ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК Раздел I. Социальные и экономические аспекты |
|
4.1. Настоящая глава охватывает следующие программные области: 4.2. Поскольку вопрос об изменении структур потребления является весьма широким, он рассматривается в нескольких разделах Повестки дня на ХХI век, особенно в тех, которые касаются энергетики, транспорта и отходов, а также в главах, посвященных экономическим механизмам и передаче технологии. Кроме того, настоящую главу следует рассматривать в комплексе с главой 5 (Динамика населения и устойчивое развитие). Программные области А. Сосредоточение внимания на нерациональных структурах производства и потребления Основа для деятельности 4.3. Проблемы нищеты и ухудшения состояния окружающей среды тесно взаимосвязаны. Но хотя нищета и обусловливает экологические стрессы определенного рода, основной причиной продолжающегося ухудшения состояния глобальной окружающей среды являются нерациональные структуры потребления и производства, особенно в промышленно развитых странах, что вызывает серьезное беспокойство, поскольку приводит к обострению нищеты и усилению диспропорций. 4.4. В мерах, которые должны быть приняты на международном уровне в целях охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере должны учитываться существующие диспропорции в мировых структурах потребления и производства. 4.5. Особое внимание следует уделять спросу на природные ресурсы, обусловленному нерациональным потреблением, и эффективному использованию этих ресурсов в соответствии с целью сведения к минимуму истощения ресурсов и снижения уровня загрязнения. Хотя в некоторых странах мира существует весьма высокий уровень потребления, основные потребительские потребности значительной части человечества не удовлетворяются. Это обусловливает чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения, что приводит к чрезвычайно высокой нагрузке на окружающую среду. В то же время бедные слои населения не в состоянии удовлетворить свои потребности в продовольствии, медицинском обслуживании, жилье и образовании. Для изменения структур потребления потребуется комплексная стратегия, направленная на изменение структуры спроса, удовлетворение основных потребностей бедных слоев населения и сокращение потерь и использования ограниченных ресурсов в процессе производства. 4.6. Растущее признание важного значения решения проблем потребления пока не подкрепляется осознанием связанных с этим последствий. Ряд экономистов ставит под сомнение традиционные концепции экономического роста и подчеркивает важное значение достижения экономических целей, в которых бы учитывалась вся ценность природного капитала. Необходимо больше знать о том, какое значение имеет потребление для экономического роста и динамики населения, с тем чтобы разрабатывать согласованную международную и национальную политику. Цели4.7. Необходимо принять меры, направленные на достижение следующих широких целей: Деятельность а) Вопросы управления
Выработка международного подхода к формированию рациональных структур потребления 4.8. В своих усилиях по решению проблем потребления и образа жизни в контексте охраны окружающей среды и развития странам, в принципе, следует ориентироваться на следующие основные цели: 4.9. В процессе осуществления Повестки дня на ХХI век первоочередное внимание следует уделять проведению оценки прогресса, достигнутого в деле формирования рациональных структур потребления. b) Данные и информацияПроведение исследований по проблемам потребления 4.10. В целях оказания поддержки осуществлению этой общей стратегии правительствам и/или частным научно-исследовательским и научно-методическим учреждениям при содействии региональных и международных экономических и экологических организаций следует предпринимать согласованные усилия, направленные на: Разработка новых концепций устойчивого экономического роста и процветания 4.11. Следует также рассмотреть вопрос о нынешних концепциях экономического роста и необходимости разработки новых концепций обеспечения благосостояния и процветания, которые позволили бы добиться более высокого жизненного уровня посредством изменения образа жизни, в меньшей степени зависели бы от ограниченных ресурсов планеты и в большей степени соответствовали ее потенциальным возможностям. Это должно найти свое отражение в новых системах национальных счетов и других показателях устойчивого развития. с) Международное сотрудничество и координация 4.12. Несмотря на то, что для изучения экономических и демографических факторов, а также факторов развития существуют соответствующие международные механизмы, вопросам, касающимся структур производства и потребления, а также вопросам обеспечения перехода к рациональному образу жизни и охраны окружающей среды необходимо уделять большее внимание. 4.13. При осуществлении Повестки дня на ХХI век первоочередное внимание следует уделять оценке роли и воздействия нерациональных структур производства и потребления и нерационального образа жизни на обеспечение устойчивого развития. Финансирование и оценка расходов 4.14. Секретариат Конференции пришел к выводу, что осуществление данной программы вряд ли потребует значительного объема новых финансовых ресурсов. В. Разработка национальной политики и стратегий, призванных стимулировать изменение нерациональных структур потребления
Основа для деятельности 4.15. Достижение целей сохранения качества окружающей среды и обеспечения устойчивого развития потребует повышения эффективности производства и изменения структур потребления, с тем чтобы добиться оптимального использования ресурсов и максимального сокращения отходов. Во многих случаях это потребует переориентации нынешних структур производства и потребления, сложившихся в промышленно развитых странах, которые, в свою очередь, перенимаются многими другими странами мира. 4.16. Вместе с тем в этой области можно добиться определенного прогресса посредством усиления тех положительных тенденций и сдвигов, которые намечаются в рамках процесса, призванного существенно изменить структуры потребления различных отраслей промышленности, правительств, домашних хозяйств и отдельных лиц. Цели 4.17. В предстоящие годы правительствам совместно с соответствующими организациями следует приложить усилия к достижению следующих целей: Деятельность а) Содействие более эффективному использованию энергии и ресурсов 4.18. Снижение энерго- и материалоемкости производства товаров и услуг может способствовать уменьшению экологического стресса и повышению эффективности и конкурентоспособности экономики и промышленного производства. Таким образом, правительствам совместно с промышленным сектором следует активизировать усилия по обеспечению экономически эффективного и экологически безопасного использования энергии и ресурсов путем: b) Максимальное сокращение производства отходов 4.19. В то же время обществу необходимо разработать эффективные способы решения проблемы удаления отработанных продуктов и материалов, объем которых постоянно возрастает. Правительствам совместно с промышленным сектором, общинными структурами и общественностью следует принять согласованные меры по сокращению объема производимых отходов и отработанных продуктов путем: с) Оказание помощи отдельным лицам и семьям в решении вопросов экологически обоснованного потребительского выбора 4.20. Появление в последнее время во многих промышленно развитых странах потребителей с более высоким уровнем экологического сознания в сочетании с возросшей заинтересованностью ряда отраслей в производстве экологичных потребительских товаров является существенным позитивным сдвигом, который следует всемерно поощрять. Правительствам и международным организациям совместно с частным сектором следует разработать критерии и методологию оценки ресурсоемкости и экологического воздействия продуктов и процессов на протяжении всего их жизненного цикла. Результаты таких оценок следует представлять в виде четких и ясных показателей, с тем чтобы с их помощью информировать потребителей и всех тех, на ком лежит ответственность за принятие решений. 4.21. Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другими соответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ, предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространение информации об экологических характеристиках реализуемой продукции, с тем чтобы покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношении тех или иных товаров. 4.22. Им также следует поощрять формирование информированных потребителей и оказывать помощь отдельным потребителям и семьям в решении проблем выбора с учетом экологических соображений путем: d) Проявление инициативы в рамках государственных закупок 4.23. Самим правительствам также следует занимать активную позицию в формировании рациональных структур потребления, особенно в странах, в которых государственный сектор играет важную роль в экономике и может оказать существенное влияние на решения корпораций и мнение общественности. Таким образом, им следует пересмотреть закупочную политику своих учреждений и ведомств, с тем чтобы повысить там, где это возможно, значимость экологического аспекта политики государственных закупок без ущерба для принципов международной торговли. е) Переход к ценообразованию, учитывающему экологические соображения 4.24. Вместе с тем в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать значительных изменений в структуре производства и потребления без таких дополнительных стимулов, как цены и рыночная информация, благодаря которым производителям и потребителям становятся понятными экологические последствия потребления энергии, материалов и природных ресурсов, а также экологические последствия производства отходов. 4.25. В использовании экономических рычагов для оказания воздействия на поведение потребителей наметился определенный прогресс. К таким экономическим рычагам относятся налоги и штрафы за нанесение ущерба окружающей среде, системы возмещения платы за тару и т.д. Этот процесс следует поощрять, учитывая при этом специфические условия каждой из стран. f) Укрепление системы ценностей, способствующих рациональному потреблению 4.26. Правительствам и организациям частного сектора следует оказывать содействие развитию более позитивного восприятия общественностью концепции рационального потребления посредством учебных и информационно-просветительских программ и других средств, таких, как активное рекламирование товаров и услуг, произведенных с помощью экологически чистой технологии, или стимулирования рациональных структур производства и потребления. При проведении обзоров осуществления Повестки дня на ХХI век должное внимание следует уделять оценке прогресса, достигнутого в реализации такой национальной политики и стратегий. Средства осуществления 4.27. Эта программа преимущественно связана с изменением нерациональных структур производства и потребления и пропагандой системы ценностей, поощряющей рациональный образ жизни и структуры потребления. Для ее осуществления необходимы совместные усилия правительств, потребителей и производителей. Особое внимание в этой программе следует уделять значительной роли женщин и домашних хозяйств, выступающих в качестве потребителей, и потенциальному воздействию их совокупной покупательной способности на экономику.
|
|
|
|
Повестка дня на XXI век Йоханнесбургский саммит 2002 года Главная страница ООН |