Уважаемые коллеги!
Уважаемые
руководители библиотек!
Доводим до Вашего сведения, что ГПНТБ СО РАН вновь прошла
лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности по
программе дополнительного профессионального образования (лицензия Управления
науки высшего, среднего профессионального образования и технологий
администрации Новосибирской области: А 012671, регистрационный номер 607 от 6
апреля
Приглашаем к сотрудничеству. Обещаем обеспечить
надежность и взаимовыгодность отношений.
Артемьева Елена Борисовна – руководитель центра
Полякова Алла
Леонидовна – методист
телефон — (383) 266-83-76, E-mail: artem@spsl.nsc.ru
Соболева Елена
Борисовна – научный руководитель
телефон — (383) 266-73-71, факс — (383) 266-25-85,
E-mail: soboleva@spsl.nsc.ru
Просим обратить внимание на базы
данных, полнотекстовые ресурсы:
– учебно-методический комплекс
«Обучающие семинары» http://www.spsl.nsc.ru/win/obsemin/obswin/o_index.html
;
– учебно-методический комплекс
«Высшие библиотечные курсы» http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html
.
Сибирский региональный библиотечный
центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН приступил к разработке плана
деятельности на
В плане работы центра:
– Семинары (стажировки) на базе ГПНТБ СО РАН;
– Семинары (стажировки) на базе библиотек территории (области, края, республики, города).
Обучающие мероприятия проводятся по заявкам
библиотек региона. Проводят семинары специалисты ГПНТБ СО РАН. Обучение
слушателей проводится за плату.
Обучение на базе ГПНТБ СО РАН
· Стоимость
обучения одного слушателя при проведении:
– трехдневного
семинара (стажировки) составит 2000 руб.
–
пятидневного – 2500 руб.
–
шестидневного – 3000 руб.
Выездные
обучающие мероприятия
· При
проведении выездного семинара (стажировки) приглашающая сторона оплачивает:
– командировочные
расходы лекторов (проезд, проживание, суточные);
–
обучение из расчета стоимости одного академического часа – 250 руб.
– 1000 руб. - в фонд
накопления ГПНТБ СО РАН.
Количество
слушателей семинара не ограничено.
Определите
наиболее актуальные для Вас темы, по которым могут быть проведены обучающие
мероприятия (укажите название семинара–стажировки), и сделайте заявку по электронному адресу: artem@spsl.nsc.ru
, тел. (383)2668376.
По наиболее
спрашиваемым темам мы и будем планировать проведение обучающих мероприятий в
2006 году в ГПНТБ СО РАН и в городах региона.
Обучающие
семинары (стажировки)
Темы:
1.
«История
книжной культуры и библиотечного дела Сибири и Дальнего Востока». Цель: ознакомление слушателей с
проблемами книгоиздания, книгораспространения и чтения в регионе в определенные
исторические периоды: с момента возникновения первых типографий в Сибири до
Преподаватели: д-р ист. наук Посадсков
А.Л., д-р ист. наук Пайчадзе
С.А., канд. искусствовед. В.Н. Волкова; канд. ист. наук Савенко Е.Н.,
канд. ист. наук Трояк И.С., канд. ист. наук Эрлих В.А. (лаборатория
книговедения).
2. «Современные тенденции книгоиздания и книгораспространения и их влияние на технологию комплектования. Стратегия формирования фондов библиотек в современных условиях». Цель: ознакомление слушателей с тенденциями книгоиздания и книгораспространения, методикой отбора, формирования фондов библиотек; структурой единого библиотечного фонда; депозитарной системой фондов; общими принципами организации, размещения, видами расстановки, режимами хранения и сохранности фондов. Рассматриваются вопросы использования фондов, их оптимизации. Преподаватели: канд. пед. наук Подкорытова Н.И., канд. пед наук Федотова О.П. (отдел комплектования отечественной литературой; отдел книгохранения).
3. «Фонд периодики в современной библиотеке». Цель: ознакомление слушателей с современными проблемами формирования фондов периодики, их использования и отражения в СПА. Рассматриваются: традиционные и электронные ресурсы: специфика комплектования; электронный каталог периодики; особенности обслуживания читателей. Преподаватель: канд. пед. наук Вихрева Г.М. (отдел периодики).
4. «Ценностные аспекты отбора изданий в библиотечный фонд». Цель: ознакомление слушателей с теорией и практикой библиотечного отбора. Проблемы отбора электронных документов. Критерии отбора для документов "нетрадиционного" характера: религиозных, эзотерических, деструктивных и т.д. Преподаватель: канд. пед. наук Вихрева Г.М. (отдел периодики).
5. «Состояние и развитие фондов патентной, деловой информации и нормативно-технической документации». Цель: ознакомление руководителей и специалистов библиотек научно-исследовательских институтов, областных научных библиотек, а также библиотек высших учебных заведений, других библиотечно-информационных учреждений с состоянием информационных потоков патентной, деловой информации и научно-технической документации, обучение методам их использования в решении задач информационного обеспечения научных и прикладных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и организации обслуживания потребителей. В ходе семинара предполагается проведение практических занятий по использованию электронных носителей информации. Преподаватель: Новикова Н.В. (отдел патентной и конъюнктурной информации).
6.
«Сохранность
и реставрация документов на бумажных носителях»; «Фазовая консервация
документов». Стажировки
предназначены для реставраторов книги, библиотекарей, хранителей и других лиц,
ответственных за сохранность библиотечных фондов. Цель: ознакомление слушателей с национальными программами
сохранности фондов; ГОСТами в области консервации документов. Рассматриваются вопросы:
обеспечение сохранности документов как функция
библиотеки; сохранность
документов в процессе обслуживания пользователей; причины и виды
повреждений документов; способы их устранения; профилактика биоповреждений; фазовая
консервация. Практические занятия: мелкий ремонт поврежденных документов; специфика работы с различными видами
переплета. Преподаватели: канд.
филол. наук Бородихин А.Ю., канд. ист. наук Гузнер И.А., Цвых С.В., Какунова
Н.А. (отдел редких книг и рукописей; центр консервации документов).
7.
«ГОСТЫ
системы СИБИД». Цель: ознакомление слушателей с основными российскими
стандартами по библиотечно-информационной деятельности, введенными в действие в
1999–2003 гг. (ГОСты «Отчет о НИР»; «Информационно-библиографическая деятельность,
библиография. Основные термины и определения»; «Библиографическая запись.
Библиографическое описание»; «Электронные издания. Основные виды и выходные
сведения»; «Библиотечная статистика», др.). Преподаватели: канд. пед. наук Артемьева Е.Б., Чубукова И.Ю. (отдел
научно-исследовательской и методической работы; центр научной обработки
документов).
8.
«Технологии ИРБИС». Цель:
ознакомление слушателей с системой ИРБИС – системой автоматизации библиотек,
отвечающей всем международным требованиям, предъявляемым к современным
библиотечным системам, и в то же время поддерживающей все многообразие традиций
российского библиотечного дела. В системе реализованы все типовые библиотечные
технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации,
читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного
функционирования пяти типов автоматизированных рабочих мест (АРМ):
"Комплектатор", "Каталогизатор", "Читатель",
"Книговыдача", "Администратор". Преподаватели: канд. техн. наук Баженов С.Р., Черныхаева Р.А.,
Старышкина Н.Л., Бахмутова Е.В., Шрамкова Е.Г. (отдел автоматизированных систем;
центр научной обработки документов).
9.
«Микропроцессорные
средства автоматизации библиотечных процессов. История, состояние и тенденции
развития». Семинар-стажировка
предназначена для библиотечных работников. Цель: курс предполагает
изучение тем: электронно-вычислительные машины; персональный
компьютер; локальные сети; периферийные устройства; копировальная
техника; многофункциональные устройства, средства связи; автоматизированные
библиотечно-информационные системы (АБИС). Преподаватель:
Павлов А.И. (отдел компьютерной и множительной техники).
10.
«Электронная
доставка документов». Цель: ознакомление
слушателей с вопросами по формированию
службы и организации работы по электронной доставке документов в библиотеках. Преподаватели: д-р пед. наук Лаврик
О.Л., канд. пед. наук Калюжная Т.А., Красильникова И.Ю., Кукула Е.А.
(лаборатория информационно-системного анализа, отдел МБА).
11.
«Инновационные
методы обслуживания читателей». Цель:
курс предполагает изучение тем: библиотека в информационном обществе; внешняя
среда и миссия библиотеки; библиотека как единый организм. взаимосвязь систем
формирования фондов, библиотечного обслуживания, информационной деятельности
библиотеки; продвижение чтения в обществе; cоциология чтения; приоритеты в обслуживании пользователей;
механизм внедрения новых услуг; изменение роли библиотекаря в новых условиях,
обеспечивающего поиск информации и доступ к ней; изучение удовлетворенности
пользователей качеством деятельности и услуг библиотеки; обслуживание учащейся
молодежи, студентов; стратегия универсальной библиотеки; воздействие
результатов научных исследований на процесс совершенствования библиотечного
обслуживания; развитие системы обслуживания в условиях расширяющейся
электронной среды; правовые и экономические аспекты библиотечной деятельности в
области формирования фондов и их использования; применение маркетинговых
методов в библиотечной работе. Преподаватели:
канд. пед. наук Подкорытова Н.И., канд пед. наук Цукерблат Д.М. (отдел
комплектования отечественной литературой; центр комплексного обслуживания).
12.
«Интернет
в библиотечно-информационном обслуживании». Семинар-стажировка предназначена для библиотекарей, библиографов. Цель: формирование общих представлений
о глобальной информационной сети, обучение приемам поиска информации,
знакомство с видами библиотечно-библиографических ресурсов Интернета. Преподаватель: Канн С.К. (отделение
ГПНТБ СО РАН).
13. «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных условиях». Цель: Формирование у слушателей представлений о библиотечно-библиографической деятельности в современных условиях и ознакомление с системой освоения и изучения электронных информационных ресурсов (электронных изданий и БД), организации справочно-библиографического обслуживания с их использованием. Преподаватель: канд. пед. наук Свирюкова В.Г. (справочно-библиографический отдел).
14. «Организация работы с электронными ресурсами в библиотеке». Курс лекций и практических занятий предназначен для сотрудников библиотек всех форм собственности, информационных служб. Цель: ознакомление слушателей с основными направлениями и формами практической работы с электронными ресурсами в библиотеке. Основные задачи курса: представить структуру электронных ресурсов; рассмотреть технологию работы с электронными ресурсами и организацию обслуживания. В ходе стажировки предполагается обучение слушателей организации электронной библиотеки (структура, создание электронного хранилища, доступ и др.). Преподаватели: канд. пед. наук Редькина Н.С., канд. пед. наук Калюжная Т.А. (технологический отдел, лаборатория информационно-системного анализа).
15.
«Электронные
коллекции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению». Цель: ознакомление слушателей с базами
данных по библиотековедению, библиографоведению, книговедению
(библиографическими, полнотекстовыми, фактографическими), генерируемыми ГПНТБ
СО РАН; обучение практической работе по поиску информации в них. Преподаватели: канд. пед. наук
Артемьева Е.Б., Калугина И.Н. (отдел научно-исследовательской и методической
работы).
16. «Технологии информационного поиска (для читателей, в том числе студентов)». Цель: ознакомление слушателей с основными методами традиционного поиска информации для научной работы и элементами анализа профильного документопотока. В ходе работы семинара слушатель должен также овладеть навыками компьютерного сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, оформления научной рукописи и элементами компьютерной верстки. Преподаватель: канд. пед. наук Паршукова Г.Б. (отдел научно-исследовательской и методической работы).
17.
«Система региональной библиографической
информации. Краеведческая библиография». Цель: формирование у слушателей представления об истории,
теории и современном состоянии системы региональных и краеведческих
библиографических пособий и баз данных библиотек Сибирского и Дальневосточного
федеральных округов, обучение основам
использования региональных баз данных для генерации универсальных и
тематических БД краев и областей. Вниманию предлагаются новые нормативные
документы по краеведческой работе библиотек (положения, документы РБА). Преподаватель:
канд. пед. наук Соболева Е.Б. (научно-организационный отдел).
18.
«Аналитико-синтетическая переработка
информации». Цель: обучить навыкам
аннотирования, реферирования и подготовки аналитических обзоров. Преподаватель:
д-р пед. наук Лаврик О.Л. (лаборатория информационно-системного анализа).
19.
«Методика подготовки библиографических
указателей». Цель: ознакомление
слушателей с методикой подготовки тематических библиографических указателей.
Преподаватель: Мандринина Л.А. (отдел научной библиографии).
20.
«Организация
технологической работы в библиотеке». Цель: ознакомление слушателей с основными
направлениями и формами практической технологической работы в библиотеке,
функциональными обязанностями, правами и ответственностью библиотечного
технолога, нормированием библиотечных процессов, аттестацией персонала,
внедрением ГОСТов СИБИД в библиотечную практику, использованием мониторинговых
технологий в изучении статистики ресурсов и их использования, разработкой
организационно-технологической документации и др. Преподаватель: канд. пед. наук Редькина Н.С. (технологический
отдел).
21.
«Исследовательская деятельность библиотек как
основа стратегического планирования и тактических действий». Цель: курс лекций и практических занятий
включает следующие темы: Библиотека в системе общественного производства
территории; стратегическое планирование в
библиотеке: цель, значение, общие подходы. Основные экономические
методы изучения и управления библиотечным производством. Экономическое
моделирование. Социологические методы в библиотековедческих
исследованиях. Мониторинг как метод исследования. Организация библиотечной
статистики. Основные правила организации статистических таблиц. Обзор
специальных пакетов прикладных программ для обработки статистической
информации. Технологии дистанционного
повышения квалификации библиотечных специалистов: доступ к ресурсам Интернет. Преподаватели: канд. пед. наук
Артемьева Е.Б., канд. пед. наук Кожевникова Л.А., канд. пед. наук Паршукова
Г.Б. (отдел научно-исследовательской и методической работы).
22. «Организация и основные направления научно-методической работы центральных библиотек по обеспечению деятельности централизованных библиотечных систем». Цель: курс предполагает обучение по следующим темам: определение цели и задач научно-методической работы; методика организации и проведения обследования библиотек, выявление нововведений и их внедрение в работу ЦБС; методика составления нормативно-правовой и организационно-методической базы, регламентирующей деятельность ЦБС; методика организации и проведения мероприятий по повышению квалификации библиотечного персонала ЦБС; приоритетные направления развития и методического обеспечения деятельности ЦБС. Преподаватель: канд. пед. наук Дергилева Т.В. (отдел научно-исследовательской и методической работы).
23.
«Экономический потенциал библиотек сибирских
территорий». Цель: научить слушателей
определять место библиотеки в базовых экономических и
социально-культурных процессах территории, факторы, формирующие внутреннее
экономическое пространство библиотеки, научить библиотечных специалистов
методике проектирования библиотечной ситуации территории. Преподаватель: канд. пед. наук Кожевникова Л.А. (отдел
научно-исследовательской и методической работы).
24.
«Издательская
деятельность библиотеки». Цель: ознакомить слушателей с действующими законодательными актами, нормативами,
стандартами издательского дела, правилами издания и распространения печатной продукции,
основами редакционно-издательской подготовки
рукописей к печати (литературное и техническое редактирование, верстка,
корректура, оформление), специфическими особенностями
реализации собственной издательской продукции; дать
представление об особенностях менеджмента и маркетинга, опыте использования
компьютерных технологий в издательской и книготорговой деятельности ГПНТБ СО
РАН. Преподаватель: канд.
ист. наук Вишнякова Н.В. (редакционно-издательский отдел).
25.
«Современные технологии менеджмента». Цель: познакомить слушателей с эволюцией и
этапами развития менеджмента в мире и сформировать понимание применимости в
библиотеках современных приемов менеджмента как технологии управления
персоналом. Преподаватель: канд.
пед. наук Паршукова Г.Б. (отдел научно-исследовательской и методической
работы).
26.
«Маркетинговые основания библиотечной
деятельности». Цель: рассмотреть основные концепции маркетинга и их
сущность, принципы, функции и задачи маркетинга. Научить слушателей
использовать такие маркетинговые инструменты как реклама, общественные связи
или PR (пиар). Изучить
сущность маркетингового исследования и основы бизнес – планирования. Преподаватель: канд. пед. наук Паршукова
Г.Б. (отдел научно-исследовательской и методической работы).
27.
«Социальные
инновации в библиотеках». Цель: изучение социальных технологий в библиотеках как инновационного
направления деятельности. Слушатели должны научиться основным приемам
формирования инновационного климата в библиотеках. Преподаватель: канд. пед. наук Паршукова Г.Б. (отдел
научно-исследовательской и методической работы).
28.
«Философия
качества как философия библиотечного (некоммерческого) сервиса». Цель: рассмотреть основные понятия TQM (Total Quality Management), изучить принципы деятельности команд по
улучшению качества, научиться использовать основные аналитические инструменты
качества. Преподаватель:
канд. пед. наук Паршукова Г.Б. (отдел научно-исследовательской и методической
работы).
29.
Научно-исследовательская работа в библиотеке. Семинар для
аспирантов и соискателей; специалистов, занимающихся НИР. Цель: формирование представлений о
научной работе (в т.ч. диссертационного исследования) в области
библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики;
методологии, методике подготовки, оформлении. Методика подготовки текста,
иллюстраций, списка литературы к научной работе, в т.ч. применение
компьютерных инструментов для их оформления; методика подготовки
презентации (Power Point). ГОСТы
системы СИБИД. Подготовка проектов, их оформление. Стратегия успешной
подготовки заявки на грант. Преподаватели:
д-р ист. наук Посадсков А.Л., д-р ист. наук Пайчадзе С.А., д-р пед. наук Лаврик
О.Л., канд. пед. наук Кожевникова Л.А., канд. пед. наук Соболева Е.Б., канд
ист. наук Гузнер И.А., канд. пед. наук Артемьева Е.Б., канд. пед. наук
Паршукова Г.Б., канд. техн. наук Баженов С.Р., Мандринина Л.А. (отдел
научно-исследовательской и методической работы; лаборатория книговедения; отдел
автоматизированных систем; научно-организационный отдел; отдел научной
библиографии).
30.
«Роль
библиотеки в формировании ключевых компетенций личности». Цель: рассмотреть понятие ключевых компетенций личности. Изучить сущность информационных компетенций и
определить роль библиотек в формировании ключевых компетенций населения
региона. Рассмотреть специфику и особенности
информационных компетенций библиотекарей. Преподаватель: канд. пед. наук Паршукова Г.Б. (отдел
научно-исследовательской и методической работы).
31.
«Компьютерные инструменты в библиотечной
деятельности». Курс предполагает обучение
по следующим разделам: создание научно-методического отчета средствами Word; формирование
статистических отчетов в научно-исследовательской работе библиотек средствами Excel;
подготовка публичного выступления библиотекаря с мультимедийным сопровождением;
диспетчер научно-методической работы Microsoft Outlook. Преподаватели: канд. пед. наук
Паршукова Г.Б., Павлов А.И. (отдел научно-исследовательской и методической
работы; отдел компьютерной и множительной техники).
32.
«Проектная
деятельность библиотеки. Подготовка грантов». Цель: курс предполагает обучение по следующим темам: стратегия
успешной подготовки заявки на получение гранта; подготовка бюджета проекта; эффективные
устные презентации. Преподаватель:
канд. пед. наук Артемьева Е.Б. (отдел научно-исследовательской и методической
работы).
33.
«Крупнейшие библиотеки мира. Общественные библиотечные организации мира».
Цель: дать представление об истории создания и основных направлениях
деятельности крупнейших библиотек мира; международных, национальных,
региональных библиотечных объединений: ИФЛА, Библиотечная ассамблея Евразии,
Американская, Британская, Российская и
др. библиотечные ассоциации; рассмотреть деятельность ЮНЕСКО, др. организаций,
библиотечных ассоциаций территорий; определить необходимость участия
конкретных библиотек в библиотечных объединениях разного уровня. Преподаватели: канд. пед. наук Соболева
Е.Б., канд. пед. наук Артемьева Е.Б. (научно-организационный отдел; отдел
научно-исследовательской и методической работы).
34.
«Система непрерывного библиотечного
образования в России». Цель:
познакомить слушателей с состоянием и основными компонентами системы
непрерывного библиотечного образования, определить оптимальные варианты
обучения персонала и индивидуального обучения. Преподаватели: канд. пед. наук Артемьева Е.Б., канд. пед. наук
Соболева Е.Б. (научно-организационный отдел; отдел научно-исследовательской и
методической работы).
Выездные Высшие библиотечные курсы (220–300 часов)
Сибирский региональный
библиотечный центр непрерывного образования предлагает провести для сотрудников
библиотек Вашей территории выездные Высшие библиотечные курсы (220–300 часов).
Высшие библиотечные курсы (ВБК) – одна
из форм обучения специалистов с высшим небиблиотечным образованием в Сибирском региональном
библиотечном центре непрерывного образования. ВБК работают на базе ГПНТБ СО РАН с
Учебная программа ВБК приближена к учебным программам библиотечно-информационных специальностей вузов культуры и искусств, рассчитана на 300 часов (13 дисциплин) (подробно см. учебно-методический комплекс «Высшие библиотечные курсы» на сайте ГПНТБ СО РАН: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html).
Слушатели получают
знания по следующим дисциплинам:
– история книжной
культуры России;
– история
библиотечного дела России;
– общее библиотековедение;
– библиотечные
фонды;
– библиотечные
каталоги;
– библиотечно-информационное
обслуживание;
– технические
средства автоматизации библиотечных процессов;
– информатика;
новые информационные технологии;
– общее библиографоведение
и организация и методика библиографической работы библиотеки;
– отраслевая
библиография;
– экономика
библиотечной деятельности;
– инновационные
технологии в библиотечном деле;
–
организация технологической работы в библиотеке.
Помимо теоретических
занятий слушатели имеют возможность получить необходимые консультации у специалистов.
Теоретические и практические занятия ведут специалисты ГПНТБ СО РАН – доктора и
кандидаты наук, опытные педагоги и практики.
По окончании курсов слушатели сдают выпускной
экзамен и получают свидетельство.
· При
проведении выездных высших библиотечных курсов приглашающая сторона оплачивает:
–
командировочные расходы лекторов (проезд, проживание, суточные);
–
обучение из расчета стоимости одного академического часа – 250 руб.
– 3000 руб. - в фонд
накопления ГПНТБ СО РАН.
Cделайте заявку на проведение обучающего мероприятия по электронному адресу: artem@spsl.nsc.ru , тел. (383)2668376.
© 1998-2005 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
www.spsl.nsc.ru/
Текущие новости |
![]() |