевой, высказанное в 70-х годах , что процесс переработки информации исследователем характеризуется не только заданностью (найти готовое решение, оценить уровень проделанных исследований и т.д.), но и поиском, формированием, выработкой собственного решения (35). Что касается автоматизированных ИПС конца 90-х годов, то они хотя и позволяют оперативно наводить справки, но пока не способны к исчерпывающей формализации содержательной стороны научного поиска.
Ну, а чем же можно объяснить приверженность к традиционным формам библиотечного обслуживания других категорий читателей? Причину этого явления зарубежный библиотековед M. Murphy видит в консервативности потребителей информации. Освоив какую-либо систему или программу, они с большим трудом и нежеланием переходят к новым приемам поиска информации или формам подачи материала (22).
Причина может заключаться и в неразвитости информационных потребностей тех категорий читателей, которые нуждаются в так называемом "деловом чтении".
Основными потребителями "деловой литературы" являются читатели, посещающие библиотеку в целях удовлетворения производственных потребностей. В условиях ограниченного свободного времени они имеют все меньше возможностей (эмоциональных, психических, материальных) для восприятия объемного печатного текста. Их поисковое поведение в общем-то ориентировано на использование современных носителей информации, экономящих время на поиск и получение документа. Однако библиотечные специалисты далеко не всегда способствуют развитию мотиваций названных категорий читателей. Не секрет, что руководители библиотек до сих пор отдают предпочтение автоматизации технологических процессов, оставляя неизменной технологию обслуживания читателей. Сложившаяся ситуация не стимулирует исследование психологических аспектов трансформации поискового поведения читателей и психологии поведения библиотекарей при внедрении автоматизированных технологий.
Можно предположить, что по мере расширения возможностей библиотек для предоставления информации на электронных носителях будет нарастать тенденция отчуждения пользователей от книги и традиционных форм библиотечного обслуживания. Во всяком случае, опыт Научной библиотеки ТГУ свидетельствует, что новые технологии обслуживания наиболее активно осваивают студенты, обучающиеся на основе инновационных образовательных технологий, таких как дистанционное обучение.
Однако число факторов, формирующих как поисковое поведение читателей, так и систему их информационно-библиотечного обслуживания, достаточно велико, о чем уже говорилось в начале этого параграфа. Причем многие из них прежде вообще не принимались во внимание библиотечными специалистами. Так, при изучении информационных потребностей за основу традиционно брались отрасль знания и специальность читателя. По наблюдениям сотрудников кабинета конъюнктурной информации ГПНТБ СО РАН не меньшее значение имеет форма собственности того учреждения, в рамках которого протекает деятельность специалиста. Изучая потребности в различных видах документов читателей, занятых и незанятых коммерческой деятельностью, исследователи установили, что первые отдают предпочтение фирменным справочникам (52% запросов); затем идут газеты (34%) и книги (15%). В структуре спроса вторых основное место занимают газеты (46%), затем книги (30%) и фирменные справочники (24%). Следует, правда, заметить, что на запросы читателей, работающих в государственных структурах, влияет не только форма собственности, но и род их деятельности. Так, в структуре спроса педагогов вузов газеты составляют 52%, а специалистов академических институтов — 48%. Что касается читателей-производственников, то только 36% запросов приходится на газеты, а спрос на фирменные справочники даже превышает спрос на этот вид издания у читателей, занятых коммерческой деятельностью (9, с. 13—14).
Следует отметить также, что вхождение в систему рыночных отношений повлияло на формирование широты потребностей отдельных категорий специалистов. В зону повышенного интереса специалистов разной отраслевой принадлежности и различного рода деятельности попали документы, интересовавшие прежде достаточно узкий круг читателей. Так, скажем, читатели-экономисты стали наравне с юристами обращаться к документам правового характера; в значительной мере вырос их спрос на спецвиды литературы. Произошли изменения в спросе на промышленные каталоги; если прежде ими пользовались специалисты-патентоведы, то сейчас этот вид документов вошел в сферу интересов предпринимателей. Вместе с тем в связи с изменениями в ценовой политике, переходом предприятий на договорные цены доля прейскурантов в общем показателе книговыдачи снизилась в 90-х годах почти в 4 раза.
В то же время, свидетельствуют данные кемеровских исследователей, тематика запросов на профессиональную литературу, по крайней мере в массовых библиотеках, достаточно узка и однообразна, это — товароведение, маркетинг, менеджмент (7, с. 37—43).
Широта потребностей отдельных категорий специалистов может быть выявлена путем изучения зоны пересечения интересов читателей различных отраслей знания.
По наблюдениям специалистов ГПНТБ СО РАН, у читателей —"неспециалистов", например студентов, спрос слабоструктурирован и потребность в литературе по смежным отраслям развита в меньшей степени, нежели у читателей-специалистов.
Однако слабый интерес к литературе по смежным отраслям может наблюдаться и у потребителей с четкой структуризацией запросов. Но здесь на принцип самодостаточности отрасли в удовлетворении запросов воздействуют слабые или сильные факторы влияния внешней среды. К примеру, четко структурированы запросы гуманитариев, достаточно развиты и их эвристические навыки. Однако они реже, нежели специалисты других отраслей, обращаются к документам и информации по смежным наукам. Можно предположить, что запросы гуманитариев менее подвержены влиянию факторов внешней среды во всяком случае тех, которые меняют их основную деятельность, а значит и поисковое поведение. На формирование широты потребностей специалистов-экономистов в документах и вторичной информации по смежным дисциплинам в значительной степени влияет род их деятельности и факторы внешней среды, о чем уже говорилось ранее.
Интересы специалистов в области естественных наук более всего пересекаются с интересами читателей-обществоведов, чаще всего это происходит на основе общего интереса к философским вопросам естествознания, а также с интересами представителей технических наук (зона пересечения — точные науки) и экономистов (зона пересечения — математика).
Специалисты в области техники чаще обращаются к литературе по естественным наукам, затем к литературе по общественным наукам и к документам экономического содержания.
В условиях дефицита бюджетного финансирования, когда даже крупные научные библиотеки вынуждены использовать не весь документопоток, а отдельные его фрагменты, проблема распределения ресурсов между отдельными структурными подразделениями системы обслуживания является особенно актуальной. При определении политики и стратегии распределения ресурсов, при изменениях их конфигурации важно учитывать и зоны пересечения интересов отдельных категорий читателей, и структуру их спроса на отдельные виды изданий. Мониторинговые исследования ГПНТБ СО РАН показали, что резкого сокращения книговыдачи за последние годы не произошло, несмотря на уменьшение количества читателей, сокращение временных рамок обслуживания и экземплярности приобретаемых документов. Практически не изменился спрос на естественно-научную литературу, несколько выросла потребность читателей в литературе по общественным наукам, всего на 5% сократился спрос на техническую литературу.
В целом в структуре спроса преобладает интерес к отечественной литературе, выдача отечественных документов за последние три-четыре года упала в среднем на 8%, выдача иностранных документов уменьшилась почти вдвое. Однако это не свидетельствует о снижении интереса специалистов к иностранной литературе. Причины следует искать прежде всего в снижении объемов комплектования иностранного фонда, особенно периодики, примерно на 40%.
Кроме того, читатели крупных научных библиотек, прежде всего академических, получили возможность доступа к зарубежным полнотекстовым базам данных и электронным журналам, что снизило спрос на опубликованные документы.
Следует отметить, что в спросе читателей различных отраслей (за исключением читателей технического профиля) наибольший удельный вес имеют книги. В течение последних пяти лет спрос на книги отечественных авторов держался на уровне 50—55% от общего спроса и имел тенденцию к росту. Причина этого, как говорилось выше, — не только в читательских предпочтениях, но в уменьшении экземплярности приобретаемых библиотекой отечественных журналов. Книговыдача иностранной литературы снижалась пропорционально снижению объемов комплектования, она оставалась достаточно высокой в части иностранной периодики, особенно в пропорции к объему новых поступлений. В структуре спроса на иностранную литературу преобладают запросы специалистов — более 80%. Однако и студенты проявляют достаточно стойкий интерес к иностранным источникам — 19—23% в общей структуре их спроса приходится на иностранные книги и журналы.
К сожалению, неустойчивость информационных потребностей, поискового поведения читателей из-за декомпозиции культурной среды и резкой смены нормативно-ценностных установок в обществе, не позволяют спрогнозировать долгосрочный спрос на библиотечные продукты и услуги, а значит и создать экономическую систему библиотечного обслуживания.
Для того чтобы решить эту проблему, необходимо ответить на вопрос, в чем заключаются экономические интересы читателей и библиотечных специалистов и какие факторы должны быть положены в основу платного и бесплатного обслуживания. Этому посвящены следующие параграфы учебника.
2.2. Платное библиотечное обслуживание: экономический и этический аспекты
Многие отечественные и зарубежные специалисты в качестве основной причины введения платного библиотечного обслуживания считают недостаток бюджетного финансирования.
Что касается проблем, связанных с финансированием отечественных библиотек, то об этом шла речь ранее. Интересны взгляды на проблему американских библиотекарей, Упоминавшийся уже M. Murphy приводит высказывание представителей государственных органов, осуществляющих финансирование библиотек: "Конечно на нас производят впечатление цифры, говорящие о величине ваших фондов и ваших затрат. Но деньги нужны и для других целей, а библиотеки словно бездонные бочки. Вы никогда не говорите, какая сумма вас полностью устроит и никогда не переводите ваши расходы в термины общественных ценностей. Если вы, библиотеки, желаете выжить, научитесь четко определять свой “продукт” и добивайтесь финансирования из местных источников. Федеральных “подачек” больше не будет" (22). Примерно в такой манере в стихию рынка были выброшены и отечественные библиотеки.
Однако недостаток финансовых средств — это только одна, причем лежащая на поверхности, причина введения платного библиотечного обслуживания.
На вхождение библиотек (сугубо некоммерческих организаций) в рынок повлияли новые условия общественной жизни, созданные рыночной экономикой. Суть их заключается в том, что на передний план выходит принцип максимизации, который на первое место ставит такие понятия, как "выгода" и "издержки". Причем они не обязательно должны иметь денежное выражение. Та же рыночная категория "полезность", может содержать как социальные, так и экономические оценки. А категории "издержки" и "полезный результат" давно применяются в библиотечной практике, их сопоставление позволяет вычислить критерий эффективности библиотечной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что выход библиотек на рынок связан не только с ограниченным госбюджетным финансированием, но и с рационализацией поведения библиотечных специалистов в новой экономической системе. А это, в свою очередь, меняет образ мышления как взятого в отдельности библиотечного специалиста, так и всего библиотечного сообщества.
Библиотечное сообщество начинает понимать, что нельзя использовать в качестве стимулов к труду лишь благие цели . Зарубежные сторонники платности библиотечного обслуживания утверждают, что сентиментальный идеализм нежизнеспособен в нашем современном обществе, что некогда прославленная Американская публичная библиотека превратилась в убежище бездомных и беспомощных и что библиотеки должны обладать правом собственности на произведенный ими продукт или услугу. "Почему всю черновую работу делают библиотечные специалисты, а весь блеск и славу получают информационные брокеры?" — такой вопрос задает в предисловии к книге "Платно или бесплатно? " P. Giacoma (15).
И еще один серьезный довод в пользу платности обслуживания — люди не должны платить за то, что они не будут использовать (15, с. 8). На этот раз речь идет о взимании налогов со всех членов общества, независимо от того, пользуются они библиотеками или нет.
Однако не менее веские доводы приводят и противники платного библиотечного обслуживания. Так, например , J. Govan (36) выражает опасение, что коммерциализация библиотек нанесет серьезный ущерб их общественной пользе, поскольку ограничит доступ к информации широких кругов потребителей. Кроме того, стоимость библиотечных услуг не столь высока, чтобы компенсировать получаемые библиотеками ассигнования из общественных фондов.
Британский библиотекарь D. Smith утверждает: "С моей точки зрения, платность обслуживания так же предосудительна, как политическая цензура" (13, с. 112—135). Он твердо убежден в своей вере, что доступ к библиотечным информационным службам стал неотъемлемой частью нашей культуры и осуществление этого права не должно быть ограничено теми, кто может платить. Каналы доступа к информации должны предоставляться каждому и быть надежными для всех. "Библиотечное сообщество может избежать Молоха платности", — утверждает P. Giacoma (15), создавший интереснейшее исследование, касающееся этики введения платы за услуги в публичных библиотеках. На основе глубокого анализа различных точек зрения библиотечных специалистов им разработана четкая философская концепция современного библиотечного обслуживания, позволяющая принимать решения "за" или "против" платных услуг.
Данная концепция может быть дополнена материалами монографии (13), в которой имеется специальная глава "Платные услуги публичных библиотек".
И, конечно, необходимо при рассмотрении данной проблемы учитывать опыт отечественных библиотек, которые за короткий срок существования в нашей стране рыночных отношений методом "проб и ошибок" прошли тот путь, на осмысление которого зарубежным специалистам было отведено гораздо больше времени.
Первые попытки определения объемов госбюджетного финансирования для производства социально-значимых услуг относятся к началу 90-х годов, когда наиболее крупные библиотеки, такие как Российская национальная библиотека, ГПНТБ России и ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ и некоторые другие всерьез пытались создать различные модели хозрасчетной деятельности. В ГПНТБ СО РАН такие расчеты были проведены еще и потому что Президиум СО АН переводил научно-исследовательские организации и учреждения на новые методы хозяйствования.
На многочисленных конференциях и семинарах, проходивших в то время, обсуждались вопросы, связанные с определением параметров, которые должны быть положены в основу создания хозрасчетной модели, анализировались возможности функционирования библиотек как полностью самостоятельных хозяйственных организаций.
Одни библиотеки предлагали расчет общего объема финансирования определять на основе стоимости обслуживания одного читателя, другие брали за основу стоимость одной книговыдачи, третьи считали, что необходим анализ в динамике величин, как книговыдача на одного сотрудника, стоимость одной книговыдачи, одного посещения.
В 1991 году был проведен советско-финляндский семинар "Обмен опытом работы в области экономики библиотечно-информационной деятельности", организованный ГПНТБ И БАН (37). При всем разнообразии накопленного практического опыта и точек зрения участники семинара были единодушны в том, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию и попытки библиотек развивать платное обслуживание, традиционные библиотечные услуги должны оставаться бесплатными, поскольку именно принцип бесплатности социально-значимых услуг обеспечивает равные права граждан в доступе к информации, независимо от их положения в обществе.
Экономические подходы к созданию системы платного библиотечного обслуживания были обоснованы в докладах финских специалистов (37, с. 5—11), предложивших применить в библиотеках гибкую политику ценообразования, ориентированную на возможности "собственного" и стороннего пользователя.
Вопрос о переходе библиотек на полный хозрасчет и самофинансирование участниками не затрагивался. Во-первых, потому, что суммы от коммерческой деятельности даже самых активных библиотек не превышали 10% от общей суммы затрат; во-вторых, практика показала, что финансовое положение предприятий, перешедших на хозрасчет, оказалось не устойчивым. Имелись многочисленные примеры, когда руководство предприятий в целях экономии затрат сокращало и без того небольшой штат библиотечных работников, а то и вовсе ликвидировало научно-технические библиотеки. Положение усугублялось быстро меняющейся экономической ситуацией в стране. Это нашло отражение в росте цен на печатную продукцию, увеличение платы за материальные и человеческие ресурсы в библиотеках, что значительно удорожало услуги. В результате полученные в ходе экономического анализа и моделирования данные очень быстро устаревали и не позволяли создать концепцию платного библиотечного обслуживания.
Определенным препятствием к созданию такой концепции было то, что библиотеки подходили к решению этого вопроса на принципах самодостаточности. Анализ ситуации, складывающейся в развитии библиотечного дела в Сибири в начале 90-х годов, показал наличие резко обострившихся противоречий между теми библиотеками, которые уже перешли на новые методы хозяйствования, и теми, которые по различного рода причинам не смогли это сделать. По прошествии нескольких лет оказалось верным предположение отдельных библиотечных специалистов (38), что эти противоречия будут разрушаться по мере того, как будет разрушаться построенное на добровольно-договорных основах сотрудничество библиотек в рамках территориальных библиотечных объединений и новый правово-хозяйственный механизм не будет полностью введен в действие.
Для того чтобы появилась возможность смягчения названных противоречий необходимо было с самого начала изучать весь комплекс внешних и внутренних противоречий, имеющих место в развитии библиотечных систем, которые непосредственно связаны с другими отраслями общественного производства. Однако такой подход появился в библиотековедческих исследованиях лишь в конце 90-х годов. Между тем отсутствие отечественных концепций создания системы платного библиотечного обслуживания не тормозило практической деятельности в этом направлении. Библиотеки всех типов разрабатывали номенклатуру платных услуг, учились рассчитывать их стоимость, распределять полученные доходы. Набор платных услуг был достаточно традиционен, библиотеки больше ориентировались на возможности собственных технологий, нежели на потребности рынка информационных услуг. Да и сам рынок изучался достаточно фрагментарно, что не позволяло вырабатывать ценовую политику хотя бы в рамках отдельных территорий. Кроме того в 90-х годах количество культурологических, социологических исследований как в стране, так и в отдельных регионах постепенно пошло на убыль. Многие из них, начатые в 80-х годах, не имели продолжения, хотя баланс между предложением библиотечных продуктов, услуг и видами культурной деятельности невозможно установить если не изучить степень отставания тех или иных библиотек от общественных потребностей населения, проживающего на определенных территориях. Необходимо также согласовать инвестиционную политику внутри подотрасли и между отраслями культурного комплекса. Только тогда появится возможность выявления тех сверхнормативных услуг, которые будут не только приносить прибыль библиотеке, но и способствовать формированию культурного ядра территории.
Остается актуальной проблема разработки целевых нормативов развития отдельных отраслей культуры территории, которые действительно будут способствовать осознанному выбору потребителями отдельных видов культурных продуктов и услуг.
Дело в том, что целевые нормативы представляют собой операционально-выраженные общественные потребности в продуктах и услугах культуры. Очевидно, что рост потребностей в услугах одной из отраслей культуры может привести к падению спроса на них в другой. Особенно отчетливо это прослеживается в тех отраслях, которые связаны общим объектом деятельности.
В качестве такового может быть рассмотрена книга — объект деятельности книгоиздательства, книготорговли, библиотеки. Ее функциональное значение для названных отраслей культуры — удовлетворение потребности в чтении. Однако книга по-разному связана с показателями жизнедеятельности человека, определяющими характер распределительных отношений в сфере культуры вообще и в экономике библиотечной деятельности, в частности.
Уровень жизни населения социологи определяют по 4 параметрам: качеству питания, материальной обеспеченности семей, жилищным условиям и уровню общественного обслуживания населения. Как показали исследования новосибирских социологов (39), по первым двум показателям в середине 80-х годов острота проблемы была выражена средне: 10 из 11 сибирских регионов по уровню материальной обеспеченности превышали на 35% соответствующий показатель по РСФСР. В настоящее время этот показатель скорее всего претерпел изменения в сторону уменьшения.
Базируясь на данных ЦЭМИ АН СССР (40), следует отметить, что доступность порога чтения для жителей сибирского региона в 80-х годах была такова, что могла удовлетворять потребность в чтении за счет приобретения книг в личное пользование.
Однако значительное удорожание книжной продукции, которое происходило на протяжении всех последующих 15 лет из-за перехода книжного дела на коммерческие основы, рост стоимости жизни населения отодвинули порог доступности книги настолько, что библиотека осталась практически единственным учреждением, удовлетворяющим потребности населения в книге. Этот фактор несомненно следует учитывать при организации системы платного библиотечного обслуживания. Сверхнормативные услуги ни в коем случае не должны сужать зону общественного обслуживания книгой, которая и без того в ряде территорий чрезвычайно узка.
В 80-х годах, как свидетельствуют данные новосибирских социологов (39), оценивших уровень общественного обслуживания максимум в 4 балла, в Тюменской области он составлял 1 балл, в Томской, Омской, Кемеровской, Новосибирской — 3 балла. Данные показатели характеризуют и возможности потребления книги населением через библиотеки.
К тому же библиотечные ресурсы крайне неравномерно распределены по отдельным территориям региона. Большая их часть сосредоточена в академических библиотеках и научных библиотеках университетов крупных сибирских городов.
Что касается областных библиотек, то в условиях нестабильной экономики и дефицита бюджетного финансирования пользователи ОУНБ отдельных регионов оказались в неравных условиях как с точки зрения доступа ко всему репертуару отечественных и зарубежных документов, так и с точки зрения получения новой информации. По данным исследования Н.Н. Нестерович (11), доля поступлений новых документов в 1997 году по отношению к показателю 1986 года составила: в Кемеровской ОНБ — 10,6%; в Томской ОУНБ — 43,8%; в Новосибирской ГОНБ — 19,6%.
В такой ситуации необдуманный переход на систему платного библиотечного обслуживания может сделать еще менее доступными документы и информацию как для реальных, так и для потенциальных читателей библиотек определенной территории. Опрос библиотечных специалистов, проведенный Н.Н. Нестерович, показал, что далеко не все библиотекари выступают однозначно за введение платного библиотечного обслуживания. Это ясно видно из таблицы, которая публикуется с разрешения автора. Однако ситуация во всех библиотеках мира складывается таким образом, что потребительская плата за услуги, имеющие слишком большую стоимость, все же будет взиматься. Встает вопрос, какие же принципы не должны быть нарушены при введении платного библиотечного обслуживания? Результаты опроса библиотекарей приведены в нижеследующей таблице:
| Вопрос: Должна ли библиотека университета быть общедоступной? | количество отмеченных респондентами суждений |
из них: |
||||||||
библиотечные работники НБ ТГУ |
библиотечные работники НБ ТПУ |
библиотечные работники НБ КГУ |
библиотечные работники НБ НГУ |
|||||||
кол -во |
% |
кол -во |
% |
кол -во |
% |
кол -во |
% |
кол -во |
% |
|
| общее количество отмеченных суждений | 282 |
100 |
97 |
100 |
69 |
100 |
62 |
100 |
54 |
100 |
| из них распределились по вариантам: | ||||||||||
| нет, это затрагивает интересы внутренних потребителей | 15 |
5,3 |
3 |
3,1 |
3 |
4,4 |
5 |
8,1 |
4 |
7,4 |
| нет, так как это увеличивает нагрузку на библиотечных работников | 17 |
6,0 |
2 |
2,1 |
2 |
3,0 |
6 |
9,7 |
7 |
13,0 |
| нет, это неблагоприятно отражается на состоянии фонда | 17 |
6,0 |
2 |
2,1 |
1 |
1,4 |
11 |
17,7 |
3 |
5,6 |
| в целом нет, но необходимы исключения (например, кандидаты, доктора наук, преподаватели вузов) |
83 |
29,4 |
35 |
36,1 |
7 |
10,1 |
26 |
41,9 |
15 |
27,8 |
| да, но за значительную плату | 23 |
8,2 |
11 |
11,2 |
5 |
7,2 |
3 |
4,8 |
4 |
7,4 |
| да, за умеренную плату | 93 |
33,0 |
29 |
29,9 |
37 |
53,6 |
7 |
11,3 |
20 |
36,9 |
| да, так как университеты, находящиеся на государственном финансировании, должны делать свои библиотеки общедоступными, признавая необходимость обслуживания всех налогоплательщиков | 34 |
12,1 |
15 |
15,5 |
14 |
20,3 |
4 |
6,5 |
1 |
1,9 |
Прежде всего принцип общедоступности информации. Во всем мире доступ к информации считается фундаментальным правом граждан в демократическом обществе. В "Манифесте о публичной библиотеке", принятом ЮНЕСКО в 1994 году, подчеркивается, что фонды и услуги не должны подвергаться какой-либо идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению. Американский специалист Zoia Horn считает, что введение платы создаст для тех, кто не способен оплачивать, барьеры, отрицающие право на свободный доступ к информации (14, с. 249). Научный сотрудник Библиотеки Хельсинского технического университета С. Коскяла настаивает на том, что пользователь должен платить лишь за дополнительную ценность информации и за сэкономленное время (37, с. 5—8).
Так, например, справочное обслуживание, работа с традиционными и электронными каталогами, работа с документами в читальных залах должны быть бесплатными.
Копирование, услуги отечественного и зарубежного МБА, онлайновый поиск в базах данных на CD-ROM, в зарубежных БД, образовательные услуги и др. Финляндский Совет по научно-техническим и научным библиотекам (ТИНФО) рекомендовал сделать платными.
В целом такой подход представляется реалистичным, хотя и требует некоторых уточнений. Так, упоминавшийся уже ТИНФО считает, что библиотеки университетов и исследовательских институтов своих постоянных пользователей должны обслуживать бесплатно. Исключение составляют сверхнормативные услуги. Что касается "сторонних" потребителей, то для них все услуги являются платными, поскольку бюджетное финансирование недостаточно для организации бесплатного библиотечного обслуживания.
Российские библиотеки также постоянно сталкиваются с проблемами "своих" и "сторонних" читателей. Имеет место практика введения барьеров, ограничивающих доступ отдельных категорий читателей в ту или иную библиотеку. Так, например, ГПНТБ СО РАН, имеющая ограниченный фонд учебной литературы, записывает за плату студентов 1—2-х курсов. Исключение составляют те студенты, которые уже на начальных курсах занимаются научно-исследовательской работой, хотя число их невелико. За плату обслуживаются и студенты коммерческих форм обучения, но в данном случае библиотечные услуги может оплачивать вуз. Такая политика, конечно же, является вынужденной. Объективные факторы внешней среды свидетельствуют о том, что рано или поздно у библиотек определенных территорий не будет "своих" и "чужих" читателей. В условиях, когда массовые библиотеки, имея ограниченные ресурсы, предоставляют читателям все меньший объем услуг, а возможности МБА по удовлетворению запросов "сторонних" читателей сужаются из-за удорожания почтовых отправлений, повышения расценок на копирование, процесс перераспределения читателей между отдельными библиотеками территорий неизбежен, и научные библиотеки должны быть готовы к реформированию своих социальных функций.
Такой подход может показаться спорным, т.к. он идет вразрез со структурно-функциональными идеями социокультурной дифференциации общества и нарушает привычное представление об основных задачах деятельности библиотек различных типов. Однако, помимо целей конкретных систем библиотечного обслуживания, существуют цели систем более высокого порядка, частью которых является библиотека.
Это не означает полной отмены ограничений доступа всех категорий читателей во все типы библиотек. Библиотека может и должна сохранить свою ориентацию на определенные читательские группы и цели посещения, но не через введение административных ограничений и экономических санкций для читателей, которые практикуются ныне, а через политику книжного отбора, использования определенных форм обслуживания и каналов предоставления услуг. При этом в процессе организации функциональной среды предоставления услуг библиотечное сообщество, вне зависимости от принадлежности к тому или иному типу библиотек, должно ориентироваться на общую для всех установку: развитие хотя бы части читателей в направлении от менее к более серьезному чтению. И здесь без понимания динамики процессов становления личности, роли знания как социокультурной силы, без исследования уровня включенности тех или иных социальных групп в книжную культуру и информационную среду библиотечным специалистам не обойтись.
Библиотечные специалисты Финляндии для того, чтобы избежать "Молоха платности", вынесли на обсуждение общественности два варианта. Первый — связан с отказом библиотек от современных информационных услуг, производство которых затратно и требует развитой инфраструктуры. В соответствии с этим вариантом библиотека ограничивается традиционными услугами и формами обслуживания, а инновационные услуги будут предоставляться организациями, уже внедрившими платное обслуживание.
Другой вариант предполагает объединение в сеть группы библиотек, причем не обязательно одной ведомственной принадлежности. Основным принципом такого объединения является не создание совокупных ресурсов, как это принято в отечественной практике, а разделение информационных фондов и услуг. При этом организаторы сети исходили из того, что потребитель может осуществлять поиск информации в той библиотеке, где сосредоточена большая часть материалов. Такой выбор позволяет пользователю не обращаться в разные организации и тем самым экономить время и деньги.
Еще одна проблема, которую пытался решать ТИНФО в целях смягчения негативных последствий от введения платного библиотечного обслуживания, — это установить общие принципы определения стоимости, унифицировать цены, убедить библиотеки, находящиеся на государственной дотации, придерживаться одной политики ценообразования.
Для этого предлагалось несколько видов цен:
— предельно низкие цены, поощряющие пользователя;
— цены, частично возмещающие затраты на услуги;
— цены, полностью возмещающие прямые и косвенные затраты на услуги.
В отечественной практике названные виды цен соответствуют терминам "бесплатное", "льготное" и "платное" обслуживание.
Можно согласиться с финскими специалистами, что предлагая услуги в рамках той или иной группы цен и с учетом финансовых возможностей потребителей, библиотека в своей деятельности будет руководствоваться еще одним принципом общественного обслуживания — принципом справедливости.
Джон Ролз утверждает, что "справедливость — это первая добродетель общественных институтов , точно так же как истина — первая добродетель мысли" (21). Формулируя два основных принципа справедливости для общественных институтов, Джон Ролз утверждает, что каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод; социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевающих, делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей.
Поскольку библиотека — это общественная организация, то при создании системы платного обслуживания она может и должна руководствоваться этими принципами.
На основе этих принципов строит модель платного библиотечного обслуживания уже упоминавшийся P. Giacoma. В своей книге "Плата или сводный выбор" (15) он говорит о том, что малоимущие слои населения также платят налоги на социальные нужды, как и обеспеченные. В то же время, по данным статистики, они гораздо реже пользуются библиотеками. Таким образом, обеспеченные при бесплатном доступе к общественным благам имеют больше преимуществ, чем малоимущие. Последние проигрывают еще больше при введении платных услуг.
Исходя из этого, названный автор предлагает следующую модель платного обслуживания. Все без исключения читатели вносят плату за ежегодный читательский билет, оплачивают услуги абонемента, расширенного справочного обслуживания, автоматизированного поиска и МБА. Малоимущие пользуются либо льготным, либо бесплатным обслуживанием. Высокооплачиваемые читатели, кроме названных, оплачивают еще и сервисные услуги, такие как резервирование книг, доставка документов на рабочие места, копирование в больших объемах, деловые информационные услуги. P. Giacoma считает, что такая модель обслуживания позволяет ликвидировать примерно 50% недостаточности ресурсов. В результате публичные библиотеки будут меньше зависеть от уменьшающихся налоговых поступлений, хотя, конечно, несколько потеряют в своей публичности.
В монографии английского автора В.P. Shauer (14) также содержатся весьма интересные взгляды на принципы справедливости, которые должны иметь место при введении платных услуг в библиотеках. Он считает, что платность может быть оправдана, если объем ее невелик относительно годовых затрат библиотеки, если они меняются в зависимости от спроса потребителей и не нарушают принципа справедливого распределения услуг.
В монографии дается также ответ, почему прямые пользовательские платы позволяют судить о реальном спросе на библиотечные услуги, а объем бюджетного финансирования, складывающийся из налогов, собираемых со всех членов общества — нет.
Дело в том, что используя выделенные на ее деятельность госбюджетные финансы, библиотека не вступает в прямые экономические отношения с потребителями предлагаемых продуктов и услуг, что увеличивает потенциальное расхождение между потребительским спросом, уровнем финансирования и типами предоставляемых услуг. Потребительская плата служит своеобразной "лакмусовой бумажкой", свидетельствующей о желании потребителя обменять свой доход на определенные типы услуг. А это, в свою очередь, способствует выбору реально необходимых ресурсов, библиотечных технологий, видов и форм обслуживания. Используя доход от потребительских плат, библиотеки могут вкладывать его в новые технологии и, тем самым, обеспечивать всем без исключения пользователям более высокий уровень обслуживания. Иными словами, прямые потребительские платы позволили бы библиотеке расширить ее финансовые возможности без ограничения обслуживаемых категорий читателей и номенклатуры существующих услуг.
С доводами P. Shauer трудно не согласиться. Анализируя ситуацию, сложившуюся в отечественных библиотеках, можно сделать вывод, что номенклатура производимых ими платных услуг соответствует международным перечням. Разница — в системе ценообразования на эти услуги. Зарубежные библиотековеды ориентируются на требования рынка информационных услуг. Это заставляет их тщательно изучать способы организации этого рынка, конъюнктуру спроса потребителей информационных услуг, анализировать всю совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на уровень развития библиотечного производства, и на этой основе определять соотношение объемов платных и бесплатных услуг, корректировать уровень цен (13).Отечественные специалисты устанавливают цены на платные услуги исходя из внутренних потребностей самой библиотеки, ориентируясь на принятые для ее технологии нормы времени и заработную плату исполнителей. Такая практика расчетов не может быть совершенной, во-первых, потому, что несовершенно само нормирование труда в библиотеках.
Во-вторых, на одних и тех же операциях в библиотеках заняты специалисты разной квалификации. В результате одна и та же услуга, предлагаемая за плату имеет в разных библиотеках не одинаковую стоимость. Кроме того, производство платных услуг осуществляется на базе разных технологий, а особенностью ресурсного потенциала разных библиотек является наличие в его структуре интеллектуальных ресурсов. Они различны по объему в разных библиотеках, но, несомненно, что интеллектуальные ресурсы требуют преимущественно качественной оценки, которая почти не учитывается при стоимостных расчетах, лежащих в основе ценообразования на библиотечные услуги.
К изучению рыночных отношений в системе библиотечной деятельности отечественные специалисты еще только приступают. Хотя требования в отношении того, какими должны быть платные услуги высказаны достаточно четко. Так. в работе В.К. Клюева (4) говорится о том, что ведущими методологическими принципами обеспечивающими моделирование перечня платных услуг являются:
— сверхнормативность (т.е. внебюджетный характер ресурсного обеспечения);
— заменяемость (наличие альтернативных платных и бесплатных услуг, близких по содержанию);
— самоокупаемость или рентабельность;
— адресность (ценовая ориентация на потребности и запросы конкретных групп потребителей с учетом аспектов их деятельности);
— востребуемость / ликвидность;
— вариативность предлагаемых версий;
— конкурентоспособность.
Последнее требование обусловливает необходимость мониторинга развития информационного рынка. Это одно из обязательных направлений экономической деятельности библиотеки, которое входит в компетенцию маркетинговых служб.
2.3. Экономическая
деятельность библиотеки
и проблемы ее устойчивого развития
Паритет платных и бесплатных услуг, обеспечивающий реализацию принципов общедоступности информации и справедливости, определяет необходимость исследования проблемы, каким образом экономическая деятельность влияет на устойчивое развитие библиотеки.
Следует отметить, что библиотека как социально-экономическая система в принципе нестабильна, так как она представляет собой сложную динамическую систему с очень большим числом параллельно протекающих процессов. Как ни какие другие учреждения социального типа, библиотеки скованы множеством управленческих параметров, традиций, соглашений внутри библиотечного сообщества. Причем все названные характеристики не являются жестко и однозначно зафиксированными.
Будучи отдельно взятыми, эти параметры, даже если их рассматривать в динамике, не могут в принципе служить основой для прогноза будущих состояний такой сложной организационной системы, как библиотека. Выявить взаимосвязь между ними можно лишь в самом общем виде, скажем, в рамках таких понятий, как ценностные ориентации — информационные потребности — формы информационно-библиотечного обслуживания; финансовое обеспечение — стратегия экономической деятельности — степень вхождения библиотеки в рыночную среду и т.д.
Почему для анализа и прогнозирования развития экономической деятельности библиотек мы не можем рассматривать отдельные параметры, а должны выявлять наиболее фундаментальные связки, характеризующие материальные и духовные стороны этой деятельности? Прежде всего, потому, что важнейшей характеристикой библиотечной экономической деятельности является высокая степень неопределенности последствий, связанные с этим риски, что усложняет создание модели устойчивого (самоподдерживающего) развития. Ранее уже шла речь о том, что чрезвычайно сложно спрогнозировать спрос на платные и бесплатные библиотечные услуги, поскольку он зависит от целого ряда факторов: от благосостояния потребителей, ценовой политики библиотек и политики распределения услуг.
Немалую роль играют традиции, которых придерживаются потребители информации. Постоянная изменчивость психологических и поведенческих характеристик потребителей информации, характера чтения, библиотечных технологий не позволяет создавать такую структуру экономической деятельности, которая могла бы постоянно адаптироваться к реалиям действительности. Неопределенность экономической ситуации в обществе создает угрозу частичной или полной потери ресурсов, что способствует неуверенности участников технологического процесса в получении конечного результата.
Кроме того, множественность результатов экономической деятельности — они предназначаются для собственного потребления в библиотеке, могут быть востребованы как рыночный товар, выступать как общественные блага — порождает многообразие отношений между участниками экономической деятельности. В качестве таковых могут быть рассмотрены как члены библиотечного сообщества, так и потребители библиотечных продуктов и услуг. Их предпочтения и интересы могут не совпадать в части представления о том, какие экономические блага наиболее важны для каждой функциональной общности. Так, библиотека, решая проблемы ограниченных ресурсов, стремится к максимизации своих доходов от реализации платных услуг, а потребители — к максимизации полезности услуги, что может, в частности, выражаться в экономии времени получения услуги. Поэтому, когда внутри библиотечных структур происходит формирование функций, дополнительных к уже существующим, как это имеет место при коммерциализации деятельности библиотек, наблюдается не только не соответствие интересов, но и возникают противоречия между:
— производителями и потребителями библиотечных услуг;
— отдельными структурными подразделениями, которые по-разному реагируют на происходящие изменения;
— библиотеками определенной территории, участвующими в межрегиональном обмене информацией, и т.д.
Разногласия в среде библиотечного сообщества касаются целей отдельных структурных подразделений, приоритетов развития библиотеки. Они связаны с экономическими и социальными, текущими и долговременными интересами, что делает структуру библиотеки динамически неустойчивой.
Для того чтобы свести указанные противоречия и разногласия к минимуму, необходимо выявить основные барьеры, которые возникают в условиях рыночной экономики между библиотекой и обществом, прежде всего библиотекой и государством.
Здесь противоречивая коллизия появляется из-за социальной ориентации библиотечной экономики — ее общественный продукт все чаще создается на базе рыночных механизмов хозяйствования. Но это вовсе не означает, что библиотека перестает нуждаться в поддержке государства. Однако сфера государственного управления также не устойчива, на нее влияют процессы государственного переустройства, такие как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
С одной стороны, это усилило самостоятельность территории, а значит и библиотек в структуре общественного производства; с другой — сократило базовое финансирование библиотек из бюджетов разных уровней, прежде всего федерального. Госбюджетного финансирования хватает лишь на оплату отдельных направлений библиотечной деятельности, поэтому органы государственного управления стали выступать в роли заказчиков лишь социально значимых услуг. Другие — сверхнормативные услуги — создаются библиотекой и распределяются среди потребителей информации на коммерческой основе, что заставляет библиотечное сообщество пересматривать свои отношения и с государством, и с читателями. Главная опасность, которая грозит разрушить экономические отношения между государством и библиотекой заключается в постепенном "вымывании" госбюджетных средств из общих объемов финансирования библиотеки. Хотя доля внебюджетных источников финансирования не столь велика, чтобы говорить о библиотеках как полноправных субъектах рыночных отношений, но все же она неуклонно растет. Зачастую именно на базе внебюджетного финансирования библиотеками решаются те же вопросы организационно-хозяйственной деятельности, которые традиционно были прерогативой государства.
Например, освоение инновационных библиотечных технологий: средства на компьютеризацию этих процессов поступают из всевозможных фондов поддержки научной и производственной деятельности. Барьеры между производителями и потребителями библиотечного общественного продукта (услуги) возникают из-за неразработанности экономического механизма реализации общественных интересов. Переход от распределительной экономики к экономике смешанного типа (рыночно-распределительной) кардинально изменил не только хозяйственную деятельность библиотеки, но и программы культуротворческой деятельности, политику предоставления услуг.
При старой модели взаимоотношений библиотека единолично решала, какие услуги нужны потребителям.
В условиях вводимой потребительской платы — выбор за читателем. А это означает переход библиотечных специалистов от ролевых к партнерским отношениям в работе с читателями. Такая перестройка не может быть осуществлена одномоментно.
Барьеры, которые возникают в результате экономической деятельности между библиотеками одной территории связаны с конкуренцией на рынке информационных услуг. Но так как библиотеки являются не прибыльными организациями, эта конкуренция не может быть полной. Кроме того, многие библиотечные продукты и услуги вообще не конкурентоспособны, поскольку не отличаются разнообразием ассортимента, не соответствуют потребительскому спросу. Это связано, прежде всего, с тем, что библиотеки берутся за производство на коммерческой основе тех продуктов и услуг, которые наименее затратны по стоимостным и временным характеристикам, не требуют большого начального капитала для приобретения ресурсов.
Но это ведет к тому, что против всех ожиданий библиотечного сообщества такие услуги не становятся предметом обмена, быстро не окупаются и способствуют возникновению напряженных отношений и даже конфликтов между библиотеками территории.
Кроме того, следует иметь в виду, что отдельные направления библиотечной деятельности вообще не могут быть переведены на коммерческую основу. Так, например, ГПНТБ СО РАН долгие годы являвшаяся координационным центром для системы научных библиотек Сибири и Дальнего Востока, выполняла большую часть работ (обмен документов из обменно-резервных фондов, ведение сводных каталогов, методическое обеспечение научных исследований) бесплатно, на основе добровольных соглашений с библиотеками.
Подход к таким территориальным библиотечным структурам с позиций только рыночных отношений нарушает их устойчивость, ломает годами складывающийся механизм координации, не давая ничего взамен, поскольку отсутствует документально-правовая основа, на которой строятся экономические отношения в этих территориальных объединениях.
Остановимся на барьерах и противоречиях, возникающих между субъектами экономической деятельности, тех, которые вызывают разногласия внутри библиотечного сообщества. Они обусловлены чаще всего тем, что начиная коммерческую деятельность, отдельные структурные подразделения ориентированы на собственные, а не на общебиблиотечные цели и задачи. Это отчетливо прослеживается в тот момент, когда начинается обсуждение принципов распределения полученных доходов. Те структурные подразделения, которые непосредственно не участвовали в производстве платной услуги, пытаются претендовать на некоторую часть заработанных денег, обосновывая это тем, что продукт (услуга) производились на ресурсах, в которых есть доля их прошлого труда. Например, выдаваемый по системе ночного абонемента документ прежде был обработан совсем в другом отделе.
Если на основе договоренностей не создать единый механизм распределения доходов, противоречия между структурными подразделениями будут углубляться. Эти договоренности должны базироваться на следующих принципах:
1. Затраты на отдельные виды библиотечной деятельности не должны быть абсолютными, а должны распределяться пропорционально, с учетом паритета платного и бесплатного обслуживания. Иными словами производство продуктов и услуг должно соответствовать развитию каналов их предоставления.
2. Все направления экономической деятельности библиотеки должны быть взаимоувязаны, отвечать общей политике предоставления услуг.
3. Конкретизация экономической деятельности отдельных структурных подразделений должна осуществляться в программах, определяющих общую стратегию деятельности библиотеки, в документах, прописывающих механизм финансирования, информационного и нормативно-правового обеспечения, распределения полученных доходов. Также как совокупность технологических документов выполняет роль стандарта на производственную деятельность библиотеки, эти программы и документы должны унифицировать коммерческую деятельность библиотеки.
Условия, определяющие устойчивость развития библиотек в рамках отдельных территорий, также зависят от согласованности их действий, эффективного выбора между ценовой формой конкуренции на информационном рынке и координацией их усилий, основанной на правилах взаимоиспользования совокупных информационно-библиотечных ресурсов и систем доступа к ним.
Причем акцент должен быть перенесен с определения эталонов и процедур совместной деятельности библиотек на умение согласовывать их экономические интересы.
Новые экономические реалии привели к серьезной смене состояний библиотечных систем. Отдельные библиотеки территорий по-разному реагируют на происходящие изменения. Одни сумели вписаться в новую социально-экономическую среду функционирования и сохранить свой экономический и интеллектуальный потенциал. Другие существуют на грани выживания и без введения соответствующего адаптационного механизма скорее всего прекратят свою деятельность.
Подобный механизм не может быть универсальным для всех библиотек, поскольку каждая из них занимает свое место в территориальной интеграционной структуре. Их возможности влиять на ситуацию и решение конкурентных проблем, степень ответственности перед библиотечным сообществом территории различны.
Тем не менее все они решают проблемы, общие для социокультурных объектов — это адаптация, достижение цели, поддержание внутренних форм, интеграция. Решение проблем
адаптации требует проведения серьезных социологических исследований библиотечной среды территории.Они включают постоянный мониторинг ценностных ориентаций потребителей услуг, изучение сегментов информационного рынка, выявление места каждой конкретной библиотеки в структуре общественного производства территории. Такое исследование было проведено в ГПНТБ СО РАН в конце 90-х годов, по его итогам была разработана модель адаптационного механизма.
Основные ее параметры, определяющие адаптационные возможности крупных научных библиотек, могут быть обозначены следующим образом. Адекватность социального статуса, который предполагает при организации систем общественного обслуживания территории исходить не из внутренних интересов библиотек, их субъективных взглядов на процессы формирования качества среды обитания, а из общих задач формирования культурного ядра территории.
Ориентация на расширение функциональных обязанностей. Стабильно функционирующая крупная библиотека — многоцелевая система. Она выполняет различные функции, обеспечивающие ее взаимосвязь не только с группами читателей, но и с библиотеками, другими организациями, властными структурами. В условиях быстро меняющихся ценностных ориентации потребителей культурных услуг и частичного разрушения системы учреждений, предлагающих эти блага, на первое место в системе обменных отношений выходят интересы не отдельных категорий читателей библиотек, а всего населения, проживающего на данной территории.
Это требует создания такой территориальной системы библиотечного обслуживания, которая не нарушала бы баланс отдельных звеньев социальной инфраструктуры, и поддерживала бы с ними функциональную взаимосвязь.
При таком подходе неизбежна приоритетность целей деятельности библиотек по формированию единой социокультурной и экономической среды территории, что потребует конкретизации типов социально-экономических отношений между различными общностями, участвующими в организации культурной деятельности населения. Именно механизм действия последних может рассматриваться и как причина, и как следствие тех изменений, которые происходят в ходе социокультурного взаимодействия читателей и библиотеки.
Ориентация на долгосрочные интересы предлагает наличие у библиотеки определенного набора целей функционирования, большая часть которых может единовременно выступать в качестве средств достижения более долгосрочных интересов. Необходимо учитывать, что ассортимент продуктов и услуг, которые производит каждая крупная научная библиотека в настоящем, закладывает объективные предпосылки ее дальнейшей деятельности (и с точки зрения саморазвития, и с точки зрения общественного признания).
Ориентация на развитие. Наблюдающаяся в настоящее время необходимость развития крупных библиотек при ограниченности всех видов ресурсов является не только следствием экономического кризиса. Ориентация на преимущественно поддерживающее финансирование деятельности библиотек является более традиционной, чем практика выделения средств на их развитие. Однако крупные библиотеки могут изменить сложившееся положение, основываясь на социальной природе общественного производства, которое не только требует более высокого уровня развития социальных институтов, но и создает для этого материальные и технологические условия. Поскольку крупная научная библиотека не только потребляет часть совокупного общественного продукта, но и своей деятельностью участвует в его создании, размер финансирования научных библиотек должен определяться по законам ценообразования (с учетом произведенной добавленной стоимости), а не по принципу компенсационных выплат.
Устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям. Устойчивость обычно рассматривается как способность системы компенсировать возмущения и либо возвращаться к исходному состоянию, либо приспосабливаться к новым условиям функционирования. Она обеспечивается гибкостью организационно-технологических структур библиотечного производства, формированием экономического поведения и экономической культуры библиотечного сообщества.
Интеграционный характер взаимодействия с другими библиотеками. Интеграция библиотек ориентирована на создание совместного общественного продукта. Она подразумевает поддержание совместимости правил и процедур деятельности крупной библиотеки с другими библиотеками, функционирующими в рамках данной территории.
Стабильность внутренних связей предполагает взаимозаменямость в структуре библиотечных ресурсов и альтернативность предлагаемых услуг. В некоторых случаях появление у библиотеки принципиально новых субфункций может вызвать усложнение ее структуры и повлиять на ее неустойчивость из-за включения в структур библиотеки таких функциональных элементов, которые сами являются самоорганизующимися системами (например, издательств, книготорговых организаций). Снятию противоречий между ними может служить подход к этим функциональным элементам, как к субъектам, формирующим единую систему общественного обслуживания территории.
Уникальность, нетипичность деятельности способствует выработке таких адаптационных способностей библиотек, как определение их места в системе общественного производства, с учетом специфических характеристик последнего.
И, наконец, адаптированность библиотек к управляющим воздействиям зависит от их роли в выработке региональной библиотечной политики, библиотечно-информационного потенциала, специфики системы обслуживания читателей. Разработка унифицированного набора параметров адаптационного механизма библиотек к различного рода изменениям закладывает общую основу для определения библиотеками наиболее оптимальных путей достижения цели их развития.
Общей целью деятельности библиотечного сообщества территории является формирование упорядоченной системы ценностных ориентаций, помощь в профессиональной адаптации трудовых ресурсов, задействованных в воспроизводственном процессе.
Социально-культурные ценности философы определяют в качестве базисных, они создают ориентиры в области экономической деятельности библиотек. Поэтому перевод слабосбалансированных территориальных библиотечных структур, осуществляющих экономическую деятельность в состояние устойчивого развития, невозможен без оптимального соотношения системы ценностей обслуживаемого населения и экономических интересов библиотечного сообщества.
Достижение цели устойчивого развития территориальных библиотечных систем зависит также от культуры партнерских трудовых отношений, правопослушности субъектов экономической деятельности. На устойчивое развитие библиотечных экономических структур влияют условия интеграции библиотеки в среду ее функционирования. Основные правила и процедуры совместных действий регламентируются положениями "Закона о библиотечном деле". Многое, однако, зависит от экономического поведения самих библиотек на рынке информационных услуг. Порой некоторые из них, оценивая чрезмерно высоко собственную уникальность, как бы забывают, что продукты их деятельности имеют общественный характер, принадлежат всему территориальному сообществу потребителей информации, независимо от того, какие библиотеки их обслуживают.
Таким образом, устойчивое развитие библиотек предъявляет особые требования к их экономической деятельности. Она должна
— учитывать интересы всех субъектов экономической деятельности как в рамках отдельных библиотек, так и в рамках территориальных библиотечных сообществ, формировать их экономическое поведение;
— способствовать разрешению противоречий в системе "общество — библиотека — читатель";
— включать такие характеристики, которые способствовали бы адаптации библиотек к меняющимся социально-экономическим и культурным реалиям.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте основные взгляды отечественных и зарубежных специалистов на введение платного библиотечного обслуживания.
2. Какие этические принципы не должны нарушаться при введении платного библиотечного обслуживания?
3. Решению каких задач производства и распределения библиотечных услуг способствуют прямые потребительские платы?
4. В чем причина возникновения противоречивых интересов между основными субъектами экономической деятельности библиотек?
5. Какие параметры адаптационного механизма способствуют устойчивому развитию библиотек, как экономических систем?