Рабочая программа дисциплины
Основы интеллектуальной
собственности:
от
интеллектуальной деятельности к интеллектуальной собственности
(Авторская
программа обзорных лекций для аспирантов научно-исследовательских
институтов системы СО РАН Дмитриевой
Любови Арсентьевны, н.с.,
зав. сектором
патентной и нормативно-технической документации Отделения ГПНТБ СО РАН)
Направление подготовки аспирантов Института - 09.06.01 — «Информатика и
вычислительная техника»,
направленность:
05.13.18 — |
«Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» (физико-математические науки, технические науки) |
Квалификация выпускника
Исследователь. Преподаватель- исследователь.
Форма обучения – очная, заочная
Новосибирск
2015
1. Цели и задачи дисциплины
Цель
преподавания дисциплины – приобретение знаний, умений и навыков для осуществления
деятельности в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности,
создаваемых при проведении научно-исследовательских и опытно конструкторских работ.
Основными задачами дисциплины является
теоретическое и практическое освоение основных понятий и методов работы по
следующим направлениям:
- интеллектуальная
собственность как результат интеллектуальной деятельности: основные понятия и
термины;
- законодательство по охране интеллектуальной
собственности: объекты авторского и патентного права; интеллектуальные права;
- государственная регистрация результатов
интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; органы
государственной регистрации;
- патентование объектов промышленной
собственности: критерии патентоспособности, порядок патентования изобретений: правила
оформления и подачи заявок на изобретение и особенности делопроизводства.
- патентные исследования:
особенности патентной информации, виды патентных исследований, патентный поиск,
патентные ресурсы для проведения патентных исследований.
2.
Место дисциплины в структуре ОПВО
Данная дисциплина относится к
группе вариативных дисциплин блока 1 направления подготовки аспирантов
Института – 09.06.01 – «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по направленности
05.13.18 — «Математическое моделирование, численные методы и
комплексы программ»
(физико-математические науки, технические науки).
Содержание дисциплины базируется
на знаниях общих гуманитарных и
социально-экономических, математических дисциплин.
Дисциплина является обязательной
дисциплиной для аспиранта.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
После изучения курса аспирант должен
знать:
а) основные термины и понятия;
б) законодательство по интеллектуальной собственности;
в) правила оформления и подачи
заявки на изобретение;
г) методику проведения патентных
исследований.
Аспирант должен уметь:
Использовать
полученные знания в практике научной и прикладной деятельности.
В результате освоения дисциплины
формируются следующие компетенции:
а)
владение методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты
авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной
деятельности (ОПК-7).
4.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины
составляет 1 зачетную единицу 36 часов.
4.1 Структура дисциплины
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Объем учебной работы (в часах) |
Вид итогового контроля |
||||||
Всего |
Всего аудит. |
Из аудиторных |
КСР |
Сам. работа |
|||||
Лекц. |
Лаб. |
Прак.занятия |
|||||||
|
Основы интеллектуальной собственности |
36 |
12 |
8 |
|
4 |
|
24 |
зачет |
Лабораторных
занятий не предусмотрено.
4.2. Содержание дисциплины
4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Лабораторные
занятия |
Практические
занятия (семинары) |
КСР |
|||
1 |
Интеллектуальная
собственность как результат интеллектуальной деятельности: основные понятия и
термины. Взаимосвязь
фундаментальной и прикладной науки в инновационной деятельности научного
учреждения |
2 |
|
|
|
4 |
2. |
Права на результаты интеллектуальной деятельности
и средства индивидуализации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть
4. Раздел VII. |
2 |
|
|
|
4 |
3. |
Государственная регистрация результатов интеллектуальной
деятельности и средств индивидуализации. Государственное
патентное ведомство Российской Федерации. Получение патента. |
2 |
|
|
|
4 |
4. |
Патентная информация и документация Патентный поиск. Патентные
ресурсы. Патентные
исследования. Методика проведения патентного поиска. |
2 |
|
|
|
4 |
5. |
Практическое занятие в Интернет – классе. |
|
|
2 |
|
4 |
6. |
Практическое занятие в патентном фонде Отделения ГПНТБ СО РАН |
|
|
2 |
|
4 |
4.2.2
Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Структура дисциплины |
Содержание дисциплины |
Форма проведения
занятий |
1. |
Интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности:
основные понятия и термины. |
Интеллектуальная собственность,
ее сущность и содержание. Основные термины, определения и понятия. Виды интеллектуальной собственности. Правовая
охрана интеллектуальной собственности. История развития законодательства |
Лекция-семинар,
самостоятельная работа |
2. |
Права на результаты интеллектуальной деятельности
и средства индивидуализации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть
4. Раздел VII. |
Авторское право и смежные права. Патентное право. Право на секрет
производства. Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг.
Интеллектуальное
и исключительное право. Срок действия авторских и исключительных прав.
Порядок и способы распоряжения исключительным правом. |
Лекция-семинар,
самостоятельная работа |
3. |
Государственная регистрация результатов интеллектуальной
деятельности и средств индивидуализации. Государственное
патентное ведомство Российской Федерации. Получение патента. |
Промышленная
собственность: объекты промышленной собственности. Критерии патентоспособности объектов
промышленной собственности. Оформление прав на объекты промышленной
собственности. Состав заявочной документации. Правила оформления, подачи заявки и получения патента.
Экспертиза заявки на изобретение и особенности делопроизводства. |
Лекция-семинар,
самостоятельная работа |
4. |
Патентная информация и документация Патентный поиск. Патентные
ресурсы. Патентные
исследования. Методика проведения патентного поиска. |
Структура и
особенности патентной документации. Международная патентная классификация.
Патентный поиск, патентные ресурсы для проведения патентных исследований. ГОСТ Р 15.011-96
Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. Виды патентных
исследований. Цели проведения патентных исследований. Задание, регламент,
поиск, анализ, отчет. |
Лекция-семинар,
самостоятельная работа |
5. |
Практическое занятие в Интернет – классе. |
Краткое обобщение
основных вопросов курса: выполнение заданий для проверки степени освоения
лекционного материала. Практическое
занятие. Патентный поиск в Интернет-ресурсах; сетевые
ресурсы: БД «НормаCS», БД
«Отчеты НИР и ОКР». |
Практическое
занятие, самостоятельная работа, зачет. |
6. |
Практическое занятие в патентном фонде Отделения ГПНТБ СО РАН |
Краткое обобщение
основных вопросов курса: выполнение заданий для проверки степени освоения
лекционного материала. Международная патентная классификация. Работа с локальными и сетевыми патентными ресурсами, не доступными в
Интернет: БД «Патенты России»: изобретения и полезные модели; БД «Изобретения
стран мира», БД «Изобретений стран СНГ». |
Практическое
занятие, самостоятельная работа, зачет. |
4.2.3. Вопросы для подготовки к зачету:
1. Понятие интеллектуальной собственности.
2. Основные понятия об авторском праве и формы его
защиты.
3. Первичные и вторичные документы патентной
информации. Библиографические данные описания изобретения.
4. Промышленная собственность - объект патентного
права.
5. Приоритет на изобретение. Конвекционный
приоритет. Порядок установления и сроки действия приоритета.
6. Нормы патентного права.
7. Признаки и объекты изобретения по патентному
закону. Охранные документы на изобретение, сроки их действия.
8. Признаки и объекты полезной модели по патентному
закону. Охранные документы на модель, сроки их действия. Сравнение признаков
модели и изобретений.
9. Международная патентная классификация (МПК).
10. Укажите различие между изобретением и
рационализаторским предложением.
11. Патентный поиск. Назначение, виды, срок.
12. Права и обязанности патентообладателя.
13. Роль и значение аналогов технического решения
при составлении заявки на изобретение. Разделы описания изобретения.
14. Роль и значение прототипа технического решения
при составлении заявки на изобретение. Как определяется новизна технического
решения изобретения.
15. Что такое существенный признак изобретения и
изобретательский уровень. В чем различие между патентом и инновационным
патентом.
16. Укажите срок действия авторских прав авторов
изобретений, промышленных образцов и полезных моделей.
17. Процедура патентования в Российской Федерации.
Типовые признаки устройства как объекта технического творчества.
18. Охарактеризуйте объект изобретения – способ.
19. Назовите структуру заявки на выдачу патента.
20. Порядок рассмотрения заявки на выдачу патента.
21. Охрана российских изобретений, полезных моделей
и промышленных образцов за границей.
22. Понятие, признаки и регистрация программ для ЭВМ
и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных.
5.
Образовательные технологии
Основными
видами образовательных технологий дисциплины
являются лекции-семинары, практические занятия и самостоятельная работа
аспиранта. Для активизации познавательного процесса слушателям даются задания
по самостоятельной подготовке отдельных фрагментов лекций-семинаров.
Практические занятия преследуют цель закрепления навыков, необходимых для
выполнения самостоятельной работы по освоению предмета. Основной акцент
воспитательной работы делается на добросовестном, профессиональном выполнении
всех учебных заданий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Используются виды
самостоятельной работы аспиранта: в учебных кабинетах, на рабочих местах с
доступом к ресурсам Интернет и в домашних условиях. Порядок выполнения
самостоятельной работы соответствует программе курса и контролируется в ходе
лекционных-семинарских и
практических занятий. Самостоятельная
работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим
рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, а также конспекты
лекций. В конце курса предполагается
зачёт.
7. Материально-техническое
обеспечение дисциплины
-
аудиторный
фонд ИГиЛ СО РАН,
-
патентный
фонд Отделения ГПНТБ СО РАН
-
рабочее
место с выходом на локальные, сетевые и патентные ресурсы Интернет свободного
доступа
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
б) дополнительная
литература:
9. Программа составлена в
соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства
образования и науки РФ от 19.11.2013 года № 1259 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
3. Приказ
Минобрнауки России № 1192. от 2 сентября 2014г. (соответствие направлений
подготовки высшего образования в аспирантуре научным специальностям,
предусмотренным номенклатурой научных специальностей);
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки кадров
высшей квалификации: 09.06.01 Информатика и вычислительная техника —
приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 875.
5. Паспорт научной специальности
05.13.18 – «Математическое моделирование, численные методы и комплексы
программ», разработанный экспертами ВАК Минобрнауки России в рамках
Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом
Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59.
6. Программа-минимум
кандидатского экзамена по специальности 05.13.18 – «Математическое
моделирование, численные методы и комплексы программ» (физико-математические
науки, технические науки), утвержденная приказом Минобрнауки России от
08.10.2007 № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».
Зав.
сектором патентной и
нормативно-технической
документации
Отделения
ГПНТБ СО РАН, н.с.
Дмитриева Л. А.
© 1998-2016 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |