Рабочая программа дисциплины

 

Основы интеллектуальной собственности:

от интеллектуальной деятельности к интеллектуальной собственности

 

(Авторская программа обзорных лекций для аспирантов научно-исследовательских

институтов системы СО РАН  Дмитриевой Любови Арсентьевны, н.с.,

зав. сектором патентной и нормативно-технической документации Отделения ГПНТБ СО РАН)

     

 

Направление подготовки аспирантов Института - 09.06.01 — «Информатика и вычислительная техника»,

 направленность:

05.13.18 —

«Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» (физико-математические науки, технические науки)

 

 

 

 

Квалификация выпускника

Исследователь. Преподаватель- исследователь.

 

 

Форма обучения – очная, заочная

 

 

Новосибирск

2015

1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – приобретение знаний, умений и навыков для осуществления деятельности в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, создаваемых при проведении научно-исследовательских и опытно конструкторских работ.

Основными задачами дисциплины является теоретическое и практическое освоение основных понятий и методов работы по следующим направлениям:

 - интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности: основные понятия и термины;

- законодательство по охране интеллектуальной собственности: объекты авторского и патентного права; интеллектуальные права;

- государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; органы государственной регистрации;

- патентование объектов промышленной собственности: критерии патентоспособности, порядок патентования изобретений: правила оформления и подачи заявок на изобретение и особенности делопроизводства.

- патентные исследования: особенности патентной информации, виды патентных исследований, патентный поиск, патентные ресурсы для проведения патентных исследований.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПВО

Данная дисциплина относится к группе вариативных дисциплин блока 1 направления подготовки аспирантов Института – 09.06.01 – «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по направленности 05.13.18 — «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» (физико-математические науки, технические науки).

Содержание дисциплины базируется на знаниях общих гуманитарных и социально-экономических, математических  дисциплин.

Дисциплина является обязательной дисциплиной для аспиранта.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

После изучения курса аспирант должен знать:

а) основные термины и понятия;

б) законодательство по интеллектуальной собственности;

в) правила оформления и подачи заявки на изобретение;

г) методику проведения патентных исследований.

 

Аспирант должен уметь:

Использовать полученные знания в практике научной и прикладной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

а) владение методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной деятельности (ОПК-7).

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1  зачетную  единицу 36 часов.

4.1 Структура дисциплины

 

№ п/п

Наименование дисциплины

Объем учебной работы (в часах)

Вид итогового контроля

Всего

Всего аудит.

Из аудиторных

КСР

Сам. работа

Лекц.

Лаб.

Прак.занятия

 

Основы интеллектуальной собственности               

36

12

8

 

4

 

24

зачет

Лабораторных занятий не предусмотрено.

 

4.2. Содержание дисциплины

4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел

дисциплины

Виды учебной работы и трудоемкость (в часах)

Самостоятельная работа

Лекции

Лабора­торные занятия

Практи­ческие занятия (семина­ры)

КСР

1

 Интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности: основные понятия и термины.

Взаимосвязь фундаментальной и прикладной науки в инновационной деятельности научного учреждения

2

 

 

 

4

2.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. Раздел VII.

2

 

 

 

4

3.

Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Государственное патентное ведомство Российской Федерации.

Получение патента.

2

 

 

 

4

4.

Патентная информация и документация Патентный поиск. Патентные ресурсы.

Патентные исследования. Методика проведения патентного поиска.

2

 

 

 

4

5.

Практическое занятие в Интернет – классе.

 

 

2

 

4

6.

Практическое занятие

в патентном фонде Отделения ГПНТБ СО РАН

 

 

2

 

4

 

4.2.2 Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Структура дисциплины

 

Содержание дисциплины

Форма

проведения занятий

1.

Интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности: основные понятия и термины.

 

Интеллектуальная собственность, ее сущность и содержание. Основные термины, определения и понятия. Виды интеллектуальной собственности.

Правовая охрана интеллектуальной собственности. История развития законодательства

Лекция-семинар, самостоятельная работа

2.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. Раздел VII.

Авторское право и смежные права. Патентное право. Право на секрет производства. Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг. Интеллектуальное и исключительное право. Срок действия авторских и исключительных прав. Порядок и способы распоряжения исключительным правом.

Лекция-семинар, самостоятельная работа

3.

Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Государственное патентное ведомство Российской Федерации.

Получение патента.

Промышленная собственность: объекты промышленной собственности. Критерии патентоспособности объектов промышленной собственности. Оформление прав на объекты промышленной собственности. Состав заявочной документации. Правила оформления, подачи заявки и получения патента. Экспертиза заявки на изобретение и особенности делопроизводства.

Лекция-семинар, самостоятельная работа

4.

Патентная информация и документация Патентный поиск. Патентные ресурсы.

Патентные исследования. Методика проведения патентного поиска.

Структура и особенности патентной документации. Международная патентная классификация. Патентный поиск, патентные ресурсы для проведения патентных исследований.

ГОСТ Р 15.011-96 Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. Виды патентных исследований. Цели проведения патентных исследований. Задание, регламент, поиск, анализ, отчет.

Лекция-семинар, самостоятельная работа

5.

Практическое занятие в Интернет – классе.

Краткое обобщение основных вопросов курса: выполнение заданий для проверки степени освоения лекционного материала. Практическое занятие. Патентный поиск в Интернет-ресурсах; сетевые ресурсы: БД «НормаCS», БД «Отчеты НИР и ОКР».

Практическое занятие, самостоятельная работа, зачет.

6.

Практическое занятие

в патентном фонде Отделения ГПНТБ СО РАН

Краткое обобщение основных вопросов курса: выполнение заданий для проверки степени освоения лекционного материала. Международная патентная классификация.

Работа с локальными и сетевыми патентными ресурсами, не доступными в Интернет: БД «Патенты России»: изобретения и полезные модели; БД «Изобретения стран мира», БД «Изобретений стран СНГ».

Практическое занятие, самостоятельная работа, зачет.

 

4.2.3. Вопросы для подготовки к зачету:

1. Понятие интеллектуальной собственности.

2. Основные понятия об авторском праве и формы его защиты.

3. Первичные и вторичные документы патентной информации. Библиографические данные описания изобретения.

4. Промышленная собственность - объект патентного права.

5. Приоритет на изобретение. Конвекционный приоритет. Порядок установления и сроки действия приоритета.

6. Нормы патентного права.

7. Признаки и объекты изобретения по патентному закону. Охранные документы на изобретение, сроки их действия.

8. Признаки и объекты полезной модели по патентному закону. Охранные документы на модель, сроки их действия. Сравнение признаков модели и изобретений.

9. Международная патентная классификация (МПК).

10. Укажите различие между изобретением и рационализаторским предложением.

11. Патентный поиск. Назначение, виды, срок.

 

12. Права и обязанности патентообладателя.

13. Роль и значение аналогов технического решения при составлении заявки на изобретение. Разделы описания изобретения.

14. Роль и значение прототипа технического решения при составлении заявки на изобретение. Как определяется новизна технического решения изобретения.

15. Что такое существенный признак изобретения и изобретательский уровень. В чем различие между патентом и инновационным патентом.

16. Укажите срок действия авторских прав авторов изобретений, промышленных образцов и полезных моделей.

17. Процедура патентования в Российской Федерации. Типовые признаки устройства как объекта технического творчества.

18. Охарактеризуйте объект изобретения способ.

19. Назовите структуру заявки на выдачу патента.

20. Порядок рассмотрения заявки на выдачу патента.

21. Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за границей.

22. Понятие, признаки и регистрация программ для ЭВМ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных.

 

5. Образовательные технологии

Основными видами образовательных технологий дисциплины  являются лекции-семинары, практические занятия и самостоятельная работа аспиранта. Для активизации познавательного процесса слушателям даются задания по самостоятельной подготовке отдельных фрагментов лекций-семинаров. Практические занятия преследуют цель закрепления навыков, необходимых для выполнения самостоятельной работы по освоению предмета. Основной акцент воспитательной работы делается на добросовестном, профессиональном выполнении всех учебных заданий.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Используются виды самостоятельной работы аспиранта: в учебных кабинетах, на рабочих местах с доступом к ресурсам Интернет и в домашних условиях. Порядок выполнения самостоятельной работы соответствует программе курса и контролируется в ходе лекционных-семинарских  и практических  занятий. Самостоятельная работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, а также конспекты лекций. В конце курса  предполагается зачёт.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

-                    аудиторный фонд ИГиЛ СО РАН,

-                    патентный фонд Отделения ГПНТБ СО РАН

-                    рабочее место с выходом на локальные, сетевые и патентные ресурсы Интернет свободного доступа

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации / В ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ [Ввод. в действие с 1 октября 2014 г.]. – М. : ИНИЦ «Патент», 2014. – 221 с.
  2. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение: утв. приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 327. – М. : Патент, 2009. – 132 с.

 

  1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель: утв. приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 326. – М. : Патент, 2009. – 96 с.
  2. Иванов А. И., Алчинов А. И. Патентование изобретений в России: анализ законодательства и советы изобретателям. – М. : Патент, 2010. – 201 с.
  3. Евстафьев В. Ф., Пуденков В. С., Хитрова Л. Н. Интеллектуальная собственность: регулирование прав на результаты научно-технической деятельности. – М. : ИНИЦ Роспатента, 2004. – 134 с.
  4. Китайский В. Е. Патентование изобретений и полезных моделей: пособие для заявителей. – М. : Патент, 2010. – 212 с.: ил.
  5. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: (постатейный): правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности: с постатейными материалами и практическими разъяснениями. – М. : Книжный мир, 2008. – 576 с.
  6. Скорняков Э. П., Горбунова М. Э. Патентные исследования. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Патент, 2011. – 181 с.: ил.
  7. Скорняков Э. П., Горбунова М. Э. Патентные исследования на основе баз данных, представленных в ИНТЕРНЕТЕ. – М.:Патент, 2014. – 160 с.

 

б) дополнительная литература:

  1. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность: от создания до использования. – М. : ИНИЦ Роспатента, 2002. – 207 с.

 

  1. Евстафьев В. Ф., Пуденков В. С., Хитрова Л. Н. Интеллектуальная собственность: регулирование прав на результаты научно-технической деятельности. – М. : ИНИЦ Роспатента, 2004. – 134 с.

 

  1. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: (постатейный): правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности: с постатейными материалами и практическими разъяснениями. – М. : Книжный мир, 2008. – 576 с.

 

  1. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М., 2001. – 752 с.

 

  1. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. ГОСТ Р 15.011-96. – М. :ИНИЦ Роспатента, 1998. – 28 с.

 

  1. Яковлев Б.А. Промышленная (интеллектуальная) собственность: (Создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности) :учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Светлица, 2006. – 276 с.

9. Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2013 года № 1259 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

           3. Приказ Минобрнауки России № 1192. от 2 сентября 2014г. (соответствие направлений подготовки высшего образования в аспирантуре научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки кадров высшей квалификации: 09.06.01 Информатика и вычислительная техника — приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 875.

5. Паспорт научной специальности 05.13.18 – «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», разработанный экспертами ВАК Минобрнауки России в рамках Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59.

6. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.13.18 – «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» (физико-математические науки, технические науки), утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.10.2007 № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».

 

 

Зав. сектором патентной и

нормативно-технической документации

Отделения ГПНТБ СО РАН, н.с.                                                                         Дмитриева Л. А.

 

 

 

 

 



Webmaster - Шпурик Владислав Владимирович    E-mail: Webmaster

 

© 1998-2016 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100