Введение
36.1. Вопросы просвещения, расширения информированности
населения и профессиональной подготовки связаны практически со всеми областями
деятельности в рамках Повестки дня на ХХI век и еще более тесно связаны
с вопросами удовлетворения основных потребностей, создания потенциала,
с данными и информацией, наукой и ролью основных групп. В этой главе изложены
предложения общего характера, а конкретные предложения, связанные с секторальными
вопросами, содержатся в других главах. Декларация и рекомендации Тбилисской
межправительственной конференции по окружающей среде и развитию1,
организованной ЮНЕСКО и ЮНЕП и проведенной в 1977 году, содержат основные
принципы, которые легли в основу предложений, представленных в настоящем
документе.
36.2. Программными областями, изложенными в настоящей главе,
являются:
Программные области
А. Переориентация просвещения
на устойчивое развитие
Основа для деятельности
36.3. Просвещение, включая формальное образование, повышение
информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать
в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной
мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для
содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении
вопросов окружающей среды и развития. Хотя базовое образование обеспечивает
основу для любой формы просвещения по вопросам окружающей среды и развития,
последнее необходимо признать в качестве существенно важной части процесса
познания. Как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми
факторами для изменения подходов людей, с тем чтобы они имели возможность
оценивать и решать стоящие перед ними проблемы в области устойчивого развития.
Они также имеют решающее значение для обеспечения информированности по
вопросам экологии и этики, формирования ценностей и подходов, привития
навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием и в
целях обеспечения эффективного участия населения в процессе принятия решений.
Во имя эффективности просвещение по вопросам окружающей среды и развития
должно касаться вопросов динамики физической/биологической и социально-экономической
среды и развития (включая, возможно, духовное) человека, быть неотъемлемым
элементом всех дисциплин и использовать все формальные и неформальные
методы и эффективные средства коммуникации.
Цели
36.4. С учетом того, что страны, региональные и международные
организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении
осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой
и программами, предлагаются следующие цели:
a) одобрить рекомендации, принятые на Всемирной
конференции «Образование для всех: удовлетворение потребностей в базовом
обучении»2 (Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта
1990 года), и стремиться к обеспечению всеобщего доступа к базовому образованию
и достичь охвата начальным образованием по меньшей мере 80 процентов девочек
и 80 процентов мальчиков начальных классов при помощи формального школьного
и неформального образования и снизить уровень неграмотности среди взрослых
по меньшей мере наполовину по сравнению с уровнем 1990 года. Усилия должны
быть сконцентрированы на сокращении высокого уровня неграмотности и восполнении
пробелов в базовом образовании среди женщин и должны привести уровень
грамотности женщин в соответствие с уровнем мужчин;
b) как можно скорее добиться повышения информированности
по вопросам окружающей среды и развития во всех слоях общества в мировых
масштабах;
c) обеспечить доступность связанного с социальным
образованием просвещения по вопросам окружающей среды и развития от
младшего школьного возраста до зрелого возраста во всех слоях населения;
d) содействовать включению концепций в области
окружающей среды и развития, включая демографию, во все учебные программы,
в частности анализ причин возникновения серьезных проблем в области
окружающей среды и развития в местном контексте, используя наиболее
точные научные данные и другие соответствующие источники знаний и уделяя
особое внимание дальнейшей профессиональной подготовке лиц, ответственных
за принятие решений на всех уровнях.
Деятельность
36.5. С учетом того, что страны и региональные и международные
организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении
осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой
и программами, предлагаются следующие мероприятия:
a) всем странам предлагается одобрить рекомендации
Джомтьенской конференции и стремиться обеспечить применение ее Рамок действий.
Это подразумевает разработку национальных стратегий и мероприятий, направленных
на удовлетворение потребностей в базовом обучении, обеспечение всеобщего
доступа и содействие равенству, расширение средств и охвата образования,
создание благоприятных политических условий, мобилизацию ресурсов и укрепление
международного сотрудничества в целях устранения существующего экономического
и социального неравенства, а также неравенства, связанного с принадлежностью
к тому или иному полу, которое препятствует достижению этих целей. Неправительственные
организации могут внести важный вклад в разработку и осуществление учебных
программ и должны пользоваться признанием;
b) в течение следующих трех лет правительствам
следует принять меры по подготовке или обновлению стратегий, направленных
на включение окружающей среды и развития в качестве центрального вопроса
в рамках учебной деятельности на всех уровнях. Эта деятельность должна
осуществляться в сотрудничестве со всеми секторами общества. В этих
стратегиях должны быть изложены политика и мероприятия и определены
потребности, расходы, средства и графики их осуществления, оценки и
обзора. Необходимо провести тщательный анализ учебных программ в целях
обеспечения многодисциплинарного подхода с учетом вопросов окружающей
среды и развития и их социально-культурных и демографических аспектов
и связей. Должное внимание необходимо уделить определенным на уровне
общин потребностям и различным системам получения знаний, включая научный,
культурный и социальный аспекты;
c) странам предлагается создать консультативные
национальные координационные органы по вопросам экологического просвещения
или провести «круглые столы» с участием представителей различных экологических
организаций, организаций по вопросам развития, просветительских, женских
и других организаций, включая неправительственные организации, в целях
поощрения партнерства и содействия в деле мобилизации ресурсов. Эти
органы будут служить источником информации и выступать в роли координационных
центров по международным связям. Они будут содействовать мобилизации
и облегчению участия различных групп населения и общин в деле оценки
их потребностей и развития необходимых навыков для разработки и осуществления
своих собственных инициатив в области окружающей среды и развития;
d) органам, ответственным за вопросы образования,
при соответствующей помощи со стороны общинных групп неправительственных
организаций, рекомендуется оказывать содействие в проведении или разработке
программ предварительной профессиональной подготовки и повышения квалификации
по месту работы для всех преподавателей школ, администраторов и плановиков
в области образования, а также лиц, обеспечивающих неформальное образование
во всех секторах. В этих программах рассматривались бы характер и методы
просвещения по вопросам окружающей среды и развития и использовался
бы соответствующий опыт неправительственных организаций;
e) соответствующим органам следует обеспечить оказание
помощи каждой школе в деле подготовки рабочих планов деятельности в
области окружающей среды с участием учащихся и преподавателей. Школы
должны привлекать учащихся к участию в местных и региональных исследованиях
по вопросам санитарного состояния окружающей среды, включая снабжение
питьевой водой, санитарию, продовольствие и экосистемы, и в соответствующих
мероприятиях, связывая эти исследования с вопросами содержания национальных
парков, заповедников, экологических памятников и т.п. и проведением
в них научных исследований;
f) органы, ответственные за вопросы образования,
должны содействовать распространению проверенных учебных методик и разработке
новаторских методов обучения в классах. Они также должны признавать
соответствующие традиционные учебные системы в местных общинах;
g) в течение двух лет система Организации Объединенных
Наций должна провести всеобъемлющий обзор своих учебных программ, включая
вопросы профессиональной подготовки и информированности населения, переоценку
приоритетов и перераспределение ресурсов. Международной программе по
экологическому образованию ЮНЕСКО/ЮНЕП следует в сотрудничестве с соответствующими
органами системы Организации Объединенных Наций, правительствами, неправительственными
организациями и другими подразделениями разработать в течение двух лет
программу, которая обеспечила бы учет решений Конференции в рамках существующих
структур Организации Объединенных Наций, адаптированных к потребностям
преподавателей на различных уровнях и в различных условиях. Необходимо
оказать содействие региональным организациями и национальным органам
в деле разработки аналогичных параллельных программ и мероприятий путем
проведения анализа по вопросу о том, каким образом можно мобилизовать
различные слои населения в целях оценки и удовлетворения их потребностей
в области просвещения по вопросам окружающей среды и развития;
h) необходимо расширить в течение пяти лет обмен
информацией путем развития технологий и потенциала, необходимых для
содействия просвещению по вопросам окружающей среды и развития и повышению
информированности населения. Странам следует сотрудничать друг с другом
и с различными социальными секторами и группами населения в деле подготовки
учебных пособий, затрагивающих региональные проблемы и инициативы в
области окружающей среды и развития, с использованием учебных материалов
и ресурсов, отвечающих их потребностям;
i) страны могли бы оказывать поддержку университетам
и другим высшим учебным заведениям и сетям в области просвещения по
вопросам окружающей среды и развития. Междисциплинарные курсы могли
бы быть обеспечены всем студентам. Необходимо расширять существующие
региональные сети и мероприятия, а также деятельность национальных университетов,
которые способствуют научным исследованиям и развивают единую методику
подхода к вопросам устойчивого развития; необходимо устанавливать новые
партнерские связи и контакты с деловыми и другими независимыми секторами,
а также со всеми странами в целях передачи технологии, «ноу-хау» и знаний;
j) при поддержке международных организаций, неправительственных
организаций и других секторов страны могли бы укрепить или создать национальные
или региональные центры передовых знаний по вопросам окружающей среды
и развития в рамках междисциплинарных научных исследований и просвещения
в области экологических наук, права и рационального решения конкретных
экологических проблем. Такими центрами могли бы стать университеты или
существующие сети в каждой стране или регионе, содействуя совместным
научным исследованиям, а также распространению информации и обмену ею.
На глобальном уровне эти функции должны выполняться соответствующими
учреждениями;
k) странам следует поощрять и развивать деятельность
в области неформального образования на местном, региональном и национальном
уровнях, сотрудничая с лицами, занимающимися вопросами неформального
образования, и другими общинными организациями, а также оказывая им
поддержку. Соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций
в сотрудничестве с неправительственными организациями должны поощрять
развитие международной сети для достижения глобальных целей в области
образования. На национальном и местном уровнях необходимо проводить
общественные и научные форумы для обсуждения вопросов окружающей среды
и развития и выработки альтернативных предложений для директивных органов;
l) органам, ответственным за вопросы образования,
при соответствующей поддержке со стороны неправительственных организаций,
включая женские организации и организации коренных народов, следует
содействовать проведению всех видов программ образования взрослых, чтобы
обеспечить непрерывность образования в области окружающей среды и развития,
осуществляя эти мероприятия на основе деятельности начальных/средних
школ и в рамках решения местных проблем. Эти органы и промышленные круги
должны поощрять школы бизнеса, равно как и промышленные и сельскохозяйственные
школы к тому, чтобы они включали эти темы в свои учебные программы.
Промышленные корпорации должны включать вопросы устойчивого развития
в свои программы в области образования и профессиональной подготовки.
Программы на послеуниверситетском уровне должны включать конкретные
курсы, направленные на дальнейшую подготовку лиц, ответственных за принятие
решений;
m) правительствам и органам, ответственным за вопросы
образования, следует обеспечивать более широкие возможности для женщин
в нетрадиционных областях и устранять существующие в учебных программах
стереотипы в отношении женщин. Этого можно добиться путем расширения
возможностей получения образования, включения женщин в программы высокого
уровня в качестве студентов и преподавателей, изменения политики приема
и комплектования преподавательскими кадрами и создания стимулов путем
организации центров по уходу за детьми. Первоочередное внимание необходимо
уделять вопросам просвещения молодых женщин и программам, направленным
на повышение уровня грамотности женщин;
n) правительствам следует подтвердить права коренных
народов, если необходимо — законодательным образом, с тем чтобы их опыт
и понимание концепции устойчивого развития использовались в качестве
составной части мероприятий в области просвещения и профессиональной
подготовки;
o) Организация Объединенных Наций могла бы выполнять
контрольную и оценочную функцию в отношении решений Конференции Организации
Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, касающихся вопросов
просвещения и информированности, через посредство соответствующих учреждений
Организации Объединенных Наций. При содействии правительств и неправительственных
организаций, по мере необходимости, она должна представлять и распространять
решения в различных формах и обеспечивать непрерывное осуществление
и обзор последствий решений Конференции для вопросов просвещения, в
частности на основе проведения соответствующих мероприятий и конференций.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.6. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программной области составит приблизительно 8-9 млрд. долл. США,
включая сумму в приблизительно 3,5-4,5 млрд. долл. США, предоставляемых
международным сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета
расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе
любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных
стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
36.7. С учетом конкретного положения в странах более широкая
поддержка мероприятий в области просвещения, подготовки кадров и повышения
информированности населения, имеющих отношение к окружающей среде и развитию,
могла бы предоставляться в соответствующих случаях путем принятия следующих
мер:
a) придание более приоритетного значения этим
секторам при распределении бюджетных средств, обеспечение их защиты от
структурных сокращений;
b) перераспределение средств в рамках существующих
бюджетов на цели образования в пользу начального образования, с уделением
особого внимания вопросам окружающей среды и развития;
c) содействие созданию условий, при которых большая
часть расходов покрывается местными общинами, а более богатые общины
оказывают помощь более бедным;
d) получение дополнительных средств от частных
доноров, концентрируя внимание на наиболее бедных странах и тех странах,
уровень грамотности в которых ниже 40 процентов;
e) содействие списанию части задолженности в обмен
на выделение средств на цели образования;
f) отмена ограничений на создание частных школ
и увеличение объема средств, поступающих от неправительственных организаций
и неправительственным организациям, включая мелкие низовые организации;
g) содействие эффективному использованию существующих
возможностей, например, обучение в школах в несколько смен, более широкое
использование открытых университетов и других методов заочного обучения;
h) содействие использованию средств массовой информации
для целей просвещения при низком уровне расходов или бесплатно;
i) поощрение партнерских связей между университетами
в развитых и развивающихся странах.
В. Расширение информированности
населения
Основа для деятельности
36.8. До сих пор бытует довольно распространенное непонимание
взаимосвязи между всеми видами деятельности человека и окружающей средой,
что объясняется неточной или недостаточной информацией. Особую нехватку
соответствующих технологий и специальных знаний испытывают развивающиеся
страны. Необходимо повысить уровень понимания населением проблем окружающей
среды и развития, развить чувство причастности к их решениям и достичь
большей заинтересованности в процессе устойчивого развития и приверженности
его обеспечению.
Цели
36.9. Цель заключается в содействии широкой информированности
населения, которая является неотъемлемой частью глобальных усилий в области
просвещения, направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий,
совместимых с устойчивым развитием. Важно подчеркнуть принцип передачи
полномочий, отчетности и ресурсов на наиболее подходящий уровень, причем
предпочтение следует отдавать ответственности и контролю местных органов
за деятельность по повышению информированности населения.
Деятельность
36.10. С учетом того, что страны, региональные и международные
организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении
осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой
и программами, предлагаются следующие мероприятия:
a) странам следует укрепить существующие консультативные
органы или создать новые органы в целях распространения общественной информации
по вопросам окружающей среды и развития и координировать деятельность,
в частности, с Организацией Объединенных Наций, неправительственными организациями
и важными средствами массовой информации. Они должны поощрять участие
населения в обсуждении политики и оценок в области окружающей среды. Правительства
должны также оказывать содействие и поддержку в деле передачи информации
с национального уровня на местный через посредство существующих сетей;
b) системе Организации Объединенных Наций следует
совершенствовать свои связи с широкими слоями населения в ходе обзора
своей деятельности в области просвещения и повышения информированности
населения в целях содействия более активному участию и координации всех
частей системы, в особенности ее информационных органов и региональных
и страновых операций. Необходимо проводить систематические обследования
результативности кампаний по повышению информированности населения,
учитывая потребности и вклад конкретных общинных групп;
c) следует, по возможности, поощрять страны и региональные
организации оказывать услуги в области распространения общественной
информации по вопросам окружающей среды и развития в целях повышения
информированности всех групп, частного сектора и особенно директивных
органов;
d) странам следует создавать стимулы для учебных
заведений всех уровней, в особенности высших учебных заведений, с тем
чтобы они вносили более весомый вклад в расширение информированности
населения. Учебные материалы всех видов и для всех аудиторий должны
основываться на самой точной имеющейся научной информации, включая естественные,
психологические и социальные науки, с учетом эстетических и этических
факторов;
e) странам и системе Организации Объединенных Наций
следует развивать отношения сотрудничества со средствами массовой информации,
популярными театральными группами, а также индустрией развлечений и
рекламными агентствами на основе проведения дискуссий в целях мобилизации
их опыта в деле формирования у населения моделей поведения и потребления
и широкого использования их методов. Такое сотрудничество также расширит
активное участие населения в обсуждении вопросов окружающей среды. ЮНИСЕФ
должен разработать рассчитанный на детей материал для средств массовой
информации в качестве учебного средства, обеспечивая тесное сотрудничество
между внешкольным сектором общественной информации и школьной учебной
программой — начиная с уровня начального образования. ЮНЕСКО, ЮНЕП и
университеты должны расширять планы предварительной учебной подготовки
журналистов по вопросам окружающей среды и развития;
f) в сотрудничестве с научными кругами странам
следует разработать пути использования современных технологий коммуникации
в целях эффективного охвата всех слоев населения. Национальные и местные
органы, ответственные за вопросы образования, и соответствующие организации
Организации Объединенных Наций должны, по возможности, более широко
применять аудиовизуальные методы, особенно в сельских районах в рамках
мобильных групп, путем подготовки с участием местных кадров теле- и
радиопрограмм для развивающихся стран, на основе использования методов
взаимодействия различных средств массовой информации и сочетания передовой
методики с народными средствами информации;
g) странам следует, по возможности, оказывать поддержку
связанным с экологией мероприятиям в области отдыха и туризма на основе
Гаагской декларации по туризму (1989 год) и текущих программ Всемирной
туристской организации и ЮНЕП, должным образом используя музеи, исторические
памятники, зоопарки, ботанические сады, национальные парки и другие
охраняемые районы;
h) странам следует поощрять расширение участия
неправительственных организаций в решении проблем в области окружающей
среды и развития на основе осуществления совместных инициатив в области
повышения информированности населения и улучшения механизмов взаимодействия
с другими слоями общества;
i) странам и системе Организации Объединенных Наций
следует расширять взаимодействие с коренными народами и, по возможности,
привлекать их к деятельности по рациональному использованию, планированию
и развитию в области окружающей среды в районах их проживания и содействовать
распространению традиционных и приобретенных в процессе социального
развития знаний с помощью средств, основанных на местных обычаях, в
особенности в сельских районах, сочетая эти усилия, при необходимости,
с использованием электронных средств массовой информации;
j) ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН и неправительственным
организациям следует разработать вспомогательные программы, предусматривающие
приобщение молодежи и детей к рассмотрению вопросов окружающей среды
и развития, такие, как детские и молодежные слушания, проводимые на
основе решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей
(А/45/625, приложение);
k) странам, Организации Объединенных Наций и неправительственным
организациям следует содействовать мобилизации мужчин и женщин в рамках
кампаний по расширению информированности населения, подчеркивая роль
семьи в деятельности по охране окружающей среды, вклад женщин в передачу
знаний и социальных ценностей, а также развития людских ресурсов;
l) необходимо содействовать повышению информированности
населения в отношении последствий насилия в обществе.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.11. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программной области составит около 1,2 млрд. долл. США, включая около
110 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной
или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный
характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы
и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут
зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
С. Содействие профессиональной
подготовке
Основа для деятельности
36.12. Профессиональная подготовка является одним из наиболее
важных средств развития людских ресурсов, содействующих переходу к более
устойчивому миру. Она должна иметь конкретную профессиональную направленность
с целью заполнения пробелов в знаниях и навыках, что помогло бы людям
найти работу и принять участие в мероприятиях, касающихся окружающей среды
и развития. В то же время программы профессиональной подготовки должны
способствовать повышению информированности в вопросах окружающей среды
и развития в качестве двустороннего учебного процесса.
Цели
36.13. Предлагаются следующие цели:
a) создать или укрепить программы профессионально-технической
подготовки, которые удовлетворяют потребностям в области окружающей среды
и развития и обеспечивают доступ к возможностям получения профессиональной
подготовки, независимо от общественного положения, возраста, пола, расы
или религии;
b) содействовать подготовке гибкой и готовой трудиться
в различных условиях рабочей силы, состоящей из представителей различных
возрастных групп, которые в состоянии решать всевозрастающие проблемы
в области окружающей среды и развития и вопросы, возникающие в результате
перехода к устойчивому обществу;
c) укрепить национальный потенциал, особенно в
области научной и профессиональной подготовки, с тем чтобы дать возможность
правительствам, работодателям и рабочим выполнять свои задачи в области
окружающей среды и развития и облегчить передачу и использование новой
безопасной в экологическом и социальном отношениях соответствующей технологии
и «ноу-хау»;
d) обеспечить учет соображений, касающихся окружающей
среды и экологии человека, на всех управленческих уровнях и во всех
функциональных областях управления, таких, как система сбыта, производство
и финансирование.
Деятельность
36.14. При поддержке системы Организации Объединенных Наций
странам следует определить потребности в области профессиональной подготовки
рабочей силы и произвести оценку мер, которые необходимо принять для удовлетворения
этих потребностей. Система Организации Объединенных Наций могла бы провести
обзор прогресса, достигнутого в этой области, в 1995 году.
36.15. Национальные профессиональные ассоциации следует
поощрять к разработке и проведению обзора своих кодексов этики и поведения
в целях более широкого учета вопросов, касающихся окружающей среды, и
укрепления готовности к их решению. Компоненты финансируемых профессиональными
органами программ, касающиеся профессиональной подготовки и повышения
квалификации, должны обеспечивать включение навыков и информации о деятельности
в области устойчивого развития на всех уровнях разработки политики и принятия
решений.
36.16. Странам и учебным заведениям следует включить вопросы
окружающей среды и развития в существующие учебные программы и содействовать
обмену методологиями и оценками.
36.17. Странам следует поощрять все секторы общества, такие,
как промышленность, университеты, правительственные должностные лица и
служащие, неправительственные организации и общинные организации, включать
компонент рационального использования окружающей среды во все соответствующие
мероприятия учебной подготовки, уделяя особое внимание удовлетворению
непосредственных потребностей в профессиональной подготовке в рамках краткосрочной
формальной подготовки и профессионально-технической и управленческой подготовки
без отрыва от производства. Необходимо расширить возможности профессиональной
подготовки по вопросам рационального использования ресурсов окружающей
среды и создать специализированные программы «профессиональной подготовки
инструкторов» в целях поддержки профессиональной подготовки на национальном
уровне и уровне отдельных предприятий. Необходимо разработать новые учебные
подходы к существующей безопасной в экологическом отношении практике,
которые создали бы рабочие места и в максимальной степени использовали
бы методы, основывающиеся на применении местных ресурсов.
36.18. Странам следует укрепить или создать программы практической
подготовки для выпускников профессионально-технических школ, средних школ
и университетов во всех странах, с тем чтобы они соответствовали потребностям
рынка рабочей силы и могли рассчитывать на твердые заработки. Необходимо
разработать программы профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии
с потребностями структурной перестройки, отражающейся на условиях занятости
и профессиональной квалификации.
36.19. Правительствам следует консультироваться с лицами,
находящимися в изоляции, будь то в географическом, культурном или социальном
плане, в целях выяснения их потребностей в профессиональной подготовке,
с тем чтобы предоставить им возможность в большей мере вносить свой вклад
в развитие устойчивой рабочей практики и образа жизни.
36.20. Правительствам, промышленникам, профсоюзам и потребителям
следует содействовать пониманию взаимозависимости между надлежащим состоянием
окружающей среды и надлежащей деловой практикой.
36.21. Правительствам следует создать службу подготовленных
и нанятых на местах технических работников по вопросам окружающей среды
для предоставления местному населению и общинам, в частности в неблагополучных
городских и сельских районах, необходимых услуг, начиная с элементарной
заботы об охране природы.
36.22. Странам следует расширять возможности получения доступа
к информации и знаниям по вопросам окружающей среды и развития и их анализа
и эффективного использования. Необходимо укрепить существующие или вновь
созданные программы специальной подготовки с целью удовлетворения информационных
потребностей особых групп. Необходимо провести оценку воздействия этих
программ на производительность, состояние здоровья, безопасность и занятость.
Необходимо разработать национальные и региональные системы данных о рынках
труда в сфере охраны природы, которые обеспечивали бы на постоянной основе
информацию о возможностях занятости и профессиональной подготовки в этой
области. Необходимо подготовить и обновить учебные пособия по вопросам
профессиональной подготовки в области окружающей среды и развития, в которых
содержалась бы информация об учебных программах и планах, методологиях
и результатах оценки на местном, национальном, региональном и международном
уровнях.
36.23. Учреждениям по оказанию помощи следует укрепить компонент
профессиональной подготовки во всех проектах в области развития, уделяя
особое внимание многодисциплинарному подходу, повышению информированности
и обеспечению необходимых профессиональных знаний для перехода к устойчивому
обществу. Достижению этой цели могут способствовать руководящие принципы
ПРООН по вопросам рационального использования окружающей среды в рамках
оперативной деятельности системы Организации Объединенных Наций.
36.24. Существующим сетям организаций работодателей и трудящихся,
промышленным ассоциациям и неправительственным организациям следует облегчать
обмен опытом, полученным при проведении программ профессиональной подготовки
и повышения информированности.
36.25. Правительствам, в сотрудничестве с соответствующими
международными организациями, следует разработать и осуществлять стратегии
в целях устранения экологических угроз и чрезвычайных ситуаций на национальном,
региональном и местном уровнях, уделяя особое внимание осуществлению в
кратчайшие сроки программ практической подготовки и информированности
в целях повышения готовности населения.
36.26. Системе Организации Объединенных Наций, по мере необходимости,
следует расширить свои программы профессиональной подготовки, в особенности
подготовки по вопросам окружающей среды и вспомогательных мероприятий
для организаций работодателей и трудящихся.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.27. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программной области составит около 5 млрд. долл. США, включая около
2 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной
или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный
характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы
и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут
зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
Примечания
1. Межправительственная конференция по
окружающей среде и развитию:
заключительный доклад (Париж, ЮНЕСКО, 1978 год), глава III.
2. Finаl Rероrt оf thе Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn
fоr Аll:
Мееting Ваsiс Lеаrning Nееds, Jоmtiеn, Тhаilаnd, 5-9 Маrсh 1990 (Nеw
Yоrk, Intеr-Аgеnсу Соmmissiоn (UNDР, UNЕSСО, UNIСЕF, Wоrld Ваnk) fоr thе
Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr Аll, 1990).
|