HTML-версию и некоторые комментарии подготовил Шишкин С.П. Текст приводится по сб. ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ! Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков, М. "Советская Россия", 1981 |
"ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА РЕКЕ УГРЕ" Софийская вторая летопись, одна из самых полных и подробных русских летописей, отражает московское митрополичье летописание первой четверти XVI в. (свод 1518 г.). До 1393 г. ее текст вполне тождествен с текстом Толстовского списка Софийской первой летописи, а с 1397 по 1518 г. (по Архивному списку - рукопись Центрального государственного архива древних актов, ф. 181, № 371/821) это вполне самостоятельная летопись. Ее источниками были Московский великокняжеский свод 1479 г., Ростовский свод 80-х годов XV в. и Ермолинская летопись. Софийская вторая летопись сохранила первоначальные тексты "Повести о Темир-Аксаке" и "Повести о стоянии на реке Угре", отличающиеся от текстов одноименных повестей в источниках Софийской второй летописи - Московском великокняжеском своде 1479 г. и Типографской летописи (ПСРЛ. Т. XXIV, Петроград, 1921).
Софийская вторая летопись
Перевод и комментарии Ю.К.Бегунова
См. также "Великое стояние на Угре"
Комментарии | |
В год 6988 (1480). <...>
|
... к великому князю - речь идет о Иване III Васильевиче (1440-1505+);
царь Ахмад - последний хан Большой Орды (1459-1481), образовавшейся после распада Золотой Орды. Большая Орда была разгромлена в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гиреем, город Сарай-Берке сожжен; ... с королем Казамиром - Казимир-Андрей IV, младший сын Ягайлы, польский король (1440-1492); Андрей Васильевич Меньшой (1452-1481+) - младший брат Ивана III, седьмой сын Василия II Васильевича, князь вологодский; |
А сам князь великий поехал с Коломны на Москву ко всемилостивому Спасу, и пречистой госпоже Богородице, и ко святым чудотворцам, прося помощи-заступничества православному христианству, и собрал он на совет митрополита Геронтия, свою мать великую княгиню Марфу, своего дядю Михаила Андреевича, своего духовного отца архиепископа Ростовского Вассиана и всех своих бояр: все они находились тогда в Москве в ожидании осады. Горячо они его умоляли крепко встать против басурман за православное христианство. |
... ко всемилостивому Спасу - Спасо-Преображенский-на-бору собор, или Спас всемилостивый Златоверхий-на-Крутицах, основанный в 1330 г. Иваном I Калитой; ... пречистой госпоже Богородице - Успенский собор в Московском Кремле, главный митрополичий храм Руси (основан в 1326 г.); В соборе похоронен Петр, митрополит московский и владимирский (1305-1326), считавшийся покровителем Москвы. В 1475-1479 гг. на месте старого Успенского собора архитектор Аристотель Фиораванти построил новый Успенский собор; ... митрополита Геронтия - митрополит Московский в 1473-1489 гг. ... простить своих братьев - Иван III поссорился со своими братьями Андреем Большим и Борисом Волоцким из-за права перехода бояр на службу к другому феодалу. Другой причиной ссоры был захват Иваном III вотчины умершего брата князя Юрия. Андрей и Борис со своими войсками ушли к Пскову, но ввиду татарской угрозы помирились с Иваном III в октябре 1480 года; |
Царь же со всем своим войском шел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и остановился возле Воротынска, ожидая встречи с королем. Но король не пришел на встречу с ним, ни послов к нему не прислал, так как был занят своими делами: ведь тогда Менгли-Гирей, царь Перекопский, в угоду великому князю московскому разорял Волынскую землю. Ахмед пришел к Угре со всем своим войском, намереваясь перейти реку, и начали татары и русские перестрелку. Одни внезапно атаковали войско князя Андрея, а другие - войско великого князя, третьи наступали на войско его воевод. Выстрелами из луков и залпами из пищалей наши отогнали татар от берега, а татарские стрелы падали возле наших воинов, не причиняя им вреда. И много раз приступали татары к берегу, и всякий раз без успеха отступали, и ждали они, когда замерзнет река, ведь начались тогда большие холода и река стала. И были они одержимы страхом, так как каждая из воюющих сторон опасалась другой. |
Менгли-Гирей - сын основателя династии Гиреев Хаджи-Гирея, потомка Тука-Тимура, хан Крымской Орды (1468-1515); союзник Ивана III с 1474 г., он отстаивал независимость Крыма от Золотой Орды. Волынская земля была в подчинении у польского короля Казимира, союзника хана Ахмеда;
... залпами из пищалей - огнестрельное оружие двух типов: тяжелое ружье или небольшая пушка, при выстреле издавало звук, писк, т.е. пищало; |
Пришли в это время из Великих Лук князю на помощь в Кременец братья его князья Андрей и Борис. Князь же великий милостиво их принял. И когда стала река, тогда князь великий повелел сыну своему великому князю Ивану, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам своим со всеми войсками прийти к нему в Кременец, так как опасался татарского наступления и готовился к большому сражению. |
... великую княгиню Римлянку - Софья-Зоя Палеолог (1503+), дочь Фомы Морейского, племянница последнего византийского императора Константина IX Палеолога, жена Ивана III с 1472 года;
... послал Василия Борисовича и ... Василия Далматова - Василий Борисович Морозов-Тучко (ум. после 1481г.), босковский боярин; князь Иван Юрьевич - Иван Юрьевич Патрикеев, двоюродный брат Ивана III, в 1499 году был насильственно пострижен в монахи Троице-Сергиева монастыря по настоянию Софьи Палеолог; Василий Мамырев (1431-1490+) - дьяк Ивана III, ведал летописанием, снаряжал посольства, руководил строительством; |
Князь же великий не послушался того, что ему написал владыка Вассиан, а слушал он своих советников Ивана Васильевича Ощеру, боярина своего, да Григория Андреевича Мамону, мать которого сжег за волшебство князь Иван Андреевич Можайский. Все это были бояре богатые, не советовавшие князю великому стоять против татар за христианство и биться с ними, а только советовавшие ему бежать прочь, а христиан предать, считая, что ни к чему погибать сражающимся в бою, пусть те лучше помышляют о приумножении богатства, о жене и детях. И сбылись на них слова апостола Павла: "Пусть тот воин, который погрязнет в житейских сквернах, не будет угоден воеводе, пусть тот, кто страдает, кого принуждают и незаслуженно мучают, не идет к венцу". |
Иван Васильевич Ощера (Сорокоумов) - боярин, воевода и судья у Ивана III;
... был бой его отцу - отец Ивана III Василий II Васильевич (1415-1462+), князь московский (1425-1462), по прозванию "Темный"; при нем усилились феодальные усобицы; в 1445 г. казанские татары разбили под Суздалем его войско, а князя Василия, раненного, взяли в плен, потом выпустили за большой выкуп; ... когда Тохтамыш приходил - во время нашествия Тохтамыша на Москву (1382) великий князь Дмитрий Донской ушел из Москвы в Кострому, оставив жителей оборонять Московский кремль; князь Даниил Холмский - Даниил Дмитриевич (1493+), князь холмский, родом из тверских князей, боярин и воевода Ивана III, победитель в битвах с татарами под Муромом (1468) и под Казанью (1469), с ливонскими немцами под Псковом (1473-1474), с татарами на Оке (1472) и на Угре (1480); в 1487 г. взял штурмом Казань; князь Федор Палецкой (1506+) - воевода и боярин Ивана III, родом из стародубских князей, сын Ивана Давыдовича, внук Давыда Андреевича Палецкого; |
И как приехали к посаду у города Москвы, то увидели, что горожане готовятся к осаде, и как только те увидели князя великого, то возмутились, стали князя великого стыдить и обвинять, так говоря: "Когда ты, государь, князь великий, правишь нами тихо и мирно, тогда ты нас весьма обременяешь непомерными налогами, а ныне, сам разгневав царя, дани ему не платишь, а нас продаешь царю и татарам". И приехал князь великий в город Москву, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И начал владыка Вассиан резко выговаривать князю великому, называя его беглецом, так говоря: "Вся кровь христианская падет на твою голову, потому что ты, предав христиан, бежишь прочь, а боя с татарами не принимаешь и биться с ними не хочешь. Отчего ты боишься смерти? Человек не бессмертен, а смертен, и раньше, чем положено, не умрут ни человек, ни птица, ни зверь, дай мне лучше воинов под мое начало, тогда и я, старый, пойду против татар", и много подобного ему говорил, а горожане роптали на великого князя. Из-за этого князь великий не стал жить в городе на своем дворе, боясь, что горожанам придет в голову злая мысль схватить его. Поэтому и жил он в Красном сельце, а к сыну посылал грамоты, чтобы он тотчас же приехал на Москву. Сын же его, мужество показав, принял от отца выговор, но не отошел от берега и христиан не предал. Князь великий, увидев, что сын никаких его слов не слушает, послал к князю Данилу, велев ему силой привести сына к себе. Князь Данило этого не сделал, а только сказал князю Ивану: "Поезжай к отцу", а тот отвечал: " Лучше мне здесь умереть, нежели к отцу уехать". |
"Когда ты, государь ... продаешь царю и татарам" - в оригинале слова горожан выразительнее и имеют, пожалуй, несколько иной смысл: "Егда ты, государь князь велики, надъ нами княжишь въ кротости и въ тихости, тогды насъ много в безлепице продаешь, а нынеча разгневивъ царя самъ, выхода ему не плативъ, насъ выдаешь царю и татаромъ";
... в Красном сельце - в загородной резиденции Ивана III; |
Тем временем князь великий велел Полиевкту Бутурлину да Ивану Кике перевести дмитровцев в Переяславль, а из Москвы строителей перевести в Дмитров, а посад возле Москвы повелел сжечь князю Ивану Юрьевичу. |
Полиевкт Бутурлин - московский боярин, потомок боярина Ивана Андреевича Бутурли;
Иван Кика - боярин князя Юрия Васильевича, брата Ивана III, сын Тимофея Логиновича, внук Логина Михайловича Кики, выехывшего на службу к Дмитрию Донскому из Польши; ... перевести дмитровцев в Переяславль - речь идет об эвакуации большого отряда квалифицированных строительных рабочих из Москвы в Дмитров, для чего пришлось переселить жителей Дмитрова в Переяславль (для обороны); |
А к царю великий князь послал Ивана Товаркова с челобитием и с подарками, умоляя, чтобы он отступил прочь и своего улуса не разорял. Царь же отвечал: "Советую князю добром, чтобы он сам приехал и бил челом мне, как его отцы били челом нашим братьям в Орде". Князь же великий побоялся к нему ехать, опасаясь измены и злого умысла. И когда царь услыхал, что князь великий не хочет к нему ехать, то послал к нему сказать: "Если сам не хочешь ехать, то пришли сына или брата". Князь же великий этого не сделал. Царь снова послал к нему, так говоря: "Если сына и брата не присылаешь, то пришли Никифора Басенкова". Тот Никифор был в Орде и много подарков от себя татарам дарил, потому и возлюбил его царь и князья татарские. Князь же великий и того не сделал. |
Никифор Басенков - Никифор Федорович Басенков (1503+), сын воеводы Ф.В.Басенкова, окольничий, посол Ивана III в Большую Орду;
Серенск - город на р.Серене, притоке Жиздры, входил в Черниговское княжество, впервые упомянут в летописи под 1147 г.; |
И приехали ко князю братья его, он помирился с ними и дал князю Андрею Можайск, а князю Борису села Ярославичевы, все делярные. Когда царь вернулся в Орду, то убили его там ногаи. |
делярные - Иван III отдал своим братьям села, ранее принадлежавшие сыновьям Малоярославецкого князя Ярослава Владимировича, уехавшего в 1415 г. в Литву; его владения были конфискованы в пользу великого князя. Делярное - т.е. платившее торговую пошлину. Вероятно, Иван III отдал братьям села, приносившие феодалу значительный доход: крестьяне платили пошлину за право торговли;
ногаи - ногайские татары, конгломерат тюркоязычных племен, по преданию, происходивших от Ногая, темника Золотой Орды, седьмого сына Джучи (ум. в 1300 г.). Ногайская Орда - феодальное государственное образование конца XIV-XVI вв. на территории от Северного Прикаспия и Приаралья до рек Туры и Камы, от Волги до Иртыша; ... от боярских холопов - здесь: управляющие боярским хозяйством, боярские слуги; |
Все это я написал не для того, чтобы кого-нибудь упрекнуть, но для того, чтобы не возгордились несмысленые в своем безумии, так говоря: "Мы своим оружием избавили Русскую землю". Но пусть они воздадут славу богу и пречистой его матери богородице, которые нас спасли, пусть несмысленые очнутся от такового безумия, а добрые, мужественные, услышав все это, приумножат брань к брани и мужество к мужеству за православное христианство против бусурманства, и пусть они восприимут в сей жизни от бога милость, а от государя великого князя - пожалование, а от народа - честь и хвалу, и еще в будущей жизни пусть получат венец нетленный от вседержителя бога и наследуют царствие небесное. Хорошо бы все это получить и нам, грешным, молитвами богородицы. Аминь. О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь защитить свое отечество, Русскую землю, от поганых, не жалейте своих жизней, пусть никогда не увидят глаза ваши разорения святых церквей и домов ваших, и погибели детей ваших, и поругания жен и дочерей ваших! | О храбрые, мужественные сыновья русские! - Заключительное обращение к храбрым и мужественным воинам русским не принадлежит архиепископу Вассиану и добавлено в летопись позднее 1481 г. одним из летописцев;
... от турок - турки-сельджуки, народ тюркоязычной группы из Средней Азии и Северного Ирана, завоевавшие в XIV-XV вв. Малую Азию и Балканский полуостров; Трапезунд, и Аморея, и Арбанасы - Трапезонд или Трабзон - город и область на южном берегу Черного моря; Манкуп - генуэзская крепость в Крыму, центр генуэзского Макупского княжества (XIV - XV вв.) |